Законность — одно из сложных социально-правовых явлений, связанных с правом и правовым регулированием. Законность есть условие действия права, без нее право ничто. Многоплановая социальная роль законности позволяет ее характеризовать как:
– принцип самого права, заключающийся в требовании четкого соблюдения юридических норм, всех кому они адресованы. В этом смысл правового регулирования — изданная норма должна соблюдаться, в противном случае правовое регулирование девальвируется;
– политико-юридический режим, состояние общественной жизни, выражающееся в реальном соблюдении законов и иных нормативных правовых актов всеми субъектами права; такая характеристика законности высвечивает ее важнейшую роль в обществе. Законопослушность общества — одно из условий его стабильного развития;
– принцип деятельности государственного аппарата, аппаратов муниципальных органов власти и всей политической системы современного общества. Это начало закреплено в Конституции РФ (ч.2 ст.15): «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы». Безусловно, все должны соблюдать Конституцию РФ и другие законы, но очень важно, что для государственных и муниципальных органов власти — это основополагающее начало, принцип их деятельности. Органы публичной власти — важнейшая составляющая общественной жизни, и здесь отступление от принципа законности может иметь весьма существенные последствия для прав и свобод граждан;
– метод осуществления государственной и муниципальной власти. Государство, его органы, а также муниципальные органы власти осуществляют свои полномочия с помощью придания своим велениям общеобязанного характера в виде законодательных и иных нормативных правовых актов. Властные веления государственных и муниципальных органов имеют смысл и эффект только в том случае, если они реализуются, что возможно только при осуществлении начала законности (каждый обязан исполнять предписания государства и других компетентных органов).
Сфера действия законности достаточно широка, что следует из ст.15 Конституции РФ, в которой требование соблюдения законов в равной мере обращено как к должностным лицам государственных органов, муниципалитетов, так и к гражданам, их объединениям.
Такое требование к субъектам права лежит в основе выполнения законностью роли метода осуществления публичной (государственный и муниципальный) власти. Состояние законности, ее уровень, в любом государстве в первую очередь, определяется тем, насколько государственный аппарат государства и муниципальные службы соблюдают действующее законодательство и правовые акты местного самоуправления.
Законность, как и право, представляет собой социальную ценность. Все характеристики права как ценности для общества, личности, экономики и т. д. в равной мере распространяются на законность, ибо это ее принцип.
Законность и демократия. Эти два явления тесно взаимосвязаны. Демократия — это режим в обществе, который характеризует действующая система прав и свобод личности, развитая избирательная система, сменяемость руководителей властных структур и другие институты и учреждения представительной и непосредственной демократии. Однако их осуществление возможно только при наличии режима законности (все субъекты права не попирают, не игнорируют принципы и нормы права).
Подлинная демократия предполагает контроль представительных (законодательных) органов и исполнительными государственными органами власти, наличие развитой судебной системы. Очень важны и формы общественного контроля над органами государственной и муниципальной властью, например, со стороны Общественной палаты РФ. Институты демократии закреплены в федеральных и региональных законах, соблюдая их, реализуется демократия. Таким образом, осуществление принципа законности, а также уважительное отношение к нему гарантирует законопослушное общество, является условием его стабильности и необходимым фактором развития его демократических институтов. Законность и демократия взаимосвязанные понятия — законность не может существовать без демократии, а демократия без законности.
Законность — явление многоаспектное — это и принцип права, и социальный режим в обществе, и метод управления им. Законность — явление несомненно ценное для государства и общества, выступает как условие и гарантия демократии.
Законность соотносится с двумя явлениями: общественным порядком и правопорядком.
Общественный порядок — это система упорядоченных стабильных общественных отношений, сложившихся под воздействием социальных норм, норм права, морали и обычаев.
Правопорядок– это часть общественного порядка, которая складывается под воздействием правовых норм и составляет ядро общественного порядка.
По своей сути правопорядок представляет собой реализованную законность, ибо правовая упорядоченность общественных отношений предполагает повсеместную и всестороннюю реализацию правовых норм.
Правопорядок — это результат законности, то есть упорядоченная система всех правоотношений: конституционных, административных, гражданско-правовых и других.
Правопорядок и законность не тождественные понятия: они соотносятся между собой как цель (правопорядок) и средство (законность).
Это означает, что правопорядок может быть обеспечен только правовыми средствами и законными методами. Незаконные способы поддержания порядка разрушают его изнутри, так как противоречат природе правопорядка как порядка законного.
Подлинный правопорядок тесно связан со свободой личности. Такой правопорядок основывается, с одной стороны, на сознательном и добровольном осуществлении правовых предписаний гражданами, с другой стороны — на защите прав и свобод граждан органами государства.
Гарантиями законности и правопорядка являются объективные и субъективные факторы, которые создают прочную основу точной и неуклонной реализации законов всеми субъектами права:
– социально-экономическими гарантии;
Являются показателем высокого уровня и стабильности экономики, многообразие форм собственности, устранение монополизма, отсутствие социальных кризисов, высокий уровень социальной защищенности и материального обеспечения граждан.
– политические гарантии;
Заключаются в укреплении демократизма государственного и общественного строя, расширении гласности и общественного контроля над деятельностью администрации всех уровней, формировании и развитии открытой политической системы.
– идеологические гарантии;
Включают в себя нормирование, развитие и укрепление идеологии, рассматривающей человека в качестве высшей ценности общества, а гражданина — в качестве высшей ценности государства.
– юридические гарантии;
Заключаются в совершенствовании нормативной базы, разделении властей, своевременном предотвращении, предупреждении и пресечении правонарушений, обеспечении прав личности законными средствами.
– общественные гарантии.
Включают в себя высокий уровень правового сознания и правовой культуры общества, нетерпимость к нарушениям законов, активность общественных организаций и массовых правозащитных движений.
Проблема единства законности приобретает большую политическую остроту в связи с растущим движением во многих субъектах Российской Федерации за утверждение их суверенных прав, преодоление неоправданного командования из центра, устранение бюрократизма и т. д. При этом нельзя забывать о теоретической стороне вопроса. Если не сводить законность к законодательству (оно, естественно, может быть разным), а видеть в ней особый правовой режим, совокупность требований точного и неуклонного проведения установлений законодателя в жизнь, то, надо полагать, законность должна быть единой во всей Федерации в целом и в каждом ее субъекте.
Единство законности следует связывать с компетенцией центра в лице его органов и компетенцией субъектов Федерации в лице органов власти и управления последних. Требования законности едины к центральным органам, обязанным соблюдать не только свои законы, но и законы субъектов Федерации, и к органам субъектов Федерации. И те, и другие призваны соблюдать не только собственные законы.
Закон теряет юридическую силу, если он издан в нарушение компетенции соответствующего органа. При коллизиях местных нормативно-правовых актов приходится выяснять юридическую силу акта. Высшей юридической силой по вопросам, отнесенным к ведению центральных органов, обладают их акты. Далее идут законы субъектов Федерации, которые регулируют общественные отношения в соответствии с волей вышестоящих органов. По вопросам, отнесенным к исключительному ведению субъектов Федерации, нет акта более высокой юридической силы, чем закон субъекта Федерации. Общее правило таково, что акты органов управления — правительства, министерств и ведомств, исполнительных органов местных органов власти — являются подзаконными и уступают парламентским актам.
К сожалению, практика государственного управления знает немало примеров того, как центральные министерства и ведомства бесцеремонно игнорируют права субъектов Федерации и компетенцию их высших органов государственной власти. Это соответствовало общей тенденции подмены представительных органов подотчетными им органами управления. В качестве ответной реакции наблюдаются столь же пагубные стремления противопоставить законодательство субъектов Федерации законодательству центральных органов.
Должна быть разработана система мер и государственно-правовых механизмов для защиты прав субъектов Федерации и для предотвращения случаев злоупотребления данными правами, обеспечения единства правовой системы, защиты Конституционных прав и законных интересов граждан.
На уровне федеративных отношений может стать актуальным и единство самих законов, единство правового регулирования. Скажем, принимаются законы о гражданстве в различных республиках. Если не учитывать ситуацию единого государства и единого гражданства, можно принять такие положения, которые заведут практические органы, и прежде всего самих граждан в тупик, из которого без потерь не выбраться. Так, одни республики могут признать гражданами только тех, кто родился на их территории, независимо от места их проживания, другие будут устанавливать гражданство ребенка в зависимости от гражданства одного родителя и т. д. Кто-то установит ценз оседлости, кто-то — ценз грамотности или владения языком. Появятся лица с двойным и тройным гражданством, лица без гражданства данной республики, но с гражданством другой, лица без гражданства вообще. Все это в итоге может привести к положению, существовавшему во времена всеобщей феодальной раздробленности, к затруднению экономических, культурных, политических связей, к ущемлению прав человека.
Следить за единством законности в правотворческой деятельности призваны Конституционный Суд и прокуратура в порядке осуществления функций общего надзора.
Единство законности в сфере реализации права призваны обеспечивать суды и те органы, которые имеют право на официальное толкование правовых норм.
Литература:
- Шарифов В. М.. Лекции по теории государства и права. 2012.
- Лелекова Л. Д.. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. Учебное пособие. Санкт-Петербург 2009.
- Власенко Н. А.. Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное). — М.: Проспект,2011.