Формирование профессиональных компетенций будущего педагога в области художественно-эстетической деятельности (на примере ознакомления с древнерусской архитектурой) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Поповкина, О. П. Формирование профессиональных компетенций будущего педагога в области художественно-эстетической деятельности (на примере ознакомления с древнерусской архитектурой) / О. П. Поповкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3.1 (137.1). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38215/ (дата обращения: 18.11.2024).



В последние годы модернизация российского образования переживает достаточно сложный процесс, который характеризуется интенсивной разработкой основополагающих подходов и принципов педагогического процесса, ускорением темпов обновления и сменяемости знаний, поиском нового содержания и инновационных технологий, соответствующих современному уровню развития науки и культуры. Такое обновление должно соответствовать актуальным потребностям государства, общества, личности и сориентировано на формирование разносторонней личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. Гарантам успешного достижения поставленных целей должен выступать педагог. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность педагога, способную обучать, развивать и воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

В современной системе образования подготовка педагогических кадров осуществляется на концептуальной основе в рамках компетентностного подхода, который проходит адаптацию к российской образовательной системе.

В настоящее время нет четкой определенной общепринятой трактовки понятий «компетентность» и «компетенция». Например, доктор педагогических наук, профессор Н. М. Борытко писал: «В отечественной педагогике принято различать понятия «компетентность», как характеристику работника (специалиста), и «компетенция», как характеристику рабочего места (должности, позиции). Компетенция — это наперед заданное требование к образовательной подготовке обучаемого, характеристика его профессиональной роли, компетентность — мера соответствия этому требованию, степень освоения компетенции, личностная характеристика человека».

Термин «компетенция» широко используется в настоящее время везде, где говорят или пишут о воспитании и обучении, а понятие сводится к следующему: «Компетенция (от лат. competentio от competo добиваюсь, соответствую, подхожу) — это личная способность педагога решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам педагога».

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования определены основные группы профессионально-педагогических компетенций: общекультурные, общепрофессиональные компетенции, профессиональные компетенции, специальные компетенции.

Рассмотрим содержание одной из специальных компетенций: способность применять знание теоретических основ и навыки организации практической деятельности начального художественно-эстетического образования, обеспечивающие развитие творчества и самостоятельности детей (СК-6).

В рамках освоения указанной компетенции студент должен:

— обладать знаниями видов и жанров изобразительного искусства, средств изобразительного искусства, особенностей визуального художественного образа, процесса его создания, развития и восприятия,

— должен овладеть методикой руководства процессом освоения ценностей изобразительного искусства с целью развития детского изобразительного творчества.

Технология формирования специальной компетенции (СК-6) осуществляется в ходе художественно-эстетической деятельности будущих педагогов и предполагает «…формирование творческой активности личности по освоению совокупности межкультурных, полихудожественных и эстетических знаний, в основе которых лежат мировоззренческие установки отношения к искусству и художественному творчеству, развитие способностей в различных областях знаний».

В исследовании Л. Н. Меняйло выделяются следующие виды художественно-эстетической деятельности студентов:

 художественно-практическая (оформление досуговой деятельности: концертов, выставок, фестивалей и т. п.);

 художественно-творческая (создание учебных и творческих работ);

 художественно-техническая (освоение основ дизайна);

 художественно-рецептивная (восприятие произведений искусства);

 рецептивно-эстетическая (восприятие красоты окружающего мира);

 духовно-культурная (выработка личного вкуса, вынесение вкусовых суждений и оценок и т. д.);

 теоретическая (выработка эстетических концепций и взглядов) и др.

Учебная дисциплина «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом» позволяет осуществлять все виды художественно-эстетической деятельности (в первую очередь художественно-творческую и художественно-рецептивную), тем самым способствует формированию специальных компетенций (например, СК-6), которые подразумевают во-первых, освоение основ изобразительной грамоты в рисунке, композиции, цветоведении и пр.; во-вторых, освоение опыта практической творческой деятельности по созданию произведений искусства и декоративно-прикладного творчества; в-третьих, владение умением оценивать художественный уровень различных произведений искусства и, в-четвертых, общую способность к восприятию многомерности и альтернативности языков искусства.

Опыт художественно-творческой деятельности студенты получают на основе разнообразных видов изобразительного искусства, представленные графикой, живописью, декоративно-прикладным искусством, скульптурой. Наименее затребованным и мало апробированным видом изобразительного искусства, формирующим профессионально-педагогические компетенции, является архитектура. Ее изучение и введение в педагогический процесс — достаточно актуальная и мало разработанная тема. Вместе с тем в специальной литературе доказано, что знакомство с архитектурой формирует следующие компоненты специальных компетенций в области художественно-эстетической деятельности студентов, а именно:

— владение расширенным кругозором за счет знаний об архитектуре как виде искусства, о мире искусства в мире архитектуры, об архитектуре в мире других искусств;

— владение развитым эстетическим восприятием, при котором студент умеет определить назначение, время создания, стиль даже незнакомой постройки;

—владение правильной эстетической оценкой отдельных приемов в создании целостного архитектурного образа, почувствовать этот образ при знакомстве с постройкой;

— формирование эстетического сознания (идеалов, суждений, чувств и т. д.);

— владение умениями передавать в самостоятельной художественной деятельности образы архитектурных сооружений.

Особую значимость приобретает процесс формирования уважительного отношения к творчеству архитекторов, знания об авторах архитектурных шедевров, специфике их творчества.

Все эти компоненты профессиональных компетенций сориентированы на требования образовательных программ начального общего образования по предмету «Изобразительное искусство» (В. С. Кузин, Б. М. Неменский, Т. Я. Шпикалова, О. А. Куревина), которые рекомендуют изучать архитектуру не только на основе мировых шедевров, но и на основе образцов древнерусского зодчества.

Не смотря на минимальный объем учебных часов, отведенных для изучения древнерусской архитектуры, будущие педагоги должны владеть и оперировать достаточным запасом знаний по данной теме, а именно:

— о древнерусском зодчестве как виде архитектурного искусства,

— о специфике древнерусского зодчества,

— об образе древнерусского города,

— о специфике православной архитектуры,

— о специфике крестьянского дома и его декоративном убранстве.

В качестве основной педагогической технологии, позволяющей освоить специфику древнерусской архитектуры на занятиях по дисциплине «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом», были использованы следующие формы и методы работы:

— Виртуальные экскурсии по музеям под открытым небом (Великий Новгород, Суздаль, Ярославль, Московский Кремль);

— Создание выставки «Сокровища русского зодчества»;

— Видео- уроки «Православный канон в древнерусском зодчестве», «Русь православная»;

— Практическое занятие «Эволюция древнерусского зодчества»;

— Подготовка студентами сообщений «Белокаменные города Руси» и выполнение презентаций на эту же тему;

— Составление каталогов электронных изданий;

— Творческое задание для студентов на тему «Деревня. Деревянный мир. Гармония жилья с природой» (выполнение проекта деревянного дома и его декоративного убранства).

Таким образом, можно констатировать, что занятия художественно-эстетической деятельностью по дисциплине «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом» по темам, связанными с изучением древнерусской архитектуры и зодчества, способствуют формированию специальных компетенций будущих педагогов.

Литература:

  1. Грачева Е. Ю. Сущность понятия «профессиональная компетентность педагога» с позиции немецких ученых [Текст] / Е. Ю. Грачева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 227–230.
  2. Чернышева С. А. К уточнению содержания понятия «художественно-эстетическая компетенция» [Текст] / С. А. Чернышева // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 309–313.
  3. Елагина В. С., Немудрая Е. Ю., Балакина Л. Л. Формирование профессионально-педагогической компетентности студентов педагогического вуза в условиях реализации образовательных стандартов третьего поколения [Текст] — Вестник ЧГПУ, № 2–2009г. Стр 83–92
Основные термины (генерируются автоматически): древнерусское зодчество, изобразительное искусство, компетенция, древнерусская архитектура, Методика обучения, продуктивный вид деятельности, декоративное убранство, педагогический процесс, художественно-эстетическая деятельность, художественно-эстетическая деятельность студентов.


Похожие статьи

Формирование и развитие творческой самостоятельности студентов-дизайнеров (на примере учебной дисциплины «Основы производственного мастерства»)

Совершенствование профессиональных компетенций педагога в области формирования экологического мировоззрения обучающихся

Формирование эстетической компетентности учащихся в системе общего и дополнительного образования посредством полихудожественного подхода

Развитие социально-личностных компетенций младших школьников с ОВЗ через призму театральной деятельности в коррекционно-реабилитационном центре (из опыта работы)

Повышение профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих реализацию общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности, через спецкурс «Технология учебной деятельности»

Инновационный подход к формированию профессиональных компетенций обучающихся профессии «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства»

Технологические аспекты организации самостоятельной познавательной деятельности студентов педагогического вуза в условиях взаимодействия со школой

Применение проектных методов на уроках технологии в педагогическом колледже как одно из условий формирования художественно-эстетической компетенции

Создание условий для становления культуры самовыражения в профессиональной деятельности у студентов-бакалавров педагогического ВУЗа в рамках курса «Педагогика самовыражения в профессии»

Формирование профессиональных компетенций будущего специалиста при изучении дисциплин специализации водоснабжения и водоотведения

Похожие статьи

Формирование и развитие творческой самостоятельности студентов-дизайнеров (на примере учебной дисциплины «Основы производственного мастерства»)

Совершенствование профессиональных компетенций педагога в области формирования экологического мировоззрения обучающихся

Формирование эстетической компетентности учащихся в системе общего и дополнительного образования посредством полихудожественного подхода

Развитие социально-личностных компетенций младших школьников с ОВЗ через призму театральной деятельности в коррекционно-реабилитационном центре (из опыта работы)

Повышение профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих реализацию общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности, через спецкурс «Технология учебной деятельности»

Инновационный подход к формированию профессиональных компетенций обучающихся профессии «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства»

Технологические аспекты организации самостоятельной познавательной деятельности студентов педагогического вуза в условиях взаимодействия со школой

Применение проектных методов на уроках технологии в педагогическом колледже как одно из условий формирования художественно-эстетической компетенции

Создание условий для становления культуры самовыражения в профессиональной деятельности у студентов-бакалавров педагогического ВУЗа в рамках курса «Педагогика самовыражения в профессии»

Формирование профессиональных компетенций будущего специалиста при изучении дисциплин специализации водоснабжения и водоотведения

Задать вопрос