С отставкой Н. С. Хрущева завершился процесс либерализации общественно-политической жизни и общественно-политических процессов в СССР.
Новым первым секретарем ЦК КПСС стал Л. И. Брежнев, который стал одним из ключевых инициаторов и организаторов смещения Н. С. Хрущева.
При изучении исторической литературы [2] можно выявить ряд характерных особенностей, приписываемых образу Л. И. Брежнева, В. А. Егоршин в своей работе «Фельдмаршалы и Маршалы» [1] характеризует Л. И. Брежнева, как человека осторожного, консервативного, максимально стремившегося к стабилизации политической и общественно-политической жизни в СССР.
Главой правительства при Л. И. Брежневе был избран А. Н. Косыгин, зарекомендовавший себя на тот период, как видный политический и общественно-политический деятель.
Новое руководство предложило широкой общественности новый вектор общественно-политического, социального и политического развития идейно-теоретической основой нового общественно-политического направления стала, разработанная в конце 60-х годов ХХ века, концепция «Развитого Социализма».
Основным существенным недочетом данного вектора развития стали кризисные явления в общественно-политической жизни страны, которые привели к стимулированию одних отраслей и полному игнорированию других.
Устранение перегибов и недочетов в общественно-политической деятельности СССР способствовала политика «совершенствования» социализма.
Л. И. Брежнев выступил активным проводником концепции «развитого социализма», его политические взгляды поддержали Ю. В. Андропов и К. У. Черненко. [3]
К 1965 гг., завершилось объединение промышленных и сельских партийных организаций, позднее была упразднена территориальная система управления народным хозяйством, что позволило устранить искривления допущенных в деятельности направленной на стимулирование аграрной сферы, в частности по отношению к личному приусадебному хозяйству.
В 1970 гг., Л. И. Брежневым было заявлено о полном достижении равенства между советскими республиками по экономическому, общественно-политическому и культурному уровню, что в перспективе позволило бы улучшить показатели решения национального вопроса в стране. [4]
В развитии общественно-политической жизни, в изучаемый период, четко прослеживались две тенденции:
− демократическая
− антидемократическая.
Противоречия в данной ситуации проявлялись, в частности, в сфере управления производственными, общественно-политическими и государственными делами.
В 1970–1980 гг., интенсивно росла численность общественных объединений и общественно-политических организаций на предприятиях и в учреждениях.
Создавались организации народного контроля и технического творчества, постоянно действующие производственные совещания (ПДПС), подобная деятельность может свидетельствовать о массовости общественных и общественно-политических объединений, руководили которыми партийные организации, данная деятельность создавала четкую иллюзию участия широких масс населения в общественно-политической деятельности страны, формировании общественно-политических тенденций и создании положительного общественно-политического климата. [5]
Общественные объединения из представителей различных категорий населения действовали, в рамках решения поставленных центром задач, в различных регионах страны и при местных советах, разбавляя социальный состав рабочих в самих советах, по соотношению рабочих, колхозников и интеллигенции, при этом являясь полноценными партийными деятелями и чиновниками.
Таким образом под контролем партийных органов находилась все общественная и общественно-политическая жизнь широких масс общества, включая повседневную работу во всех структурах государственной власти в центрах и на местах.
В октябре 1977 гг., внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла новую конституция, это событие стало ключевым в общественно-политической жизни населения изучаемого периода.
На предприятиях, в колхозах, совхозах, в учебных заведениях прошли широкие обсуждения основных положений конституционного документа.
Широкое, свободное рассмотрение проекта Основного Закона впоследствии расценивалось и преподносилось, как символ демократизации и доказательство преимуществ советского демократизма над загнивающей буржуазией.
В основу новой Конституции была вложена теоретическая часть концепции «Развитого Социализма», главным принципом было провозглашено тотальное полновластие народа. [6]
Все советы народных депутатов, Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, краевые и областные и др. советы составили единую систему соподчинения органов власти.
ВО главе данной политической структуры находился двухпалатных Верховный Совет СССР, подразделяющийся на Совет Союза и Совет национальностей.
В перерывах между сессиями Верховного Совета СССР его функции возлагались на Президиум.
Вся повседневная управленческая деятельность осуществлялась при помощи системы государственного управления, которую возглавлял Совет Министров СССР.
Таким образом, усиление идеологического нажима на общественно-политическую жизнь после периода «оттепели» вызвало широкий спектр противоречий и привело к создание различных диссидентских движений.
Вначале своей деятельности такие движения ставили перед собой четкую цель постепенного совершенствования существующей системы, позднее данный вектор сменился на полное отрицание и отказ от ее основных постулатов и догм, становясь ярыми активистами либеральной направленности.
Одним из наиболее ярких представителей подобного течений был Р. А. Медведев, менее радикальными представителями были А. И. Солженицын, А. Д. Сахаров и т. д.
Главными формами деятельности подобных движений были:
− демонстрации под правозащитными лозунгами
− публичные обращения в адрес руководителей страны и судебных инстанций в защиту прав тех, или иных лиц.
К концу 1970-х гг., противоречия между оппозиционными движениями и власть все больше усиливались, создавая отрицательный фон для формирования общественно-политических настроений.
Это окончательно подтвердило формирование в стране потребности осуществления новых общественно-политических реформ.
Еще одним непреодолимым противоречием стала духовная жизнь в СССР 1965–1985 гг., социальная структура советского общества: рабочий класс и служащие, колхозное крестьянство, интеллигенция, партийно-государственно-административная бюрократия и т. д., требовала характерного для этого периода свертывания либеральных начинаний хрущёвской поры.
Литература:
- Егоршин В. А. Фельдмаршалы и маршалы. М., 2000.
- Ивкин В. И. Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители. 1923–1991. Историко-биографический справочник. М., РОССПЭН, 1999, с. 232.
- Медведев Р. А. Личность и эпоха. Политический портрет Л. И. Брежнева. — М., 1991.
- Млечин Л. М. Брежнев и разочарование России. — СПб.: Питер, 2012. — С. 337.
- URL:http://leonidbrezhnev.ucoz.ru/publ/stati_zametki_intervju/ l_i_brezhnev_kak_ehto_bylo/2–1-0–17 (11.01.17)
- URL:http://www.brejnevli.ru/book_view.jsp?idn=002802&page=1&format=djvu (11.01.17)
- URL:http://histerl.ru/lectures/seredina_20_veka/obshestveno_politicheskaia_sgizn.htm (11.01.17)