Наличие сотен философских учений вызывает необходимость в их классификации. Наиболее распространенным способом деления философских течений является их деление по хронологическому или историческому признаку. В этой классификации выделяют древнюю и средневековую философии, философию эпохи Возрождения, философию Нового времени, современную философию и т. д. Очень часто деление философских учений по хронологическому признаку сочетается с их делением по региональному признаку. Тогда говорят о философии Древнего Востока, античной философии, европейской философии XIX века и т. п. Существует также деление философских учений по национальному признаку (арабская, русская, японская философии), по религиозному признаку (буддийская, мусульманская, христианская философии). Сциентизация общественной жизни и ее последствия, а также обогащение европейской культуры идеями восточной философии сделали актуальным деление философских учений на рационалистическое и иррационалистическое направления. Решение ряда мировоззренческих проблем средствами философии породило деление философских учений на материалистические и идеалистические. Рассмотрим подробнее особенности и виды материалистической философии.
Все, с чем сталкивается человек, имеет либо материальную, либо духовную природу. Какой из этих двух видов реальности играет определяющую роль в природе, обществе и жизни человека? Есть мнение, что материальное начало (природа, материя) существует вечно и в процессе своей эволюции обретает ряд качеств, в том числе и то, что называют духовным, сознанием. Сторонников этой точки зрения называют материалистами. Материализм это «одна из основных тенденций в философии, противоположная идеализму, спиритуализму и дуализму и заключающаяся в установлении фактическим и логическим путем зависимости духовного от плотского и физиологического» [1, с. 376].
Но есть и другое мнение, согласно которому, определяющую роль в жизни природы, общества и человека играет духовное начало. Такой способ объяснения называют идеалистическим. Идеализм является противоположным материализму течением. К лагерю идеализма относятся те философы, которые утверждают, что дух существовал прежде природы, а природа или материя являются производными духа, под которым нередко понимают Бога. Согласно такой точке зрения природу любых социальных явлений — права, морали, искусства — следует искать в первоначально заданных генетических причинах, имеющих духовный характер [2; 3; 4; 5].
И материализм, и идеализм имеют богатую историю, украшенную именами знаменитых философов и ученых. Разнообразие их взглядов породило необходимость в классификации этих учений.
Здесь приводится одна из самых простых классификаций материалистических учений. Согласно этой классификации, существуют три вида материализма: а) стихийный (наивный), б) механический, в) диалектический. Стихийный материализм является исторически первой формой материализма. Наиболее заметными ее представителями в европейской философии являются Демокрит (ок.460–370 до н. э.), Эпикур (341–270 до н. э.), Лукреций (ок.99–55 до н. э.).
В восточной философии к этому виду материализма можно отнести древнеиндийские учения вайшешика и локаята, восходящие к Ведам (XV-VII вв. до н. э.). В древнекитайской философии крупным представителем стихийного материализма был Ван Чун (27–104). Особенностью этой философии является ее умозрительный характер, выдвижение предположений, не имеющих достаточно прочное фактическое обоснование. И философия, и наука не поднялись здесь еще до теоретического уровня. В качестве примера стихийного материализма, как правило, приводят взгляды первого европейского философа Фалеса (640/624–548/545 до н. э.). Он полагал, что основу всего материального мира составляет вода. Вода существует в жидком, твердом (лед) и газообразном (пар) состояниях. Наверное, есть и другие её состояния, полагал Фалес. Огонь есть пар, только очень горячий, а камень есть более твердый предмет, чем обычный лед, рассуждал он, сделав, в конечном счете, философский вывод: мир есть трансформированная в разные состояния вода. Чуть позднее примерно к такому же выводу пришел другой греческий философ — Анаксимен (VI в. до н. э.). Он полагал, что мир построен из такой субстанции, как воздух. «Воздух ˂..˃, если он разрежен, становится огнем, а если он сгущен, становится ветром, потом облаком и затем водой, потом землей, потом камнями, и остальное возникает из этого», — писал Анаксимен [6, с. 119].
Эмпедокл (V в. до н. э.) несколько усложнил такое представление о материи: он, вслед за древнекитайскими философами, считал, что мир состоит из четырех первоэлементов: воды, огня, воздуха и земли. Все многообразие мира объяснялось ими различными сочетаниями этих элементов. Рассмотренные выше взгляды на материю можно назвать субстратными. Их всех объединяет одно — попытка найти ту конкретную основу, тот материал, субстрат, из которого построен весь мир.
В XVI-XVII вв. в европейской науке и философии широкое распространение получило учение, названное рядом философов механическим материализмом. Его сторонники полагали, что в основе всех изменений природы, общества и человека лежит механическая форма движения материи. По этой причине они предлагали рассматривать химические, биологические, астрономические, социальные процессы как проявления механических законов. Яркими представителями такой формы философствования являются Г. Галилей (1564–1642), Т. Гоббс (1588–1679), П. Лаплас (1749–1827), И. Ньютон (1643–1727) и др. Именно к этому периоду развития философии и науки относится появление механической картины мира [7; 8; 9; 10]. Соответственно с этим развивается и философская концепция механицизма, новая онтология, которая является структурным компонентом механической картины мира [11; 12].
В середине XIX в. в Германии появляется новое учение — диалектический материализм, более известный под названием «марксистская философия». Эта философия в качестве главного своего метода использует диалектический метод изучения и объяснения природы, общества и человека. В соответствии с этим методом, все явления рассматриваются как процессы, т. е. постоянно изменяющиеся во времени объекты. Другой особенностью этого метода является требование рассматривать события в системе с другими, связанными с ними событиями.
Еще одной особенностью марксистской философии является распространение материалистического принципа на объяснение социальных процессов. Основатель этой философии К. Маркс (1818–1883) предложил искать причины политических, социальных и духовных изменений в обществе в сфере материальных (экономических) отношений. В соответствии с данной идеей, часть марксистской философии, занимающуюся анализом общества, называют историческим материализмом [13; 14].
Литература:
- Пивоваров Д. В. Материализм // Современный философский словарь. М.: Академический проект, 2004. 864 с.
- Рахматуллин Р. Ю. Генетические источники мусульманского права // Научный вестник Омской академии МВД России. 2011. № 4. С. 43–47.
- Рахматуллин Р. Ю. Суфийская антропология // Исламоведение. 2013. № 1. С. 64–74.
- Rakhmatullin R., Semenova E. Thomism of the unity of the religious and scientific knowledge // Nauka i studia. 2015. Т. 10. С. 288–291.
- Рахматуллин Р. Ю. Дух как категория религиозной онтологии // Молодой ученый. 2015. № 2. С. 651–653.
- Бартош Я. К вопросу о формировании категории материи в истории философии // Вопросы философии. 1972. № 8. С. 117–123.
- Рахматуллин Р. Ю. Научная картина мира как особая форма организации знания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 12–2 (38). С. 166–168.
- Камасина Р. Р., Семенова Э. Р. Научная картина мира как высшая форма научного знания // Вестник научных конференций. 2015. № 3–1 (3). С. 68–70.
- Михайлова М. Г., Семенова Э. Р. Научная картина мира в системе знания // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 52. С. 169–172.
- Рахматуллин Р. Ю., Хамзина Д. З. Соотношение понятий «мировоззрение», «картина мира», «онтология» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 1–2. С. 156–159.
- Rakhmatullin R. The picture of the world or ontology? // Уральский научный вестник. 2016. Т. 7. № 2. С. 55–60.
- Рахматуллин Р. Ю. Картина мира или онтология? // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 10 (72). С. 167–169.
- Тагиров С. Ф., Семенова Э. Р. Марксистская философия истории // Вестник научных конференций. 2016. № 1–5 (5). С. 185–186.
- Лутфрахманова Д. У., Семенова Э. Р. О законах диалектики // Вестник научных конференций. 2015. № 3–1 (3). С. 79–80.