Историко-правовой аспект развития института присяжных в уголовном судопроизводстве России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Дата публикации: 11.01.2017

Статья просмотрена: 187 раз

Библиографическое описание:

Палий О. И. Историко-правовой аспект развития института присяжных в уголовном судопроизводстве России // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 326-329. — URL https://moluch.ru/archive/136/38018/ (дата обращения: 27.05.2018).



В статье рассматривается история развития и функционирования института суда присяжных заседателей, с момента его возникновения и вплоть до сегодняшнего дня. Автором приводится историческая справка деятельность данного института.

Ключевые слова: институт присяжных заседателей, уголовные дела, способы совершенствования, реформа, регламентация

The article considers history of development and functioning of the jury institution, since its origin and until the present day. The author provides historical background activities of the institution.

Keywords: Institute of jurors, criminal cases, ways to improve, reform, regulation of the question

Зарождение суда присяжных заседателей в России следует считать со времен Русской Правды, в которой впервые упоминалось о том, что лицо, совершившее преступление, но всячески отрицающее его, должно было предстать перед 12 мужами, решающими вопрос о его виновности либо невиновности.

Позднее упоминание о судебном процессе с участием присяжных встречалось в Псковской и Новгородской судных грамотах, датируемых 1467 г. и 1771 соответственно. Процедуру «суда одрин» по праву можно считать прототипом современного российского суда присяжных, в состав коллегии входили по одному боярину и свободному человеку от каждого города [9, с. 10].

Последующим историческим этапом закрепления суда присяжных стало закрепление при Уложенной комиссии 1767 года в годы правления Екатерины II. Однако подражание западноевропейским странам так и не были реализованы в отечественной судебной системе.

Дальнейшую попытку возрождения суда присяжных предпринял М. М. Сперанский в период службы в 1803–1807 гг. в Министерстве внутренних дел, где был причислен к Комиссии по составлению законов, по указу императора Александра I. М. М. Сперанский пересмотрел законодательство своего времени, по итогам работы предполагалось введение института защитника, освобождение под залог обвиняемого, что уже по своей сути являлось новеллой для современности, поскольку Российская Империя внимала духу права западноевропейских стран. Но и в этом раз предложенные нововведения так и не были реализованы, система осталась громоздкой, усложненной и бюрократической, к тому же, оставалось значительное влияние Синода на аппарат суда [8, с. 2].

Только лишь в связи с отменой крепостного права произошли изменения в судебной системе, когда Александр II принял решение о реформировании судебной системы в России, в ходе которого произошло отделение судебной власти от административной, что придало ей независимость и самостоятельность в принятии решений. Прежние устои тайного суда заменены на открытый устный и состязательный процесс судопроизводства. В конечном итоге подобного рода кардинальные изменения привели к введению суда присяжных, его усложненная процедура гарантировала защиту от коррупции и произвола в судебной системе.

Стоит отметить, что последующее закрепление в нормах права суд присяжных получил в Судебных уставах в 1864 году и начал действовать в 1865 году, именно тогда были определены порядок и последовательность прекращения дела и отправления в новые суды.

Сам процесс осуществление судопроизводства в этот период можно охарактеризовать как смешанный, поскольку он соединял в себе признаки англосаксонской модели права — состязательный процесс и континентальной — элементы инквизиционного процесса.

Имеет место необходимость раскрыть сам процесс осуществления правосудия с участием присяжных. Так, новеллой того времени было введение равных прав для сторон защиты и обвинения относительно представления кандидатур в коллегию присяжных (по 3 присяжных от стороны). При этом государственный обвинитель имел право отвести только одного кандидата, нежели подсудимый и его защитник, которым было предоставлено право отвода до 4 кандидатов, но так, чтобы в итоге их осталось не менее 14. Однако сложность доставляла процедура отбора кандидатов в присяжные заседатели и ее критерии, согласно которой присяжным мог стать мужчина любого сословия от 25 до 70 лет, проживший в уезде, где проходило слушание дела, не менее 2-х лет. К тому же, оставался главенствующий на то время имущественный и земельные цензы. Вышеуказанные условия участия присяжного в отправлении правосудия ставили под сомнение реализацию права [8, с. 4].

Смешанная система права проявлялась и в том, что в судебном заседании оглашались сведения, характеризующие личность подсудимого, его прежние судимости и все обвинения в иных преступлениях, а не отдельно взятый поступок (признак континентальной системы права). В то же время состязательность процесса, по типу англосаксонской системы права, проявлялся в правах подсудимого и его защитника предлагать свою версию произошедшего события и представлять суду на рассмотрение положительные сведения о подсудимом.

Что касается организации судов присяжных, то судебная реформа 1864 года оказала весомое значение в отправлении правосудия в России. Усложнила ситуацию катастрофическая нехватка денежных средств, профессиональных квалифицированных судей, помещений, граждане не проявляли должной сознательности. В конечном итоге все это привело к тому, что к 1875 году новый суд присяжных существовал почти в половине губерниях (в 23 из 44). В первоначальный период отсутствовал сам правовой механизм и порядок оплаты судов, по сути, граждане за свою работу в суде вовсе не получали вознаграждения, и только лишь в 1893 году начались выплаты «суточных» и оплата транспортного проезда. К примеру, крестьяне не могли содержать себя во время вызова в суд и в период сессии, поскольку денежных компенсаций не предусматривалось, многие, чтобы снять жилье, оплатить проезд и пропитание, были вынуждены устраиваться на мелкие работы либо просить милостыню.

Только в 1913 году был издан Закон «О назначении присяжным заседателям от казны суточных и путевых денег» [10, с. 6], согласно которому, заседатель (присяжный), проживавший вне места проведения слушания, мог получить от казны суточные в размере 50 копеек в мелких городах, 75 — в средних, и 1 рубль в крупных. К тому же, в случае, когда заседатель проживал на расстоянии от города более 25 верст, ему выплачивались по 3 копейки за каждую версту пути следования, причем в оба конца [8, с. 5].

И все же к концу ХХ все-таки сформировалась окончательная модель суда присяжных, которая строилась строгом разделении полномочий между непрофессиональными судьями и коронными судьями и действовала уже на всей территории страны. На их долю приходилось ¾ дел окружных судов, присяжным заседателям был подсуден довольно широкий круг дел, чаще всего — это дела, касающиеся отношений частной собственности, — практически 80 % всех рассматриваемых данным составом дел.

Практически всегда в качестве основы решений присяжных заседателей выступало именно понимание ими жизненной правды и справедливости, основанной на христианских заповедях («не убий, не укради, не прелюбодействуй»).

Однако вскоре из компетенции присяжных изымается ряд категорий дел, имеющих «политический окрас», а именно, ограничения коснулись, прежде всего, преступлений против государственной власти, поскольку политическая верхушка полагала, что оправдательные вердикты суда присяжных служат опасным прецедентом по отношению к ее стабильности. В качестве примера можно привести известное дело террористки Веры Засулич, которая по трагической случайности ранила из пистолета петербургского градоначальника генерала Ф. Ф. Трепова.

Впоследствии к началу ХХ века проявляются тенденции к сокращению компетенции суда присяжных, из состава подсудных присяжным дел изымаются все дела, имеющие какой — либо политический оттенок. Тем самым, роль суда присяжных в судебной системе значительно уменьшилась.

Лишь к концу Первой мировой войны суд присяжных претерпел изменения в сторону расширения компетенции, в частности были отменены национальные и прочие ограничения для заседателей, а при Временном правительстве отменяются сословные, религиозные цензы, разрешается вопрос о допущении женщин к участию в судебном разбирательстве. В конечном итоге — институт сословного представительства упраздняется во всех судебных органах и вместо него полноправно закрепляется суд с присяжными заседателями. Так, в подсудность суда присяжных были возвращены преступления против порядка управления, должностные преступления, государственные преступления.

Компетенция суда присяжных к 1917 году стала настолько широкой за всю свою историю, что подобные изменения не могли не отразиться на последующей практике правоприменения.

В систему судов добавляется военный суд присяжных, включающий в себя два списка присяжных — офицерский и солдатский. Но просуществовал он значительно недолго, вскоре после Октябрьской революции был упразднен. Декретом Совнаркома «О суде» № 1 от 22 ноября 1917 года соответственно был упразднен и суд присяжных заседателей (гражданский и военный) [4, с. 15].

Подводя итоги вышесказанному, можно констатировать, что суд присяжных был самым демократичным из институтов, установленных в истории России в свете буржуазных реформ. Заседатели олицетворяли в себе волю большинства, волю народа, являвшейся прежде исключительно прерогативой верховной власти. Он предоставил гражданам дореволюционной России возможность реализовать свои права посредством участия в отправлении правосудия.

Вплоть до октября 1922 года упоминание о суде присяжных было полностью искоренено из российского законодательства. И только к 1 ноября 1991 года (с момента введения изменений в ч. 1 ст. 166 Конституции РСФСР 1978 года [5, с. 10], советские граждане получили конституционное право на суд присяжных. Однако введение института суда присяжных заседателей в практику затянулся почти на два года. 16 июля 1993 года был принят Закон РФ № 5451–1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве в РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» [6, с. 27], который обеспечивал возможность рассмотрения дел судом присяжных заседателей. А постановление Верховного Совета РФ от 16.07.1993 года № 5451 / 1–1 «О порядке введения в действие закона…» [7, с. 35] в период с 1993 по 1994 годы суд присяжных полноправно функционирует в 9 регионах России, а к началу 2003 года — уже более чем в 70 регионах страны [11, с. 2].

С приятием и вступлением в силу Конституции Российской Федерации положения о праве на рассмотрения дел судом присяжных закрепились в статьях 20, 32, 47 и 123 окончательно [1, с. 17].

Согласно Федеральному закону от 18.12.2001 г. № 177 — ФЗ «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» [2, с. 29] суд присяжных поэтапно вводится уже на территории всех регионов страны. А в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 20.08.2004 года № 113 — ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» [3, с. 11] — рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции проводится в Верховном суде РФ, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах.

Однако, невзирая на непростую историю становления и развития института суда присяжных в России, как специфическая форма организации судопроизводства он остается одной из наиболее эффективной и открытой гарантией реализации и защиты прав и законных интересов человека и гражданина.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г. (изм. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
  2. «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»: Федеральный закон от 18.12.2001 № 177 — ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Российская газета, № 249, 22.12.2001.
  3. «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»: Федеральный закон № 113-ФЗ от 20.08.2004 (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ, 23.08.2004, № 34, ст. 3528.
  4. «О суде»: Декрет СНК РСФСР от 24.11.1917 // Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства, № 17, 24.11.1917.
  5. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (принята ВС РСФСР 12.04.1978) // Ведомости ВС РСФСР, 1978, № 15, ст. 407.
  6. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и кодекс РСФСР об административных правонарушениях»: Закон РФ от 16.07.1993 № 5451–1(ред. от 20.08.2004) // Российские вести, № 157, 17.08.1993.
  7. «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно — процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях»: Постановление ВС РФ от 16.07.1993 № 5451/1–1(с изм. от 30.12.2001) // Ведомости СНД и ВС РФ, 19.08.1993, № 33, ст. 1314.
  8. Ильюхов А. А. Суд присяжных в России: история его становления и развития // История государства и права, 2015, № 23.
  9. Развитие русского права во 2-й половине XIX — начале XX в. // Москва, 1997.
  10. Российское законодательство Х-ХХ в. Том 8 «Судебная реформа 1864 г». // Москва, 1984.
  11. Шахбанова Х. М. Исторические аспекты развития суда присяжных в России // История государства и права, 2015, № 23. С.46–49.
Основные термины (генерируются автоматически): суд присяжных, судебная система, суд, Россия, заседатель, присяжный, отправление правосудия, конечный итог, общая юрисдикция, Российская Федерация.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос