Урок математики в 6 классе по теме: «Диаграммы» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Масленкова В. А., Горячева К. Г., Арзяева Н. А., Васенина А. А., Фадеева А. С., Коваленко И. А., Бондарева Я. А., Молдыбаева А. И., Ширшикова М. Е. Урок математики в 6 классе по теме: «Диаграммы» // Молодой ученый. — 2016. — №30.1. — С. 2-6. — URL https://moluch.ru/archive/134/39026/ (дата обращения: 25.05.2018).



Цель урока: формирование умений анализировать информацию, представленную в виде столбчатых и круговых диаграмм. Сформировать умения представлять информацию в виде столбчатых и круговых диаграмм.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Задачи:

Обучающие: сформировать умения анализировать информацию, представленную в виде столбчатых и круговых диаграмм. Сформировать умения представлять информацию в виде столбчатых и круговых диаграмм.

Развивающие: развивать логическое мышление для сознательного восприятия учебного материала, внимание, зрительную память, грамотную математическую речь.

Воспитательные: воспитание познавательной активности, положительной мотивации к изучению предмета.

Результаты:

Предметные: анализируют и представляют информацию, представленную в виде диаграмм.

Метапредметные: отбирать информацию, полученную из разных источников, выделять и формулировать познавательную цель, планировать общие способы работы.

Личностные: развитие навыков сотрудничества, установка на поиск способов решения математических задач.

ХОД УРОКА:

1 Этап. Организационный момент (2 мин).

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

3 Этап. Постановка учебной задачи (5 мин).

Показать на листах диаграммы: столбчатую и круговую.

- В каком виде представлена информация?

- Какая у нас сегодня будет тема урока? Диаграммы.

- Запишите в тетради сегодняшнее число и тему урока.

- А как вы думаете, какие цели у нас будут сегодня?

4 Этап. Построение проекта выхода из затруднения детьми (открытие нового знания) (12 мин).

- Откройте страницу 160 (учебник математики за 6 класс, авторы: Мерзляк А.Г. и др.) и прочитайте информацию о диаграммах.

Опрос:

- Какие виды диаграмм вы знаете?

- В каких случаях используют столбчатые диаграммы, а в каких – круговые?

5 Этап. Первичное закрепление знаний во внешней речи (23 мин).

- Выполните задания из учебника. № 784-789.

А) Составим столбчатую диаграмму по следующей таблице «любимое время года» (рис.1):

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/7af766c05810f800d5e41379c891a068.png.jpg

Рис.1. Столбчатая диаграмма «Любимое время года»

Б) Круговые диаграммы

- Рассмотрите таблицу (таблица 1):

Таблица 1

Название океана

Приближенное значение площади океана

Тихий

178млн. км²

Индийский

75 млн. км²

Атлантический

92 млн. км²

Сев. Ледовитый

15 млн. км²

- Как вы думаете, что необходимо сделать сначала, чтобы построить круговую диаграмму

- Чтобы построить круговую диаграмму, надо найти центральные углы, соответствующие данным величинам.

- В нашем примере приближённая площадь всех океанов равна 360 млн. км², а полный круг содержит 360°, поэтому центральному углу в 1° соответствует площадь в 1 млн. км². Значит, площади океанов изображаются соответственно углами 178°, 75°, 92°, 15° (рис.2.).

Рис.2. Круговая диаграмма

6 Этап. Самостоятельная работа (15 мин).

Обучающиеся самостоятельно выполняют задания в классных тетрадях.

  1. Ответьте на вопросы к диаграмме «Самые известные проливы Планеты» (рис.3).

http://festival.1september.ru/articles/562157/img1.jpg

Рис.3. Диаграмма «Самые известные приливы Планеты»

- Укажите тип диаграммы?

- Имеет ли диаграмма название? Если да, то укажите его.

- Укажите пролив, который имеет наименьшую длину?

- Какой пролив имеет наибольшую длину?

- На сколько километров длина пролива Ла-Манш больше длины пролива Лаперуза?

2. Ответьте на вопросы к диаграмме «Самые высокие действующие вулканы мира» (рис.4).

http://festival.1september.ru/articles/562157/img2.jpg

Рис.4. Диаграмма «Самые высокие действующие вулканы мира»

- Укажите тип диаграммы?

- Имеет ли диаграмма название? Если да, то укажите его.

- Какой вулкан имеет наименьшую высоту? А наибольшую?

3.Ответьте на вопросы к диаграмме «Любимый жанр телепередач» (рис.5.).

http://festival.1september.ru/articles/562157/img3.jpg

Рис.5. Диаграмма «Любимый жанр телепередач»

- Какому жанру телепередач отдают предпочтение люди, принимавшие участие в опросе?

4. Ознакомьтесь с диаграммой «Существует ли “Лохнесское чудовище”» (рис.6.)

http://festival.1september.ru/articles/562157/img4.jpg

Рис. Диаграмма «Существует ли “Лохнесское чудовище”»

и ответьте на следующие вопросы:

- Укажите тип диаграммы.

- Как французы называют такую диаграмму?

- Сколько процентов опрошенных считают существование «Лохнесского чудовища» достоверным, невозможным, возможным?

5. За контрольную работу по математике школьники получили 6 оценок «отлично», 8 оценок «хорошо», 4 оценок «удовлетворительно» и 7 оценки «неудовлетворительно». Постройте круговую диаграмму по этим данным.

6. Персонаж сказки «Чиполлино» кум Тыква с детства мечтал построить свой дом и покупал каждый год несколько кирпичей. В таблице приведены данные о его покупках за пять лет (таблица 2):

Таблица 2

Год

2000

2001

2002

2003

2004

Число кирпичей

10

13

45

32

104

Постройте столбчатую диаграмму, показывающую число кирпичей, купленных за каждый год.

7 Этап. Рефлексия деятельности (3 мин).

- Ребята, какая сегодня была тема урока?

- Что вы научились делать?

- Соответствует ли это нашей цели?

- Возникли ли у вас трудности при изучении этой темы? А при выполнении заданий самостоятельной работы?

- Запишите домашнее задание в дневник: постройте диаграмму своего личного времени и придумайте вопросы к ней (слева отмечайте время в минутах, снизу – занятия).

Литература:

  1. Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф, 2014.-304с. : ил.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.). 17.12.2010, № 1897; URL: http://минобрнауки.рф/документы/938.
Основные термины (генерируются автоматически): виде столбчатых, круговых диаграмм, виде диаграмм, воспитание познавательной активности, грамотную математическую речь, тетради сегодняшнее число, сознательного восприятия учебного, Постановка учебной задачи, Первичное закрепление знаний, виды диаграмм, следующей таблице «любимое, примере приближённая площадь, Столбчатая диаграмма «Любимое, способов решения математических, Построение проекта выхода, развитие навыков сотрудничества, выполнении заданий самостоятельной, открытие нового знания, общие способы работы, образовательный стандарт основного.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос