Методика работы над алгоритмической задачей как способ формирования ИКТ-компетентности на уроках информатики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 июля, печатный экземпляр отправим 15 июля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Методика работы над алгоритмической задачей как способ формирования ИКТ-компетентности на уроках информатики / В. А. Масленкова, К. Г. Горячева, Д. А. Пешкова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 30.1 (134.1). — С. 27-32. — URL: https://moluch.ru/archive/134/38681/ (дата обращения: 02.07.2020).



Приведём пример методики работы с алгоритмической задачей.

алг закрасить клетки

дано | Т-образная стена

надо| закрасить все клетки вокруг стены

23

Разработка алгоритма совместно с учениками

Вопросы, обобщение учителя

Ожидаемые ответы

Обстановка

(учитель на доске изображает начальную обстановку)

1) Какова начальная обстановка на поле Робота?

Робот находится в левом верхнем углу, около стены.

C:\Users\Анна\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\23.jpg

2) Обсудим общие идеи – как Робот может выполнить задание?

  1. Закрасить клетки сверху горизонтальной стены;
  2. Спуститься вниз, закрашивая клетки;
  3. Закрасить клетки снизу горизонтальной стены;
  4. Закрасить клетки справа от вертикальной стены;
  5. Перейти на другую сторону стены, закрашивая клетки;
  6. Закрасить клетки слева от вертикальной стены;
  7. Закрасить клетки снизу горизонтальной стены;

Вернуться в исходное положение, закрашивая клетки.

3) Какое условие продвижения Робота вправо выберем (какие датчики есть у Робота)?

Пока снизу стена, красить

4) Для того чтобы наше условие продвижения робота работало, что необходимо сделать?

Сделать шаг вправо

Ученик у доски закрашивает клетки

7777

5) Где окажется робот после выполнения команды?

В конце горизонтальной стены, на пустой клетке.

Ученик у доски закрашивает клетки

555

6) Как закрасить клетки сбоку от стены?

Пройти вниз на две клетки, закрашивая их.

Ученик у доски закрашивает клетки

222

7) Какое условие продвижения Робота влево выберем?

Пока слева свободно, красить

Ученик у доски закрашивает клетки

454545

8) Какое условие продвижения робота вниз?

Пока слева стена, красить

Ученик у доски закрашивает клетки

C:\Users\Анна\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\8888.jpg

9) Что необходимо сделать дальше?

Перейти на другую сторону стены и закрасить клетки под стеной.

Ученик у доски закрашивает клетки

21134476

10) Какое условие продвижения Робота вверх выберем?

Пока сверху свободно, красить

Ученик у доски закрашивает клетки

565665

11) Какое условие продвижения выберем дальше?

Пока сверху стена, красить

Ученик у доски закрашивает клетки

454777

12) Как нам вернуться в исходное положение?

Закрасить текущую клетку, сделать шаг вверх и закрасить.

Ученик у доски закрашивает клетки

C:\Users\Анна\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\6666.jpg

Итак, идея нашего алгоритма:

 Закрасить клетки сверху горизонтальной стены;

 Закрасить клетки сбоку от горизонтальной стены;

 Закрасить клетки снизу горизонтальной стены;

 Закрасить клетки справа от вертикальной стены;

 Закрасить клетки снизу вертикальной стены;

 Закрасить клетки слева от вертикальной стены;

 Закрасить клетки снизу горизонтальной стены;

 Вернуться в исходное положение, закрашивая клетки.

Модель частей алгоритма в форме блок-схемы

Давайте составим блок-схему для алгоритма закрашивания клеточек сверху горизонтальной стены (рис.2). Что мы делаем сначала?

Шагаем вправо.

Что идет дальше?

Цикл «пока»

Что пишется в ромбике?

Условие

Какое у нас условие?

Пока снизу стена

Если условие выполняется?

Закрашиваем клеточку, затем идем вправо

Если условие не выполняется?

Конец цикла

Сколько раз выполнится условие?

C:\Users\777\Desktop\1а.PNG

Рис.1. Блок-схема для алгоритма закрашивания клеточек сверху горизонтальной стены

Измените этот алгоритм, чтобы робот закрашивал клеточки снизу от горизонтальной стены.

Давайте составим блок-схему для алгоритма закрашивания клеточек справа от вертикальной стены. Что мы делаем?

Цикл «пока»

Какое у нас условие?

Пока слева стена

Если условие выполняется?

Закрашиваем клеточку, затем идем вниз

Если условие не выполняется?

Конец цикла

Сколько раз выполнится условие?

C:\Users\777\Desktop\2а.PNG

Рис.2. Блок-схема для алгоритма закрашивания клеточек справа от вертикальной стены

Итак, сколько всего будет циклов в нашей программе?

Напишите алгоритм возвращения робота в исходное положение.

Запись алгоритма решения задачи на алгоритмическом языке

использовать Робот
алг закрасить стену

. дано| Т-образная стена
. надо| закрасить все клетки вокруг стены
нач
. вправо
. нц пока снизу стена
. . закрасить
. . вправо
. кц
. закрасить
. вниз
. закрасить
. влево
. нц пока слева свободно
. . закрасить
. . влево
. кц
. нц пока слева стена
. . закрасить
. . вниз
. кц
. закрасить
. влево
. закрасить
. вверх
. нц пока сверху свободно
. . закрасить
. . вверх
. кц
. нц пока сверху стена
. . закрасить
. . влево
. кц
. закрасить
. вверх
. закрасить
кон

Проверка понимания алгоритма и правильности алгоритма

Как вы думаете, будет ли выполняться алгоритм, если поменять длину стен? Проверьте на компьютере.

C:\Users\777\Desktop\апп.PNG

Литература:

  1. Информатика. 7-9 кл.: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений / А.Г. Кушниренко, Г.В. Лебедев, Я.Н. Зайдельман. — М.: Дрофа, 2001. — 336 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.). 17.12.2010, № 1897; URL: http://минобрнауки.рф/документы/938.
Основные термины (генерируются автоматически): горизонтальная стена, клетка, вертикальная стена, алгоритм закрашивания клеточек, стен, Какое условие продвижения Робота, исходное положение, доска, ученик, Т-образная стена.


Похожие статьи

Методика работы над алгоритмической задачей | Статья в журнале...

исходное положение, Робот, клетка, доска, ученик, какое условие продвижения Робота, место, какое положение, какой шаг, начальная обстановка.

алг Закрашивание прилегающих к стене клеток

стен, исходное положение, конец стены, робот, выполнение условия, клетка, исходная клетка, какое условие, начальная обстановка, какое условие возвращения робота.

Алгоритмическая задача на уроке информатики и методика работы...

стена? С помощью чего организовать подсчет закрашеных клеток. Что будет результатом работы робота.

Давайте составим блок-схему для алгоритма закрашивания клеточек справа от робота. Что мы делаем сначала?

Методика работы над алгоритмической задачей в процессе...

алг Закрашивание. дано | робот левее ряда из 10 клеток, некоторые клетки закрашены.

робот в исходном положении. Разработка алгоритма совместно с учениками

Робот должен пройти до стены, закрасить нужные клетки.

Вычисление площадей фигур, изображенных на клетчатой бумаге

Рис. 1. Треугольник. Решение. Подсчитываем клеточки и находим: . По формуле получаем: . 2 Фигура представляет собой многоугольник.

Рис. 9. Условие задачи 3. 4. Требуется покрасить стену заводского здания (рис. 10).

Метод «Стена в грунте» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Метод «Стена в грунте». Авторы: Голушко Александр Дмитриевич, Александрова Елена Владимировна.

Оно проводится методом вертикально перемещаемой трубы, притом бетонные смеси вытесняют бентонитовый раствор в разрабатываемую захватку или...

Робот-художник

Лежа на лесах на спине, (что очень неудобно, проверено нашим классом!), писал всё сам, боясь что-либо доверить ученикам.

Жимарши Ф. Сборка и программирование мобильных роботов в домашних условиях/Ф.

Метод кейсов в процессе обучения математике | Статья в журнале...

Она может проводиться разными способами: с помощью фронтального обсуждения решения с учениками с выявлением алгоритма действий и проверкой

2. Заполните таблицу, нарисовав в каждой ячейке эскиз графика функции, удовлетворяющий условиям, заданным в ячейке.

Методика работы над алгоритмической задачей | Статья в журнале...

исходное положение, Робот, клетка, доска, ученик, какое условие продвижения Робота, место, какое положение, какой шаг, начальная обстановка.

алг Закрашивание прилегающих к стене клеток

стен, исходное положение, конец стены, робот, выполнение условия, клетка, исходная клетка, какое условие, начальная обстановка, какое условие возвращения робота.

Алгоритмическая задача на уроке информатики и методика работы...

стена? С помощью чего организовать подсчет закрашеных клеток. Что будет результатом работы робота.

Давайте составим блок-схему для алгоритма закрашивания клеточек справа от робота. Что мы делаем сначала?

Методика работы над алгоритмической задачей в процессе...

алг Закрашивание. дано | робот левее ряда из 10 клеток, некоторые клетки закрашены.

робот в исходном положении. Разработка алгоритма совместно с учениками

Робот должен пройти до стены, закрасить нужные клетки.

Вычисление площадей фигур, изображенных на клетчатой бумаге

Рис. 1. Треугольник. Решение. Подсчитываем клеточки и находим: . По формуле получаем: . 2 Фигура представляет собой многоугольник.

Рис. 9. Условие задачи 3. 4. Требуется покрасить стену заводского здания (рис. 10).

Метод «Стена в грунте» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Метод «Стена в грунте». Авторы: Голушко Александр Дмитриевич, Александрова Елена Владимировна.

Оно проводится методом вертикально перемещаемой трубы, притом бетонные смеси вытесняют бентонитовый раствор в разрабатываемую захватку или...

Робот-художник

Лежа на лесах на спине, (что очень неудобно, проверено нашим классом!), писал всё сам, боясь что-либо доверить ученикам.

Жимарши Ф. Сборка и программирование мобильных роботов в домашних условиях/Ф.

Метод кейсов в процессе обучения математике | Статья в журнале...

Она может проводиться разными способами: с помощью фронтального обсуждения решения с учениками с выявлением алгоритма действий и проверкой

2. Заполните таблицу, нарисовав в каждой ячейке эскиз графика функции, удовлетворяющий условиям, заданным в ячейке.

Похожие статьи

Методика работы над алгоритмической задачей | Статья в журнале...

исходное положение, Робот, клетка, доска, ученик, какое условие продвижения Робота, место, какое положение, какой шаг, начальная обстановка.

алг Закрашивание прилегающих к стене клеток

стен, исходное положение, конец стены, робот, выполнение условия, клетка, исходная клетка, какое условие, начальная обстановка, какое условие возвращения робота.

Алгоритмическая задача на уроке информатики и методика работы...

стена? С помощью чего организовать подсчет закрашеных клеток. Что будет результатом работы робота.

Давайте составим блок-схему для алгоритма закрашивания клеточек справа от робота. Что мы делаем сначала?

Методика работы над алгоритмической задачей в процессе...

алг Закрашивание. дано | робот левее ряда из 10 клеток, некоторые клетки закрашены.

робот в исходном положении. Разработка алгоритма совместно с учениками

Робот должен пройти до стены, закрасить нужные клетки.

Вычисление площадей фигур, изображенных на клетчатой бумаге

Рис. 1. Треугольник. Решение. Подсчитываем клеточки и находим: . По формуле получаем: . 2 Фигура представляет собой многоугольник.

Рис. 9. Условие задачи 3. 4. Требуется покрасить стену заводского здания (рис. 10).

Метод «Стена в грунте» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Метод «Стена в грунте». Авторы: Голушко Александр Дмитриевич, Александрова Елена Владимировна.

Оно проводится методом вертикально перемещаемой трубы, притом бетонные смеси вытесняют бентонитовый раствор в разрабатываемую захватку или...

Робот-художник

Лежа на лесах на спине, (что очень неудобно, проверено нашим классом!), писал всё сам, боясь что-либо доверить ученикам.

Жимарши Ф. Сборка и программирование мобильных роботов в домашних условиях/Ф.

Метод кейсов в процессе обучения математике | Статья в журнале...

Она может проводиться разными способами: с помощью фронтального обсуждения решения с учениками с выявлением алгоритма действий и проверкой

2. Заполните таблицу, нарисовав в каждой ячейке эскиз графика функции, удовлетворяющий условиям, заданным в ячейке.

Методика работы над алгоритмической задачей | Статья в журнале...

исходное положение, Робот, клетка, доска, ученик, какое условие продвижения Робота, место, какое положение, какой шаг, начальная обстановка.

алг Закрашивание прилегающих к стене клеток

стен, исходное положение, конец стены, робот, выполнение условия, клетка, исходная клетка, какое условие, начальная обстановка, какое условие возвращения робота.

Алгоритмическая задача на уроке информатики и методика работы...

стена? С помощью чего организовать подсчет закрашеных клеток. Что будет результатом работы робота.

Давайте составим блок-схему для алгоритма закрашивания клеточек справа от робота. Что мы делаем сначала?

Методика работы над алгоритмической задачей в процессе...

алг Закрашивание. дано | робот левее ряда из 10 клеток, некоторые клетки закрашены.

робот в исходном положении. Разработка алгоритма совместно с учениками

Робот должен пройти до стены, закрасить нужные клетки.

Вычисление площадей фигур, изображенных на клетчатой бумаге

Рис. 1. Треугольник. Решение. Подсчитываем клеточки и находим: . По формуле получаем: . 2 Фигура представляет собой многоугольник.

Рис. 9. Условие задачи 3. 4. Требуется покрасить стену заводского здания (рис. 10).

Метод «Стена в грунте» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Метод «Стена в грунте». Авторы: Голушко Александр Дмитриевич, Александрова Елена Владимировна.

Оно проводится методом вертикально перемещаемой трубы, притом бетонные смеси вытесняют бентонитовый раствор в разрабатываемую захватку или...

Робот-художник

Лежа на лесах на спине, (что очень неудобно, проверено нашим классом!), писал всё сам, боясь что-либо доверить ученикам.

Жимарши Ф. Сборка и программирование мобильных роботов в домашних условиях/Ф.

Метод кейсов в процессе обучения математике | Статья в журнале...

Она может проводиться разными способами: с помощью фронтального обсуждения решения с учениками с выявлением алгоритма действий и проверкой

2. Заполните таблицу, нарисовав в каждой ячейке эскиз графика функции, удовлетворяющий условиям, заданным в ячейке.

Задать вопрос