Методика работы над алгоритмической задачей как способ формирования ИКТ-компетентности на уроках информатики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Масленкова В. А., Горячева К. Г., Пешкова Д. А., Арзяева Н. А., Васенина А. А., Фадеева А. С., Коваленко И. А., Бондарева Я. А., Молдыбаева А. И., Ширшикова М. Е. Методика работы над алгоритмической задачей как способ формирования ИКТ-компетентности на уроках информатики // Молодой ученый. — 2016. — №30.1. — С. 27-32. — URL https://moluch.ru/archive/134/38681/ (дата обращения: 21.06.2018).



Приведём пример методики работы с алгоритмической задачей.

алг закрасить клетки

дано | Т-образная стена

надо| закрасить все клетки вокруг стены

23

Разработка алгоритма совместно с учениками

Вопросы, обобщение учителя

Ожидаемые ответы

Обстановка

(учитель на доске изображает начальную обстановку)

1) Какова начальная обстановка на поле Робота?

Робот находится в левом верхнем углу, около стены.

C:\Users\Анна\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\23.jpg

2) Обсудим общие идеи – как Робот может выполнить задание?

  1. Закрасить клетки сверху горизонтальной стены;
  2. Спуститься вниз, закрашивая клетки;
  3. Закрасить клетки снизу горизонтальной стены;
  4. Закрасить клетки справа от вертикальной стены;
  5. Перейти на другую сторону стены, закрашивая клетки;
  6. Закрасить клетки слева от вертикальной стены;
  7. Закрасить клетки снизу горизонтальной стены;

Вернуться в исходное положение, закрашивая клетки.

3) Какое условие продвижения Робота вправо выберем (какие датчики есть у Робота)?

Пока снизу стена, красить

4) Для того чтобы наше условие продвижения робота работало, что необходимо сделать?

Сделать шаг вправо

Ученик у доски закрашивает клетки

7777

5) Где окажется робот после выполнения команды?

В конце горизонтальной стены, на пустой клетке.

Ученик у доски закрашивает клетки

555

6) Как закрасить клетки сбоку от стены?

Пройти вниз на две клетки, закрашивая их.

Ученик у доски закрашивает клетки

222

7) Какое условие продвижения Робота влево выберем?

Пока слева свободно, красить

Ученик у доски закрашивает клетки

454545

8) Какое условие продвижения робота вниз?

Пока слева стена, красить

Ученик у доски закрашивает клетки

C:\Users\Анна\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\8888.jpg

9) Что необходимо сделать дальше?

Перейти на другую сторону стены и закрасить клетки под стеной.

Ученик у доски закрашивает клетки

21134476

10) Какое условие продвижения Робота вверх выберем?

Пока сверху свободно, красить

Ученик у доски закрашивает клетки

565665

11) Какое условие продвижения выберем дальше?

Пока сверху стена, красить

Ученик у доски закрашивает клетки

454777

12) Как нам вернуться в исходное положение?

Закрасить текущую клетку, сделать шаг вверх и закрасить.

Ученик у доски закрашивает клетки

C:\Users\Анна\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\6666.jpg

Итак, идея нашего алгоритма:

 Закрасить клетки сверху горизонтальной стены;

 Закрасить клетки сбоку от горизонтальной стены;

 Закрасить клетки снизу горизонтальной стены;

 Закрасить клетки справа от вертикальной стены;

 Закрасить клетки снизу вертикальной стены;

 Закрасить клетки слева от вертикальной стены;

 Закрасить клетки снизу горизонтальной стены;

 Вернуться в исходное положение, закрашивая клетки.

Модель частей алгоритма в форме блок-схемы

Давайте составим блок-схему для алгоритма закрашивания клеточек сверху горизонтальной стены (рис.2). Что мы делаем сначала?

Шагаем вправо.

Что идет дальше?

Цикл «пока»

Что пишется в ромбике?

Условие

Какое у нас условие?

Пока снизу стена

Если условие выполняется?

Закрашиваем клеточку, затем идем вправо

Если условие не выполняется?

Конец цикла

Сколько раз выполнится условие?

C:\Users\777\Desktop\1а.PNG

Рис.1. Блок-схема для алгоритма закрашивания клеточек сверху горизонтальной стены

Измените этот алгоритм, чтобы робот закрашивал клеточки снизу от горизонтальной стены.

Давайте составим блок-схему для алгоритма закрашивания клеточек справа от вертикальной стены. Что мы делаем?

Цикл «пока»

Какое у нас условие?

Пока слева стена

Если условие выполняется?

Закрашиваем клеточку, затем идем вниз

Если условие не выполняется?

Конец цикла

Сколько раз выполнится условие?

C:\Users\777\Desktop\2а.PNG

Рис.2. Блок-схема для алгоритма закрашивания клеточек справа от вертикальной стены

Итак, сколько всего будет циклов в нашей программе?

Напишите алгоритм возвращения робота в исходное положение.

Запись алгоритма решения задачи на алгоритмическом языке

использовать Робот
алг закрасить стену

. дано| Т-образная стена
. надо| закрасить все клетки вокруг стены
нач
. вправо
. нц пока снизу стена
. . закрасить
. . вправо
. кц
. закрасить
. вниз
. закрасить
. влево
. нц пока слева свободно
. . закрасить
. . влево
. кц
. нц пока слева стена
. . закрасить
. . вниз
. кц
. закрасить
. влево
. закрасить
. вверх
. нц пока сверху свободно
. . закрасить
. . вверх
. кц
. нц пока сверху стена
. . закрасить
. . влево
. кц
. закрасить
. вверх
. закрасить
кон

Проверка понимания алгоритма и правильности алгоритма

Как вы думаете, будет ли выполняться алгоритм, если поменять длину стен? Проверьте на компьютере.

C:\Users\777\Desktop\апп.PNG

Литература:

  1. Информатика. 7-9 кл.: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений / А.Г. Кушниренко, Г.В. Лебедев, Я.Н. Зайдельман. — М.: Дрофа, 2001. — 336 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.). 17.12.2010, № 1897; URL: http://минобрнауки.рф/документы/938.
Основные термины (генерируются автоматически): горизонтальная стена, клетка, вертикальная стена, алгоритм закрашивания клеточек, стен, Какое условие продвижения Робота, исходное положение, доска, ученик, Т-образная стена.


Похожие статьи

Методика работы над алгоритмической задачей | Статья в журнале...

исходное положение, Робот, клетка, доска, ученик, какое условие продвижения Робота, место, какое положение, какой шаг, начальная обстановка.

алг Закрашивание прилегающих к стене клеток

стен, исходное положение, конец стены, робот, выполнение условия, клетка, исходная клетка, какое условие, начальная обстановка, какое условие возвращения робота.

Алгоритмическая задача на уроке информатики и методика работы...

стена? С помощью чего организовать подсчет закрашеных клеток. Что будет результатом работы робота.

Давайте составим блок-схему для алгоритма закрашивания клеточек справа от робота. Что мы делаем сначала?

Методика работы над алгоритмической задачей в процессе...

алг Закрашивание. дано | робот левее ряда из 10 клеток, некоторые клетки закрашены.

робот в исходном положении. Разработка алгоритма совместно с учениками

Робот должен пройти до стены, закрасить нужные клетки.

Вычисление площадей фигур, изображенных на клетчатой бумаге

Рис. 1. Треугольник. Решение. Подсчитываем клеточки и находим: . По формуле получаем: . 2 Фигура представляет собой многоугольник.

Рис. 9. Условие задачи 3. 4. Требуется покрасить стену заводского здания (рис. 10).

Метод «Стена в грунте» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Метод «Стена в грунте». Авторы: Голушко Александр Дмитриевич, Александрова Елена Владимировна.

Оно проводится методом вертикально перемещаемой трубы, притом бетонные смеси вытесняют бентонитовый раствор в разрабатываемую захватку или...

Робот-художник

Лежа на лесах на спине, (что очень неудобно, проверено нашим классом!), писал всё сам, боясь что-либо доверить ученикам.

Жимарши Ф. Сборка и программирование мобильных роботов в домашних условиях/Ф.

Метод кейсов в процессе обучения математике | Статья в журнале...

Она может проводиться разными способами: с помощью фронтального обсуждения решения с учениками с выявлением алгоритма действий и проверкой

2. Заполните таблицу, нарисовав в каждой ячейке эскиз графика функции, удовлетворяющий условиям, заданным в ячейке.

Методика работы над алгоритмической задачей | Статья в журнале...

исходное положение, Робот, клетка, доска, ученик, какое условие продвижения Робота, место, какое положение, какой шаг, начальная обстановка.

алг Закрашивание прилегающих к стене клеток

стен, исходное положение, конец стены, робот, выполнение условия, клетка, исходная клетка, какое условие, начальная обстановка, какое условие возвращения робота.

Алгоритмическая задача на уроке информатики и методика работы...

стена? С помощью чего организовать подсчет закрашеных клеток. Что будет результатом работы робота.

Давайте составим блок-схему для алгоритма закрашивания клеточек справа от робота. Что мы делаем сначала?

Методика работы над алгоритмической задачей в процессе...

алг Закрашивание. дано | робот левее ряда из 10 клеток, некоторые клетки закрашены.

робот в исходном положении. Разработка алгоритма совместно с учениками

Робот должен пройти до стены, закрасить нужные клетки.

Вычисление площадей фигур, изображенных на клетчатой бумаге

Рис. 1. Треугольник. Решение. Подсчитываем клеточки и находим: . По формуле получаем: . 2 Фигура представляет собой многоугольник.

Рис. 9. Условие задачи 3. 4. Требуется покрасить стену заводского здания (рис. 10).

Метод «Стена в грунте» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Метод «Стена в грунте». Авторы: Голушко Александр Дмитриевич, Александрова Елена Владимировна.

Оно проводится методом вертикально перемещаемой трубы, притом бетонные смеси вытесняют бентонитовый раствор в разрабатываемую захватку или...

Робот-художник

Лежа на лесах на спине, (что очень неудобно, проверено нашим классом!), писал всё сам, боясь что-либо доверить ученикам.

Жимарши Ф. Сборка и программирование мобильных роботов в домашних условиях/Ф.

Метод кейсов в процессе обучения математике | Статья в журнале...

Она может проводиться разными способами: с помощью фронтального обсуждения решения с учениками с выявлением алгоритма действий и проверкой

2. Заполните таблицу, нарисовав в каждой ячейке эскиз графика функции, удовлетворяющий условиям, заданным в ячейке.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Методика работы над алгоритмической задачей | Статья в журнале...

исходное положение, Робот, клетка, доска, ученик, какое условие продвижения Робота, место, какое положение, какой шаг, начальная обстановка.

алг Закрашивание прилегающих к стене клеток

стен, исходное положение, конец стены, робот, выполнение условия, клетка, исходная клетка, какое условие, начальная обстановка, какое условие возвращения робота.

Алгоритмическая задача на уроке информатики и методика работы...

стена? С помощью чего организовать подсчет закрашеных клеток. Что будет результатом работы робота.

Давайте составим блок-схему для алгоритма закрашивания клеточек справа от робота. Что мы делаем сначала?

Методика работы над алгоритмической задачей в процессе...

алг Закрашивание. дано | робот левее ряда из 10 клеток, некоторые клетки закрашены.

робот в исходном положении. Разработка алгоритма совместно с учениками

Робот должен пройти до стены, закрасить нужные клетки.

Вычисление площадей фигур, изображенных на клетчатой бумаге

Рис. 1. Треугольник. Решение. Подсчитываем клеточки и находим: . По формуле получаем: . 2 Фигура представляет собой многоугольник.

Рис. 9. Условие задачи 3. 4. Требуется покрасить стену заводского здания (рис. 10).

Метод «Стена в грунте» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Метод «Стена в грунте». Авторы: Голушко Александр Дмитриевич, Александрова Елена Владимировна.

Оно проводится методом вертикально перемещаемой трубы, притом бетонные смеси вытесняют бентонитовый раствор в разрабатываемую захватку или...

Робот-художник

Лежа на лесах на спине, (что очень неудобно, проверено нашим классом!), писал всё сам, боясь что-либо доверить ученикам.

Жимарши Ф. Сборка и программирование мобильных роботов в домашних условиях/Ф.

Метод кейсов в процессе обучения математике | Статья в журнале...

Она может проводиться разными способами: с помощью фронтального обсуждения решения с учениками с выявлением алгоритма действий и проверкой

2. Заполните таблицу, нарисовав в каждой ячейке эскиз графика функции, удовлетворяющий условиям, заданным в ячейке.

Методика работы над алгоритмической задачей | Статья в журнале...

исходное положение, Робот, клетка, доска, ученик, какое условие продвижения Робота, место, какое положение, какой шаг, начальная обстановка.

алг Закрашивание прилегающих к стене клеток

стен, исходное положение, конец стены, робот, выполнение условия, клетка, исходная клетка, какое условие, начальная обстановка, какое условие возвращения робота.

Алгоритмическая задача на уроке информатики и методика работы...

стена? С помощью чего организовать подсчет закрашеных клеток. Что будет результатом работы робота.

Давайте составим блок-схему для алгоритма закрашивания клеточек справа от робота. Что мы делаем сначала?

Методика работы над алгоритмической задачей в процессе...

алг Закрашивание. дано | робот левее ряда из 10 клеток, некоторые клетки закрашены.

робот в исходном положении. Разработка алгоритма совместно с учениками

Робот должен пройти до стены, закрасить нужные клетки.

Вычисление площадей фигур, изображенных на клетчатой бумаге

Рис. 1. Треугольник. Решение. Подсчитываем клеточки и находим: . По формуле получаем: . 2 Фигура представляет собой многоугольник.

Рис. 9. Условие задачи 3. 4. Требуется покрасить стену заводского здания (рис. 10).

Метод «Стена в грунте» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Метод «Стена в грунте». Авторы: Голушко Александр Дмитриевич, Александрова Елена Владимировна.

Оно проводится методом вертикально перемещаемой трубы, притом бетонные смеси вытесняют бентонитовый раствор в разрабатываемую захватку или...

Робот-художник

Лежа на лесах на спине, (что очень неудобно, проверено нашим классом!), писал всё сам, боясь что-либо доверить ученикам.

Жимарши Ф. Сборка и программирование мобильных роботов в домашних условиях/Ф.

Метод кейсов в процессе обучения математике | Статья в журнале...

Она может проводиться разными способами: с помощью фронтального обсуждения решения с учениками с выявлением алгоритма действий и проверкой

2. Заполните таблицу, нарисовав в каждой ячейке эскиз графика функции, удовлетворяющий условиям, заданным в ячейке.

Задать вопрос