Системный анализ в органах государственной власти | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №30 (134) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 31.12.2016

Статья просмотрена: 3759 раз

Библиографическое описание:

Вервишко, И. С. Системный анализ в органах государственной власти / И. С. Вервишко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 30 (134). — С. 157-159. — URL: https://moluch.ru/archive/134/37647/ (дата обращения: 17.12.2024).



В настоящее время основы системного анализа используются в экономике, медицине, политике, менеджменте, военной отрасли, производстве. В каждой отрасли системный подход помог обеспечить упрощение бизнес-процессов или процессов производства услуг или товаров. Оценка качества управления государства основывается на качестве государственного управления, данная функция возложена на государственные органы всех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной).

Системный анализ — совокупность процедур, теорий, системных представлений, подходов, методов, инструментария, объединенных с целью разработки эффективного и качественного управленческого решения.

Структура системного анализа:

  1. Декомпозиция (определение и декомпозиция общей цели, основной функции; выделение системы из среды; описание воздействующих факторов; описание тенденций развития, неопределенностей; описание как «черный ящик»; функциональная, компонентная и структурная декомпозиция»);
  2. Анализ (функционально-структурный анализ; морфологический анализ; генетический анализ; анализ аналогов; анализ эффективности; формирование требований к создаваемой системе);
  3. Синтез (разработка модели системы; структурный синтез; параметрический синтез; оценивание системы). [1]

Основными принципами применения системного анализа в государственных структурах являются:

  1. Точное представление и формулирование конечных целей;
  2. Учет общественного мнения и своевременное внесение изменений, просчет возможных последствий;
  3. Выявление и рассмотрение всех альтернативных вариантов воздействия на социальную среду.

Каждый из представленных ниже этапов представляет интерес с научной точки зрения, так как существуют различные проблемы, состоящие в основном в балансе не превышения избыточного усложнения и снижением затрачиваемых ресурсов на решение каждой проблемы, снижением неопределенности при решении некоторых задач, снижением временных затрат в процессе принятия решения от начала анализа проблемы до получения обратной связи после внедрения принятого решения.

Можно выделить следующие этапы системного анализа:

Рис. 1. Этапы системного анализа

Органы государственной власти — подразделения государственного аппарата, выполняющие функции власти и управления и наделенные для этого необходимыми полномочиями. [2]

В органах государственной власти системный анализ получил развитие в органах исполнительной власти, сферах взаимодействия бюджетных организаций, профессиональном образовании сотрудников бюджетных организаций, анализе и модификации имеющейся законодательной базы.

Существуют множественные противоречия между законодательными актами федерального и муниципального уровня. Их возникновение обуславливается отсутствием единого правового поля в прошлом (с учетом политической ситуации в стране и изменений за последние 25 лет) и большим объемом издаваемых нормативно-правовых актов в настоящем (государственный и муниципальный уровень). Так же следует учитывать необходимость внесения изменений в законодательную базу при ратификации международных договоров. Данную проблему рассматривают через призму системного анализа с попыткой преодолеть вышеуказанные противоречия. Часть из них решается при создании и согласовании определенного нормативного акта с основными законодательными актами, но большинство выявляется только при непосредственном приведении в действие принятого документа. Приведение нормативно-правовых актов, регулирующих различные сферы деятельности человека, в соответствие с преобладающей позицией общества в целом, реалиями жизни и перспективами развития государства является насущной проблемой, которая не может быть полностью решена в настоящий момент в силу отсутствия технических средств и человеческих ресурсов.

В частности системный анализ получил широкое применение в ситуационных центрах, позволяющих не только собрать разрозненную информацию, ее обработать, но и рассмотреть имеющиеся проблемы с генерированием альтернатив, проведением анализа по необходимым и достаточным критериям. Ситуационный центр — программно-аппаратный комплекс, реализованный на технологиях подготовки принятия решений и их реализации. Яркий пример применения ситуационных центров — международные конфликты и кризисы, чрезвычайные ситуации. В данных центрах используется детернимированное факторное моделирование, после формирования предполагаемых решений, происходит вероятностная их оценка по ранее заданным критериям и присвоение вероятностных весов. Далее в качестве объекта исследования используется новая планируемая ситуация. При этом следует учитывать, что вторичная информация может носить как аналитический, так и производственный характер.

На основе данного анализа лицо принимающее решение может рассмотреть возможные пути развития, оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации с максимальной ликвидацией их последствий. При этом следует учитывать возможность многокритериальной оценки предлагаемых решений в условиях неопределенности. В настоящее время ситуационные центры используется на федеральном, региональном и уровнях местного самоуправления. Для работы органов государственной власти созданы и успешно используются следующие центры:

– Президента Российской Федерации;

– Правительства Российской Федерации;

– Совета Безопасности Российской Федерации;

– Федеральной службы охраны;

– МЧС России;

– Российской академии государственной службы;

на региональном уровне:

– ЦОДД г. Москвы;

– ГИБДД г. Москвы.

Влияние системного анализа на правоохранительные органы достаточно велико. Государственная правоохранительная функция реализуется системой правоохранительных органов, основной задачей которых является поддержание суверенитета государства, охрана прав и свобод граждан, защита основ конституционного строя и обеспечение правопорядка. При этом следует учитывать, что существует целый ряд внешних факторов, которые мешают оптимизировать процесс управления подразделениями и нарядами ОВД (отсутствие научной базы, технических средств, квалифицированных кадров).

Деятельность ОВД, так же как и других органов государственной власти регламентирована нормативно-правовыми актами, но возникает целый ряд ситуаций в которых руководитель подразделения вынужден принимать решение в ограниченный промежуток времени основываясь только на собственном, не всегда достаточном опыте. В этом направление ведутся научные разработки, которые рассматривают систему управления всеми подразделениями ОВД при возникновении чрезвычайных обстоятельств на основе методов системного анализ и управления системами, в частности системно-элементарный, системно-структурный, системно-управленческого, системно-информационного подходов. После реализации данных научных разработок качественные и количественные показатели оценки деятельности ОВД возрастают. [3]

Оптимизация работы органов государственной власти заключалась в реформировании системы Министерства внутренних дел. Обусловлен этот процесс социальной неудовлетворенностью и как следствие возрастание социальной напряженности. Поэтому методы системного анализа использовались при реформировании милиции в полицию в 2011 г. Основой данной реформы выступили следующие предпосылки:

  1. Приведение системы охраны правопорядка с принципами демократического государства;
  2. Централизация управления и преобразование аппарата управления с целью удаления избыточности;
  3. Изменение совокупности функций возложенных на МВД с возложением несвойственных МВД функций на другие органы государственной власти;
  4. Изменение кадровой политики (была произведена переаттестация всего личного состава).

Для создания нового информационного поля использовался передовой отечественный и зарубежный опыт, для этих целей был создан фонд международного и российского законодательства, подвергшийся обработке с помощью методов системного анализа. Проводилась обработка имеющейся нормативно-правовой базы, внесение в нее изменений, а в некоторых ее частях полная переработка. В результате этой работы был выпущен ряд нормативно-правовых актов (Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № 3- ФЗ, федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 № 342-ФЗ). [4]

Научные исследования имеются также в области развития специальных средств полиции, адаптации сотрудников к экстремальным ситуациям и условиям. Они позволяют разработать системы тренировок сотрудников специальных подразделений с отработкой алгоритма действий в ситуациях с ограниченным промежутком времени для принятия решения.

Литература:

  1. И. Б. Родионов. Теория систем и системный анализ. Системный анализ: лекции и учебные пособия
  2. Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. Экономика и право: словарь-справочник — М.: Вуз и школа, 2004 г.
  3. А. Ф. Самороковский. Системный анализ процессов управления подразделениями ОВД при возникновении чрезвычайных обстоятельств. — Весник Воронежского института МВД России № 1, 2015 г.
  4. Г. М. Комарницкая. Основные тенденции реформирования МВД России [электронный ресурс]: http://ego.uapa.ru/en/issue/2014/01/04 (дата обращения 27.12.2016 г.
Основные термины (генерируются автоматически): системный анализ, государственная власть, Российская Федерация, орган, акт, москва, муниципальный уровень, ограниченный промежуток времени, решение, центр.


Задать вопрос