Проблемы развития рециклинга в сфере услуг на современном этапе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №30 (134) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 30.12.2016

Статья просмотрена: 330 раз

Библиографическое описание:

Рассоха, А. В. Проблемы развития рециклинга в сфере услуг на современном этапе / А. В. Рассоха. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 30 (134). — С. 262-264. — URL: https://moluch.ru/archive/134/37563/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассматривается актуальные вопросы по проблемам развития становления рынка сферы услуг, сферы рециклинга.

Ключевые слова: характеристика сферы услуг, рециклинг, проблемы

Важнейшей характеристикой современного этапа развития сферы услуг как новой сервисной экономики становится её инновационный характер. Роль сферы услуг в современной экономике обусловлена тем, что в этом секторе формируются основополагающие факторы экономического роста, а именно, новое научное знание, интеллектуальный капитал, информационные технологии, услуги финансового сектора, рециклинга и многое другое.

Развитие новых тенденций в сфере услуг, обусловлено, в том числе, опережающим ростом торговли экологическими услугами над структурными изменениями в глобальной экономике:

– ежегодный прирост в сфере торговли услугами достиг 9,3 %, в то время как прирост в сфере торговли товарами составил только 8,8 %. Экономический кризис оказал меньшее влияние на торговлю услугами, чем на торговлютоварами;

– темпы роста сектора торговли услугами в развивающихся экономиках, таких как страны БРИКС, выше, чем в развитых экономиках Северной Америки и Европы;

– более 50 % доходов от сектора услуг приходится теперь не на традиционные услуги (транспорт и туризм), а на новые, обладающие высокой добавленной стоимостью, например, высокотехнологичные услуги в сфере экологии, телекоммуникаций, использования компьютерной техники, новейших технологий и связанной с ними деятельности, а также научные исследования и опытно-конструкторские разработки, в том числе и разработки в сфере рециклинга;

– глобальный рынок услуг коммерциализирован более чем наполовину, что превышает уровень коммерциализации отдельных национальных рынков услуг.

В реальной доле сектора услуг в российской экономике, следует признать справедливыми выводы о том, что в нашей стране процессы и тенденции, формирующие современную полноценную сферу услуг, находятся в зародышевом состоянии, особенно рециклинга. По степени структурной зрелости сфера услуг России отстаёт от развитых стран примерно на пять-шесть десятилетий.

Как показывает, практика на мировом уровне именно инновации сегодня являются основным фактором, определяющим конкурентоспособность сферы услуг, в том числе и сферы рециклинга. Данную сферу услуг необходимо проектировать и организовывать на региональном уровне, внедрять на рынок услуг и наблюдать за ходом и последствиями ее реализации.

Достаточно показательны в этом плане международные рейтинги, в которых сравниваются экономические и социальные показатели различных 146 стран (таблица 1).

Россия, отстающая от мировых лидеров по содержанию и темпам формирования инновационной экономики, необходимо осуществление модернизации сферы сервиса. Её важнейшим результатом должна стать система обеспечения инновационного развития сферы услуг рециклинга, соответствующая глобальным трендам трансформации мирового рынка и создающая под влиянием сетевого взаимодействия инновационных стейкхолдеров благоприятные условия для быстрой разработки и внедрения сервисных инноваций. Одной из причин низкой конкурентоспособности сферы услуг рециклинга России следует считать низкий уровень её инновационности.

Таблица 1

Место России в международных рейтингах

Показатели

Место России среди 146 стран мира

Уровень экономического развития (ВВП в расчёте на душу населения)

43

Реальные доходы на душу населения

50

Индекс социального развития (объединяет показатели уровня реальных доходов, продолжительности жизни и образования)

65

Уровень образования

40

Обеспеченность комфортным жильём (оценка)

100

Средняя продолжительность жизни

105

в том числе мужчин

130

Здоровье нации

127

Качество здравоохранения

130

Услуги рециклинга в России можно нужно рассматривать как услугу-новинку в области производственно-рыночной деятельности данной сферы. Для удовлетворения потребностей населения и повышения эффективности качества «услуг» в сфере рынка услуг необходимо применять разнообразные инновационные технологии.

При внедрении на рынок новых «услуг» в сферу услуг, очень важны подготовительные мероприятия, система внешнего представления, сопроводительные материальные атрибуты, репутация и имя продавца в деловых кругах.

В организационном отношении у продавца рециклинга как услуги возникают две проблемы:

– сложно показать покупателям свою продукцию;

– трудно обосновать клиентам достоинства своей продукции и объяснить им, за что они платят деньги.

Чтобы повысить степень доверия и укрепить желание клиента, продавец услуг вынужден предпринимать ряд соответствующих мер:

– попытаться представить свою услугу в осязаемом виде и максимально повысить восприятие клиентом этой осязаемости;

– подчеркнуть значимость услуги и особенную ценность для конкретного покупателя;

– заострить внимание на прямых и побочных выгодах от предлагаемого обслуживания;

– привлечь к пропаганде своей продукции известную личность, максимально использовать благоприятную ситуацию (событие) или применить оригинальные методы продвижения и реализации.

Инновациям в сфере рециклинга на базе новых технологий необходимо пройти через три стадии: разработка, внедрение нового продукта и его распространение.

По мнению экспертов аналитического центра McKinsey и многих ученых, для нашей страны проблема состоит не в нехватке новых идей, а в медленном распространении более эффективных и производительных инноваций среди российских компаний. Прослеживается ряд серьёзных факторов, затрудняющих непосредственное внедрение инноваций в практику сферы рециклинга в России, включая следующие:

– высокая стоимость и длительные сроки окупаемости нововведений;

– высокий экономический риск, связанный с разработкой нового продукта и его внедрением в производство;

– неопределённость сроков инновационного процесса;

– недостаток собственных средств у предприятий вообще и у предприятий сферы сервиса (малых и средних) в частности для утилизации и переработки отходов;

– недостаток финансовой поддержки инновационной деятельности со стороны государства;

– недостаток законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих инновационную деятельность;

– неразвитость инновационной инфраструктуры;

– низкий инновационный потенциал у значительной части малых и средних предприятий рециклинга.

Для совершенствования сферы услуг рециклинга в соответствии с глобальными трендами России нужна особая система обеспечения инновационного развития, основанная на адекватной нормативно-правовой и инфраструктурной поддержке и стимулирующая рост рынка высокотехнологичных услуг по переработке и реализации производственных и бытовых отходов.

При этом необходимо учитывать ряд специфических черт сферы услуг на Российском рынке, обусловливающих особый подход к предпринимательской и маркетинговой деятельности, призванной обеспечить удовлетворение спроса на услуги.

Рынок сбора и вывоза твердых бытовых отходов в сфере рециклинга остается привлекательным сегментом российского рынка. По прогнозам аналитиков, средние темпы роста российского рынка рециклинга в 2010–2015 гг. составят не менее 12,8 % в денежном выражении.

Дальнейшее развитие сферы рынка рециклинга невозможно без существенных инвестиций в модернизацию производственной базы и оптимизации технологий сбора и вывоза твердых бытовых отходов, которые позволят увеличить прибыльность компаний и улучшить экологическую обстановку в регионах РФ.

Основными проблемами, с которыми сталкивается российский бизнес в сфере рециклинга, являются:

– дорогостоящее импортное оборудование и технологии, аналогов которым отечественная промышленность не выпускает;

– отсутствие инвестиций и системы льгот;

– отсутствие четкой законодательной базы;

– высокая цена на вывоз отходов на легальные полигоны;

– высокие экологические требования;

– высокая себестоимость сортировки — 35–40 долларов за тонну.

Рынок рециклинга характеризуется наличием различных барьеров входа на рынок. При анализе основными барьерами входа новых хозяйствующих субъектов на рынок по вывозу, переработке и захоронению твердых бытовых отходам служат:

  1. административные ограничения;
  2. экономические и организационные ограничения.

Примером административных барьеров может также служить процедура получения земельного участка для организации полигона, поскольку количество таких земельных участков ограничено как в силу ограниченности территорий, а также исходя из требований экологической, санитарной безопасности.

Экономическим барьером является значительный размер первоначального капитала для создания предприятия, предоставляющего услуги переработке твердых бытовых отходах.

Литература:

  1. Официальный портал администрации города Омска [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.admomsk.ru/web/guest/city/urban-planning/masterplan/transport.
  2. Федеральная служба государственной статистики по Омской области. Российский правовой портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://omsk.gks.ru/
  3. ГОСТ 30772–2001. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. Введ. 01.07.2002 -М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 2002
  4. Амелинг Д. Рециклинг стали промышленное использование ресурсов и охрана окружающей среды /Д. Амелинг // Черные металлы, — 2000, № 12, С. 58–62.
  5. Садовничая И. О. Экономические и экологические аспекты эксплуатации полигонов по переработке бытовых отходов.//Научный вестник МГИИТ, 2011. № 6.
Основные термины (генерируются автоматически): сфера рециклинга, услуга, Россия, сфера услуг, инновационная деятельность, место России, продолжительность жизни, российский рынок, сектор услуг, сфера торговли.


Ключевые слова

рециклинг, проблемы, характеристика сферы услуг

Похожие статьи

Анализ состояния и тенденции развития рынка общественного питания в России

В статье проведен анализ состояния рынка общественного питания, в частности дана характеристика структуры рынка, рассмотрена динамика оборота общественного питания, выделены основные тенденции и проблемы в данной отрасли.

Методы оценки конкурентоспособности транспортного рынка

В статье рассматриваются научно-методологические подходы к решению проблемам анализа конкуренции и конкурентоспособности на транспортном рынке. Характеристика конкурентных структур, исследованы факторы повышения конкурентоспособности.

Особенности развития рынка ипотечного кредитования в РФ

Статья посвящена теоретическим аспектам дефиниции ипотечного кредитования, а также его роли в социально-экономической сфере жизни общества. Представлен анализ состояния и развития рынка ипотечного кредитования на современном этапе.

Каналы распределения и их роль в формировании структуры фармацевтического рынка Российской Федерации

На основе анализа открытых источников информации сделаны выводы о роли каналов распределения в формировании структуры фармацевтического рынка Российской Федерации. В данной статье рассматривается структура фармацевтического рынка России, особенности ...

Стратегии формирования бренда фирмы в условиях информатизации

В данной статье проанализированы направления формирования бренда. Также изучено понятие бренда, рассмотрены позиции различных авторов касательно данной проблемы, проанализированы особенности информатизации как условия формирования бренда фирмы.

О проблемах становления экологического дизайна в России

В статье рассмотрены основные проблемы экологии, возникающие из-за неконтролируемого потребления ресурсов, характерные черты эко-дизайна в аспекте производства одежды, становление и развитие экологического дизайна, а также проблемы, возникающие при в...

Закономерности и основные тенденции развития розничной сетевой торговли в России

В статье структурируется опыт, и рассматриваются этапы становления и развития розничных торговых сетей в России, а также основные тенденции их долгосрочного развития.

Страховой рынок России: проблемы и направления развития

В статье рассмотрены основные проблемы российского рынка страховых услуг и предложены пути их решения. Кроме того, изложены основные перспективы развития российского страхового рынка.

Некоторые аспекты управления человеческими ресурсами в условиях цифровизации

В статье рассмотрены современные тенденции цифровизации экономического сообщества, влияния цифровизации на процесс принятия управленческих решений, управленческий цикл и психологические аспекты управления человеческими ресурсами. Представлен сравните...

Тенденции развития сервисных услуг сферы бизнес-авиации на современном российском рынке авиаперевозок

В статье автор выделяет основные тенденции развития сервисных услуг сферы бизнес-авиации на современном российском рынке авиаперевозок.

Похожие статьи

Анализ состояния и тенденции развития рынка общественного питания в России

В статье проведен анализ состояния рынка общественного питания, в частности дана характеристика структуры рынка, рассмотрена динамика оборота общественного питания, выделены основные тенденции и проблемы в данной отрасли.

Методы оценки конкурентоспособности транспортного рынка

В статье рассматриваются научно-методологические подходы к решению проблемам анализа конкуренции и конкурентоспособности на транспортном рынке. Характеристика конкурентных структур, исследованы факторы повышения конкурентоспособности.

Особенности развития рынка ипотечного кредитования в РФ

Статья посвящена теоретическим аспектам дефиниции ипотечного кредитования, а также его роли в социально-экономической сфере жизни общества. Представлен анализ состояния и развития рынка ипотечного кредитования на современном этапе.

Каналы распределения и их роль в формировании структуры фармацевтического рынка Российской Федерации

На основе анализа открытых источников информации сделаны выводы о роли каналов распределения в формировании структуры фармацевтического рынка Российской Федерации. В данной статье рассматривается структура фармацевтического рынка России, особенности ...

Стратегии формирования бренда фирмы в условиях информатизации

В данной статье проанализированы направления формирования бренда. Также изучено понятие бренда, рассмотрены позиции различных авторов касательно данной проблемы, проанализированы особенности информатизации как условия формирования бренда фирмы.

О проблемах становления экологического дизайна в России

В статье рассмотрены основные проблемы экологии, возникающие из-за неконтролируемого потребления ресурсов, характерные черты эко-дизайна в аспекте производства одежды, становление и развитие экологического дизайна, а также проблемы, возникающие при в...

Закономерности и основные тенденции развития розничной сетевой торговли в России

В статье структурируется опыт, и рассматриваются этапы становления и развития розничных торговых сетей в России, а также основные тенденции их долгосрочного развития.

Страховой рынок России: проблемы и направления развития

В статье рассмотрены основные проблемы российского рынка страховых услуг и предложены пути их решения. Кроме того, изложены основные перспективы развития российского страхового рынка.

Некоторые аспекты управления человеческими ресурсами в условиях цифровизации

В статье рассмотрены современные тенденции цифровизации экономического сообщества, влияния цифровизации на процесс принятия управленческих решений, управленческий цикл и психологические аспекты управления человеческими ресурсами. Представлен сравните...

Тенденции развития сервисных услуг сферы бизнес-авиации на современном российском рынке авиаперевозок

В статье автор выделяет основные тенденции развития сервисных услуг сферы бизнес-авиации на современном российском рынке авиаперевозок.

Задать вопрос