Российский патриотизм: прошлое и настоящее | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (133) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 26.12.2016

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Корнилова Е. С., Пономарева И. А. Российский патриотизм: прошлое и настоящее // Молодой ученый. — 2016. — №29. — С. 579-581. — URL https://moluch.ru/archive/133/37425/ (дата обращения: 26.05.2018).



Ключевые слова: патриотизм, проблема патриотизма, поликультурное государство, традиции, ценности, социальная дифференциация, духовность

Каждый из нас хотя бы раз задумывался об окружающем мире и о своём месте в этом мире. Постепенно возникает вопрос о смысле жизни и миссии собственного существования. Эти размышления неизбежно формируют осмысление понятий: семья, друзья, окружающие люди, Родина. Выясняя их сущность, мы приходим к рассуждениям о патриотизме.

В глубокой древности патриотизм рассматривался как идея и движущая сила общества и государства. Данная мысль раскрывается в трудах таких мыслителей, как Платон, Аристотель, Цицерон, Ф. Бэкон, А. Шартье, Н. Макиавелли, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Фихте, Г. В. Ф. Гегель, З. Фрейд, Ж. П. Сартр, К. Ясперс и др.

С именами В. С. Соловьева, Н. Ф. Федорова, Ф. М. Достоевского, Н.А Бердяева и многих других русских философов, писателей и общественных деятелей связано понятие социокультурной модели «Русской идеи», состоящей из понятий «соборности», «эсхатологии», «космизма», «русского мессианизма».

Среди отечественных мыслителей, внесших значительный вклад в разработку проблем патриотизма можно выделить М. В. Ломоносова, А. С. Хомякова, Н. М. Карамзина, Ф. И. Тютчева, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Ф. М. Достоевского, В. С. Соловьева, Н. Ф. Федорова, Л. Н. Толстого, Г. П. Федотова, Н. О. Лосского, С. Л. Франка, Г. В. Плеханова, П. Б. Струве, В. В. Розанова, С. Н. Булгакова и др. В их творчестве патриотизм рассматривается как неотъемлемая и важная характеристика бытия гражданина России, любого созидательного коллектива, одной из основ жизни российского общества, имеющей большое значение для его дальнейшей судьбы.

Во все времена идея патриотизма занимала особое место в духовной жизни общества, во всех важнейших сферах его деятельности — в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т. д.

Патриотизм — составная часть национальной идеи России, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Это источник мужества, героизма и силы российского народа, необходимое условие величия и могущества нашего государства. Формирование патриотизма в настоящее время, как явление национальной духовности и компонента общественного сознания, когда Россия «собирает камни» своей истории, актуально для российской действительности не в меньшей степени, чем много веков назад. Сила и мощь любой страны во многом определяется силой патриотизма ее граждан.

Значительно больший интерес для понимания проблемы российского патриотизма представляет научно-исследовательская литература последнего десятилетия. Этот период связан с началом и развитием кардинальных преобразований во всех сферах нашей жизни. Глубокие изменения претерпели многие ценности, среди которых особое место занимает патриотизм. Именно он оказался в эпицентре борьбы самых различных, часто противоположных взглядов, мнений, убеждений, позиций, дискуссий и т. п.

Представление о родине обусловливается социокультурными факторами, традициями, которые формировались на этапах становления человека и общества, взаимодействия между ними. В связи с этим важно понять, что такое социальность, как возникает человеческое в человеке, каковы предпосылки того, что складываются в процессе формирования человеческих чувств. Именно они изначально образуют основания для становления культуры как специфического средства, обеспечивающего идентификацию индивидов в форматах коллектива, общества, государства.

На сегодняшний день идея патриотизма содержит ряд противоречий и необъективных суждений. Основной ее недостаток — отсутствие резкой грани между самобытностью исторического пути России и ее роли в становлении единой и многообразной мировой цивилизации с различными формами государственности и религиозности. Кроме того, Россия сама всегда была многонациональной страной, и брать за основу «русскую идею» — идеологию пусть даже и самого многочисленного этноса, ее населяющего — было бы признаком проявления национализма по отношению к другим российским народам.

В настоящее время нам просто необходимы культурные и образовательные концепции, позволяющие сохранить достижения и традиции, созданные в рамках поликультурного государства Всероссийского. Для этого необходимо, прежде всего, принять меры социокультурного характера, определить ту часть жизнеобеспечения, которое составляет не только материальную основу жизни общества, но и его духовное и культурно-историческое ядро. В нём заключается неповторимость, уникальность любого народа, любой нации, любого государства. Попытки же и стремления пересадки в уникальную национальную среду иных, чужеродных форм социальной и экономической организации, ценностей, идеологии неизбежно разрушают гармонию национальной культуры и типа хозяйственного поведения, а с нею и способность к позитивным изменениям, к развитию.

Поэтому в российском обществе необходимо формировать неистребимое желание и волю противопоставления чуждым идеологиям, способные преодолеть неоязыческую доктрину всевластия денег, убивающую природу, общество и самого человека, преодолению чего должен способствовать институт воспитания.

Воспитание осуществляется во взаимодействии различных субъектов; индивидуальных (конкретных людей), групповых (семья, коллективы, группы), социальных (образовательные, воспитательные, религиозные и иные государственные и общественные организации). Процессы воспитания диалектически связаны с процессами социализации.

Именно нацеленность на социальную востребованность молодежи, осознание подростками и молодыми людьми своей «нужности», значимости для общества, социальный заказ на молодежное творчество и активность дают огромный позитивный импульс освоению ценностей патриотизма, резко повышает его эффективность и воздействие на процесс обучения, самовоспитания и самосовершенствования.

Социальная дифференциация в обществе отводит каждому гражданину свое место в социальной жизни: профессия одного связана с производством материальных ценностей, другой посвящает себя воспитанию и образованию подрастающего поколения, третий поглощён творчеством в области науки и культуры, четвертый занимается управлением государства…Исходя из этого, основанием миссии человека в окружающем его мире можно считать патриотизм, как основу и вектор созидательной деятельности, которая включает в себя гордость и верность традициям и культуре своего народа, деятельность, направленную на экономическое процветание Отечества благодаря личному вкладу каждого человека.

Таким образом, патриотизм — основа духовной жизни человека, его стремления к свободе. Это положение дает основание утверждать, что идея государственного патриотизма является в настоящее время тем стержнем, концептуальной духовной опорой, которая может объединить вокруг себя всех граждан независимо от национальности и вероисповедания.

Основные термины (генерируются автоматически): патриотизм, идея патриотизма, особое место, поликультурное государство, российское общество, Россия.


Ключевые слова

традиции, ценности, патриотизм, духовность, проблема патриотизма, поликультурное государство, социальная дифференциация

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос