Библиографическое описание:

Фомина В. Д., Миронов Р. А., Медушевская Е. В. Анализ различных подходов к проблеме патриотизма как объединяющей идее российского общества // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 218-221.



В статье сделана попытка анализа разных подходов к проблеме патриотизма в виде объединяющей идеи российского общества. В результате сделан вывод о том, что необходимо противостояние проявлениям экстремизма через патриотическое воспитание в вузах и школах, которое должно обеспечить формирование у молодых граждан открытости к иным культурам, готовность ценить свободу личности, готовность предупредить конфликтные ситуации или разрешать их различными ненасильственными средствами, уважение достоинства и личности человека.

Ключевые слова: патриотизм, массовое сознание, национальная идея, идеология

Исторический генезис развития государств демонстрирует, что во время разрушения общественно-экономических формаций возникает ломка старых форм духовного производства; изменяются нравственные ориентиры в преобразующемся обществе. Однако неизменным в то же время будет оставаться главное: в рамках нестабильности в идеологии, политике и социальной сфере, увеличения «внутренних» и «внешних» угроз государственной безопасности будет усиливаться активность патриотических настроений, порой выражающихся и в искаженной форме. Как раз патриотические ценности позволяют народным массам не растеряться и отыскать в них «фундамент» гражданской консолидации. [1]

В различные исторические периоды главы стран в соответствии с выбранными задачами пользовались патриотическим настроением молодежи, наполняя их необходимым в этой ситуации идеологическим содержанием. К примеру, любовь к собственной Родине, к людям, к государству можно изучать через под влиянием позиций этнического, классового, общегосударственного и гражданского характера.

Итак, можно отметить, что патриотизм бывает способом манипулирования сознанием масс и со стороны государственных чиновников, и со стороны национальной, религиозной, региональной или политической элиты. В связи с этим в текущем обществе и в сложившихся политических реалиях патриотизм является одним из наиболее многогранных понятий. Однако, что же предполагается под патриотизмом?

Если изучать идеологическое содержания патриотизма, то оно содержит государственный патриотизм и гражданский патриотизм.

Так, государственный патриотизм при выборе идеологического подхода к патриотическим ценностям изучается в виде стержня, обязательного условия государственности. Основной идеей здесь считается возрождение России в виде великой Державы. Соответственно, государство изучается в виде объекта патриотизма. В этой ситуации патриотические ценности предусматривают наличие у граждан, включая молодёжь, общих интересов, единой цели, отношения к государству как к наиболее великой ценности «объединителя народов» и, естественно, ощущения любви и ответственности за судьбу Отечества. При этом в текущих непростых условиях народнохозяйственного и духовно-нравственного развития граждан воспитание молодых людей в духе государственного патриотизма оказывается практически непосильной задачей. Чувство национальной бравады искусственно сохранялось за счёт того, что один мифологический враг менялся на другого. Совершенно понятно, что непрерывный поиск «врагов» — это невыход из получившегося положения и не может длиться до бесконечности. Нужна более мощная идейная сила, готовая объединить российских граждан.

Гражданский патриотизм по идеологической сути считается как бы продолжением государственного патриотизма. В основу гражданского патриотизма положены: любовь к родным местам, к собственному отчему дому, к своему народу, гордость за исторические события прошлого своего государства, приверженность и уважение к народным традициям.

По сведениям Левада-Центра, 68 % российских граждан полагают, что патриотизм — любовь к собственному государству. По мнению 27 % респондентов, «быть патриотом» означает деятельность (действие) во благо государства; 22 % опрошенных указали на то, что патриот должен стараться изменить положение дел в государстве для того, чтобы обеспечивать ей достойное будущее. Люди с высшим образованием чуть чаще выбирали указанные два варианта ответов. Чаще всего молодые граждане возрастом 18–24 года видят содержание патриотизма в любви к государству и не связывают его с выражением активной позиции: только для 19 % патриотизм предполагает деятельность во благо государства, а для 18 % — желание изменить положение дел в государстве. [3]

Патриотизм нередко считается респондентами проявлением ощущения гордости за собственную страну. Как продемонстрировал опрос, россияне чаще всего гордятся природными богатствами страны (38,5 %), её историей (37,8 %), различными спортивными успехами (28,9 %), культурой (28,5 %), большими размерами государства (28 %). Весьма малое количество россиян ощущает гордость за достижения в социально-экономической сфере: только 2 % респондентов отметили, что гордятся государственной системой здравоохранения, 5,2 % гордятся государственной системой образования, 5,4 % — экономическими результатами. Ещё одним тревожным показателем стало то, что лишь 7,9 % российских граждан гордятся собственными согражданами. [3]

Ещё одним компонентом выражения гражданского патриотизма у всех народов России, можно считать культ героев, их общественное почитание. Наиболее яркой иллюстрацией этого, по нашему мнению, можно считать отношение россиян к празднованию Дня Победы. При этом Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), предлагая к изучению данные опроса, указывает на тот факт, что, на взгляд россиян, Парады Победы в России, прежде всего, должны напомнить о подвиге советских граждан в войне 1941–1945 гг. — так считает каждый второй россиянин (47 %). Торжественные шествия 9 мая тоже считаются возможностью отдать дань памяти павшим в войне (15 %), поздравить сейчас здравствующих ветеранов (12 %), компонентом патриотического воспитания молодых людей (11 %) и т. п. Организуются они, прежде всего, для ветеранов (46 %), во вторую — для подростков (30 %). Лишь некоторые из них считают основными зрителями Парада Победы руководителей нашего государства (5 %) или же глав зарубежных стран (3 %).

По нашему мнению, в текущих условиях, сформировавшихся в России, государственный и гражданский патриотизм являются двумя сторонами одной медали.

Как мы уже говорили ранее, в текущих политических и экономических условиях, сформировавшихся вокруг России, стране нужна идея, призванная выступать консолидирующей базой для массового сознания российских граждан. Указанная идея должна обязательно восприниматься гражданами вне зависимости от их возраста и текущего социального статуса, места проживания и их материального положения.

Проводя анализ возможности создания идеологии, Зиновьев А. А. указывает на условия, т. е. метод выражения идеологической сферы. Ситуация заключается в том, что идеи (учения) сами по себе не будут распространяться и не станут заползать в головы миллионов граждан, для этого необходимо большое количество профессионально подготовленных граждан, требуется система заведений и организаций из подобных людей, формирующих идеологический механизм общества. Имеющийся сейчас идеологический механизм оказывается не заинтересованным в выработке учения, о котором говорится, и располагает необходимыми силами, чтобы помешать его возникновению и последующему распространению. Однако перспективы у таких сил нет. Российское общество со временем выздоравливает, и граждане, осознавая идеологизированность различных социальных процессов, в целом, приходят в результате к осознанию того, что противопоставлять внутренним и внешним угрозам, о которых отмечалось выше, можно лишь новую идеологию, способную объединять, направлять все общественные силы на созидательные процессы. В данном плане, даже с учётом принципиального положения о том, что наука и религия обладают абсолютно разной основой: знание — в первой ситуации, и веру — во второй, мы всегда будем объединяться в борьбе за возвышенные нравственные идеалы, культурные и духовные ценности, являющиеся основными компонентами идеологии патриотизма.

Р. Г. Яновский внёс существенный вклад в сферу определения патриотизма в виде ядра объединяющего идеологию и среду её формирования. Он смог обосновать совокупность важнейших категорий, которые образуют социологическую теорию новой идеологии России в данной группе: гуманизацию, общественный долг, научное мировоззрение, интеллигентность, а также, первым в общественной науке изучил феномены «культура патриотизма» и «идеология патриотизма». [2]

Современная динамика народнохозяйственного развития демонстрирует, что идеи патриотизма являются это не только продолжением национальных традиций, культуры, истории, а также достижений в разных областях деятельности. Патриотическую идею способна родить практика бытия, в данном смысле она является сотворением повседневной жизни.

Увы, последние 20 лет это самое бытие не смогло прибавить патриотизма, а только истощило его. В независимую жизнь смогло войти новое поколение, те, кто родились в 1990-х гг. В это не хочется поверить, но мы оказались на пороге очередного завершения интеллектуального ресурса в нашей стране. Об этом свидетельствуют общеизвестные показатели в сфере образования, культуры и в иных сферах.

В качестве примера «взгляда изнутри» можно привести оценку студенчеством собственного культурного уровня. По итогам проведения исследований А. С. Андреева, основная часть опрошенных оценивает собственный культурный уровень как высокий (77,5 %). При этом четверть респондентов на вопрос «Считаете ли Вы себя культурным человеком?» с уверенностью говорит «да», а свыше 50 % — «скорее да, чем нет». При этом тем, практически 80 % молодых респондентов, давая ответ на вопрос не о себе лично, а о молодых людях в целом, считают, что молодые люди недостаточно интересуются нашей историей и культурой, и в значительной степени ориентируются на зарубежные ценности; практически 70 % считают, что для современных молодых людей свойственны цинизм и равнодушие к идеалам.

Исторические знания большинства вчерашних учеников отличаются разрозненностью, эпизодическим характером. Студенты не без труда могут сопоставлять события, которые происходили в один исторический период в России и в иных государствах; определить причинно-следственные связи, провести анализ и выделить последствия разных исторических фактов. При этом непонимание важности таких знаний, может свидетельствовать лишь о близорукости, так как несформированность системы исторического знания считается крайне опасной тенденцией в ходе формирования личности молодого человека. У него не только не будет развиваться аналитическое и стратегическое мышление, так нужное всем, кто считает себя успешным человеком и большим профессионалом собственного дела, но, главное, у молодого человека произойдёт трансформация его ценностных ориентаций. В данной ситуации при любых социальных либо политических потрясениях можно с высокой степенью уверенности спрогнозировать вспышку агрессии и интолерантного поведения. В практической деятельности это будет выражаться, к примеру, в исчерпывающем переводе в массовом сознании граждан определения патриотизма из нравственно-гуманитарной области в область национализма и экстремизма, в преобразовании патриотизма в разменную карту ведения политической борьбы, что способно привести к расколу общества и обострению конфронтации.

В текущей работе педагогов образование должно стать направленным на появление у подростков патриотизма. Данная идея начинает пониматься в контексте целевых направлений общества, при этом усиление могущества государства определяется в виде одного из ключевых целевых итогов действия системы образования, который удаётся достичь через прививание патриотизма молодым российским гражданам начала третьего тысячелетия, готовых по уровню собственной жизни и профессионализма решать различные проблемы государства. [4]

Особым образом отметим, что главные черты экстремизма оказываются прямо противоположными патриотическим принципам. К примеру, если экстремистская деятельность предусматривает пропаганду особой исключительности, превосходства либо неполноценности людей в соответствии с их социальным положением, расой, национальностью, религией и языком, то принципы патриотического воспитания будут исходить из того, что граждане, различаясь по собственной природе, внешнему облику, положению, языку, поведению и ценностям, будут обладать нерушимым правом сохранять собственную индивидуальность, в равной мере пользоваться универсальными правами и главными свободами индивида.

В ходе осуществления экстремистской деятельности в массах образуется культ силы, не знающий милосердия, не имеющий ни правовых, ни нравственных ограничений, развращающий души людей своей беспощадной вседозволенностью. Не из-за этого ли зачастую зло кажется привлекательным, и, так называемые, негативные герои в литературе, кино и компьютерных играх считаются более достоверными и ярче положительных. При этом преобладание зла в искусстве вызывает зло в реальности.

Причины появления экстремистского поведения мы связали ещё и с процессами миграции, волна которой смогла захлестнуть европейские страны.

Следует особенно отметить духовно-нравственный вектор в патриотическом воспитании, состоящее в понимании человеком высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально важных процессов и явлений реальной жизни, готовность руководствоваться ими в виде определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно предусматривает развитие высокой культуры и образованности, понимание идеи, во имя которой выражается готовность достойно служить Отечеству, создание норм поведения высоконравственного и профессионально-этического характера, ответственности и коллективизма, воспитание ключевых духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, характеризующих особенности формирования и развития российского общества и государства, национального самосознания, образа жизни, понимания мира и судьбы российских граждан. Оно предусматривает беззаветную любовь и преданность собственному Отечеству, ощущение за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание святынь и символов своей страны, готовность достойно и самоотверженно служить обществу и государству.

Увы, в современной эпохе не наблюдается широкого проявления патриотизма. Для этого есть много причин: провал экономической системы, упадок науки, кризис в армии — оплота патриотической сути страны. Патриотизм — материализация гордости, личности и нации в целом. Базой для патриотизма во все времена оказывалась элита общества, которую создавали не денежные средства, а наиболее выдающиеся достижения её труда. [3]

Итак, можно видеть различные подходы к трактовке борьбы с экстремизмом и определению объединяющей национальной идеи, а также способов её реализации. Однако общность взглядов заключается в том, что базовой идеей считается патриотизм. При этом патриотизм выступает нравственной базой для жизнеспособности государства и выступает в виде мобилизационного ресурса развития.

Литература:

  1. Ореховская Н. А. Об общей культуре первокурсника технического вуза / Н. А. Ореховская // Высшее образование в России. -2014. — № 3. — С. 135–139.
  2. Ореховская Н. А. Толерантность массового сознания молодежи как фактор социально -политической стабильности российского общества / Н. А. Ореховская // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2011. — № 3. — С. 145–150.
  3. Ореховская Н. А. Массовый героизм в Великой Отечественной войне как феномен массового сознания многонационального советского народа / Н. А. Ореховская // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные общества, его цементирующей основой. Патриотизм — это верность отцу и матери, верность роду и Отечеству, это правдивость и нежность, доброта и бесстрашие, которое всегда вместе, ибо сострадание есть отвага души. Значит, патриотизм — это преданность всем своим истокам. Патриотизм есть то, что не имеет специализации, не прикладывается к диплому, не тем более, к должности. Патриотизм есть достоинство и совесть, ибо он морально-психологическое здоровье общества науки. — 2011. — № 4(96). — С. 256–261.
  4. Яновский Р. Г. Патриотизм: О смысле созидающего служения человеку, народу России, Отечеству / Р. Г. Яновский. — М., 2004. — С. 406.
Основные термины (генерируются автоматически): российских граждан, проблеме патриотизма, гражданского патриотизма, российского общества, определения патриотизма, государственного патриотизма, гражданский патриотизм, государственный патриотизм, виде объекта патриотизма, граждан определения патриотизма, идеологическое содержания патриотизма, продолжением государственного патриотизма, компонентами идеологии патриотизма, духе государственного патриотизма, основу гражданского патриотизма, выражения гражданского патриотизма, сферу определения патриотизма, идеи патриотизма, содержание патриотизма, патриотизма молодым российским.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос