Организаторские и коммуникативные способности педагога в системе профессионально значимых качеств | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (133) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 28.12.2016

Статья просмотрена: 2733 раза

Библиографическое описание:

Лаврентьева, И. В. Организаторские и коммуникативные способности педагога в системе профессионально значимых качеств / И. В. Лаврентьева, М. А. Лысенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 585-588. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37224/ (дата обращения: 16.12.2024).



Представлены результаты теоретического и практического исследования по выявлению организаторских и коммуникативных склонностей будущих дефектологов.

Ключевые слова: личность учителя, гармоничное развитие детей с ОВЗ, профессионально-важные качества, профессионально значимые качества педагога, педагогические способности, педагогическое общение

Современная система специального образования выдвигает ряд требований не только к профессиональным знаниям, умениям, навыкам будущего дефектолога, но и к профессионально значимым личностным качествам. Гармоничное психическое и личностное развитие детей с особыми возможностями здоровья зависит не только от профессионализма педагога, но и от его личностных качеств, поэтому стоит уделить особое внимание тем профессионально значимым качествам, которые будут определять будущий успех профессиональной деятельности в целом. П.Ф. Каптерев ещё в начале XX века отмечал, что «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения» [1, С.595].

Профессионально-важные качества есть совокупность психических, психофизиологических свойств человека необходимых для успешного овладения профессией. Е.С. Романова, разделяя профессионально значимые качества на способности и личные качества, интересы, склонности, особо выделяет качества педагога-дефектолога. [2, С.110]

В. П. Симонов рассматривает профессионально значимые качества педагога в трех аспектах: психологических черт личности как индивидуальности; в структуре межличностных отношений и в аспекте профессиональных черт личности [3, С.123]. По степени значимости профессионально-важные качества Т.А. Юзефавичус подразделяет на четыре ступени: доминантные, периферийные, негативные и профессионально недопустимые [4, С.45].

Н. В. Кузьмина выделяя следующие компоненты факторной структуры свойств педагога: личностный, индивидуальный и профессионально-педагогический (профессиональные знания и профессиональные умения), указывает на пять профессионально значимых качеств, которые сведены ею в две группы педагогических способностей:

  1. Проектировочно-гностические (педагогическое мышление и целеполагание).
  2. Рефлексивно-перцептивные (педагогический такт, рефлексия и направленность).

Как считает Н.В. Кузьмина, возможны следующие уровни результативности деятельности педагога: репродуктивный, адаптивный, локально-модулирующий, системно-модулирующий. Первые два уровня наблюдаются при отсутствии педагогических способностей: на репродуктивном уровне педагог умеет рассказать другим то, что знает сам; на адаптивном — педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории. Последующие уровни отражают развитие педагогических способностей. Так, на локально-моделирующем уровне, педагог владеет стратегиями обучения знаниям, умениям, навыкам по отдельным разделам курса, умеет формулировать педагогическую цель, предвидеть искомый результат, включать учащихся в учебно-познавательную деятельность, а на системно-моделирующим уровне педагог владеет стратегиями формирования нужной системы знаний, умений и навыков учащихся по своему предмету в целом. Высоким проявлением результативности деятельности и поведения педагога является владение стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащихся, их потребностей в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии [5, С.20].

По мнению И.А. Зимней, педагогическое общение есть система взаимодействия педагога и воспитуемых, где содержание — обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств [6, С.212]. При этом понятно, что коммуникативные способности есть умение ориентироваться в различных ситуациях общения, проявляющееся в специфической чувствительности педагога к способам установления с учащимися педагогически целесообразных взаимоотношений. Они могут также включать в себя общительность, умение распределять внимание, эмпатию, перцептивные и экспрессивные способности [7, С.50]

Целью экспериментального исследования было выявление уровня сформированности коммуникативных и организаторских склонностей будущих дефектологов. Выборку составили студенты 1–4 курсов очной формы обучения направления специального (дефектологического) образования в количестве 87 человек (от 17 до 22 лет).

Для проведения исследования использовалась методика

В.В. Синявского и Б.А. Федоришина «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-1)» [8, С. 228].

Полученные результаты уровней проявления коммуникативных склонностей по каждому курсу и их процентного соотношения были сведены в таблицу (см. таблицу 1).

Таблица 1

Сравнительные уровневые показатели выраженности коммуникативных склонностей по курсам

Уровень проявления

I курс

II курс

III курс

IV курс

абс. знач.

относ. знач. (%)

абс. знач.

относ. знач. (%)

абс. знач.

относ. знач.(%)

абс. знач.

относ. знач. (%)

Высокий

6

29

1

4

3

12

5

28

Средний

3

14

6

26

5

20

4

22

Низкий

12

57

16

70

17

68

9

50

Как видно из таблицы 1, на каждом курсе более половины респондентов имеют низкий уровень проявления коммуникативных склонностей (57 % — на первом, 70 % — на втором, 68 % — на третьем, 50 % — на четвертом); средний уровень имеют: на II курсе — 26 %, на III и IV курсах — 20 % и 22 % соответственно, на I курсе — 14 %; высокий уровень, в порядке убывания, имеют: на I и IV курсе (29 % и 28 % соответственно), на III (12 %), на II (4 %).

Таким образом, большинство студентов 1–4 курсов имеют низкий уровень коммуникативных склонностей.

Уровневое соотношение коммуникативных склонностей по всей выборке участников эксперимента наглядно представлены в виде диаграммы (см. рисунок 1).

Рис. 1. Процентное соотношение уровневых показателей коммуникативных склонностей будущих дефектологов

Как видно из рисунка 1, из общего числа респодентов более половины имеет низкий уровень проявления коммуникативных склонностей (60 %), средний — примерно пятая часть опрошенных (21 %), высокий уровень — 17 %.

Полученные результаты обследования организаторских склонностейпо каждому курсу были сведены в таблицу (см. таблицу 2).

Таблица 2

Сравнительные уровневые данные обследования организаторских склонностей по курсам

Уровень проявления

I курс

II курс

III курс

IV курс

абс. знач.

относ. знач.(%)

абс. знач.

относ. знач.(%)

абс. знач.

относ. знач.(%)

абс. знач.

относ. знач.(%)

Высокий

4

29

7

30

7

28

4

22

Средний

3

14

2

9

2

8

3

17

Низкий

14

67

14

61

16

64

11

61

Исходя из данных таблицы 2, низкий уровень проявления организаторских склонностей имеет более половины опрошенных на каждом курсе: на I курсе — 67 %, на II и IV курсах составило по 61 %, на III курсе– 64 %; показатели среднего уровня, в порядке убывания: IV курс (17 %), I (14 %), II и III (9 % и 8 % соответственно); высокий уровень, в порядке убывания, имеют: II курс (30 %), I курс (29 %), III курс (28 %) и IV курс (22 %).

Таким образом, более половины студентов-дефектологов имеют низкий уровень организаторских склонностей.

Уровневое соотношение организаторских склонностей по всей выборке респондентов наглядно представлено в виде диаграммы (см. рисунок 2).

Рис. 2. Процентное соотношение уровневых показателей организаторских склонностей будущих дефектологов

Из рисунка 2 видно, что из общего числа респондентов более половины имеет низкий уровень проявления организаторских склонностей (63 %), средний уровень 11 %, высокий 26 %.

Интерпретируя полученные данные, можно сказать, что респонденты, имеющие низкий уровень проявления коммуникативных (60%) и организаторских (63%) склонностей, обладают следующими характеристиками: не стремятся к общению; чувствуют себя скованно в новом коллективе; предпочитают проводить время в одиночестве; испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлениях перед аудиторией; плохо ориентируются в новой незнакомой ситуации; не отстаивают своё мнение; избегают принятия самостоятельных решений; часто обижаются. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено.

Средний уровень проявления коммуникативных (21%) и организаторских (11%) склонностей говорит о том, что студенты стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают своё мнение, планируют свою работу, но потенциал этих склонностей не отличается устойчивостью.

Будущие дефектологи, имеющие высокие уровни проявления коммуникативных (17%) и организаторских (26%) склонностей обладают рядом особенностей: они активно стремятся к организаторской и коммуникативной деятельности; быстро ориентируются в трудных ситуациях; непринужденно ведут себя в новом коллективе; способны принимать самостоятельное решение в трудной ситуации; отстаивают своё мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами.

Список литературы:

  1. КаптеревП.Ф. Дидактические очерки. Теория образования//Избр. педагог.соч. М., 1982.
  2. Романова Е.С. 99 популярных профессий. СПб., 2003.
  3. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателей. М., 1995.
  4. Юзефавичус Т.А. Педагогические ошибки учителей и пути их предупреждения: Учебное пособие для преподавателей и студентов. М., 1998.
  5. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990
  6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2002.
  7. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М., 1965.
  8. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. М., 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): III, курс, уровень проявления, склонность, высокий уровень, качество, относ, порядок убывания, таблица, педагогическое общение.


Ключевые слова

педагогические способности, личность учителя, педагогическое общение, профессионально-важные качества, гармоничное развитие детей с ОВЗ, профессионально значимые качества педагога

Похожие статьи

Необходимость в управляемом формировании профессионально важных психологических качеств личности будущего медика

В настоящее время в медицинской сфере возникла необходимость в профессиональном воспитании специалистов, обладающих набором профессиональных знаний и умений, позволяющих успешно выполнять трудовую деятельность в соответствии с современными требования...

Педагогические условия удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников в системе школа-вуз

В статье рассматриваются результаты исследования по выявлению педагогиче-ских условий удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников как ключе-вой характеристики профессионального самоопределения личности. Актуализируется задача вузов по ...

Мероприятия по совершенствованию профессиональных компетенций учителя начальных классов

В период всеобщей глобализации общества, целью модернизации современного образования является повышение его качества, достижение инновационных образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества. Образовательные результаты включ...

Профессионально-личностное становление будущего учителя как педагогическая проблема

В статье рассматриваются тенденции современного образования, которые влияют на профессиональное и личностное становление будущего учителя, на развитие творческой индивидуальности, способностей и интересов.

Развитие умственных способностей малышей в процессе формирования сенсорной культуры

В опыте работы по данной теме определены цель, задачи и основные направления реализации сенсомоторной деятельности детей раннего возраста, эффективные методы работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с семьёй.

Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза

В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...

Внедрение духовно-нравственных ценностей в образовательный процесс в начальной школе

Преподаватель уже давно считается сложной профессией, учитывая наличие взаимодействия в работе многих психоэмоциональных, языковых и социокультурных факторов. Каждый из этих факторов оказывает сильное давление на учителей, заставляя их быть интеллект...

Организация личного труда учителя и роль творческой деятельности в педагогическом процессе

В статье показана приоритетная роль творческой деятельности в контексте современного образовательного процесса, а также значение правильной организации личного труда учителя как необходимого условия достижения образовательного результата.

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме детско-родительских отношений. На основе проведенного исследования установлено, что на детско-родительские отношения сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и...

Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза

В статье приведены данные о необходимости и возможности формирования здорового образа жизни для первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи форми...

Похожие статьи

Необходимость в управляемом формировании профессионально важных психологических качеств личности будущего медика

В настоящее время в медицинской сфере возникла необходимость в профессиональном воспитании специалистов, обладающих набором профессиональных знаний и умений, позволяющих успешно выполнять трудовую деятельность в соответствии с современными требования...

Педагогические условия удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников в системе школа-вуз

В статье рассматриваются результаты исследования по выявлению педагогиче-ских условий удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников как ключе-вой характеристики профессионального самоопределения личности. Актуализируется задача вузов по ...

Мероприятия по совершенствованию профессиональных компетенций учителя начальных классов

В период всеобщей глобализации общества, целью модернизации современного образования является повышение его качества, достижение инновационных образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества. Образовательные результаты включ...

Профессионально-личностное становление будущего учителя как педагогическая проблема

В статье рассматриваются тенденции современного образования, которые влияют на профессиональное и личностное становление будущего учителя, на развитие творческой индивидуальности, способностей и интересов.

Развитие умственных способностей малышей в процессе формирования сенсорной культуры

В опыте работы по данной теме определены цель, задачи и основные направления реализации сенсомоторной деятельности детей раннего возраста, эффективные методы работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с семьёй.

Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза

В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...

Внедрение духовно-нравственных ценностей в образовательный процесс в начальной школе

Преподаватель уже давно считается сложной профессией, учитывая наличие взаимодействия в работе многих психоэмоциональных, языковых и социокультурных факторов. Каждый из этих факторов оказывает сильное давление на учителей, заставляя их быть интеллект...

Организация личного труда учителя и роль творческой деятельности в педагогическом процессе

В статье показана приоритетная роль творческой деятельности в контексте современного образовательного процесса, а также значение правильной организации личного труда учителя как необходимого условия достижения образовательного результата.

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме детско-родительских отношений. На основе проведенного исследования установлено, что на детско-родительские отношения сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и...

Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза

В статье приведены данные о необходимости и возможности формирования здорового образа жизни для первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи форми...

Задать вопрос