Коренные изменения в повседневной жизни сельского населения Якутской АССР прежде всего были связаны с административно-территориальными преобразованиями и коллективизацией крестьянских хозяйств, разрушившими традиционную систему хозяйствования, кровнородственные и соседские объединения [1, с. 164]. В результате чего был нанесен мощный удар по традиционной культуре и положено начало формированию советского образа жизни среди якутов, подразумевавшего коренные изменения в повседневной жизни.
Накануне административно-территориальных преобразований и концентрации населения путем поселкования все аспекты повседневной жизни сельского населения Якутии были сконцентрированы вокруг алаасного ландшафта и связаны с особенностями традиционного алаасного (хуторного) расселения. В течении многих столетий якутами был выработан дисперсный «алаасный»[1] тип расселения населения с учетом особенностей полукочевого хозяйства, экстремальных природно-климатических условий и географического ландшафта (рис.1). Главной особенностью алаасного расселения была комплексность традиционного якутского хозяйства, сочетавшего стойловое скотоводство, табунное коневодство, земледелие, охоту, рыболовство и собирательство. Среднее расстояние между якутскими хуторами было равно тому, сколько требовалось, чтобы без ущерба алаасной экосистеме прокормить определенное количество людей, скот, зверей и дичина определенной территории [2, с. 10]. В целом якутские хозяйства накануне поселкования дополняли природную экосистему, но не нарушали ее.
Рис. 1. Алаас
Большую роль в повседневной жизни сельского населения Якутии играла полукочевая организация труда, неразрывно связанная с годовым природным хозяйственным циклом, учитывавшим эффективное и рациональное использование ресурсов алаасов и прилегающего к нему участка тайги. Трудовой год в традиционном хозяйстве якутов делился на 4 сезона по времени года. Для каждого сезона у якутской семьи имелось отдельное жилье — зимник (кыстык) (рис. 2), летник (сайылык) и межсезонное жилье (отор, сааhыыр).
Рис. 2. Традиционная якутская зимняя усадьба.
Важным преимуществом полукочевой организации труда и культуры алаасного расселения видный якутский этнограф Н. И. Николаев-Сомоготто, считал: «Этим мероприятием ему [прим. якуту-скотоводу] удавалось так приблизить свое жилье к производству, что последнее становилось занятием постоянно околодомным, где все могли принимать участие — от малолетних детей до дряхлых стариков. Кроме того близость дома от производства избавляла сельского труженика от всех тягот и неудобств, связанных с работой вдали от дома в условиях временных стойбищ и шалашей, заменяя последние домашним уютом» [3]. В то же время необходимо отметить о том, что через алаасы проходили дороги различной значимости, в связи с чем был развит институт гостеприимства, гарантировавший путникам теплый кров и еду.
Согласно мнению Н. И. Николаева-Сомоготто, традиционное якутское хозяйство имело комплексный многоотраслевой характер: «Завтрак ему [прим. якуту-скотоводу] давала околодомная самоловная охота. Без траты времени в период утренней разминки он снимал готовую дичь со своих самострелов, слопцов, петель. Так на добычу завтрака он не тратил лишнего сенокосного времени. Обед ему предоставляли рыболовные сети и морды, расставленные на том же водоеме, где он и косил. Лошади, олени, коровы без пастуха паслись на околодомных лесных и луговых пастбищах. Вся семья сенокосчика в полном составе всегда была рядом с ним. Присмотр за малышами и дряхлыми стариками осуществлялся там же на лугу, дойка коров, кобылиц и оленей осуществлялась без отрыва от сеноуборки. В сеноуборке принимала участие вся семья. Таким образом, каждая семья становилась целым производственным звеном на сеноуборке… Отведенность каждой семье на своей личной производственно прожиточной площади в виде наследственной собственности позволяла организовать труд и быт только успешно. Здесь отсутствие конкуренции внутри личного угодья давало возможность сочетать друг с другом занятия такими противоречивыми отраслями как луговое животноводство и лесные типы занятий. Так отсутствие ближнего соседа позволяло заниматься рыболовством. Охотой преимущественно при помощи самоловных орудий. Таким образом, в данном типе хозяйствования одна семья брала все, что давала отведенная ей в собственность прожиточная площадь. При этом к природе той площади семья не могла относиться хищнически и равнодушно, т. к. только бережное отношение к экологии могло обеспечить ей высокодоходность и долгосрочность эксплуатации.
Необходимо отметить о том, что проведенная административно-территориальная реформа стала предпосылкой экономических преобразований и дала толчок коренной трансформации и адаптации основ повседневной жизни сельского населения Якутской АССР. В результате чего было подготовлена психологическая и материальная база для начала процесса коллективизации крестьянских хозяйств и внедрения нового советского образа жизни путем концентрации человеческих ресурсов в новых поселках.
На основании решения съезда ВКП(б) о новом принципе районирования, в Якутской АССР в 1930–1931 гг. были проведен ряд мероприятий по претворению в жизнь новой структуры административно-территориального деления. В первую очередь, признав управленческую неэффективность, решением СНК ЯАССР были упразднены шесть округов: Булунский, Верхоянский, Вилюйский, Колымский, Олекминский и Якутский. В целях форсирования промышленного освоения золотоносных месторождений и развития добывающей промышленности Южной Якутии был сохранен Алданский промышленный округ. Новая система районирования была закреплена постановлением ЯЦИК от 10.12.1930 г. «О новом административно-территориальном районировании в Якутской автономной социалистической республике», согласно которому с упразднением округов, республика перешла к следующей административно-территориальной структуре: республика — район (округ) — наслежный совет (сельсовет) [4, Л.3]. Таким образом, по состоянию на 1 апреля 1940 г., в республике был 1 промышленный округ, 33 района, 426 сельских и наслежных советов, 26 рабочих поселков. Два города (Якутск и Алдан) имели республиканское значение, остальные пять (Верхоянск, Вилюйск, Олекминск, Среднеколымск и Томмот) были районными центрами [4, Л.2].
Для закрепления достижений колхозного строительства и нового советского быта, власть в рамках культурной революции предприняла ряд мер направленных в области образования, здравоохранения, санитарного просвещения и перестройке и быта населения. Реализация данных мероприятий была, возможна только при строительстве централизованных поселений, призванных сконцентрировать рабочую силу в одном месте. В 1931–1937 гг. в Якутской АССР начался процесс формирования постоянных поселений ставших центрами коллективных хозяйств [5, с.189]. Для ликвидации традиционного образа жизни по мере массового создания коллективных хозяйств при каждом колхозе строилась центральная усадьба с домом правления колхоза, зернохранилищем, крытым током, общественными скотными дворами, машинными сараями, детскими яслями, школой, столовыми, но, не смотря на эти меры колхозники продолжали проживать в своих алаасах группами по две-три семьи из одного «а5а ууhа».
Необходимо отметить, что в центральных регионах СССР население компактно проживало в деревнях, тем самым обеспечивая высокий темп коллективизации. Во второй половине 1930-х гг. Советом народных комиссаров ЯАССР было ассигновано около 600 тыс. руб. из государственного бюджета на строительство колхозных поселков, с этого момента процесс поселкования получил планомерный характер. В 1939 г. партийно-советское руководство республики наметило обширную программу поселкования. Несмотря на предпринятые меры по итогам переписи 1939 г. в 14 центральных сельскохозяйственных районах республики удельный вес одиночных юртовых пунктов проживания составлял 77,8 % всех зарегистрированных переписью населенных пунктов. Кроме того, в годы культурной революции вплоть до середины 1940-х гг. органами советской власти проводилась обширная кампания по отделению зимнего хлева «хотон» от жилья. На 1 января 1941 г. в новых сельских поселках проживало 9,8 тыс. хозяйств, или менее одной пятой сельских жителей [6, с.117]. Таким образом, к 1941 г. строительство новых колхозных поселков началось на центральных усадьбах около 50 % колхозов.
При поселковании ослабленные голодом колхозы разбирали и перевозили на новые места старые дома и юрты, что в свою очередь было связано с большими расходами в семейном бюджете. Типовые новые дома строились без учета требований по оборудованию и утеплению. Согласно отчету Государственной санитарной инспекции за 1943 г. в качестве основной причины пустования новых типовых домов являлось неимение средств у колхозов в приобретении кирпичей для кладки новых печей и стекла для остекления оконных рам. Маломощные колхозы не могли обеспечить себя необходимым количеством пило- и стройматериалов для строительства крыши, потолка и деревянных полов. В большинстве случаев поселкование признавалась завершенным, при условии того, что в поселке была выстроена колхозная контора, складские помещения, начальная школа, лечебный пункт, баня, клуб или юрта-читальня. В то время, несмотря на формальное поселкование, население продолжало жить в алаасах (хуторах). Следует признать, что не во всех колхозных поселках были туалеты и выгребные ямы. Относительно благополучная санитарно-гигиеническая ситуация была в районных центрах [7, Л.6].
Таблица 1
О состоянии поселкования на 01 января 1942г.
Год |
Кол-во колх. охвач. поселк |
Кол-во хоз-в колхозников |
Кол-во колх.заканч.поселк |
Заселено в поселки хозяйств за 1939, 1940, 1941 гг. |
Кол-во хозяйств, не требующих поселкования |
1.1.1942 |
773 |
47936 |
82 |
12178 |
9331 |
Из данной таблицы видно, что в начальный период войны было две группы населения, одна жила в новых колхозных поселках, а вторая группа в юртах похуторно.
Таким образом, формирование новой административно-территориальной сетки и процесс концентрация человеческих ресурсов в одном населенном пункте ускорили интеграцию якутского села в новое советское общество. Процесс строительства колхозных поселков (центральных усадеб) носил во многом стихийный характер, поселки строились без генеральной планировки и учета основных источников водоснабжения, логистики путей сообщения. Улучшение материального и социального обеспечения населения сельской местности должно было произойти после завершения кампании поселкования, которая началось в 1939 г. Начавшийся накануне Великой Отечественной войны процесс поселкования в будущем ликвидировал особенности традиционного хозяйства, системы природопользования, родоплеменные особенности и нарушил систему экзогамии внутри наслегов. Необходимо подчеркнуть о том, что официально поселкование было завершено в Якутской АССР лишь в 1960 г.
Литература:
- Винокурова Л. И. Исторические трансформации в XX-XXI вв. // Якуты (Саха) / отв. ред. Н. А. Алексеев, Е. Н. Романова, З. П. Соколова; Ин-т этнологии и антропологии им Н. Н. Миклухо-Маклая РАН; Ин-т гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН. — М.: Наука, 2013. — 599 с.
- Николаев С. И.-Сомоготто. Внутрикраевая интернациональность, историческая преемственность и зональная приспособленность — основные черты материальной культуры Якутии // Сомоготто: сборник статей / [сост. В. Н. Сафонова; ред-кол.: Е. П. Антонов (отв.ред.) и др.]. — Якутск: Алаас, 2012–864 с.
- Николаев С. И.-Сомоготто. Алаасная культура Якутии. Отклик на статью В. Иванова «Голиаф просится на хутор» // Молодежь Якутии. — 1990. — 26 июл.
- ГА РФ. Ф.Р1235. Оп.122. Д.438.Ч.1. Л.3.
- Аргунов И. А. Социальное развитие якутского народа (историко-социологическое исследование образа жизни). — Новосибирск: Наука, 1985–319 с.
- Санникова Я. М. Коллективизация сельского хозяйства в Якутии (1929–1940 гг.) / Я. М. Санникова; [отв.ред.к.и.н. С. И. Ковлеков, д.и.н. С. И. Боякова]. — Якутск: Бичик, 2007. — 134 с.
- ГА РФ. Ф.Р9226.Оп.1 Д.560. Л.6
[1]Алаас – представляет собой долину термокарстового происхождения образованную в результате таяния подземного грунта среди таежного массива.