Инвестиционный климат истратегия социально-экономического развития Краснодарского края впериод санкций
Сайбель Наталья Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент;
Анисимова Анна Вадимовна, студент
Кубанский государственный университет (г. Краснодар)
В данной статье проведен анализ базовых макроэкономических показателей экономики Российской Федерации и выявлены основные тенденции. Введенные против России санкции обострили накопившееся в реальном и финансовом секторах проблемы. На основании проведенного анализа выявлена оценка социально-экономического развития Краснодарского края в условиях санкций и перспектив привлечения инвестиций, а также сформулированы предложения по улучшению инвестиционного климата и стимулированию темпов экономического роста.
Ключевые слова: инвестиции, развитие, Россия, санкции, тенденции, перспективы
Актуальность темы исследования обусловлена ролью Краснодарского края в экономическом развитии Российской Федерации, которая определяется несколькими факторами. Так, например, Краснодарский край реализует геостратегическую функцию форпоста стабильности на южных рубежах России. Имея более чем пятимиллионное население, Краснодарский край обеспечивает стабильность на Северном Кавказе и оказывает влияние страны в Закавказье, на Ближнем Востоке и в Средиземноморском бассейне. Краснодарский край сам по себе является приграничной территорией и единственным выходом России к Черному морю, а через него — к важнейшим международным морским путям. Краснодарский край осуществляет интересы России в зоне азово‑черноморского и средиземноморского экономического сотрудничества. Основу производительных сил Краснодарского края составляют промышленный, строительный, область информационных и коммуникационных технологий, топливно‑энергетический комплексы, а также агропромышленный, транспортный, курортно‑рекреационный и туристский комплексы. Последние три направления деятельности и определяют особый статус Краснодарского края в экономике страны.
Динамичное развитие агропромышленного комплекса Краснодарского края обеспечивает продовольственную безопасность страны, ведь край обладает богатейшими ресурсами сельскохозяйственных земель, в том числе черноземами, площадь которых составляет 4805 тысяч гектаров (это более 4 % российских и около 2 % мировых запасов) [1].
Край занимает первое место среди субъектов Российской Федерации по объему производства зерна, сахарной свеклы, плодов и ягод, второе — по производству семян подсолнечника и меда, по производству яиц, мяса скота и птицы; третье место — по производству молока [2].
Не так давно страны ЕС, США, Канада, Австралия и Норвегия ввели санкции против России. Причиной послужило то, что данные государства посчитали недопустимым действия властей России в отношении Крыма, а также восточных регионов Украины, в которых, по мнению стран Атлантического блока, ведут свою деятельность российские вооруженные формирования. Санкции носят экономический и политический характер.
Очень важно сформировать качественный климат для иностранных инвесторов, чтобы они даже в режиме санкций работали в России. В настоящий момент улучшение инвестиционного климата в промышленности происходит несколькими способами. Это создание особых экономических зон и территорий опережающего развития, что действительно может стать эффективным инструментом привлечения инвестиций в Россию. Безусловно, нужно постоянно проводить мероприятия по повышению общего инвестиционного климата промышленного сектора России путём внедрения мер по снижению административных барьеров ведения бизнеса и повышению эффективности работы судебно-правовой системы. Однако точечная работа правительства по созданию особых экономических зон и территорий опережающего развития позволит протестировать и выработать ряд эффективных механизмов повышения инвестиционной привлекательности отдельных регионов страны, которые позднее можно будет использовать в масштабе всей России [3].
В условиях глобальной экономики представить себе государство, не встроенное в систему мировых хозяйственных связей, невозможно. Однако степень взаимосвязи может быть разной. Для России подобная зависимость от мира может отразиться на ряде сфер. Во-первых, это обеспеченность страны стратегически важными товарами (продовольствие, лекарства, технологии, комплектующие для машин). В торговом балансе страны главными партнерами остаются:
− страны ЕС (42,2 % импорта и 53,8 % всего экспорта);
− АТЭС (34,3 % импорта и 18,9 % экспорта);
− СНГ (13 % импорта и 14 % экспорта), крупнейшими из них — Китай, Германия.
Санкции для Краснодарского края — это, скорее, стимулирующий импульс развития экономики. Краснодарский край — часть экономической системы не только России, но и мира. Ведь на территории Кубани действуют большое количество инвесторов крупного бизнеса из различных стран, например, из США, Германии, Голландии, Австрии и других. В Краснодарском крае ежегодно проводится Международный инвестиционный форум «Сочи», который по праву считается крупнейшей площадкой для масштабного представления и обсуждения инвестиционных проектов. Это мероприятие регулярно привлекает к себе пристальное внимание представителей деловых кругов разных стран мира.
Инвестиционные планы иностранных инвесторов в России не претерпевают особенных изменений в разрезе регионального инвестирования, особенно в сфере негосударственных проектов. В региональных проектах иностранные вкладчики не отказываются участвовать: к примеру, АНО «Стратегическое партнерство «Северо-Запад» подписала соглашение о присоединении к проекту ООО «Сименс», по сообщениям Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической̆ деятельности Краснодарского края форум «Сочи-2014» дал понять, что иностранные инвесторы не готовы уходить из проектов региона, в том числе из проектов спортивных комплексов и сооружений (табл. 1).
Таблица 1
Основные показатели внешнеэкономической деятельности Краснодарского края за период 2008–2013 годов [3]
Наименование показателя |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Внешнеторговый оборот, млрд. долл. США |
8,7 |
6,4 |
10,9 |
14,7 |
14,3 |
13,5 |
Темпы прироста, % |
133,26 % |
74 % |
170 % |
135 % |
97 % |
94 % |
Экспорт, млн. долл. США |
5030 |
3636 |
6451 |
9820,4 |
9588,5 |
7931 |
Темпы прироста, % |
129,61 % |
72 % |
177 % |
152 % |
98 % |
83 % |
Импорт, млн. долл. США |
3522 |
2759 |
4434 |
5010,7 |
4864,9 |
5528 |
Темпы прироста, % |
132,21 % |
78 % |
161 % |
113 % |
97 % |
114 % |
С начала года началось импортозамещение. На экспериментальной площадке Северокавказского НИИ садоводства и виноградарства ‒ в хозяйстве «Центральное» создают сорта, применяя интенсивную технологию возделывания яблонь в безопорных садах. На сегодняшний день довольно распространена «европейская классическая технология», то есть когда без дорогостоящей опорно-шпалерной конструкции не обойтись. А подход, применяемый на Кубани, к выращиванию яблок уменьшает затраты практически вдвое. А это на 12–15 % снижает себестоимость производства. Вместе с тем, качество и показатели урожайности ничуть не уступают европейскому способу возделывания [4].
Следует отметить положительные факторы, определяющие перспективы развития Краснодарского края:
− эффективность использования территориальных ресурсов;
− высокая степень предпринимательской активности;
− развитые отраслевые комплексы;
− наличие агроклиматических и рекреационных ресурсов;
− развитая транспортная инфраструктура;
− развитие экономических и человеческих ресурсов;
− уникальное ГП;
− выгодное экономико-географическое положение [5].
Благодаря эффективной работе хозпредприятий, объем сельскохозяйственной продукции за 2014 год оценивается в 290 миллиардов рублей, а это на 11 % выше, чем в 2013 году. А вот в целом по России рост в 2014 году составил 4,5 %. Производство продукции сельского хозяйства на душу населения в Краснодарском крае увеличилось на 12 % к уровню 2013 года и это составило 54 тысячи рублей [3].
При разработке Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года администрация Краснодарского края исходила из принципа соответствия стратегической цели и направлений развития края целям и приоритетам Правительства Российской Федерации, определенным в следующих документах:
− Послание Президента Российской Федерации;
− Программа социально‑экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006–2008 годы);
− Положение о разработке Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на 2006–2008 годы;
− Концепция Стратегии социально‑экономического развития регионов Российской Федерации.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года определено, что стратегической целью является превращение России в одного из глобальных лидеров мировой экономики, ее выход на уровень социально‑экономического развития высокоиндустриальных стран. К 2020 году Россия должна войти в пятерку ведущих стран мира по экономической мощи — производству валового внутреннего продукта [1].
Достижение цели развития предполагает:
− выход России на то благосостояние, которое соответствует развитым странам мира;
− обеспечение научно-технологического лидерства России;
− обеспечение специализации России в мировой экономике на основе передовых научно‑исследовательских разработок и высоких технологий;
− превращение РФ в один из ведущих мировых финансовых центров, обеспечивающих лидирующие позиции России на финансовых рынках мира.
Экономические санкции значительно влияют на развитие сельского хозяйства на Кубани и по всей России, но, в свою очередь, они являются стимулом для улучшения качества и количества производимой продукции для полного импортозамещения на территории всей страны [6].
Таким образом, проводимая политика импортозамещения товаров Краснодарского края, которые попали под санкции, будет стимулировать развитие отраслей сельского хозяйства, а в дальнейшем приведет к развитию и смежных отраслей, что в конечном счете отразится на благоприятном инвестиционном климате региона и приведет к стабильному экономическому росту.
Литература:
- Стратегия социально‑экономического развития Краснодарского края до 2020 года. URL: http://www.krasnodar.ru/content/592/show/49460.
- Авдеева Е. А. Анализ социально-экономического положения Краснодарского края // Молодой ученый. — 2015. — № 24. — С. 351–353.
- Результаты мониторинга Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года за период 2008–2013 годов. URL: http://economy.krasnodar. ru/strategic-planning/files/Monitoring_2008–2013.pdf.
- Сайбель Я. В. О мерах по улучшению инвестиционного климата в России // Модернизация как альтернатива глобализации: потенциал экономической интеграции стран СНГ: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Том 2. — Краснодар: ЦНТИ, 2012. С. 12–16.
- Сайбель Н. Ю., Волков К. С. Социально-экономические препятствия на пути формирования благоприятного инвестиционного климата в России // Модернизация как альтернатива глобализации: потенциал экономической интеграции стран СНГ: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Том 2. — Краснодар: ЦНТИ, 2012. С. 16–20.
- Сайбель Н. Ю., Волков К. С. Механизм формирования благоприятного инвестиционного климата: теория и практика российской действительности // Модернизация как альтернатива глобализации: потенциал экономической интеграции стран СНГ: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Том 2. — Краснодар: ЦНТИ, 2012. С. 41–45.