Реализация корпоративной социальной ответственности в российских интернет-компаниях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 18.12.2016

Статья просмотрена: 2956 раз

Библиографическое описание:

Полгар, Диана. Реализация корпоративной социальной ответственности в российских интернет-компаниях / Диана Полгар. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 521-522. — URL: https://moluch.ru/archive/132/37028/ (дата обращения: 24.12.2024).



Согласно определению, данному в Международном стандарте Международной организации по стандартизации (ISO) 26000 «Руководство по социальной ответственности», социальная ответственность — это ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества; учитывает ожидания заинтересованных сторон; соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения; введено во всей организации [1].

Социальная ответственность встречается во всех формах организации, однако чаще всего мы сталкиваемся с этим явлением в бизнес-сообществе под названием «корпоративная социальная ответственность» (КСО).

С середины двадцатого века корпоративная социальная ответственность начинает активно возрождаться в компаниях Западной Европы и США, а позднее в экономически развивающихся странах, в том числе и в России.

В России резкий толчок в развитии КСО начался в последнее десять лет. С недавних пор, число российских компаний, которые внедряют в свою деятельность принципы социальной ответственности, постоянноувеличивается.

Одной из часто встречающихся форм проявления социальной ответственности бизнеса являетсяблаготворительность — т. е. добровольная деятельность коммерческой организации по оказанию помощи нуждающимся или по поддержке социальных проектов — собственных или других организаций [3]. При этом сфера, в которую компания инвестирует свои средства вовсе не обязательно имеет прямую связь с основной сферой деятельности компании.

На территории РФ от общего объема рынка благотворительности приблизительно 90 %приходитсяна благотворительность со стороны компаний.

В частности, крупные организации способны осуществлять постоянную поддержку науки, или решать –локально или масштабах страны в целом — проблемы в сфере образования и здравоохранения.

Такие проекты являются социальными инвестициями. Крупные компании часто разрабатывают специальные благотворительные проекты, проводят конкурсы на получения грантов, и т. д.

Средний и малый бизнес как правило поддерживают более конкретные социальные учреждения, такие как детский дом, дома для престарелых, хосписы и т. д. Некоторые предприятия в качестве помощи выделяют не деньги, а, например, свою продукцию или услуги.

Также, одним из вариантов проявления корпоративной социальной ответственности является корпоративное волонтерство, т. е. добровольное участие сотрудников на безвозмездной основе в различных социальных программах при поддержке своей компании [2]. Чаще всего подобные программы рассчитаны на поддержку семьи и детей, защиту окружающей среды, или же пропаганду здорового образа жизни.

Для рассмотрения данного вопроса более подробно, я хотела бы привести примеры проявления корпоративной социальной ответственности, основываясь на опыте российских интернет компаний. За последние несколько лет российский интернет в корне сменился с пространства для общения и получения информации на один из самых крупных и быстрорастущих рынков как и на территории РФ, так и по всему миру, и уже давно стал вполне самостоятельной отраслью национальной экономики. Двумя наиболее успешными игроками на рынке являются Mail.ruGroup и Яндекс, хотя, стоит отметить, ни выручка, ни уровень посещаемости не сравнятся с показателями зарубежных «гигантов», (таких как Google и Facebook).

Холдинг Mail.RuGroup, основанный в 1998 г., на сегодняшний день является самой крупной, дорогой и перспективной компанией на пространстве рунета. Их самыми популярными и всеобще известными проектами безусловно являются социальные сети «Вконтакте», «Одноклассники» и, конечно же, «Mail.ru». В 2015 году Mail.RuGroup впервые обогнала бессменного лидера русского интернета «Яндекс». Во многом этому послужила покупка сайта «Вконтакте». Стоит отметить, что данная компания, помимо процветания своей власти на просторах рунета, тратит огромное количество ресурсов и на реализацию социальной ответственности.

Mail.RuGroup проводит постоянную работу в области развития образования в сфере IT. Каждый год компания проводит олимпиаду для программистов «RussianCodeCup». Также, Mail.ruGroup организуют самый крупный чемпионат по программированию искусственного интеллекта «RussianAICup». Кроме того, ежегодно они проводят конкурс дизайнеров и разработчиков интерфейсов «RussianDesignCup», а также активно сотрудничает с вузами России.

В 2013 году компания запустила проект Добро Mail.Ru — первый крупный сервис для благотворительности по всей Российской Федерации. В компании также растет корпоративное волонтерство. Например, сотрудники регулярно участвуют в «Дне Донора». Кроме того, Mail.RuGroup каждый месяц проводят закупку медицинского оборудования и лекарств для лечения детей.

Еще одним ранее упомянутым «гигантом» рунета безусловно является компания «Яндекс», основанная в 2000 г. Поисковик и по сей день является наиболее используемым сервисом по поиску информации среди жителей России, а также и создателем нескольких крайне успешных проектов таких как «Яндекс. Такси» и «Яндекс. Билеты». Не смотря на то, что в 2015 году компания немного сдала позиции, уступив место первенства на рынке холдингу Mail.RuGroup, «Яндекс» также являются примером корпоративной социальной ответственности. К примеру, они проводили акцию, при которой оказывалась регулярная рекламная поддержка некоммерческим организациям. Для реализации этого проекта благотворительный фонд САF и компания «Яндекс» открыли совместную программу Blago.ru. У программы было две основные цели: чтобы нуждающиеся в помощи, могли ее найти, и чтобы те, кто хочет оказать помочь, знали, как это можно было реализовать.

Еще одной социально ответственной компанией, которую я хотела бы привезти в пример, является сервис «2Гис», основанный в 1999 г. Концепт симбиоза электронный карты и справочника стал прорывным и позволил войти в двадцатку самых дорогих и востребованных проектов рунета. «2Гис» позволяет пользователям в режиме офлайн ориентироваться более чем в 200 городах России и зарубежья, а также показывает схемы различных торговых центров и аэропортов. Компания, в свою очередь, ежегодно организовывают проект перед наступающим Новым годом, в ходе которого пользователи «2Гис» выбирают подарок из списка, делятся своим выбором в социальных сетях и, таким образом, автоматически становятся участниками розыгрыша. Эта программа проходит в 257 городах России и 2 городах Киргизии при котором участникам подарят более 500 призов, например, такие как техника, сертификаты на продукцию и услуги компаний и т. д. Победителей определит специальный алгоритм. Данную акцию они проводят совместно с компанией «Ангстрем», еще одним представителем электронной-коммерции России.

Не смотря на все вышеизложенные примеры, реализация социальной ответственности в интернет-компаниях России — это явление достаточно редкое, в отличии от представителей американского и европейского рынка. Тем не менее, российские частные предприятия стараются не отставать и все больше и больше организаций делают акцент на разработке собственных программ КСО, опираясь на опыт иностранных корпораций.

Литература:

  1. Руководство по социальной ответственности ISO/DIS 26000.
  2. Краснопольская И. Корпоративное волонтерство в России: основные характеристики// Бизнес и общество, Корпоративное социальное волонтерство в России. Сборник лучших практик — 2012. № 2. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.b-soc.ru/media/download/1636
  3. Белокрыльцева А. Бизнес. Благотворительность. Общественное мнение / А. Белокрыльцева, Д. Белокрыльцева, О. Суворова. — М.: Фонд «Диалог», 2005, С. 29–30.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная ответственность, компания, корпоративная социальная ответственность, проект, ISO, город России, окружающая среда, программа, Россия, территория РФ.


Задать вопрос