Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 августа, печатный экземпляр отправим 27 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Сущность корпоративной социальной ответственности. КСО как феномен устойчивого развития социальной сферы (на примере социальных программ «Роснефти» в Ингушетии)

Научный руководитель
Экономика и управление
25.06.2019
302
Поделиться
Библиографическое описание
Эльдиев, Р. А. Сущность корпоративной социальной ответственности. КСО как феномен устойчивого развития социальной сферы (на примере социальных программ «Роснефти» в Ингушетии) / Р. А. Эльдиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). — С. 239-241. — URL: https://moluch.ru/archive/263/60085/.


В данной статье рассматривается понятие и основная сущность корпоративно социальной ответственности, приводится оценка и выявление проблем деятельности российских компаний в сфере КСО. Также рассматривается КСО, выраженная «Росснефтью» в социальных программах в Ингушетии.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, КСО, бизнес, государство, проблемы, компания.

Корпоративная социальная ответственность (КСО) — это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью и выходящий за рамки определенного законом минимума.

Корпоративная социальная ответственность (corporate social responsibility — CSR) является в настоящее время одним из самых противоречивых явлений и наиболее широко трактуемых терминов в современном бизнес-сообществе.

Начало дискуссии о корпоративной социальной ответственности было положено в первой половине 1950-х гг.

Доказано, что организации, следующие принципам КСО, являются наиболее успешными. Это означает, что в настоящее время КСО больше носит обязательный характер (неофициально), чем добровольный.

Глобальные мировые компании воспринимают корпоративную социальную ответственность как драйвер инновации и «вызов» существующей бизнес-модели. Крупные компании полностью меняют свои бизнес-модели отражая в своих бизнес-стратегиях существующие принципы КСО.

КСО включают в себя внутреннюю и внешнюю составляющие:

− Внутренняя проводится для работников своей компании

  • Включает формирование корпоративной культуры;
  • Повышение квалификации персонала;
  • Заботу о здоровье персонала и т. п.

− Внешняя направлена на местное сообщество на территории деятельности компании

  • И проявляется в участии компаний в различных внешних социальных проетах (федеральных и региональных).

Работа и отчетность по КСО и устойчивому развитию способствует достижению эффективных результатов в следующих важных для компании аспектах:

− Укрепление деловой репутации;

− Рост капитализации;

− Укрепление сплоченности трудового коллектива;

− Повышение прозрачности компании для общественности;

− Повышение инвестиционной привлекательности;

− Гармонизация вклада в развитие региона присутствия компании и страны в целом.

В настоящее время современные корпорации, приверженные стратегии устойчивого развития в области корпоративной социальной ответственности, охватывают основные направления в сфере:

 Развитие и социальная поддержка персонала;

 Промышленная безопасность и охрана окружающей среды;

 Содействие социально-экономическому развитию регионов присутствия;

 Благотворительность.

В настоящий момент можно выделить три основных концепции интерпретации по отношению к КСО:

Традиционная теория: Увеличение прибыли для акционеров данной компании;

Противоположная теория: Значительный вклад компаний в улучшение качества жизни.

Теория «разумного эгоизма»: КСО — бизнес, поскольку сокращает долгосрочные потери прибыли.

Справедливо выделить общие принципы КСО: соблюдение правовых и общепринятых морально-этических норм ведения бизнеса; развитие конструктивно диалога с заинтересованными сторонами, добровольный и целенаправленный вклад в развитие социального прогресса, стремление действовать в русле идей «корпоративного гражданства».

Риски так или иначе присущи корпоративной социальной ответственности:

− КСО может стать средством пиара или оказаться сведенной к формальной отчетности «для галочки»;

− КСО открывает возможность давления на компании со стороны органов власти и введения в «добровольно-принудительном порядке» непрозрачных и непредсказуемых налогов, выведенных из плд процедур бюджетного планирования и контроля;

− КСО может легитимизировать негласные договоренности между бизнесом и властью, в которых «нужные» инвестиции компании обмениваются на лояльность чиновников, конкурентные преимущества, налоговые и иные привеллегии. Коррупция может быть частью таких соглашений.

Что же касается КСО российских компаний, то развитие КСО в России началось с 2000-х годов. Сегодня необходимость повышения социальной ответственности российского бизнеса отмечается на самом высоком государственном уровне. По данным РСПП, в стране насчитывается около 120 компаний, интегрировавших практику социальной отчетности в свою работу и регулярно выпускающих нефинансовые отчеты. Однако, многие российские компании ставят перед собой краткосрочные коммерческие цели и задачи не принимая во внимание интересы устойчивого развития. Это в свою очередь связано с такими проблемами в области КСО как:

− Отсутствие в действующем законодательстве четкой системы предоставления налоговых льгот бизнесы занимающему социальной ответственностью;

− Отсутствие целенаправленной государственной политики в сфере КСО;

− Слабая, нескоординированная и несистемная поддержка государственными структурами деятельности компании в сфере КСО;

− Недооценка менеджментом экономических выгод реализации КСО на практике;

− Недостаточно высокий уровень деловой культуры бизнес-сообщества.

Крупные российские компании придерживаясь идеи КСО оказывают поддержку российским регионам в реализации социальных программ. Так, например, с 2016 года «Роснефть» оказывает финансовую помощь Республике Ингушетия в строительстве многих крупных социальных объектов. Так, в 2016 году в рамках ХХ Петербургского международного экономического форума Республика Ингушетия и главный исполнительный директор ПАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин подписали Соглашение о сотрудничестве [4]. Также компания, следуя принципам КСО, оказала финансовую помощь Республике Ингушетия в строительстве ледового дворца в городе Магасе и молодежного культурно-досугового центра в городе Назрань.

Также, «Роснефтью», в Ингушетии построены новые автозаправочные станции, ряд объектов образования, на базе малгобекской и карабулакской гимназий открыты «Роснефть-классы». Построены конноспортивная школа в Карабулаке, школа на 540 мест в Сунженском районе. При поддержке Роснефти в Политехническом колледже г. Назрани создан центр по обучению рабочим профессиям нефтегазового профиля, организовываются стажировки преподавателей в действующих учебных центрах дочерних обществ компании.

Успешная деятельность дочернего предприятия «Роснефти» ООО «РН — Ингушнефтепродукт» также стабильно продолжает оказывать поддержку в строительстве социальных объектов в Ингушетии, следуя принципам КСО, направляя налоговые отчисления в республиканский бюджет и оказывая содействие руководству Ингушетии в реализации значимых социальных программ.

Таким образом, корпоративная социальная ответственность на добровольной основе интегрирует социальную поддержку развития общества, улучшая имидж своей компании в глазах широкой общественности и делового сообщества.

Литература:

  1. Дорожкина Т. В., Крутиков В. К., Аракелян С. А., Федорова О. В. Корпоративная социальная ответственность. Учебно-методическое пособие КАЛУГА — 2016.Электронный ресурс. [Режим доступа:] UPL: http://lib.knigi-x.ru/23ekonomika/880827–1-dorozhkina-krutikov-arakelyan-fedorova-korporativnaya-socialnaya-otvetstvennost-uchebn.php
  2. А. Н. Пилясов., Экономика знания и корпоративная социальная ответственность. Электронный ресурс. [Режим доступа:] UPL: https://en.ppt-online.org/11223
  3. Этапы развития концепции социальной ответственности. Электронный ресурс. [Режим доступа:] UPL: https://mylektsii.ru/10–24708.html
  4. http://www.ingushetia.ru/news/ingushetiya_i_rosneft_zaklyuchili_soglashenie_o_sotrudnichestve/
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №25 (263) июнь 2019 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 239-241):
Часть 3 (стр. 177-255)
Расположение в файле:
стр. 177стр. 239-241стр. 255

Молодой учёный