Сущность корпоративной социальной ответственности. КСО как феномен устойчивого развития социальной сферы (на примере социальных программ «Роснефти» в Ингушетии) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №25 (263) июнь 2019 г.

Дата публикации: 25.06.2019

Статья просмотрена: 282 раза

Библиографическое описание:

Эльдиев, Р. А. Сущность корпоративной социальной ответственности. КСО как феномен устойчивого развития социальной сферы (на примере социальных программ «Роснефти» в Ингушетии) / Р. А. Эльдиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). — С. 239-241. — URL: https://moluch.ru/archive/263/60085/ (дата обращения: 19.12.2024).



В данной статье рассматривается понятие и основная сущность корпоративно социальной ответственности, приводится оценка и выявление проблем деятельности российских компаний в сфере КСО. Также рассматривается КСО, выраженная «Росснефтью» в социальных программах в Ингушетии.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, КСО, бизнес, государство, проблемы, компания.

Корпоративная социальная ответственность (КСО) — это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью и выходящий за рамки определенного законом минимума.

Корпоративная социальная ответственность (corporate social responsibility — CSR) является в настоящее время одним из самых противоречивых явлений и наиболее широко трактуемых терминов в современном бизнес-сообществе.

Начало дискуссии о корпоративной социальной ответственности было положено в первой половине 1950-х гг.

Доказано, что организации, следующие принципам КСО, являются наиболее успешными. Это означает, что в настоящее время КСО больше носит обязательный характер (неофициально), чем добровольный.

Глобальные мировые компании воспринимают корпоративную социальную ответственность как драйвер инновации и «вызов» существующей бизнес-модели. Крупные компании полностью меняют свои бизнес-модели отражая в своих бизнес-стратегиях существующие принципы КСО.

КСО включают в себя внутреннюю и внешнюю составляющие:

− Внутренняя проводится для работников своей компании

  • Включает формирование корпоративной культуры;
  • Повышение квалификации персонала;
  • Заботу о здоровье персонала и т. п.

− Внешняя направлена на местное сообщество на территории деятельности компании

  • И проявляется в участии компаний в различных внешних социальных проетах (федеральных и региональных).

Работа и отчетность по КСО и устойчивому развитию способствует достижению эффективных результатов в следующих важных для компании аспектах:

− Укрепление деловой репутации;

− Рост капитализации;

− Укрепление сплоченности трудового коллектива;

− Повышение прозрачности компании для общественности;

− Повышение инвестиционной привлекательности;

− Гармонизация вклада в развитие региона присутствия компании и страны в целом.

В настоящее время современные корпорации, приверженные стратегии устойчивого развития в области корпоративной социальной ответственности, охватывают основные направления в сфере:

 Развитие и социальная поддержка персонала;

 Промышленная безопасность и охрана окружающей среды;

 Содействие социально-экономическому развитию регионов присутствия;

 Благотворительность.

В настоящий момент можно выделить три основных концепции интерпретации по отношению к КСО:

Традиционная теория: Увеличение прибыли для акционеров данной компании;

Противоположная теория: Значительный вклад компаний в улучшение качества жизни.

Теория «разумного эгоизма»: КСО — бизнес, поскольку сокращает долгосрочные потери прибыли.

Справедливо выделить общие принципы КСО: соблюдение правовых и общепринятых морально-этических норм ведения бизнеса; развитие конструктивно диалога с заинтересованными сторонами, добровольный и целенаправленный вклад в развитие социального прогресса, стремление действовать в русле идей «корпоративного гражданства».

Риски так или иначе присущи корпоративной социальной ответственности:

− КСО может стать средством пиара или оказаться сведенной к формальной отчетности «для галочки»;

− КСО открывает возможность давления на компании со стороны органов власти и введения в «добровольно-принудительном порядке» непрозрачных и непредсказуемых налогов, выведенных из плд процедур бюджетного планирования и контроля;

− КСО может легитимизировать негласные договоренности между бизнесом и властью, в которых «нужные» инвестиции компании обмениваются на лояльность чиновников, конкурентные преимущества, налоговые и иные привеллегии. Коррупция может быть частью таких соглашений.

Что же касается КСО российских компаний, то развитие КСО в России началось с 2000-х годов. Сегодня необходимость повышения социальной ответственности российского бизнеса отмечается на самом высоком государственном уровне. По данным РСПП, в стране насчитывается около 120 компаний, интегрировавших практику социальной отчетности в свою работу и регулярно выпускающих нефинансовые отчеты. Однако, многие российские компании ставят перед собой краткосрочные коммерческие цели и задачи не принимая во внимание интересы устойчивого развития. Это в свою очередь связано с такими проблемами в области КСО как:

− Отсутствие в действующем законодательстве четкой системы предоставления налоговых льгот бизнесы занимающему социальной ответственностью;

− Отсутствие целенаправленной государственной политики в сфере КСО;

− Слабая, нескоординированная и несистемная поддержка государственными структурами деятельности компании в сфере КСО;

− Недооценка менеджментом экономических выгод реализации КСО на практике;

− Недостаточно высокий уровень деловой культуры бизнес-сообщества.

Крупные российские компании придерживаясь идеи КСО оказывают поддержку российским регионам в реализации социальных программ. Так, например, с 2016 года «Роснефть» оказывает финансовую помощь Республике Ингушетия в строительстве многих крупных социальных объектов. Так, в 2016 году в рамках ХХ Петербургского международного экономического форума Республика Ингушетия и главный исполнительный директор ПАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин подписали Соглашение о сотрудничестве [4]. Также компания, следуя принципам КСО, оказала финансовую помощь Республике Ингушетия в строительстве ледового дворца в городе Магасе и молодежного культурно-досугового центра в городе Назрань.

Также, «Роснефтью», в Ингушетии построены новые автозаправочные станции, ряд объектов образования, на базе малгобекской и карабулакской гимназий открыты «Роснефть-классы». Построены конноспортивная школа в Карабулаке, школа на 540 мест в Сунженском районе. При поддержке Роснефти в Политехническом колледже г. Назрани создан центр по обучению рабочим профессиям нефтегазового профиля, организовываются стажировки преподавателей в действующих учебных центрах дочерних обществ компании.

Успешная деятельность дочернего предприятия «Роснефти» ООО «РН — Ингушнефтепродукт» также стабильно продолжает оказывать поддержку в строительстве социальных объектов в Ингушетии, следуя принципам КСО, направляя налоговые отчисления в республиканский бюджет и оказывая содействие руководству Ингушетии в реализации значимых социальных программ.

Таким образом, корпоративная социальная ответственность на добровольной основе интегрирует социальную поддержку развития общества, улучшая имидж своей компании в глазах широкой общественности и делового сообщества.

Литература:

  1. Дорожкина Т. В., Крутиков В. К., Аракелян С. А., Федорова О. В. Корпоративная социальная ответственность. Учебно-методическое пособие КАЛУГА — 2016.Электронный ресурс. [Режим доступа:] UPL: http://lib.knigi-x.ru/23ekonomika/880827–1-dorozhkina-krutikov-arakelyan-fedorova-korporativnaya-socialnaya-otvetstvennost-uchebn.php
  2. А. Н. Пилясов., Экономика знания и корпоративная социальная ответственность. Электронный ресурс. [Режим доступа:] UPL: https://en.ppt-online.org/11223
  3. Этапы развития концепции социальной ответственности. Электронный ресурс. [Режим доступа:] UPL: https://mylektsii.ru/10–24708.html
  4. http://www.ingushetia.ru/news/ingushetiya_i_rosneft_zaklyuchili_soglashenie_o_sotrudnichestve/
Основные термины (генерируются автоматически): корпоративная социальная ответственность, Ингушетия, компания, социальная ответственность, устойчивое развитие, CSR, назрань, принцип, финансовая помощь.


Похожие статьи

Роль и развитие вирусного маркетинга в современном Интернете (на примере социальной сети TikTok)

Данная статья посвящена становлению вирусного маркетинга, как особого вида продвижения, оценены его перспективы и преимущества. Для данной цели рассмотрена история и современное состояния данного процесса, выявлены ключевые закономерности и возможнос...

Корпоративная социальная ответственность и ее влияние на деятельность фирмы

В статье рассмотрена теоретическая сущность корпоративно-социальной значимости (КСО) и ее влияние на деятельность бизнеса. Выделены основные направления КСО при практическом применении. Проанализирован круг взаимосвязи КСО с заинтересованными лицами ...

Роль и значение государства в развитии инновационного предпринимательства в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Башкортостан)

В данной работе раскрыта сущность и особенности государственной поддержки, которая оказывается в сфере развития передовых технологий и предпринимательской деятельности, связанной с ними. Вместе с тем, в статье раскрывается актуальность и значимость г...

Управление конкурентоспособностью предприятий курортно-туристского комплекса (на примере Краснодарского края)

В данной статье автором кратко обозначено понятие «конкурентоспособности предприятия», а также определена её роль при реализации туристической услуги. Кроме того, рассмотрены конкурентные преимущества и описаны недостатки курортно-туристических компл...

Особенности применения в профессиональной деятельности социальных сетей и мессенджеров региональными радиостанциями в России (на примере радиостанции «Комсомольская правда Владивосток»)

В данной статье автор рассматривает трансформацию профессиональной деятельности региональных радиостанций в контексте эры новых медиа, анализируя успехи и достижения. Особое внимание уделено роли социальных сетей в продвижении радиостанций и популяри...

Построение экосистемы как способ развития современного бизнеса. Преимущества и недостатки

Одна из основных тенденций развития бизнеса последних лет — это создание и развитие экосистем. Поэтому данная статья посвящена именно анализу экосистем и связанным с ними супераппами, а также суперсервисам как некоторой альтернативе. В работе рассмот...

Место и роль корпоративных университетов в российской и зарубежной практике коммерческих компаний

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты управления корпоративными университетами. Подчеркивается важность инвестиций в обучение и развитие человеческих ресурсов на современном этапе, доказывается актуальность для российских комп...

Значение предпринимательства в развитии регионального капитализма

В статье рассмотрена региональная специфика капитализма в Пензенской области. Автором исследуются экономические тенденции в сфере предпринимательства, деловая активность субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе, существующие механизм...

Целенаправленность подготовки студентов на безопасность профессиональной деятельности

В статье рассматриваются тенденции развития личности безопасного типа. Данная проблема актуальна в процессе организации безопасной профессиональной деятельности в условиях современного производства.

Проблемы оценки инвестиционной привлекательности российских предприятий

Инвестор осуществляет вложения в предприятие с целью получения дохода. Для него важно, чтобы компания была стабильной и финансово устойчивой, то есть обладала инвестиционной привлекательностью. В статье определена сущность понятия «инвестиционная при...

Похожие статьи

Роль и развитие вирусного маркетинга в современном Интернете (на примере социальной сети TikTok)

Данная статья посвящена становлению вирусного маркетинга, как особого вида продвижения, оценены его перспективы и преимущества. Для данной цели рассмотрена история и современное состояния данного процесса, выявлены ключевые закономерности и возможнос...

Корпоративная социальная ответственность и ее влияние на деятельность фирмы

В статье рассмотрена теоретическая сущность корпоративно-социальной значимости (КСО) и ее влияние на деятельность бизнеса. Выделены основные направления КСО при практическом применении. Проанализирован круг взаимосвязи КСО с заинтересованными лицами ...

Роль и значение государства в развитии инновационного предпринимательства в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Башкортостан)

В данной работе раскрыта сущность и особенности государственной поддержки, которая оказывается в сфере развития передовых технологий и предпринимательской деятельности, связанной с ними. Вместе с тем, в статье раскрывается актуальность и значимость г...

Управление конкурентоспособностью предприятий курортно-туристского комплекса (на примере Краснодарского края)

В данной статье автором кратко обозначено понятие «конкурентоспособности предприятия», а также определена её роль при реализации туристической услуги. Кроме того, рассмотрены конкурентные преимущества и описаны недостатки курортно-туристических компл...

Особенности применения в профессиональной деятельности социальных сетей и мессенджеров региональными радиостанциями в России (на примере радиостанции «Комсомольская правда Владивосток»)

В данной статье автор рассматривает трансформацию профессиональной деятельности региональных радиостанций в контексте эры новых медиа, анализируя успехи и достижения. Особое внимание уделено роли социальных сетей в продвижении радиостанций и популяри...

Построение экосистемы как способ развития современного бизнеса. Преимущества и недостатки

Одна из основных тенденций развития бизнеса последних лет — это создание и развитие экосистем. Поэтому данная статья посвящена именно анализу экосистем и связанным с ними супераппами, а также суперсервисам как некоторой альтернативе. В работе рассмот...

Место и роль корпоративных университетов в российской и зарубежной практике коммерческих компаний

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты управления корпоративными университетами. Подчеркивается важность инвестиций в обучение и развитие человеческих ресурсов на современном этапе, доказывается актуальность для российских комп...

Значение предпринимательства в развитии регионального капитализма

В статье рассмотрена региональная специфика капитализма в Пензенской области. Автором исследуются экономические тенденции в сфере предпринимательства, деловая активность субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе, существующие механизм...

Целенаправленность подготовки студентов на безопасность профессиональной деятельности

В статье рассматриваются тенденции развития личности безопасного типа. Данная проблема актуальна в процессе организации безопасной профессиональной деятельности в условиях современного производства.

Проблемы оценки инвестиционной привлекательности российских предприятий

Инвестор осуществляет вложения в предприятие с целью получения дохода. Для него важно, чтобы компания была стабильной и финансово устойчивой, то есть обладала инвестиционной привлекательностью. В статье определена сущность понятия «инвестиционная при...

Задать вопрос