В данной статье рассматривается понятие и основная сущность корпоративно социальной ответственности, приводится оценка и выявление проблем деятельности российских компаний в сфере КСО. Также рассматривается КСО, выраженная «Росснефтью» в социальных программах в Ингушетии.
Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, КСО, бизнес, государство, проблемы, компания.
Корпоративная социальная ответственность (КСО) — это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью и выходящий за рамки определенного законом минимума.
Корпоративная социальная ответственность (corporate social responsibility — CSR) является в настоящее время одним из самых противоречивых явлений и наиболее широко трактуемых терминов в современном бизнес-сообществе.
Начало дискуссии о корпоративной социальной ответственности было положено в первой половине 1950-х гг.
Доказано, что организации, следующие принципам КСО, являются наиболее успешными. Это означает, что в настоящее время КСО больше носит обязательный характер (неофициально), чем добровольный.
Глобальные мировые компании воспринимают корпоративную социальную ответственность как драйвер инновации и «вызов» существующей бизнес-модели. Крупные компании полностью меняют свои бизнес-модели отражая в своих бизнес-стратегиях существующие принципы КСО.
КСО включают в себя внутреннюю и внешнюю составляющие:
− Внутренняя проводится для работников своей компании
- Включает формирование корпоративной культуры;
- Повышение квалификации персонала;
- Заботу о здоровье персонала и т. п.
− Внешняя направлена на местное сообщество на территории деятельности компании
- И проявляется в участии компаний в различных внешних социальных проетах (федеральных и региональных).
Работа и отчетность по КСО и устойчивому развитию способствует достижению эффективных результатов в следующих важных для компании аспектах:
− Укрепление деловой репутации;
− Рост капитализации;
− Укрепление сплоченности трудового коллектива;
− Повышение прозрачности компании для общественности;
− Повышение инвестиционной привлекательности;
− Гармонизация вклада в развитие региона присутствия компании и страны в целом.
В настоящее время современные корпорации, приверженные стратегии устойчивого развития в области корпоративной социальной ответственности, охватывают основные направления в сфере:
Развитие и социальная поддержка персонала;
Промышленная безопасность и охрана окружающей среды;
Содействие социально-экономическому развитию регионов присутствия;
Благотворительность.
В настоящий момент можно выделить три основных концепции интерпретации по отношению к КСО:
Традиционная теория: Увеличение прибыли для акционеров данной компании;
Противоположная теория: Значительный вклад компаний в улучшение качества жизни.
Теория «разумного эгоизма»: КСО — бизнес, поскольку сокращает долгосрочные потери прибыли.
Справедливо выделить общие принципы КСО: соблюдение правовых и общепринятых морально-этических норм ведения бизнеса; развитие конструктивно диалога с заинтересованными сторонами, добровольный и целенаправленный вклад в развитие социального прогресса, стремление действовать в русле идей «корпоративного гражданства».
Риски так или иначе присущи корпоративной социальной ответственности:
− КСО может стать средством пиара или оказаться сведенной к формальной отчетности «для галочки»;
− КСО открывает возможность давления на компании со стороны органов власти и введения в «добровольно-принудительном порядке» непрозрачных и непредсказуемых налогов, выведенных из плд процедур бюджетного планирования и контроля;
− КСО может легитимизировать негласные договоренности между бизнесом и властью, в которых «нужные» инвестиции компании обмениваются на лояльность чиновников, конкурентные преимущества, налоговые и иные привеллегии. Коррупция может быть частью таких соглашений.
Что же касается КСО российских компаний, то развитие КСО в России началось с 2000-х годов. Сегодня необходимость повышения социальной ответственности российского бизнеса отмечается на самом высоком государственном уровне. По данным РСПП, в стране насчитывается около 120 компаний, интегрировавших практику социальной отчетности в свою работу и регулярно выпускающих нефинансовые отчеты. Однако, многие российские компании ставят перед собой краткосрочные коммерческие цели и задачи не принимая во внимание интересы устойчивого развития. Это в свою очередь связано с такими проблемами в области КСО как:
− Отсутствие в действующем законодательстве четкой системы предоставления налоговых льгот бизнесы занимающему социальной ответственностью;
− Отсутствие целенаправленной государственной политики в сфере КСО;
− Слабая, нескоординированная и несистемная поддержка государственными структурами деятельности компании в сфере КСО;
− Недооценка менеджментом экономических выгод реализации КСО на практике;
− Недостаточно высокий уровень деловой культуры бизнес-сообщества.
Крупные российские компании придерживаясь идеи КСО оказывают поддержку российским регионам в реализации социальных программ. Так, например, с 2016 года «Роснефть» оказывает финансовую помощь Республике Ингушетия в строительстве многих крупных социальных объектов. Так, в 2016 году в рамках ХХ Петербургского международного экономического форума Республика Ингушетия и главный исполнительный директор ПАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин подписали Соглашение о сотрудничестве [4]. Также компания, следуя принципам КСО, оказала финансовую помощь Республике Ингушетия в строительстве ледового дворца в городе Магасе и молодежного культурно-досугового центра в городе Назрань.
Также, «Роснефтью», в Ингушетии построены новые автозаправочные станции, ряд объектов образования, на базе малгобекской и карабулакской гимназий открыты «Роснефть-классы». Построены конноспортивная школа в Карабулаке, школа на 540 мест в Сунженском районе. При поддержке Роснефти в Политехническом колледже г. Назрани создан центр по обучению рабочим профессиям нефтегазового профиля, организовываются стажировки преподавателей в действующих учебных центрах дочерних обществ компании.
Успешная деятельность дочернего предприятия «Роснефти» ООО «РН — Ингушнефтепродукт» также стабильно продолжает оказывать поддержку в строительстве социальных объектов в Ингушетии, следуя принципам КСО, направляя налоговые отчисления в республиканский бюджет и оказывая содействие руководству Ингушетии в реализации значимых социальных программ.
Таким образом, корпоративная социальная ответственность на добровольной основе интегрирует социальную поддержку развития общества, улучшая имидж своей компании в глазах широкой общественности и делового сообщества.
Литература:
- Дорожкина Т. В., Крутиков В. К., Аракелян С. А., Федорова О. В. Корпоративная социальная ответственность. Учебно-методическое пособие КАЛУГА — 2016.Электронный ресурс. [Режим доступа:] UPL: http://lib.knigi-x.ru/23ekonomika/880827–1-dorozhkina-krutikov-arakelyan-fedorova-korporativnaya-socialnaya-otvetstvennost-uchebn.php
- А. Н. Пилясов., Экономика знания и корпоративная социальная ответственность. Электронный ресурс. [Режим доступа:] UPL: https://en.ppt-online.org/11223
- Этапы развития концепции социальной ответственности. Электронный ресурс. [Режим доступа:] UPL: https://mylektsii.ru/10–24708.html
- http://www.ingushetia.ru/news/ingushetiya_i_rosneft_zaklyuchili_soglashenie_o_sotrudnichestve/