Социальные нормы в системе ориентиров человеческой практики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 20.12.2016

Статья просмотрена: 1197 раз

Библиографическое описание:

Камбарова, К. У. Социальные нормы в системе ориентиров человеческой практики / К. У. Камбарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 1043-1045. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36844/ (дата обращения: 19.10.2024).



Цель статьи — рассмотреть основное содержание и сущность понятия социальной нормы и ее роли в жизни современного общества. Усвоение человеком ценностей и норм общества, требуемых обществом социальных правил и стандартов поведения, согласование своего поведения с установлениями общества, подчинение своих действий и поступков высшим нормам должного поведения, вырабатываемым обществом, — непременное условие формирования гражданина.

Ключевые слова:ценности, ценностные ориентации, социальные нормы

The aim of article is to consider basic content and essence of concept of social norms and its role in life of modern society. Assimilation of values and norms of society by human, that is required from society in social rules and standards of behaviour, coordination of own behaviour with the establishments of society, subordination of own actions and acts with the highest norms of proper behaviour, that is developing by society, that is absolutely conditions of forming of citizen.

Key words: values, value orientations, social norms

Трудно переоценить значение социальных норм в жизни современного общества и в жизни человека. «Норма — понятие, обозначающее границы, в которых вещи, явления, природные и общественные системы, виды человеческой деятельности и общения сохраняют свои качества, функции, формы воспроизводства» [1, с. 326].

Понятие нормы конкретизируется в понятиях правил, образцов, предписаний. Оно применяется для характеристики состояний природных и общественных процессов, хотя ближайшим образом связано с организацией человеческой деятельности, ее совместно-разделенным характером, с различными системами мер, в ней вырабатываемыми. Нормы могут быть представлены в непосредственно вещной форме: в виде образцов и эталонов; в виде правил, зафиксированных в знаковых формах и в качестве схем деятельности и общения, «встроенных» в поведение человеческих индивидов. Нормы могут относиться к внешним для человека объектам, к определенным ситуациям социальных взаимодействий, к индивидуальному развитию личности и соответствующим образом классифицируются. Но поскольку они задают совместно выработанные людьми устойчивые и общезначимые правила действий, все они в широком смысле могут быть определены как социальные. Социальные нормы в узком смысле выражают специфический характер бытия определенных социальных групп. В архаических обществах они закрепляли условия воспроизводства социальных связей, схемы передачи опыта от поколения к поколению в жестких формах запретов, обычаев и предписаний. Они действовали как естественный закон человеческого поведения и воспринимались людьми как непреложный порядок их жизни

Категории философии включают в себя явным или неявным образом нормативные функции и именно за счет этого выполняют роль ориентиров человеческой практики и личностной самореализации индивидов.

Анализ общественной жизни, ориентированный на нормы, воплотился в разнообразных социологических концепциях социального действия и социального взаимодействия и в наиболее разработанном виде предстал в теории функционализма (Т. Парсонс), господствовавшей в социологии до 70-х годов ХХ столетия. Согласно этой теории, нормальное существование социальной системы сопряжено с уравновешиванием и сохранением ее основных функций. Нарушение основных функций системы, возникающее в частности из-за уклонения индивидов от санкционированных форм взаимодействия, может приводить к социальной патологии. Поэтому поддержание норм и перманентная социализация индивидов оказываются условием сохранения социального порядка.

Выступая как мощное средство регуляции поведения человека и коллективов людей, социальные нормы являются «мостом», связывающим все проявления личности человека, его поведение с важнейшими социальными институтами современного общества, его структурой, его требованиями. Социальные нормы как установления и модели должного и оценивае6мого обществом поведения индивидов и различных видов общностей оказываются наиболее распространенными и эффективными средствами социальной регуляции поведения и решения большого числа социальных задач.

Усвоение человеком ценностей и норм общества, требуемых обществом социальных правил и стандартов поведения, согласование своего поведения с установлениями общества, подчинение своих действий и поступков высшим нормам должного поведения, вырабатываемым обществом, — непременное условие формирования гражданина. По словам российского ученого В. Плахова, функционирование норм направлено на обеспечение сохранения системы общественных отношений, социальные нормы представляют собой созданное в ходе общественной эволюции специфическое средство фиксации изменяющихся и развивающихся общественных отношений [2, с. 42].По его мнению нормы являются отражением стремления общества к самоподдержанию. Нормы существуют в разных системных состояниях и проявлениях и включают в себя право, мораль, обычаи, традиции и т. д. Социальные нормы носят принудительный характер.

Мощные социально-экономические факторы, разделяющие современный мир, выделяющие внутри общества диаметрально различные классы, страты и прослойки, порождают, в конечном счете, в современном обществе необозримое множество различных типов культур, укладов, образов жизни и деятельности, форм взаимодействия и отношений людей. Это приводит к формированию в различных обществах и различных, часто диаметрально противоположных систем социальных норм и обслуживаемых этими нормами систем ценностей, ценностных ориентаций и нормативно-ценностных систем.

В свою очередь, социальные нормы, стандарты, образцы, регламентирующие установления, модели должного, допустимого, приемлемого, возможного, одобряемого или порицаемого, многообразно оцениваемого и предписываемого поведения, возникнув в современном обществе, сами действуют как социальные факторы.

Нужно отметить, что не только экономические и социально-экономические факторы, но и социальные нормы и нормативные системы в целом разделяют и противопоставляют людей в современных обществах или, наоборот, объединяют и сплачивают их в те или иные общности, цементируя и социально оформляя социально-экономические общности или, наоборот, диссимилируют их. Как отмечает М. И. Бобнева, в социальной действительности, в реальной жизни, в сфере своего социального поведения люди различаются и оказываются либо противопоставленными друг другу, либо сплоченными в единый монолит не только в силу своего социально-экономического положения или формы участия в системе и процессе общественного производства, но и в зависимости от того, что они ценят превыше всего, что считают должным для себя и других, что одобряют или, наоборот, отвергают как неприемлемое, недопустимое, социально опасное [3, с. 222].

Но социальные нормы не только важный фактор стратификации общества и стратификационной ориентации человека. При решении больших социальных задач создаются условия, при которых нормативная регуляция поведения и сознательное следование нормам, вырабатываемым в обществе, становятся важнейшей характеристикой социального поведения граждан. Практически все члены общества знают (хотя не всегда осознают как факторы собственного поведения, не всегда следуют им и подчиняются) основные требования — нормы общества, знают, как «должно».

Сопряженность и различие социальных норм и ценностей рассмотрела в своем исследовании Ч. А. Шакеева. Она останавливает внимание на различии между понятиями ценность и норма, так как они часто употребляются рядом без указания на их отличия. Она отмечает, что особенно трудно усмотреть различие между моральными нормами и социально-этическими ценностями, различие между ценностями-целями и нормами выступает более явно, так как нормы не могут воплощаться в материальных предметах. Служение ценностям вызывает восхищение, а выполнение норм в лучшем случае лишь одобряется. «Нормы организованы таким образом, что, как правило, всегда существует возможность выполнить все нормы сразу, а невозможность этого характеризует противоречивость системы. В то же время обычным является такое положение дел, когда одними ценностями жертвуют во имя других, и это не ставится в вину ни ценностной системе, ни человеку. В связи с последним можно отметить, что нормативная система более жестко детерминирует поведение, чем ценностная. Норма не знает градаций: либо нормы выполняются, либо нет. Служение же ценностям может различаться по «интенсивности» [4, с. 33].

Социальные нормы оказываются в условиях, в которых развертываются и строятся поведение и деятельность людей, и внутренними для человека факторами, и средствами организации и регуляции его поведения и деятельности. В первом случае перед человеком предстает сложная, многоплановая и иногда противоречивая система социальных норм-требований и норм-ожиданий, вырабатываемая в обществе в целом, и теми общностями и группами, в которых включен индивид. Система социальных норм общества в целом и составляющих его разнообразных общностей людей, являясь мощным регулятором поведения, оказывается и проводником, и средством реализации ценностей, установлений, целей и задач всего общества, и формами проявления особенностей, специфических условий, целей и задач частных общностей, групп. Не случайно, что в периоды переустройства общества и преобразований различных сторон жизни общества, дифференциация людей, столкновение и противопоставление их или наоборот, сплоченность, консолидация связаны с конфликтами или, наоборот, с гармонизацией норм и ценностей составляющих его групп и общностей. Именно в сфере социальных норм проявляются возможные напряжения и «личные» конфликты или, наоборот, согласования и слияния целей и идеалов, средств и способов действий, реализуются связь и зависимость духовной и нравственной жизни людей и их социально-экономического, политико-правового и специфически-группового положения в обществе. В жизни человека, таким образом, в его поведении практически нет таких сфер, таких видов деятельности и общей жизнедеятельности индивида, которые не регулировались бы социально и прежде всего с помощью разнообразных и различных по значимости и важности социальных норм.

Литература:

  1. Современный философский словарь / Под ред. В. Е. Кемерова. — М., 1996.
  2. Плахов В. На острие социальной эволюции // Человек. — 1999. — № 5.
  3. Бобнева М. И. Социальные нормы как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии. — М.: Наука, 1975. — 294 с.
  4. Шакеева Ч. А. Ценностные ориентации молодежи в новых общественно-экономических условиях: Дис. д-ра психол. наук. — Б.,1998. – 359 с.
Основные термины (генерируются автоматически): норма, современное общество, норма общества, общество, поведение, ценность, высшая норма должного поведения, жизнь человека, непременное условие формирования гражданина, человеческая деятельность.


Похожие статьи

Национальные интересы и социальная идентичность

Социальная идентичность общества и национальные интересы взаимозависимы и тесно переплетены. Социальная идентичность определяется отождествлением интересов личности с интересами общества и государства в экономической, политической, социальной, культу...

Изучение в качественном аспекте различий восприятия мультипликационных фильмов на разных этапах социализации личности

Социализация личности является специфической формой, присвоения ею, тех общественных отношений, существующих во всех сферах общественной жизни. Основой социализации является освоение индивидом языка социальной общности, мышления, форм рациональности ...

Этические нормы поведения в сети

Этическая норма поведения — одна из простых форм нравственного требования к личности. С одной стороны, это элемент моральных отношений (обычай), постоянно воспроизводимый силой массовой привычки, примера, поддерживаемый общественным мнением, а с друг...

Роль структурных компонентов правосознания в формировании правовых и ценностных установок несовершеннолетних

В статье рассмотрены основные структурные компоненты правового сознания и их влияние на формирование правовых, ценностных установок несовершеннолетних. Особое внимание обращено на правовые установки и ценностные ориентиры несовершеннолетних, которые ...

Менеджмент в области культуры

В статье идет речь о специфике, организации и разработке форм, методов управленческой деятельности, особенностей управленческой системы в области культуры, создании органов социолизирующихся на конкретных и общих направлениях социокультурной жизни об...

Философия как система принципов и способов организации и построения познавательной и практической деятельности

В статье затронут вопрос смены исторических эпох и глобальный характер кризиса, затрагивающего основы человеческого бытия и современной цивилизации, где интересы людей фиксируются опосредовано через идеологические отношения и философское восприятие м...

Ресурсы безопасности жизнедеятельности

Основой развития общества, экономики, политической системы, социальных структур, техносферы является трудовая деятельность индивидуумов, объединенных в организационные структуры, на основе общих и индивидуальных потребностей, воплощенных в соответств...

Правосознание и его понятие, структура, виды, особенности

Правосознание является неотъемлемой частью общества, это своеобразная система ценностей, выработанная личностью с ранних лет его окружением, семьёй, друзьями. Именно первичное окружение формирует базис, на который наслаивается система знаний о праве,...

Особенности понятия и принципов формирования кадровой политики организации

В статье рассматриваются ведущие подходы к определению понятия кадровой политики организации, ее обусловленность стратегическими приоритетами организационного развития, внешними социально-экономическими факторами и внутренним характером межличностных...

Мотивационно-ценностный компонент в обучении английскому языку современных специалистов высшей школы

Статья раскрывает общие характеристики исследовательской культуры будущих специалистов с точки зрения мотивации и системы ценностей личности, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ц...

Похожие статьи

Национальные интересы и социальная идентичность

Социальная идентичность общества и национальные интересы взаимозависимы и тесно переплетены. Социальная идентичность определяется отождествлением интересов личности с интересами общества и государства в экономической, политической, социальной, культу...

Изучение в качественном аспекте различий восприятия мультипликационных фильмов на разных этапах социализации личности

Социализация личности является специфической формой, присвоения ею, тех общественных отношений, существующих во всех сферах общественной жизни. Основой социализации является освоение индивидом языка социальной общности, мышления, форм рациональности ...

Этические нормы поведения в сети

Этическая норма поведения — одна из простых форм нравственного требования к личности. С одной стороны, это элемент моральных отношений (обычай), постоянно воспроизводимый силой массовой привычки, примера, поддерживаемый общественным мнением, а с друг...

Роль структурных компонентов правосознания в формировании правовых и ценностных установок несовершеннолетних

В статье рассмотрены основные структурные компоненты правового сознания и их влияние на формирование правовых, ценностных установок несовершеннолетних. Особое внимание обращено на правовые установки и ценностные ориентиры несовершеннолетних, которые ...

Менеджмент в области культуры

В статье идет речь о специфике, организации и разработке форм, методов управленческой деятельности, особенностей управленческой системы в области культуры, создании органов социолизирующихся на конкретных и общих направлениях социокультурной жизни об...

Философия как система принципов и способов организации и построения познавательной и практической деятельности

В статье затронут вопрос смены исторических эпох и глобальный характер кризиса, затрагивающего основы человеческого бытия и современной цивилизации, где интересы людей фиксируются опосредовано через идеологические отношения и философское восприятие м...

Ресурсы безопасности жизнедеятельности

Основой развития общества, экономики, политической системы, социальных структур, техносферы является трудовая деятельность индивидуумов, объединенных в организационные структуры, на основе общих и индивидуальных потребностей, воплощенных в соответств...

Правосознание и его понятие, структура, виды, особенности

Правосознание является неотъемлемой частью общества, это своеобразная система ценностей, выработанная личностью с ранних лет его окружением, семьёй, друзьями. Именно первичное окружение формирует базис, на который наслаивается система знаний о праве,...

Особенности понятия и принципов формирования кадровой политики организации

В статье рассматриваются ведущие подходы к определению понятия кадровой политики организации, ее обусловленность стратегическими приоритетами организационного развития, внешними социально-экономическими факторами и внутренним характером межличностных...

Мотивационно-ценностный компонент в обучении английскому языку современных специалистов высшей школы

Статья раскрывает общие характеристики исследовательской культуры будущих специалистов с точки зрения мотивации и системы ценностей личности, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ц...

Задать вопрос