Ценностные ориентации — важнейший компонент структуры личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 26.05.2016

Статья просмотрена: 16401 раз

Библиографическое описание:

Камбарова, К. У. Ценностные ориентации — важнейший компонент структуры личности / К. У. Камбарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1808-1810. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30381/ (дата обращения: 22.12.2024).



Предметом исследования в статье является проблема ценностных ориентаций и ее место в структуре личности, определение понятия ценностных ориентаций и их сущности в философии, социологии и психологии.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, философия, социология, психология.

The subject of researching in this article is the problem of value orientations and its place in the structure of personality definition of concept, of value orientations and their essence in philosophy, sociology, psychology.

Key words: values, value orientations, philosophy, sociology, psychology.

Ценностные ориентации представляют собой важнейший компонент структуры личности, так как определяют ее поведение и отношение к окружающему миру. Изучением ценностных ориентаций занимаются как философы, так и психологи, и социологи. Понятие «ценностной ориентации» возникло на стыке ряда наук — философии ценностей, аксиологии — теории ценностей, философской и культурной антропологии, социологии, социальной психологии. Именно «ценностные ориентации» выступают как звено, связующее различные подходы и системы знаний о поведении человека, как категория, с которой соотносятся различные понятия, привлекаемые философией, социальной психологией и социологией при изучении механизмов регуляции поведения. В цикле философско-социологических дисциплин это понятие соотносится с категориями «норм и ценностей», нормативно-ценностных систем и социального действия, в цикле конкретно-социологических дисциплин — с категориями мотивации и управления деятельностью людей и их объединений, в цикле социально-психологических — с категориями, описывающими механизмы поведения и деятельности человека и их регуляции.

В зарубежной науке истоки категории «ценностные ориентации» относят к системе Парсонса, которая вводится им в теории действия непосредственно вслед за основными понятиями ориентации, ситуации и деятеля. В его представлении ценностные ориентации обращены на выполнение норм, стандартов, на критерии отбора» [1, с. 71–72].

Одним из первых в советской социальной психологии к понятию «ценностные ориентации» обратился В. Б. Ольшанский, который понимал под ценностной ориентацией цели, стремления и жизненные идеалы, рассматривая их в виде системы определенных норм, принятых в групповом сознании и делая вывод о неизбежном влиянии «группового сознания» на индивидуальную систему ценностей [2, с. 242].

Уделяли внимание этой проблеме и А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов: «Под ценностными ориентациями мы понимаем установку личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества» [3, с. 199]. Эти исследователи считают, что ценностные ориентации представляют собой важнейший компонент структуры личности, который определяет ее поведение и отношение к окружающему миру. С точки зрения теории отношений ценностные ориентации выступают, с одной стороны, как конкретное проявление отношения личности к окружающей среде, а с другой — как система установок, которые регулируют поведение личности в каждом конкретном случае. Так, В. В. Водзянская пишет: «Регулятором поведения индивида является система фиксированных установок, система отношений, ценностная ориентация. Среди фиксированных установок есть такие, которые имеют особенный вес, так как они выработаны по отношению к тем элементам действительности, которые имеют особенную ценность для личности. Они-то и составляют относительно устойчивую систему фиксированных установок или ценностную ориентацию личности, организующую поведение по отношению к предметам и явлениям объективного мира, к сфере общественной жизни и к самому себе как члену общества» [4, с. 65].

По определению А. Г. Здравомыслова, «ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного» [5, с. 732].

В социальной психологии понятие «ценностные ориентации» используется в двух значениях:

  1. «идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом действительности и ориентации в ней;
  2. способ дифференциации объектов по их значимости.

Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности» [6, с. 373].

Психологов в большей степени интересуют субъективные стороны деятельности и отношения к ценностям. В психологическом направлении существует множество подходов к определению понятия «ценностных ориентаций». Они трактуются разными исследователями и как «нравственность личности» [7, с. 241–25], как «детерминанты принятия решений» [8, с. 373].

Ю. М. Жуков считает ценностные ориентации «детерминантами принятия решений» [9, с. 254–27].

В. Г. Алексеева пишет, что ценностные ориентации — это «основной канал превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей» [10, с. 63–70].

Н. А. Журавлева понимает ценностные ориентации «как относительно устойчивую, социально обусловленную направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение, и на определенные способы их достижения, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, образцов (способов) поведения и являющиеся относительно независимыми от социальных ситуаций» [11, с. 35].

А. Адыкулов считает, что ценностные ориентации могут выступать как психологический механизм, с помощью которого формируются особенности и характер отношения школьников к ценностям их социального окружения. Он рассматривает ценностные ориентации как психологические образования, на основе которых формируются особенности и характер отношения к ценностям, то есть отнесение какого-либо предмета или явления окружающей действительности к категории личной ценности [12,].

В социологии ценностные ориентации представляют собой критерии оценочного отношения личности или группы личностей к совокупности материальных и духовных благ, которые рассматриваются как предметы и их свойства, цели и средства для удовлетворения потребностей личности (группы личностей).

По словам И. М. Поповой и В. Б. Моина, это «сложные обобщенные системы ценностных представлений» [13, с. 186].

По определению А. А. Ручки, «ценностная ориентация в определенном смысле представляет собой одобренный обществом диапазон целей и средств индивидуальной деятельности» [14, с. 31].

В самом общем понимании, как пишет И. А. Сурина, это установки личности на ценности материальной и духовной культуры; отражение в сознании людей ценностей, признаваемых ими в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров; основа их социальной жизни, жизненных устремлений и профессиональных амбиций [15, с. 559].

В научной литературе ценностная ориентация также определяется как «…устойчивое, социально-обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели и средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности» [16, с. 237].

В представлении М. Ю. Кузьминова ценностные ориентации включают «…общую направленность интересов в определенные сферы жизнедеятельности, объединенных жизненными принципами, идеалами, «концепцией жизни» [17, с. 5].

По мнению автора, ценности, ставшие внутренними побудителями субъекта, и есть ценностные ориентации, которые являются регуляторами его поведения.

Ценностные ориентации связаны с развитием направленности личности и характеризуют общий подход человека к миру, к самому себе, придают смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Они базируются на сформировавшихся потребностях личности, ее желаниях и стремлениях, играя ведущую роль в процессе принятия подавляющего большинства решений.

Литература:

  1. Любимова Т. Понятие ценности в буржуазной социологии // Социальные исследования. — М., 1970.
  2. Ольшанский В. Б. Личность и социальные ценности // Социология в СССР. — Т. 1. — М., 1965.
  3. Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. Т.П. — М., 1965.
  4. Водзянская В. В. Понятие установки, отношения и ценностной ориентации в социологическом исследовании // Философские науки. — 1968. — № 2.
  5. Философский энциклопедический словарь. – М.: Сов. энцикл., 1989.
  6. Словарь практического психолога. — Минск, 1997.
  7. Зотова О. И., Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975.
  8. Словарь практического психолога. — Минск, 1997.
  9. Жуков Ю. М. Ценности как детерминанты принятия решений // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. — М., 1976.
  10. Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. — 1984. — Т. 5. – № 5.
  11. Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-экономических изменений // Психологический журнал. — 2006. Т. 27. — № 1.
  12. Адыкулов А. Ценностные ориентации и особенности профессиональной направленности учащихся УШ — Х классов: Автореф. дис. канд. психолог. наук. — М., 1990. — 26 с.
  13. Попова И. М., Моин В. Б. Сознание и трудовая деятельность. — Киев, Одесса, 1985.
  14. Ручка А. А. Социальные ценности и нормы. — Киев, 1976.
  15. Сурина И. А. Социология молодежи: Энцикл. словарь. — М., 2008.
  16. Человек и его работа. — М.: Мысль, 1966.
  17. Кузьминов М. Ю. Формирование ценностных ориентаций личности в условиях развитого социалистического общества: Автореф. канд. дис. — М., 1983.
Основные термины (генерируются автоматически): ориентация, социальная психология, ценностная ориентация, ценность, группа личностей, компонент структуры личности, окружающий мир, отношение, поведение, установка личности.


Похожие статьи

Личность в центре философского дискурса

Статья посвящена исследованию проблематики, связанной с определением понятия личность и способами интерпретации данного феномена.

Аксиологический аспект и преобразующие силы ресентимента в структуре современного общества

Настоящая статья изучению ресентимента как социального феномена, оказывающего влияние на систему ценностей человека. В ходе исследования нами рассматривается аксиологический аспект ресентимента, сущность его преобразующих сил в трактовке классиков и ...

Аксиологический аспект информации в рамках современных коммуникативных теорий

Автор статьи рассматривает проблему ценности информации сквозь призму современных коммуникативных теорий. Раскрывает понятия ценности, информации и ценности информации. Определяет признаки аксиологического кризиса и влияния ценности информации на пос...

Отправные пункты формирования ресентимента

Настоящая статья посвящена изучению отправных пунктов формирования ресентимента, в особенности, условий и факторов, влияющих на его генезис. В ходе исследования мы рассматриваем различные позиции классиков и современных социологов в отношении концепц...

Проблема категории ценностей в философии, психологии, социологии и педагогике

Проблема изучения ценностей и ценностных ориентаций в научной литературе освещается достаточно подробно в работах психологов, социологов, социологов, культурологов, педагогов. При этом собственно определения дефиниции «ценности» разнятся в зависимост...

Политический бихевиорализм как инструмент изучения политики

Статья раскрывает понятие бихевиорализма, его структуру, роль в политике, в частности, об отношении к распределению власти. Этим вопросами задавались Чарльз Мерриам и Гарольд Лассуэлл. Исследование данной темы является актуальной т. к. для анализа по...

Ценностные ориентации как элемент экологической культуры подростков

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с диагностикой ценностных ориентаций подростков. Автор рассматривает дискуссию как средство формирования экологического сознания младших подростков.

Личность: к вопросу о методологии

Статья посвящена исследованию и интерпретации феномена личности и процесса личностного становления через призму синергетики.

Теоретические аспекты межличностных взаимоотношений в трудах отечественных исследователей

Настоящее содержание данной статьи посвящено проблеме изучения межличностных отношений, рассмотрены основные труды отечественных исследователей; изучены основные положения в работах отечественных психологов и педагогов.

Понятие и характеристика экономики знаний, необходимые условия ее формирования

Статья посвящена исследованию современного представления о понятии «экономика знаний», ее характеристиках, функциях, элементах, а также этапах формирования. В статье также исследуется методика измерения «экономики знаний». Особое внимание в статье уд...

Похожие статьи

Личность в центре философского дискурса

Статья посвящена исследованию проблематики, связанной с определением понятия личность и способами интерпретации данного феномена.

Аксиологический аспект и преобразующие силы ресентимента в структуре современного общества

Настоящая статья изучению ресентимента как социального феномена, оказывающего влияние на систему ценностей человека. В ходе исследования нами рассматривается аксиологический аспект ресентимента, сущность его преобразующих сил в трактовке классиков и ...

Аксиологический аспект информации в рамках современных коммуникативных теорий

Автор статьи рассматривает проблему ценности информации сквозь призму современных коммуникативных теорий. Раскрывает понятия ценности, информации и ценности информации. Определяет признаки аксиологического кризиса и влияния ценности информации на пос...

Отправные пункты формирования ресентимента

Настоящая статья посвящена изучению отправных пунктов формирования ресентимента, в особенности, условий и факторов, влияющих на его генезис. В ходе исследования мы рассматриваем различные позиции классиков и современных социологов в отношении концепц...

Проблема категории ценностей в философии, психологии, социологии и педагогике

Проблема изучения ценностей и ценностных ориентаций в научной литературе освещается достаточно подробно в работах психологов, социологов, социологов, культурологов, педагогов. При этом собственно определения дефиниции «ценности» разнятся в зависимост...

Политический бихевиорализм как инструмент изучения политики

Статья раскрывает понятие бихевиорализма, его структуру, роль в политике, в частности, об отношении к распределению власти. Этим вопросами задавались Чарльз Мерриам и Гарольд Лассуэлл. Исследование данной темы является актуальной т. к. для анализа по...

Ценностные ориентации как элемент экологической культуры подростков

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с диагностикой ценностных ориентаций подростков. Автор рассматривает дискуссию как средство формирования экологического сознания младших подростков.

Личность: к вопросу о методологии

Статья посвящена исследованию и интерпретации феномена личности и процесса личностного становления через призму синергетики.

Теоретические аспекты межличностных взаимоотношений в трудах отечественных исследователей

Настоящее содержание данной статьи посвящено проблеме изучения межличностных отношений, рассмотрены основные труды отечественных исследователей; изучены основные положения в работах отечественных психологов и педагогов.

Понятие и характеристика экономики знаний, необходимые условия ее формирования

Статья посвящена исследованию современного представления о понятии «экономика знаний», ее характеристиках, функциях, элементах, а также этапах формирования. В статье также исследуется методика измерения «экономики знаний». Особое внимание в статье уд...

Задать вопрос