Оценка удовлетворенности медицинской помощью в акушерском стационаре больницы № 6 города Курска | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Семченко, Л. А. Оценка удовлетворенности медицинской помощью в акушерском стационаре больницы № 6 города Курска / Л. А. Семченко, Е. С. Емельянова, Д. В. Петроченко, Г. А. Сидоров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 292-296. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36830/ (дата обращения: 17.12.2024).



Охрана материнства и детства — это система государственных и общественных мероприятий, направленных на обеспечение здоровья матери и ребенка, укрепление семьи, поощрение материнства, создание наиболее благоприятных условий для воспитания детей, их физического, интеллектуального и нравственного развития [2]. Одной из задач деятельности по охране здоровья женщин является повышение удовлетворённости пациенток условиями оказания и качеством предоставляемых им медицинских услуг (соответствие услуг нуждам и ожиданиям потребителей, оценка качества которых невозможна без данных социального маркетинга) [3], однако этого сложно достигнуть без уточнения различных критериев и составляющих понятия удовлетворенности в медицине.

Социологические опросы населения являются важным звеном в системе контроля качества оказания медицинской помощи, которые позволяют выявить негативные моменты в организации медицинской помощи, вызывающие неудовлетворенность пациентов. Результаты многих опросов свидетельствуют о наличии целого ряда проблем, снижающих социальную эффективность системы здравоохранения: 66 % россиян считают, что не могут получить хорошее медицинское обслуживание, однако уровень неудовлетворенности может быть связан с различными субъективными аспектами (особенности личности пациента, его взаимоотношений с конкретными медицинскими работниками и пр.) [5]. В связи с этим требуется изучение мнения пациентов о каждой составляющей медицинских услуг и условий их предоставления [9].История изучения и измерения различных показателей удовлетворенности началась в 70-х годах прошлого столетия, и на сегодняшний день существует огромное количество инструментов для его оценки [10].

Удовлетворенностью пациенток в сфере оказания акушерско-гинекологической помощи заинтересованы многие исследователи. Данные исследования в Беларуси свидетельствуют о высокой частоте неудовлетворительных субъективных оценок доступности медицинской помощи, её качества, и об отрицательной оценке пациентами отношений врач-пациент [9].

Определенный интерес представляет исследование, выполненное на базе клинического родильного дома № 18 города Москвы. По его результатам выявлена полная удовлетворенность 82,2 % пациенток квалификацией врачей женской консультации и 98,9 % пациенток — профессионализмом врачей стационара. Претензии опрошенных в основном касались работы приемного отделения и отделения новорожденных детей, в частности, длительного времени ожидания медицинской помощи в приемном отделении и фактов нарушения принципов этики и деонтологии в работе среднего и младшего персонала. Ряд негативных моментов в субъективной оценке взаимоотношений врач-пациент авторы связывают с изобилием не всегда системных и обоснованных, но излишне эмоциональных материалов о неблагоприятных исходах беременности и родов в средствах массовой информации [6].

С целью анализа удовлетворенности пациентов качеством амбулаторной акушерско-гинекологической помощи в 2010 году проведено исследование на базе женских консультаций г. Иваново.Было выявлено, что 47,5 % опрошенных женщин негативно оценили отдельные моменты в организации работы женской консультации, в том числе 10,5 % не удовлетворены необходимостью предварительной записи на прием, 13,0 % — невозможностью полного обследования, 4,5 % — необходимостью частых, по их мнению, посещений и 4,5 % — графиком работы. Неудовлетворенность уровнем профессионализма врачей и качеством проведения процедур выразили 10 % опрошенных, причем большая часть замечаний касалась недостаточного объема информации по итогам обследования или лечения [7].

Для социологического исследования по оценке удовлетворенности пациенток женских консультаций Санкт-Петербурга применялся метод личного формализованного интервью. В исследовании приняли участие 2175 респондентов — пациенток 47 женских консультаций всех 18 районов Санкт-Петербурга. Удовлетворенность работой женских консультаций отметили 88,6 % опрошенных, причем 67,6 % из них удовлетворены полностью. Наиболее высоко пациентки женских консультаций оценивают отношение к ним медицинского персонала. Большой объем данного исследования позволил сравнить показатели удовлетворенности помощью в разных учреждениях, а также по районам города [4].

Целью еще одного исследования было проведение сравнительного анализа между степенью удовлетворенности качеством оказания акушерско-гинекологической помощи женскому населению в крупных и малых городах юга России, а также выявление основных факторов, влияющих на нее. По результатам данного исследования, в крупных городах женщины отмечали неудовлетворенность предварительной записью на прием к врачу не менее чем за 2 недели — 57,6 % опрошенных, большим перечнем платных медицинских услуг — 75,6 %, уровнем обеспечения медикаментами — 15, %, были удовлетворены результатами медицинского обслуживания 73,1 % пациенток. В малых городах упоминались такие субъективно определенные недостатки, как неудовлетворенность платными медицинскими услугами — 81,9 % опрошенных, уровнем обеспечения медикаментами — 9,8 %, доля удовлетворенных результатами медицинского обслуживания составила 50,9 % респондентов [8].

В Курской области представляет интерес исследование, проведенное на базе городского клинического родильного дома г. Курска. Для него использовалась анкета, содержащая шкалу удовлетворенности в процентах по таким показателям, как бытовые условия в стационаре, качество питания, профессионализм персонала и качество его работы, а также информационно-консультативная деятельность в плане предоставления информации о заболеваниях, их лечении и профилактике, проводимых процедурах и сделанных назначениях. По итогам исследования было установлено, что средневзвешенный показатель удовлетворенности бытовыми условиями составил 83,9±11,7 %, питанием — 72,8±16,6 %, собственно медицинским обслуживанием — …, предоставляемой информацией — 87,6±11,7 %.

Отдельно в работе анализировалась доля оценок каждого уровня (30 % и менее, 40–60 %, 70–90 %, 100 %) [1], в связи с чем данное исследование стоит считать наиболее системным.

Материалы иметоды исследования. Анкета, предложенная Д. В. Авраховой и В. И. Тимошиловым [1], была дополнена вопросом на оценку по процентной шкале удовлетворенностью психологическим климатом в медицинском учреждении. С использованием полученной анкеты был проведен опрос 100 женщин, находившихся в родильном отделении Курской городской клинической больницы № 6 в сентябре — октябре 2016 года. Из них 69 % — работающие, 21 % — безработные, 10 % — студентки средних и высших профессиональных организаций. Средний возраст опрошенных женщин составил 24,9±0,1 г., что соответствует многолетнему показателю среднего возраста рожениц.

Для вопросов, имеющих в качестве варианта ответа 100 % шкалу, определены средневзвешенные показатели с доверительными границами для р≤0,05, удельный вес оценок каждой группы в виде экстенсивного показателя, а также оценена степень разнообразия даваемых оценок по коэффициенту вариации (Cv).

Результаты иих обсуждение. Изучение времени ожидания плановой госпитализации показало, что сроков более 20 дней, считающихся дефектом, не отмечалось.

Средневзвешенный показатель оценки степени удовлетворенности бытовыми условиями пребывания в стационаре составил 77,8±1,7 %, коэффициент вариации — 22,2 %, что соответствует высокому уровню разнообразия оценок. При этом оценок на уровне ниже среднего (менее 30 %) не отмечалось, удовлетворенность на среднем уровне (40–60 %) оценили 22 %, выше среднего (70–90 %) — 58 %, полностью удовлетворены условиями пребывания 20 %.

Средневзвешенный показатель удовлетворенности качеством питания в стационаре составил 80,9±1,8 %, коэффициент вариации — 22,4 %, что свидетельствует о значительном разбросе мнений по данному вопросу. Оценок ниже среднего респондентами не дано, на среднем уровне (40–60 %) питание оценили 23 %, выше среднего — 46 %, 31 % опрошенных качество питания устраивает на 100 % (рис. 1).

Рис. 1. Распределение оценок удовлетворенности условиями пребывания в стационаре

В отношении медицинских процедур средневзвешенный показатель составил 83,8±1,8 %, коэффициент вариации — 21,3 %, что соответствует высокому уровню разнообразия оценок. Оценок ниже 30 % по данному показателю также не отмечалось, средний уровень удовлетворенности имеет место у 20 %, выше среднего — у 39 %, полностью удовлетворены медицинской помощью 41 %.

В ходе исследования также проведена оценка степени удовлетворенности информацией о заболевании, его профилактике и лечении, предоставленной медицинскими работниками во время пребывания в стационаре. Средневзвешенный показатель составил 85,4±1,5 %, коэффициент вариации — 17,9 %, что свидетельствует о средней степени разнообразия оценок. Оценок ниже среднего также получено не было, доля удовлетворенных на среднем уровне составила 10 %, выше среднего — 53 %, полностью — 37 % (рис. 2).

Рис. 2. Распределение оценок удовлетворенности медицинской помощью

Средневзвешенный показатель оценки степени удовлетворенности психологическим климатом, взаимоотношениями с персоналом в стационаре составил 81,7±1,7 %. Коэффициент вариации — 20,7 %, что соответствует высокому уровню разнообразия оценок. При анализе распределения оценок установлено отсутствие ответов на уровне ниже 30 %, ответов о среднем уровне — 19 %, выше среднего — 50 %, о полной удовлетворенности заявили 31 % пациенток.

Результаты проведенного анкетирования показали, что средневзвешенные показатели удовлетворенности всеми составляющими оказания медицинской помощи в стационаре (кроме бытовых условий) находятся на уровне не ниже 80 % при отсутствии оценок на уровне ниже среднего. Наибольший удельный вес полностью удовлетворенных, а также тех, кто в целом дал оценки 70 % и выше, отмечены в отношении собственно медицинских манипуляций и информирования о заболевании, его лечении и профилактике.

Литература:

  1. Аврахова Д. В., Тимошилов В. И. Cовершенствование оценки удовлетворенности пациенток стационарной акушерско-гинекологической помощью и результаты экспериментального исследования // Актуальные проблемы и достижения в медицине... — 2016. — С. 121–123.
  2. Бурмистрова, Т. И. Служба охраны здоровья матери и ребенка в приморском крае: состояние, проблемы, ближайшие перспективы / Т. И. Бурмистрова, Г. П. Горшунова, Л. А. Несвяченая // Тихоокеанский медицинский журнал. — 2009. — № 4. — С. 75–76.
  3. Джалилова, Г. А. Организация мероприятий по охране здоровья матери и ребенка / Г. А. Джалилова, Ю. Р. Бакаева, Ш. Т. Мирзаева // Современные тенденции развития науки и технологий. — 2016. — № 1–3. — С. 36–38.
  4. Кочорова, Л. В. Анализ удовлетворенности пациенток работой женских консультаций Санкт-Петербурга в системе обязательного медицинского страхования / Л. В. Кочорова, Б. Л. Цивьян // Ученые записки СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова. — 2014. — Т. XXI. № 4. — С. 25–27.
  5. Орлов, А. Е. О результатах изучения удовлетворенности пациентов качеством стационарной помощи / А. Е. Орлов // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. — 2014.– № 10. — С. 109–111.
  6. Проблемы качества оказания акушерской помощи и мероприятия по ее улучшению / Н. В. Полунина, Ю. Э. Доброхотова, С. Ж. Данелян и др. // Российский медицинский журнал. — 2013. — № 2. — С. 3–4.
  7. Состояние амбулаторной акушерской помощи: результаты социологического опроса беременных женщин / М. В. Кулигина, Л. В. Карнеева, И. А. Комарова, А. Е. Цивилева // Детская медицина Северо-Запада. — 2012. — Т. 3, № 2. — С. 47–49.
  8. Сравнительный анализ удовлетворенности женского населения качеством оказания акушерско-гинекологической помощи в крупных и малых городах юга России / М. В. Андреева, Л. В. Ткаченко, М. С. Селихова и др. // Медицинский вестник Северного Кавказа. — 2015. — Т. 10, № 4 (40). — С. 440–442.
  9. Сурмач, М. Ю. Методология исследования и оценки социальной эффективности системы здравоохранения (на примере охраны репродуктивного здоровья молодежи) / М. Ю. Сурмач, Е. В. Тищенко // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. — 2008. — № 1 (21). — С. 102–106.
  10. Удовлетворенность медицинской помощью: как измерить и сравнить? / О. С. Кобякова, И. А. Деев, Д. С. Тюфилин и др. // Социальные аспекты здоровья населения. — 2016. — Т. 49, № 3. — С. 5.
  11. Филиппов, О. С. Оценка эффективности организационной модели акушерской помощи в российской федерации / О. С. Филиппов, Е. В. Гусева // Акушерство, гинекология и репродукция. — 2010. — Т. 4, № 2. — С. 16–20.
Основные термины (генерируются автоматически): медицинская помощь, коэффициент вариации, среднее, высокий уровень разнообразия оценок, качество питания, медицинское обслуживание, оценка, средневзвешенный показатель удовлетворенности, уровень, акушерско-гинекологическая помощь.


Похожие статьи

Оценка готовности и удовлетворенности производственной практикой студентов 4 курса стоматологического факультета

Результаты социологического опроса работников скорой медицинской службы на базе ГБУЗ «Кировская ЦРБ»

Оценка потребности в подготовке врачей по медицинской профилактике для Центрально-Черноземной зоны

Оценка удовлетворенности студентов организацией и проведением итоговой аттестации по дисциплине «Хирургия полости рта»

Анализ организации медицинской помощи сельскому населению Оренбургской области

Изучение доступности первичной медико-санитарной помощи населению районов Оренбургской области

Оценка личностных характеристик руководителей среднего звена лечебно-профилактических учреждений

Диагностико-коррекционная работа логопеда во взаимодействии с врачом-неврологом и педиатром в условиях детской поликлиники

Анализ технологий профессионального отбора специалистов социальной работы в ГКУ СО «Центр занятости населения г. о. Самара»

Результаты комплексной оценки стоматологического статуса школьников города Воронежа

Похожие статьи

Оценка готовности и удовлетворенности производственной практикой студентов 4 курса стоматологического факультета

Результаты социологического опроса работников скорой медицинской службы на базе ГБУЗ «Кировская ЦРБ»

Оценка потребности в подготовке врачей по медицинской профилактике для Центрально-Черноземной зоны

Оценка удовлетворенности студентов организацией и проведением итоговой аттестации по дисциплине «Хирургия полости рта»

Анализ организации медицинской помощи сельскому населению Оренбургской области

Изучение доступности первичной медико-санитарной помощи населению районов Оренбургской области

Оценка личностных характеристик руководителей среднего звена лечебно-профилактических учреждений

Диагностико-коррекционная работа логопеда во взаимодействии с врачом-неврологом и педиатром в условиях детской поликлиники

Анализ технологий профессионального отбора специалистов социальной работы в ГКУ СО «Центр занятости населения г. о. Самара»

Результаты комплексной оценки стоматологического статуса школьников города Воронежа

Задать вопрос