Кино как средство конструирования этнической идентичности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 12.12.2016

Статья просмотрена: 2221 раз

Библиографическое описание:

Доброницкая, А. В. Кино как средство конструирования этнической идентичности / А. В. Доброницкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 803-805. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36592/ (дата обращения: 17.12.2024).



В данной работе рассмотрены основные аспекты трансляции этнической идентичности через призму национального кинематографа и оценены возможности ее анализа с его помощью.

Ключевые слова: этнический кинематограф, этническая идентичность

С развитием средств массовой коммуникации мировая культура движется ко все большей унификации. Глобализационные процессы порождают размывание этнической идентичности, нивелируют этнокультурную детерминацию, что являет собой проблему, требующую подробного рассмотрения. Как правило, попытки синтезировать культуру и искусство с неизбежностью приходят к провалу, плоды такого синтеза оказываются несопоставимо беднее результатов национального творчества. Этническое искусство объединяет в себе философские, эстетические взгляды, мораль, нравственность и историю, характерные для определенной страны, народности или территории — все то, что позволяет конкретному человеку определить себя как личность.

Ключевым вопросом данной работы является понятие этнической идентичности.

На определение термина «этничность» едва ли не каждый исследователь смотрит по-своему, но все сходятся во мнении, что «этничность» возникает только в процессе коммуникации между несколькими группами, проявляется в сравнении «нас» с «другими». [3]

Понять, чем определяется этническая идентичность довольно сложно в силу того, что каждая из них ситуативна, динамична и имеет свою специфику. Нельзя выделить какие-то общие признаки, свойственные идентичности, такими базисами могли бы стать язык и территория, однако существуют общности, не имеющие общего языка и разбросанные по территории всей планеты, при этом определяющие себя как этнос. [8] Так, например, цыгане осознают себя как отличных от других, что не позволяет усомниться в существовании их идентичности.

Большинство исследователей так же считают, что значимость идентичности проявляется в основном в ситуациях конфликта с другой группой, а в мирное время может быть практически не заметной и трансформируется в другие экономические, политические и социальные феномены. «В кризисной, нестабильной ситуации значимость этнического «Я» существенно повышается, а в период социальной устойчивости как бы «замирает», уступая свое место сугубо социальным характеристикам». [1] Однако, нельзя не отметить, что государствам зачастую приходится перманентно прибегать к различным средствам конструирования национальной идентичности для сплочения нации, искусственно «вызывать» национальную идею и чувство патриотизма у населения. [2] Именно этническая идентичность является главным аргументом в пользу легитимации и делигитимации политической власти. Кино присущи такие функции, как: эвристическая, коммуникативная, гносеологическая, эстетическая, развлекательная, функция социального контроля и управления общественным мнением. Исходя из двух последних функций, кино может быть рассмотрено как социальный институт. [6] Одна из основных его целей — воздействие на аудиторию с помощью художественных и эстетических средств. Учитывая функции, цели и средства, которыми он располагает, можно утверждать, что кинематограф выступает одним из наиболее эффективных трансляторов национальной идеи. Культурное единство не причина формирования этноса, но его результат.

Под термином «национальная культура» принято понимать основные духовные ценности и особенности поведения, характеризующие людей той или иной страны. Культура этноса обеспечивает его единство и стабильность как системы. Необходимо определить два понятия: этническая и национальная культуры. Среди ряда научных дефиниций есть определения этнической культуры как культуры людей, связанных общностью происхождения и ведением совместной хозяйственной деятельности, а культура национальная определяется как представленная людьми, живущими на больших территориях и объединенных в первую очередь общностью языка.

Большинство современных наций полиэтничны, однако национальная культура не просто суммирует культуры этносов, а имеет общие для всех части культуры, появившиеся при осознании всеми этносами некой общности. Исследователи не сходятся в однозначном определении условий перехода от этноса к национальности, от этнического самосознания к гражданскому, большинство склоняются к тому, что говорить о какой-либо идентификации можно только в отношении авторского кино.

Автор считает, что этническое кино неотделимо от национального и кино скорее принадлежит к некой территории и/или может быть определено через самоидентификацию режиссера, поэтому далее понятия будут использоваться равнозначно.

Сегодня можно утверждать, что американский кинематограф имеет наибольший вес на мировой арене и намного более популярен, нежели любое другое интернациональное кино. Согласно данным IMDb (International Movie Database), в списке 250 самых популярных фильмов всех времен представлены только 36 фильмов, произведенных не в США, и только 4 из них входят в топ-50.

Из этих данных можно сделать вывод о том, что транслируемые в американском кинематографе идеи и сами способы трансляции могут быть доступны представителям разных этносов. Стоит так же упомянуть о том, что бюджет, идущий на маркетинг фильмов Голливуда значительно превышает затраты других стран. В качестве примера самобытного кинематографа, транслирующего философию, мораль и эстетику, не столь доступную, может быть взят японский кинематограф. В первую очередь японский кинематограф отличает то, что в нем находят отражения такие религиозно-философские учения, как буддизм и синтоизм. Синтоизм предполагает поклонение духам умерших и трудно представить, что «Расемон» Акира Куросавы, в котором одним из главных повествователей является дух убитого самурая мог появиться где-то еще. Как уже было сказано, национальный кинематограф отражает историческое прошлое нации, так, главными героями японского национального кинематографа, как правило, являются самураи — светские феодалы в Японии. Японское кино так же отличается своей медитативностью и созерцательностью, в нем практически отсутствуют любые спецэффекты и сложный монтаж. Не случайно характерной особенностью творчества одного из классиков японского кино Кэндзи Мидзогути является так называемый прием «одна сцена-один план». Что же касается сюжетности традиционных фильмов, практически всегда они строятся вокруг простых историй о нравственности, преданности и поисков истины, в них практически отсутствуют экшн-сцены.

Можно ли сказать, что человек, живущий в культуре подобного кинематографа будет иметь ту же картину мира, что и представитель другого этноса? Очевидно, что ответом будет «нет». Этническая идентичность японцев была подробно описана Рут Бенедикт в книге «Хризантема и меч». [9] В методику ее исследования входили просмотры фильмов о Японии и с японцами, что подтверждает возможность исследования этноса через призму кинематографа. Однако нельзя быть уверенным в том, что Рут Бенедикт дала исчерпывающее описание, ведь любая культура динамична и постоянно меняется, поэтому этнические исследования никогда не потеряют своей актуальности. Самобытен не только японский кинематограф, но особенности, свойственные, скажем, немецкому, французскому или индийскому кинематографу можно заметить не предаваясь подробному анализу. Огромным полем для исследований представляются ценности, отраженные и сокрытые в этих особенностях.

Ценности занимают особое место в социологическом дискурсе. Отметим, что на включение неких культурных форм в систему этнических ценностей не влияет их происхождение, они могут быть как искусственно созданными, иноэтничными так и возникшими естественно. Основанием является в первую очередь общая история этноса. Ценности могут включать в себя и обычаи быта, и привычки в повседневном поведении, и даже особенности характера, но важно то, что они не только способствуют интегрированности людей в социальный мир, но и являются его «ядром», основанием личности. На раннем этапе развития этноса ценности образуются в основном культурными формами отдельных культурных сегментов: политики, экономики, религии и т. д. Некоторые исследователи отмечают, что в последствии многие ценности практически полностью утрачивают первоначальное значение и смысловую нагрузку, становятся маркерами культуры, эксплуатируемыми идеологией элит нации. Объект ценности всегда остаются нейтральными, значение имеет то, какими субъективными смыслами они наделяются. В условиях глобализации ценности разных наций буквально обрушиваются на индивида, откуда появляется возможность выбора, способствующая еще более «глубокой» его социализации. Принято считать, что активнее всего ценности формируются в юности, в процессе самоопределения человека, а средний возраст характерен наибольшей отдачей. Для исследователей эта система устойчивых ориентаций может являться способом предсказания развития этноса, ведь они, по сути, являются показателем того, чего можно от него ждать, стимулом и смыслом жизни, источником поведенческих мотивов.

Особенности манифестации этнической идентичности в наши дни противоречивы, что обусловлено разрывом традиций с инновационными составляющими современной культуры. Этническая идентичность, реализующая этнокультурные ценности и существующая за счет них, несет в себе огромный духовный потенциал. Однако, поскольку традиционный образ жизни не применим во всей полноте и в первозданном виде к реальности современной культуры, то восстановление этнической культуры должно быть направлено на обеспечение, прежде всего, ценностной основы для человеческой идентичности. [5] Искусство, и кинематограф в частности, не только отражает мир, но и конструирует его заново, через чувства влияет на весь духовный мир личности и обеспечивает его целостность.

Литература:

  1. Сикевич З. В. Этнический фактор в политических процессах современной России. Докт. дисс. — СПб.,1996. — С. 7–8.
  2. Cohen A. Urban ethnicity. — Routledge, 2014.
  3. Барт Ф. Этнические группы и социальные границы //М.: Новое издательство. — 2006.
  4. Boulder Eriksen T. H. Ethnicity and Nationalism: Anthropological Perspectives. L, 1993. — Р.667–679.
  5. Иванов В. В. Искусство как средство выражения этнической идентичности: дис. — Ставрополь, 2006.
  6. Важенина О. А. Кнематограф как социальный институт и канал трансляции образа национальной идеи //www. research-journal. org. — С. 102.
  7. Дмитрова И. И. Этнокультурная маргинальность в современном мире. (Теоретико-методологический анализ): Дис.. канд. филос. наук. М., 1994. — 134с.
  8. Геллнер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс. 1991. — 126 с.
  9. Рут Б. Хризантема и меч //М.: Росспэн. – 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): этническая идентичность, кино, ценность, японский кинематограф, национальная идея, национальная культура, национальный кинематограф, современная культура, этническая культура, Япония.


Ключевые слова

этническая идентичность, этнический кинематограф

Похожие статьи

Становление медиации в России

Статья посвящена исследования развития института медиации в российском правовом обществе. Автором в ретроспективе рассмотрены предпосылки становления института медиации, выделены основные этапы становления медиации в Российской Федерации. На основани...

Сетевой анализ становления институтов политического диалога в обществах с этнокультурным многообразием (на примере Нигерии)

В работе анализируется процесс институционализации сетевого взаимодействия и формы политического диалога этнических и религиозных организаций в Нигерии в условиях гражданской войны и послевоенного кризиса. Рассматриваются слабые и сильные стороны сет...

Лингвистический национализм: теория и практика

В данной статье анализируется понятие и сущность национализма в целом и лингвистического национализма в частности. Рассмотрены классификация и причины возникновения национализма, вопросы, связанные с проявлением политики лингвистического национализма...

Визуальная репрезентация: семиотические и философские аспекты культуры

В статье проводится сравнительный анализ точек зрения ученых на семиотический подход к визуальной культуре.

Межкультурная коммуникация в современной культурно-образовательной парадигме

Целью исследования этой статьи будет рассмотрение межкультурной коммуникации, а также рассмотрение сопутствующих проблем и положительных аспектов. Также будет раскрыт вопрос, является ли общение между представителями разных культур целью обеспечения ...

Стратегии формирования бренда фирмы в условиях информатизации

В данной статье проанализированы направления формирования бренда. Также изучено понятие бренда, рассмотрены позиции различных авторов касательно данной проблемы, проанализированы особенности информатизации как условия формирования бренда фирмы.

Влияние современного кино на культуру речи молодого поколения

В статье изучаются аспекты влияния современного кинематографа на культуру речи молодежи и разработка плана мероприятий, которые поспособствуют повышению уровня языка студентов.

Современный кинематограф как средство демонстрации проблем экологической и социальной безопасности

В статье рассматривается вопрос о возможности современного кинематографа выступать как способ пропаганды экологических и социальных проблем человечества.

Особенности социокультурного воздействия СМИ на ценности общества

В статье дается комплексный анализ особенностей социокультурного воздействия СМИ на ценности общества. При написании научной статьи были использованы издания периодической печати. В основу исследования положены такие методы, как обобщение, анализ, си...

Политические символы как способ формирования гражданской идентичности

Данная статья раскрывает понятие гражданской идентичности, выявляет роль и влияние политических символов в данном феномене, обозначение критериев оценки сформированности гражданской идентичности посредством символики.

Похожие статьи

Становление медиации в России

Статья посвящена исследования развития института медиации в российском правовом обществе. Автором в ретроспективе рассмотрены предпосылки становления института медиации, выделены основные этапы становления медиации в Российской Федерации. На основани...

Сетевой анализ становления институтов политического диалога в обществах с этнокультурным многообразием (на примере Нигерии)

В работе анализируется процесс институционализации сетевого взаимодействия и формы политического диалога этнических и религиозных организаций в Нигерии в условиях гражданской войны и послевоенного кризиса. Рассматриваются слабые и сильные стороны сет...

Лингвистический национализм: теория и практика

В данной статье анализируется понятие и сущность национализма в целом и лингвистического национализма в частности. Рассмотрены классификация и причины возникновения национализма, вопросы, связанные с проявлением политики лингвистического национализма...

Визуальная репрезентация: семиотические и философские аспекты культуры

В статье проводится сравнительный анализ точек зрения ученых на семиотический подход к визуальной культуре.

Межкультурная коммуникация в современной культурно-образовательной парадигме

Целью исследования этой статьи будет рассмотрение межкультурной коммуникации, а также рассмотрение сопутствующих проблем и положительных аспектов. Также будет раскрыт вопрос, является ли общение между представителями разных культур целью обеспечения ...

Стратегии формирования бренда фирмы в условиях информатизации

В данной статье проанализированы направления формирования бренда. Также изучено понятие бренда, рассмотрены позиции различных авторов касательно данной проблемы, проанализированы особенности информатизации как условия формирования бренда фирмы.

Влияние современного кино на культуру речи молодого поколения

В статье изучаются аспекты влияния современного кинематографа на культуру речи молодежи и разработка плана мероприятий, которые поспособствуют повышению уровня языка студентов.

Современный кинематограф как средство демонстрации проблем экологической и социальной безопасности

В статье рассматривается вопрос о возможности современного кинематографа выступать как способ пропаганды экологических и социальных проблем человечества.

Особенности социокультурного воздействия СМИ на ценности общества

В статье дается комплексный анализ особенностей социокультурного воздействия СМИ на ценности общества. При написании научной статьи были использованы издания периодической печати. В основу исследования положены такие методы, как обобщение, анализ, си...

Политические символы как способ формирования гражданской идентичности

Данная статья раскрывает понятие гражданской идентичности, выявляет роль и влияние политических символов в данном феномене, обозначение критериев оценки сформированности гражданской идентичности посредством символики.

Задать вопрос