Проблемы правового регулирования образовательной миграции в Российской Федерации на примере зарубежных стран | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 10.12.2016

Статья просмотрена: 146 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова О. В. Проблемы правового регулирования образовательной миграции в Российской Федерации на примере зарубежных стран // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 575-578. — URL https://moluch.ru/archive/131/36259/ (дата обращения: 26.05.2018).



Проблемы правового регулирования образовательной миграции вРоссийской Федерации на примере зарубежных стран

Кузнецова Ольга Викторовна, магистрант

Тюменский государственный университет

Миграционные процессы в современной России набирают интенсивные темпы роста и становятся менее прогнозируемыми. В условиях реформы системы высшего образования обеспечение его выхода на мировой рынок экспорта образовательных услуг, выделение государством новой когорты вузов, на конкурсной основе получивших право стать национально-исследовательскими университетами, одним из наиболее распространенным видом миграции стала образовательная миграция, приобретающая все более широкие масштабы [1]. В связи с этим возникает необходимость удержать образовательных мигрантов, обладающих квалификационными характеристиками и социальными параметрами, поддерживающих развитие страны. Однако действующее законодательство не вполне соответствует тем проблемам, с которыми столкнулась в этой сфере Россия.

Выход на глобальный рынок образования связан с наличием современного конкурентоспособного образовательного комплекса, способного предоставлять образовательные услуги высочайшего качества и с системным формированием потоков образовательных мигрантов, чему пока в России уделяется мало внимания, несмотря на задачи, определённые Концепцией миграционной политики России до 2025 г. [2]. В Концепции молодежь рассматривается как мощнейший потенциал развития и ресурс инноваций, и провозглашается курс на более эффективное привлечение иностранных «умов» и поддержку академической мобильности [3]. Об этом можно судить по первому появлению термина «образовательная миграция» в указанной Концепции, что еще раз свидетельствует о широком распространении данного вида миграции.

В современном законодательстве нет четкого понятия «образовательная миграция» или «образовательный мигрант». Выделение этих понятий на законодательный уровень необходимо, поскольку это четко определит предмет регулирования миграционного законодательства и круг субъектов миграционных отношений. Конечно, отсутствие этого определения в понятийном аппарате миграционного законодательства не препятствует осуществлению правового регулирования статуса мигрантов прибывших в РФ с целью обучения, однако законодательное закрепление образовательной миграции в отдельное направление миграционных потоков наравне с «трудовой миграцией» будет способствовать конкретизации принятия точных решений по продвижению страны на мировой образовательный рынок и обретению международного влияния, это послужит последующей ориентацией миграционной политики на удержание востребованных на рынке труда категории мигрантов, которые обладают необходимыми для развития страны квалификационными характеристиками и социальными параметрами.

Конституция Российской Федерации создала правовую основу для формирования законодательства, регулирующего статус мигрантов различных категорий, права и обязанности лиц, оказавшихся под юрисдикцией России, их правовые гарантии, политические и экономические, социальных прав закреплены в Конституции Российской Федерации и гарантируются международными обязательствами России в этой области, но для ее совершенствования, особенно в сфере образовательной миграции несомненный практический и теоретический интерес может представить миграционные законодательства зарубежных стран, которыми исторически был накоплен многовековой опыт по правовому регулированию миграционных отношений [4]. Таким примерам могут послужить страны Северной Америки, так как именно в этих странах, традиционно принимающих на своей территории большое количество мигрантов, желающих получить образование, имеется определенный опыт в правовом регулировании и управлении миграционными процессами.

По сравнению с зарубежными странами миграционное законодательство Российской Федерации составляет сложный разрозненный комплекс нормативно-правовых актов. Правовому регулированию миграции посвящены десятки законов, но непосредственно регулированию образовательной миграции посвящены лишь отдельные статьи 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», носящие лишь ограничительные и контрольные механизмы, как для образовательных мигрантов, а именно по их пребыванию и трудовой деятельности, так и к образовательным учреждениям, приглашающим иностранных граждан, что препятствует эффективной реализации миграционной политики России в целом. Таких примеров можно привести несколько:

Во-первых, в настоящее время иностранные абитуриенты для поступления в образовательное учреждение для обучения на контрактной основе прибывают в РФ на основании частной или туристической визы, в результате чего, при успешном прохождении конкурса и зачислении на основную образовательную программу, по факту, уже зачисленный студент должен выехать за пределы РФ для того, чтобы оформить учебную визу, на основании приглашения образовательной организации. Проблема заключается в том, что законодательством не предусмотрена цель въезда для поступления в образовательное учреждение, при которой бы иностранный гражданин (абитуриент) после зачисления в вуз не выезжал за пределы РФ для получения приглашения и оформления учебной визы, для того чтобы вернуться в этот же вуз. Например, в США и Канаде предусмотрен такой тип визы как «будущий студент» или «подготовительное обучение», что позволяет въехать в страну без приглашения образовательной организации и при успешном зачислении остаться на полный курс обучения [5].

Во-вторых, большой сложностью для вузов и студентов является то, что иностранный гражданин, завершая обучение по одной образовательной программе и желая продолжить обучение по образовательной программе другого уровня не может продлить учебную визу не выезжая за пределы РФ по причине несовпадения целей въезда, согласно Перечня «Цели поездок» [6]. Например, иностранный студент, прибывший с целью обучения на курсах русского языка, подготовительного отделения вуза, на договорной основе имеет учебную визу, цель которой — курсы, а для продолжения и прохождения полного курса обучения в вузах (кроме военных) или учебных заведениях на основных программах обучения, необходима виза с целью въезда — учеба. В связи с тем, что при изменении целей въезда в Россию иностранному гражданину требуется выехать из страны на родину и там вновь получать визу для продолжения обучения, вузу также приходится снова оформлять все документы для приглашения иностранного гражданина для продолжения обучения в этом же вузе. Зачастую студенты не имея возможности оплатить дорогостоящий проезд к себе на родину и затем обратно на обучение, не возвращаются к месту обучения.

Таким образам российские вузы теряют десятки потенциальных иностранных студентов/стажеров, по причине того, что образовательное учреждение не имеет оснований оформлять приглашения абитуриентам; не может продлить срок временного пребывания студентам из стран визового режима, которые желали бы продолжить обучение по образовательной программе другого уровня. В свою очередь, иностранные граждане не готовы тратить деньги и силы для двукратного пересечения границы с одной и той же целью. На примере США и Канады, образовательные мигранты, находящиеся в стране по учебным визам, при переходе на другой уровень образования могут спокойно продлевать действующие визы без выезда из страны.

Это неразумно, если страна желает привлекать иностранных образовательных мигрантов. Очевидно, что нет необходимости заставлять образовательных мигрантов, законно находящихся на территории РФ на основании учебных виз, если они желают продолжать обучение, выезжать из России, чтобы получать те же самые учебные визы, только с другой целью въезда, которая зависит от образовательной программы. Безусловно, следует определить четкий порядок целей въезда с целью получения образования и условий продления законного нахождения на территории РФ в рамках целей въезда.

В-третьих, образовательные мигранты в Российской Федерации имеют право осуществлять трудовую деятельность без оформления разрешения на работу, в течение каникул, а также во время учебного процесса в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в которых они обучаются [7]. Несмотря на довольно таки благоприятные условия осуществления трудовой деятельности, очевидно, что многие образовательные мигранты вынуждены работать нелегально, это обусловлено отсутствием вакансий в образовательных учреждениях, низкой заработной платой, низким уровнем стипендий, незнанием или нежеланием оформлять разрешение на работу. Кроме того, часть студентов, таким образом, обеспечивает себе поиски будущего рабочего места, считая, что лучше попробовать раньше разные профессии и сферы, чтобы после окончания университета остановиться на конкретном, наиболее подходящем для них виде деятельности. Образовательные организации в этом случае сталкиваются с массой проблем, учитывая отсутствие легального статуса у иностранного студента и в случае выявления фактов его незаконной, занятости, на образовательное учреждение могут быть наложены взыскания со стороны Миграционной службы. Дело в том, что некоторые компании и организации готовы принять студентов для прохождения практики на оплачиваемую работу, но не могут оформить с иностранными студентами официальные трудовые отношения из-за отсутствия разрешения на работу, а студент в свою очередь не желает проходить длительные и сложные процедуры оформления разрешения на работу. Хотя зачастую между образовательными организациями и производственными предприятиями или фирмами существуют двухсторонние соглашения о привлечение талантливых учащихся к оплачиваемой практике. В результате чего производственные предприятия отдают предпочтения для прохождения практики российским студентам, что противоречит Конституции, в которой говорится о равных правах. Эти ограничения не дают возможность повысить профессиональный уровень и усовершенствовать качество обучения образовательных мигрантов. Например, в Канаде миграционная политика направлена на привлечение образовательных мигрантов, путем создания благоприятных условий для обучения и последующим беспрепятственным трудоустройством [8].

Как показывает опыт Канады и США построение миграционного законодательства, основано на благоприятных условиях привлечения иностранных студентов, и не снимает необходимости в проведении мероприятий по их интеграции в стране пребывания, а именно в трудоустройстве образовательных иммигрантов во время или после обучения без выезда, повышение квалификации, переквалификацию и другие мероприятия [9].

Зарубежный опыт регулирования миграционных процессов, позволяет констатировать, что подход к правовому регулированию образовательной миграции в странах Северной Америки может быть эффективно применен в правовой системе России. Решение выявленных проблем, связанных с правовым регулированием образовательной миграции потребует существенных изменений в действующее российское миграционное законодательство.

Литература:

  1. Полетаев Д. В. Вузы России как механизм адаптации учебных мигрантов // в кн. Трансграничные миграции и принимающее общество: механизмы и практики взаимной адаптации: монография / под ред. В. И. Дятлова. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2009. С. 289–342.
  2. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года: утверждена Президентом РФ 13 июня 2012 г. / Сайт ФМС РФ URL: http://www.fms.gov.ru/documentation/868/details/53252/ (дата обращения: 12.09.2016)
  3. Баталова Л. Э. Особенности образовательной миграции в российском регионе (на примере Томской области) // Молодой ученый. — 2016. — № 3. — С.745–747.
  4. Мишунина А. А. Миграционные процессы в федеративном государстве: конституционно-правовое исследование. Монография / Под ред. Заслуженного юриста Российской Федерации, д.ю.н., профессора, Г. Н. Чеботарева. — Тюмень: ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет», 2009. — 400 с.
  5. Иванов, М. М. США: правовое регулирование иммиграционного процесса / М. М. Иванов. — Москва: Международные отношения, 1998. — 480 с.
  6. Приказ МИД РФ № 19723А, МВД РФ № 1048, ФСБ РФ № 922 от 27.12.2003 «Об утверждении Перечня «Цели поездок», используемого уполномоченными государственными органами Российской Федерации при оформлении приглашений и виз иностранным гражданам и лицам без гражданства» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.03.2004 N 5689). [Электронный ресурс] Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» // ULR: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_47264/ (дата обращения 05.11.2016).
  7. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016). [Электронный ресурс] Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» // ULR: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/ (дата обращения 05.11.2016).
  8. Тимашова Т. Н. Иммиграционная политика Канады. M., 2008. С. 30.
  9. Чеботарев Г. Н., Мишунина А. А. Система правового регулирования внешней миграции населения в России: вопросы теории и практики: монография. — Тюмень: издательство Тюменского государственного университета, 2010. 400 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная миграция, Российская Федерация, правовое регулирование, иностранный гражданин, Россия, образовательное учреждение, образовательная программа, миграционное законодательство, мигрант, учебная виза.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос