Применение философии Кайдзен для современного управления компаниями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 05.12.2016

Статья просмотрена: 4195 раз

Библиографическое описание:

Кокорева, О. О. Применение философии Кайдзен для современного управления компаниями / О. О. Кокорева, В. М. Сасиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 312-315. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36195/ (дата обращения: 18.11.2024).



Японская история философии управления «Кайдзен» насчитывает уже множество столетий и являет собой философскую систему мышления. Она направлена на постоянное и, можно сказать, едва заметное совершенствование. В переводе с японского «Кайдзен» означает «непрерывное улучшение» («кай» — изменение, «дзен» — хорошо) [8]. Существует точка зрения, что именно благодаря этому философскому мышлению разрушенная войной японская экономика вновь возродила своё величие, впоследствии заняв лидирующее место в мировом бизнесе.

Ключевые слова: Кайдзен, японский менеджмент, персонал, философия менеджмента, этика бизнеса

В настоящее время бизнес следует по пути перехода от планово- распределительной к рыночной экономике. Эта классическая схема переходного процесса: содержит в себе три этапа: приватизация, капитализация и инновация.

Во времена приватизации рынку были выгодны банкроты, и в то время философия рынка заключалась в следующем: чем предприятие дешевле, тем лучше. После приобретения таких предприятий, которые также имеют солидные активы, по заниженным ценам, владельцы пытаются увеличить капитализацию, но в тяжелые времена мало кто может похвастаться средствами для инновационного обновления, которое требует больших инвестиций. В таких ситуациях, лучше всего применять систему кайдзен, так как она помогает справиться с проблемами и добиться ошеломляющих результатов без крупных инвестиций: кайдзен помогает во много раз повысить качество и производительность, уменьшить потери и риски, упростить организационную структуру, а также повысить гибкость организации. Полувековой опыт Японии в этой системе, убеждает, что все вышеперечисленное возможно.

Часто руководители предприятий сталкиваются с неграмотным использованием материальных и временных возможностей. Такое положения сильно снижает эффективность выполнения работы и замедляет процесс развития компании, следовательно, подъема прибыли нет.

Японская философия постоянного совершенствования Кайзден, может являться одним из способов решения вышеперечисленных проблем. Понятие «кайдзен», по своей сущности образуется из постоянного совершенствования системы производства и руководства. Само по себе учение «кайдзен» универсально, оно легко применимо как в работе отдельного звена, так и для совершенствования всей системы огромной корпорации, в этом и заключается его особенность.

По своей сути идеология Кайдзен является последовательным, непрерывным процессом, который улучшает все аспекты бизнеса, здесь вовлечены все отделы и звена, все сотрудники, начиная от простых рабочих и заканчивая топ-менеджерами. Кайдзен — это стиль мышления в японских корпорациях. Все компании пытаются развивать его в своих сотрудниках. Это путь на саморазвитие и совершенствование, как отдельной личности, так и части корпорации, где работает человек.

Философия Кайдзен распределяет различия между традиционными западными и японскими решениями к ведению бизнеса. Японские менеджеры сами признают, что их стиль ведения бизнеса изначально направлен на процесс постоянного улучшения качества и множества бизнес-процессов в долгосрочной перспективе, а не на краткосрочные конкретные результаты.

Вследствие повсеместного использования принципов Кайдзен, большое количество японских корпораций эффективно производят, разрабатывают и выигрышно реализуют свою готовую продукцию на международный рынок. Основой стратегии философии Кайдзен, является основательное осознание, что компания должна стремится достичь максимальных результатов, добиться успеха, и удержаться на плаву в бизнесе, и при этом получать прибыль, с помощью того что менеджмент фирмы прилагает максимальные усилия для удовлетворения потребностей потребителя.

Стиль Кайдзен подразумевает, что на предприятии вводится особая система управления всеми этапами деятельности, которая настраивает работников на постоянное стремление к собственному совершенствованию на работе, и не упускает из виду их способности и усилия направленные в сторону улучшения дел компании. В отличие от западного управления, где подразумевается награждение и поощрение только за результат.

Кайдзен — это система, которая постоянно усовершенствует свойства, технологии, действия, корпоративную культуру, производительность труда, прочность, лидерство и остальные качества деловой жизни фирмы.

Акцент ставится на персонале, потому что во многом от персонала зависит, какое качество продукции или услуг выпускает компания. Эта система включает в себя все отделы, от руководителей до рядовых сотрудников.

Система кайдзен состоит из 5 основных идей. Чтобы все пункты идеи сохранялись, нужно чтобы существовали условия для их полной реализации.

Первая идея — это командная служба. Она исключает эгоизм на рабочем месте. Вся команда борется за общую цель, как бригада, и за желаемый результат в итоге. Сотрудники всех отделений трудятся во благо собственных коллег и компании. Хороша эта идея тем, что происходит постоянный обмен информацией, обоюдное обучение и своевременное выполнение работы и т. д.

Вторая идея состоит в том, чтобы работники занимались саморазвитием. Так называемая индивидуальная наука. Кайдзен подразумевает, что любой работник должен увеличивать свою самодисциплину во всех сферах труда. Это управление качеством работы, соблюдение требований, расходование ресурсов: материальных, денежных и временных и т. д.

Третья идея это нравственное положение в компании. В любом случае, независимо от того достигла ли компания фурора в реализации или же нет, работники не имеют права сдаваться, и должны сохранять нравственный дух на высоком уровне. Управление должно вводить в практику работы различные мотивационные программы, вроде наград, отличные условия труда, систем поощрений, отпуска, пособия, страхование, предоставление кредитов и прочее.

Четвертая идея основана на кружках качества. Это основополагающий элемент во всей системе Кайдзен. В компаниях необходимы кружки качества, в состав которых будут входить все отделы и сотрудники любых квалификаций и уровней. В таких кружках работники будут постоянно обмениваться мнениями, идеями, навыками и опытом по поводу усовершенствования работы компании. Обмен информацией и взаимодействие позволяет выявить проблемы и эффективные способы их решения, а также повышения качества работы в сравнении с другими работниками.

Пятая идея это предложения по улучшению. Работникам нужно открыто высказывать свое мнение, даже абсурдное. Причем ранг, занимаемый в управлении, не должен быть учтен. Все должны быть в равной степени принято к сведенью.

Философия Кайдзен — это процесс который не требует больших затрат, и практически не нуждается в использовании многих инструментов. Совершенствуясь, компания выходит на новый уровень, находя уязвимые места и постепенно их решая. Для того чтобы зафиксировать достижения, итог необходимо отразить в неких стандартах. Вывод, Кайдзену нужна стандартизация. Для этого существуют методы, которые очень связаны с этой философией. Это кружки качества, КК (контроль качества), SQC (контроль качества при помощи статистики), TQC (всеобщий контроль качества, который охватывает всю компанию).

В современном мире большая часть компаний, таких как Toyota, Ford, Boeing, Airbus, GE, Scania, Alcoa, Xerox и др, являющихся индустриальными лидерами в соответствующих отраслях признали производственную систему на основе принципов Кайдзен под названием Лин, ориентированную на создание инноваций с упором на конкурентную среду. Лин — бережливое производство.

Сегодня в мировом машиностроении практически везде эти принципы являются основой корпоративной философии. Так, в 2004 году эта практика пришла и в Россию. На сегодняшний день десятки и сотни отечественных предприятий, включая РУСАЛ, Группу ГАЗ и КАМАЗ не просто начали строить подобные производственные системы, но и достигли немалых результатов.

Главной целью методик бережливого производства является повышение операционной эффективности, а специфика его инструментов связана, главным образом, с тем, что они не направлены на изменение глобальной организационной структуры предприятия.

Компетентные эксперты выдвигают мнение, что правильное освоение и применение методик бережливого производства российскими компаниями приобретает дополнительную ценность в связи с тем, что может помочь выйти из того тупика, в котором оказались отечественные предприятия по причине «внедрения» систем менеджмента качества и их сертификации на соответствие международному стандарту ИСО 9001:2000. Некоторое число российских компаний делает ставку конкретно на внедрение и сертификацию систем менеджмента качества (СМК), при этом надеясь на повышение эффективности производства. Данная политика в большинстве случаев приводит к серьезным затратам, в то время как позитивный экономический эффект от этого внедрения получают не более 20 % компаний.

Причиной этих неудач можно считать тот факт, что внедрение СМК в основном сводится к бесконтрольному тиражированию процессов и процедур иных компаний с аналогичной специализацией. В итоге СМК остается просто инородным телом в производственной системе, функционирующей и развивающейся параллельно существующей системе. На самом деле, производственная система и СМК — это идентичные понятия. Именно в этом и состоит главная ошибка. По этой причине и сертифицированные СМК российских предприятий зачастую «не работают», а внедрившие их компании не могут воспользоваться в своей практике теми полезными принципами организации производства, которые заложены в стандартах ИСО 9000:2000. И здесь инструменты бережливого производства способны оказать неоценимую помощь, объединяя СМК и сложившуюся на предприятии производственную систему в единое целое. Эта связь осуществляется через блок «измерение, анализ, улучшение», присутствующий в любой сертифицированной СМК. Методологии экономного производства это приборы неизменного совершенствования, которые позволяют:

– измерить имеющие место быть процессы;

– провести анализ: почему имеющиеся процессы не позволяют достичь целей фирмы по понижению расходов, подъема объемов, производства и так далее.

Кайдзен — в переводе с японского «постоянное совершенствование» — база любой успешной производственной системы. Впрочем, методологии и приборы бережного производства не полностью формализуют понятие «кайдзен».

Например, с 2007 года коллектив ОАО «Завод «Сарансккабель» брал на вооружение основы Экономного производства японской компании «Тойота». Навык данной компании и прочих западных производителей указывает, что бережное производство позволяет достигать наибольших результатов с кратчайшими расходами. Впрочем, заинтересованность западной системой разъясняется к тому же тем, что почти все меры, компоненты ключевые основы экономного производства, на предприятии теснее начали внедряться вне зависимости от основ «Тойоты».

Долгое время с успехом внедряется все, что касается культуры производства. Жители страны восходящего солнца непосредственно начинали с нее и считают, что культура производства — самое основное, так сказать, основа системы. На «Сарансккабеле» почти все делается в данном направлении. Общий уход за оборудованием, включающий постоянные санитарные часы, техническое обслуживание и своевременный ремонт изначально выполняются на предприятии. Большое внимание постоянно уделялось и организации рабочего места: любая деталь, любой инструмент обязаны пребывать практически постоянно в свободном доступе и лежать в строго конкретном порядке. В общем, работа фирмы строится вполне под потребителя, принимает во внимание все его просьбы, выявляет то, чем он недоволен, после этого выполняются своевременные исправления. Чтобы достичь желаемого результата ведутся выборочные опросы как внутри фирмы, из числа различных служб, которые выдвигают собственные предложения по улучшению работы, но и между потребителей, посещающих завод.

Следует заметить, что бережливое производство, которое дает ощутимые результаты, — это кропотливая работа всех членов коллектива и всех служб. Работа отдела маркетинга одна из самых важных. Отдел маркетинга должен обеспечить цеха заказами, а также и выгодно продать продукцию. Идея бережливого производства подразумевает абсолютно другой порядок ценообразования. Окончательная цена товара — это та, которую потребитель готов за нее отдать. Следовательно, вся работа должна быть основана на том, чтобы все издержки и запланированная прибыль была уложена в эту сумму.

Система бережливого производств позволяет без особых дополнительных затрат в 2 раза повысить производительность труда, на 90 % сократить время выпуска продукции и уровень запаса. Она дает возможность сделать все с меньшими затратами, и одновременно предоставлять потребителю то, что он хочет.

Практика внедрения бережливого производства представляет собой широкомасштабную работу, которая пропагандирует ценности японских учений и их главные направления.

Второе что нужно отметить, это то, что важна технология. Оборудование играет важнейшую роль в производстве. Оно должно быть настроено так, чтобы не было никаких перерасходов на исправление ошибок.

Наиважнейшим управленческим решением остается то, что существует комплексная программа для всех направлений. Для этого создаются кайдзен-группы на разных уровнях — от бригадных и цеховых, до кайдзен — группы замдиректората. Каждая группа работает в отведенных специальных участках, у каждой группы есть своя программа, и все в результате направлено на то чтобы повысить эффективность работы всей компании.

Все группы сдают отчет о проделанной работе каждый месяц, а также предлагают свои решения по улучшению деятельности их группы.

Переходя к выводу можно сказать, что стремление фирмы остаться на плаву, и получать доход, прямо пропорционально направлению её менеджмента на удовлетворение запросов потребителя и его обслуживание. Весьма существенны улучшения, касающиеся цены, качества и дисциплины поставки (соответствие требованиям по объемам и срокам). Кайдзен — это стратегия совершенствования, она исходит из того, что любые действия компании должны, в конечном счете, вести к повышению лояльности покупателя.

Литература:

  1. Джеймс П. Вумек, Дэниел Т. Джонс. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. М: Альпина Паблишер, 2013. — 472 с.
  2. Джеффри К. Лайкер. Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. М: Альпина Паблишер, 2016. — 408 с.
  3. Дон Теппинг, Энн Данн. Бережливый офис. Устранение потерь времени и денег. М: Альпина Паблишер, 2016. — 320 с.
  4. Майкл Томас Вэйдер. Инструменты бережливого производства II. Карманное руководство по практике применения Lean. М: Альпина Паблишер, 2015. — 160 с.
  5. Масааки Имаи. Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний. М: Альпина Паблишер, 2011. — 274 с.
  6. Масааки Имаи. Гемба кайдзен. Путь к снижению затрат и повышению качества. М: Альпина Паблишер, 2016. — 424 с.
  7. Роберт Маурер. Шаг за шагом к достижению цели. Метод кайдзен. М: Альпина Паблишер, 2015. — 192 с.
  8. http://www.vzzvzz.com/kanban-kaidzen/
Основные термины (генерируются автоматически): бережливое производство, компания, производственная система, идея, кружок качества, предприятие, система, экономное производство, эта, бережное производство.


Ключевые слова

персонал, Кайдзен, японский менеджмент, философия менеджмента, этика бизнеса

Похожие статьи

Инновационные пути управления предприятием

Существует более 1500 методов и путей, которые успешно реализуют бизнес. Но все они разные и могут быть труднодоступными. Существуют также определенные типы, которые охватывают конкретные ситуации и этапы их развития. В поисках оптимальных путей разв...

Специфика мотивации в современных условиях

В статье рассматривается формирование мотивации в современных условиях. Ни один компонент из системы управления не будет работать максимально эффективно, насколько это возможно, если она не будет включать в себя текущую систему мотивации. Мотивирован...

Японская модель государственного управления

Из-за множества факторов экономического роста, таких как отсутствие военных расходов; низкого темпа роста дохода трудящихся; вмешательство японского государства в ее экономическую жизнь; национальные и традиционные особенности, являющиеся основной ха...

Размышление об оценке качества преподавания в вузах

Ныне приоритетное направление в деятельности вузов Китая — обеспечение высокого качества образовательных услуг. На качество образования влияют многие факторы, но обеспечивает его, прежде всего, учебное качество педагогов. Оценка качества преподавания...

Роль справедливости и других личностных качеств в построении утопического гуманистического государства по средневековым представлениям

В статье раскрываются положительные и отрицательные личностные качества, которые играют большую роль в жизни человека и его окружающих. Положительные личностные качества правителя должны привести к благоденствию граждан государства, что доказывается ...

Перевод и распространение поэзии Ли Бо в России

Поэзия Ли Бо оценивается как вершина китайской поэзии. Перевод стихов Ли Бо в России представляет собой не только образец распространения китайской литературы за рубежом, но и канон приёма китайской культуры на западе. Путём исследования перевода и р...

Мотивация высшего руководства в корпорациях

В данной статье изучаются процессы переосмысления иерархии ценностей в контексте мотивационных побуждений. Исследуется влияние глобальных изменений и перехода к информационному обществу на мотивационные процессы в современном мире. Важное место в ста...

Взгляд на менеджмент как на двигатель предпринимательства в современных рыночных условиях

В статье рассмотрены вопросы роли менеджмента предпринимательства в современных условиях, поскольку предпринимательство является неотъемлемой и очень важной частью экономической системы государства.

Бережливое производство как метод повышения эффективности работы предприятия

Рассмотрены основные аспекты теории бережливого производства на современном этапе. Бережливое производство концентрирует свое внимание на поэтапном сокращении всех видов потерь, что безусловно важно в условиях пандемии коронавируса и макроэкономическ...

Проблемы педагогики и применение современной технологии для образовательного процесса

Целью этой статьи является обсуждение некоторых педагогических проблем, которые охватывают системы электронного обучения. Мы вовлечены в дистанционное и электронное образования в течение последних 15 лет, и развитые системы обучения и преподавания вы...

Похожие статьи

Инновационные пути управления предприятием

Существует более 1500 методов и путей, которые успешно реализуют бизнес. Но все они разные и могут быть труднодоступными. Существуют также определенные типы, которые охватывают конкретные ситуации и этапы их развития. В поисках оптимальных путей разв...

Специфика мотивации в современных условиях

В статье рассматривается формирование мотивации в современных условиях. Ни один компонент из системы управления не будет работать максимально эффективно, насколько это возможно, если она не будет включать в себя текущую систему мотивации. Мотивирован...

Японская модель государственного управления

Из-за множества факторов экономического роста, таких как отсутствие военных расходов; низкого темпа роста дохода трудящихся; вмешательство японского государства в ее экономическую жизнь; национальные и традиционные особенности, являющиеся основной ха...

Размышление об оценке качества преподавания в вузах

Ныне приоритетное направление в деятельности вузов Китая — обеспечение высокого качества образовательных услуг. На качество образования влияют многие факторы, но обеспечивает его, прежде всего, учебное качество педагогов. Оценка качества преподавания...

Роль справедливости и других личностных качеств в построении утопического гуманистического государства по средневековым представлениям

В статье раскрываются положительные и отрицательные личностные качества, которые играют большую роль в жизни человека и его окружающих. Положительные личностные качества правителя должны привести к благоденствию граждан государства, что доказывается ...

Перевод и распространение поэзии Ли Бо в России

Поэзия Ли Бо оценивается как вершина китайской поэзии. Перевод стихов Ли Бо в России представляет собой не только образец распространения китайской литературы за рубежом, но и канон приёма китайской культуры на западе. Путём исследования перевода и р...

Мотивация высшего руководства в корпорациях

В данной статье изучаются процессы переосмысления иерархии ценностей в контексте мотивационных побуждений. Исследуется влияние глобальных изменений и перехода к информационному обществу на мотивационные процессы в современном мире. Важное место в ста...

Взгляд на менеджмент как на двигатель предпринимательства в современных рыночных условиях

В статье рассмотрены вопросы роли менеджмента предпринимательства в современных условиях, поскольку предпринимательство является неотъемлемой и очень важной частью экономической системы государства.

Бережливое производство как метод повышения эффективности работы предприятия

Рассмотрены основные аспекты теории бережливого производства на современном этапе. Бережливое производство концентрирует свое внимание на поэтапном сокращении всех видов потерь, что безусловно важно в условиях пандемии коронавируса и макроэкономическ...

Проблемы педагогики и применение современной технологии для образовательного процесса

Целью этой статьи является обсуждение некоторых педагогических проблем, которые охватывают системы электронного обучения. Мы вовлечены в дистанционное и электронное образования в течение последних 15 лет, и развитые системы обучения и преподавания вы...

Задать вопрос