В статье рассматривается возможность применения современных технологий для охраны водных объектов. Авторами проведен сравнительный анализ законодательной основы охраны водных объектов.
Ключевые слова: дистанционное зондирование, устойчивое развитие, охрана водных объектов, водный кодекс
Устойчивое развитие территории прежде всего подразумевает под собой защиту окружающей среды от негативного воздействия при ведении хозяйственной и иной деятельности человека. Территория как правило это совокупность каких-либо пространственных элементов естественного (леса, озера, реки, горы) и антропогенного (результаты деятельности человека) характера. Следовательно от состояния каждого из этих элементов зависит общее экологическое состояние территории.
Защита объектов естественного характера должна сочетать в себе не только оптимальные технические методы и приёмы но и актуальная, отвечающая современным требованиям нормативно-правовая база.
Издревле человеческая деятельность была неразрывно связанна с водными объектами так, по берегам рек шло основание городов, а сильные течения рек используются для получения электроэнергии. В связи с этим встаёт задача охраны водных объектов и формирования водоохранных зон.
Понятие «водоохранная зона» приводится в Водном кодексе РФ от 03.06.2016 № 74-ФЗ (ред. от 31.10.2016г.) статья 65 , где под ней понимают территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира [1].
В водном кодекс Российской Федерации 1995 года (ст. 111) под водоохранной зоной принималась территория, примыкающая к акватории водного объекта, на которой устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов и осуществления иной хозяйственной деятельности [2].
В существующем водном кодексе РФ правовой режим использования водоохранных зон значительно изменен, что привело к смягчению особого режима использования таких территорий.
Наиболее серьёзные изменения были сделаны в отношении водоохранных зон и прибрежных защитных зон.
Размеры водоохранных зон действовали на протяжении десятилетий и не менялись до введения нового водного кодекса. Какие-либо предпосылки для установления более мягкого режима водоохранных зон с точки зрения охраны водных объектов отсутствовали.
Что касается водохранилищ и озер, то размер водоохранной зоны указанных водных объектов с акваторией более 0,5 км2 сократился с 500 до 50 метров, т. е. в 10 раз, а для объектов с акваторией менее 0,5 км2 водоохранная зона не установлена.
Как видно из сравнения, представленного в таблице 1, к охране водных объектов предъявляются значительно меньшие параметры поэтому даже самые протяженные реки России ,такие как Обь , Лена ,Енисей и т.д , имеют водоохранную зону в 200 м.
Таблица 1
Сравнение ширины водоохранных зон
Протяжённость реки от истока (км). |
Водный кодекс РФ 1995 года ст.111 |
Водный кодекс РФ 2006 года ст. 65 |
Ширина водоохранных зон для рек и ручьёв |
||
до 10 км |
- 50 м |
— 50 м |
от 10 до 50 км |
- 100 м |
— 100 м |
от 50 до 100 км |
- 200 м |
— 200 м |
от 100 до 200 км |
- 300 м |
- 200 м |
от 200 до 500 км |
- 400 м |
- 200 м |
от 500 км и более |
- 500 м |
- 200 м |
Как видно из сравнения к охране водных объектов предъявляются значительно меньшие параметры поэтому даже самые протяженные реки России, такие как Обь , Лена ,Енисей и т. д. , имеют водоохранную зону в 200 м.
Необходимо отметить, что размеры водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов первоначально устанавливались еще законодательством СССР, исходя из физико-географических, почвенных, гидрологических и других условий с учетом прогноза изменения береговой линии водных объектов, с целью сохранения водных объектов, предотвращения их загрязнения, засорения и истощения, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира. Единственной целью, которую преследовал законодатель, внося столь значительные изменения в водное и земельное законодательство, была попытка узаконить массовую застройку водоохранных зон, имевшую место в последние годы.
Установление столь либеральных норм в отношении водоохранных зон и водных объектов не будет способствовать сохранению этих объектов в состоянии, отвечающем экологическим требованиям, и может привести к еще большему ухудшению экологической обстановки.
Существуют следующие основные пути попадания загрязняющих веществ в водные объекты:
– рассредоточенным стоком с водосборов,
– ливневым стоком с урбанизированных территорий, а также
– в связи с использованием водных объектов для целей речного транспорта,
– добычи строительных материалов,
– рекреации.
На качество воды поверхностных водных объектов значительное влияние оказывает также загрязнение донных отложений.
Основными характерными загрязняющими вещества:
– нефтепродукты,
– фенолы,
– органические вещества,
– соединения меди, цинка, железа.
Очень остро стоит вопрос истощения, загрязнения и засорения малых рек во многих регионах и природно-климатических зонах России.
В системе инженерных мероприятий по восстановлению качества вод предусмотрена разработка и реализация водоохранных программ, предусматривающих комплекс мероприятий по совершенствованию технологических процессов производства (внедрение безотходных и маловодных технологий, оборотных систем водоснабжения, многократное использование сточных вод, создание и применение малотоксичных ядохимикатов в сельском хозяйстве и др.), совершенствованию технологии очистки сточных вод, предотвращению загрязнения водных объектов поверхностным стоком с водосборной площади, создание водоохранных зон и прибрежных защитных полос, охране и восстановлению малых рек
В связи с этим необходимо усилить постоянный оперативный мониторинг состояния водоохранных зон и прибрежных защитных полос для своевременного выявления:
– начинающихся процессов эрозионного размыва, ветрового разрушения;
– образования каверн в результате развития карстовых, термокарстовых процессов а также физического и химического выветривания;
– негативного антропогенного воздействия на водный объект и его территорию в ходе ведения хозяйственной деятельности.
Для решения задач в области мониторинга и охраны водоохранных зон и прибрежных защитных полос необходимо более широко использовать космические снимки и материалы дистанционного зондирования земли (ДЗЗ).
Примером применения данных с космического аппарата в мониторинге за состоянием водного объекта является космический снимок с ИСЗ Канопус-В/ПСС (рис.1) на котором отслеживается изменение площади озера Довеун в следствии высыхания.
Данное изображение является панхроматическим с пространственным разрешением 3 метра.
Рис. 1. Изменение площади озера Довеун вследствие высыхания
По космическим снимкам сверхвысокого разрешения можно наиболее уверенно выявить изменение площади водного объекта а также даже незначительные источники загрязнения в водоохранных зонах и непосредственной близости от них.
Данные с космических аппаратов позволяют не только обнаружить источник загрязнения в зоне водосбора (это можно сделать и по снимкам с разрешением в 5–15 м), но и дают возможность оценить интенсивность ее функционирования, обнаружить места складирования отходов, по которым сточные воды устремляются в водоем, причем установить данный факт не вероятностно, а в реальности. Это относится к объектам животноводства, промышленным и канализационным стокам, местам несанкционированного складирования отходов всех видов и другим локальным источникам загрязнения.
В совокупности с информацией о площадных антропогенных воздействиях в рамках водосборного бассейна (распашка, выпас скота, мелиорация, рекреация, вырубка лесов и т. п.), которую можно обнаружить на снимках с более низким разрешением (2,5–15 м), обеспечивается получение объективной интегрированной картины состояния водосбора и водоохраной зоны, а также появляется возможность осуществлять прогнозы и планировать природоохранные мероприятия.
Материалы дистанционного зондирования являются источником качественной оперативной информации. Однако в настоящее время необходим комплексный подход в вопросе мониторинга и охраны водных объектов и их территорий.
Литература:
- "Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 31.10.2016) //КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60683/ (дата обращения: 30.11.2016) (дата обращения: 30.11.2016).
- "Водный кодекс Российской Федерации" от 16.11.1995 N 167-ФЗ (ред. от 31.12.2005)//КонсультантПлюс.URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60683/ (дата обращения: 30.11.2016) (дата обращения: 20.01.2016).