Бурный рост мирового финансового рынка в докризисный период привел к возникновению на нем ряда новых явлений, таких как: функциональная интеграция участников и новые глобальные игроки (финансовые конгломераты, хедж-фонды, суверенные инвестиционные фонды), разработка сложных инновационных инструментов, усиление взаимосвязей между сегментами финансового рынка, преобладание спекулятивных виртуальных сделок и снижение воспроизводственной основы возврата заемного капитала, а также новые риски в финансовой сфере, в том числе риск системного кризиса. Данные явления обусловили глубину и быстроту распространения современного финансово-экономического кризиса, начавшегося на ипотечном рынке США.
Кризис привел к дестабилизации системы отношений между участниками финансового рынка, ухудшению их платежеспособности, снижению стоимости и ликвидности финансовых инструментов и детонировал на экономику. В 2009 г. ожидается снижение мирового ВВП в размере 1,1%, а докризисный рост (2007 г.) составлял 5,2%. По прогнозам МВФ, в 2010 г. мировая экономика выйдет из рецессии, рост составит 3,1%, во многом за счет стран азиатского региона. Предполагается падение мировой торговли в 2009 г. практически на 12% [9, с.12].
В то же время есть и положительный аспект кризиса – он обнаружил противоречия современного финансового рынка, через разрешение которых происходит диалектическое развитие. Характер развития кризиса и тяжесть социальных и экономических последствий определяются степенью финансовой устойчивости страны, и сейчас важно не упустить момент для стратегических преобразований, способствующих ее укреплению.
На наш взгляд, целесообразно выделить следующие пути повышения устойчивости к кризисам на мировом финансовом рынке:
Ø Устранение дисбалансов между объемами финансовых инструментов и их доходностью – и ценами на базовые активы;
Ø Повышение эффективности системы предупреждения кризисов на финансовом рынке;
Ø Нейтрализация рисков, связанных с резким оттоком спекулятивного капитала;
Ø Совершенствование системы регулирования мирового финансового рынка – создание постоянной системы отслеживания и предотвращения системных рисков, постоянный мониторинг трансграничных рисков;
Ø Предотвращение возникновения диспропорций в деятельности отдельных секторов финансового рынка, основанных на спекуляциях, неверной оценке стоимости финансовых активов, «асимметричности информации» и пр.;
Ø Повышение прозрачности деятельности участников финансового рынка.
Объем мирового финансового рынка в несколько раз превосходит объем мирового ВВП. Совокупный капитал участников мирового финансового рынка превышает международные резервы центральных банков. При этом произошел отрыв финансового капитала от своей производственной и национальной основы, отрыв производных финансовых инструментов от базовых активов. Финансовый капитал стал превращаться в «относительно самостоятельный и самодостаточный» [2, с.24], что, по мнению многих специалистов, является основной причиной современного кризиса. Борьба с подобными дисбалансами на финансовом рынке, на наш взгляд, возможна только путем снижения асимметрии информации, усиления надзора и совершенствования международных правил и стандартов производных инструментов.
Финансовый рынок подвержен циклическим изменениям и кризисам, которые, в условиях ускоренной финансовой глобализации, быстро распространяются по странам и ведут к серьезным отрицательным экономическим последствиям. В связи с этим необходимо повышение эффективности существующей системы предупреждения кризисов на основе системного подхода с учетом взаимосвязи между сегментами финансового рынка (подробно данный вопрос раскрыт Ковалевым В.В. [3]).
Вопрос нейтрализации рисков, связанных с резким оттоком капитала, особенно актуален для развивающихся стран со слабым финансовым рынком. Так, в условиях современного кризиса отток частного иностранного капитала из развивающихся стран превысил 50 млрд. долл., тогда как в 2007 г. приток иностранных инвестиций составлял около 700 млрд. долл. [8]. Развивающиеся страны характеризуются высокой внешней задолженностью финансового и нефинансового секторов, низкой капитализацией банковской системы, слабым регулированием и неразвитой инфраструктурой финансового рынка, что обуславливает зависимость от мировой финансовой конъюнктуры и уязвимость к кризисам. В связи с этим необходимо создание механизмов внутренних инвестиционных ресурсов, повышение роли механизмов рефинансирования, тщательный мониторинг движения капитала, форм и сроков внешних заимствований, снижение зависимости от краткосрочных пассивов и мировой конъюнктуры.
Однако самое важное значение как для развитых, так и для развивающихся стран в предотвращении финансовых кризисов имеет регулирование финансового рынка. На наш взгляд, в настоящий момент система регулирования на национальном и международном уровнях нуждается в совершенствовании в целях снижения рисков.
Требуется оптимальное сочетание государственного и рыночного регулирования, соотношение которых должно меняться в зависимости от ситуации. При стабильном функционировании рынков преимущество следует отдавать рыночным методам регулирования на основе конкуренции, законов спроса и предложения. При перекредитовании, увеличении уровня левериджа участников рынка, резком снижении премии за риск и всплеске активности на фондовом рынке и рынке недвижимости, целесообразно вмешательство государственных органов в рыночные операции с целью снижения рисков кризисных потрясений.
Перед регулирующими органами стоят задачи – усилить воздействие на спекулятивные, рискованные, теневые операции, более реально оценивать финансовые активы, обеспечить симметричность информации и тем самым способствовать оздоровлению финансового рынка. Для достижения этой цели необходим консенсус между обеспечением финансовой стабильности и финансовой инновацией.
Инновационные финансовые инструменты способствуют развитию рынка, перераспределению и управлению рисками, снижению транзакционных издержек, однако нуждаются в соответствующем регулировании и разработке эффективного корпоративного управления и риск-менеджмента со стороны участников финансового рынка. Поэтому на наш взгляд, некоторые предложения касательно совершенствования регулирования на финансовом рынке, такие как введение прямых ограничений в торговле и разработке финансовых деривативов, налога на финансовые операции, – деструктивны с точки зрения развития рынка. Напротив, следует создавать расчетную, юридическую и операционную инфраструктуру для внебиржевых деривативов, в том числе центры клиринговых расчетов.
Требуется качественно новый подход к регулированию при сохранении традиционных инструментов (требования достаточности капитала, нормы резервирования, лимиты и ограничения по определенным категориям займов и пр.). На наш взгляд, целесообразно внедрение принципа системности организации регулирования финансового рынка. Необходимо оценивать системные риски на финансовом рынке с учетом взаимосвязей между его сегментами: ценовой риск (взаимное влияние падения цен на фондовом рынке на кредитный рынок), валютный риск (степень влияния динамики валютного курса на фондовый, кредитный, страховой рынки и финансовое состояние экономических субъектов), риск ликвидности (степень расхождения активов и обязательств финансового сектора по срокам погашения), кредитный риск (концентрация кредитов в определенных сферах экономики), риск системного левериджа (накопление высокой долговой нагрузки финансовых институтов).
На наш взгляд, целесообразно выделить следующие направления совершенствования регулирования финансового рынка:
· Сочетание институционального (ведомственного) регулирования и функционального (содержательного).
Поскольку отдельные регулирующие органы ограничиваются деятельностью определенного сегмента финансового рынка, это не позволяют осуществлять комплексное регулирование операций участников, зачастую одновременно действующих в нескольких сегментах.
· Применение мер усиленного пруденциального надзора по отношению к системообразующим финансовым институтам, несостоятельность которых может создать угрозу какому-либо сегменту финансового рынка. Критерии отнесения к этой категории должны быть четко определены и включать не только масштаб деятельности, но и степень взаимосвязи с другими участниками рынка.
Регулирование системообразующих участников финансового рынка может включать ограничения по левериджу, повышенные требования к капиталу и поддержанию определенного уровня ликвидности, максимальные расхождения активов и обязательств по срокам, надзор за практикой корпоративного управления, методикой оценки рисков и систем вознаграждения топ-менеджеров.
· Повышение прозрачности и подотчетности деятельности всех участников финансового рынка, в том числе крупных инвестиционных и хедж-фондов, а также предоставление информации по операциям с внебалансовыми инструментами.
Работа по этому направлению уже ведется. Согласно плану Вашингтонского саммита «Группы 20» разработчики финансовой отчетности обязались усовершенствовать требования к раскрытию информации, в том числе в отношении внебалансовых механизмов инвестирования. Совет по международным стандартам финансовой отчетности (IASB) обязался завершить разработку новых стандартов консолидированной финансовой отчетности к 2010 г.
Вопрос регулирования хедж-фондов в мировом сообществе также поднимался неоднократно. В плане реформы финансового регулирования США, представленной администрацией Обамы в июне 2009г., предлагается ввести государственную регистрацию хедж-фондов в Комиссии по ценным бумагам. Хедж-фонды, использующие высокий уровень заемных средств и рискованные бизнес-стратегии, оперируют огромными средствами на международном уровне и способны подорвать стабильность финансовых рынков.
В рамках Питсбургского саммита было решено ввести к 2012 г. новые международные правила, в которых будут повышены требования к размеру собственного капитала банков и ужесточены ограничения на размер заемных средств [11]. На наш взгляд, перспективной представляется увязка требований достаточности капитала с принимаемыми рисками, с учетом новых рисков - риска разрывов ликвидности, репутационного риска и пр., и распространение этих требований на небанковские институты. Базельский комитет по банковскому надзору также обязался к 2010 г. разработать механизм стимулирования финансовых институтов в отношении создания более надежных резервов ликвидности.
В Российской Федерации также ведется работа в этом русле. «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов» включают мероприятия по развитию риск-ориентированного надзора [1]. Риск-ориентированный надзор является важным шагом на пути к повышению стабильности финансового рынка и препятствию кризисных явлений в дальнейшем. На наш взгляд, ЦБ должен осуществлять мониторинг не только стандартных рисков кредитных организаций (кредитного, валютного, операционного и пр.), но и новых рисков – репутационного риска, риска залога, риска системного кризиса и других.
· Повышение прозрачности инновационных финансовых инструментов, разработка методик по оценке доходности и ценообразованию, определение конечных держателей рисков сложных продуктов.
Форум финансовой стабильности, реорганизованный в рамках Лондонского саммита в Совет по финансовой стабильности, изложил свои предложения по раскрытию информации по сложным финансовым инструментам, которые постепенно принимаются национальными финансовыми регуляторами. Базельский комитет по банковскому надзору (BCBS) и Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO) также ведут работу по данному вопросу.
· Следующим направлением совершенствования финансового рынка является борьба с асимметрией информации, поощрение аналитических исследований по оценке финансовых инструментов, информирование участников о накоплении системных рисков на финансовом рынке.
· Важное значение имеет институциональный аспект совершенствования регулирования – четкие цели деятельности органов надзора и регулирования и ответственность за их выполнение, наличие средств и инструментов для быстрого реагирования, механизмы взаимодействия со слабыми финансовыми институтами. Усиление регулирования должно сопровождаться упрощением процедур регулирования и контроля, четкостью и прозрачностью правил.
На наш взгляд, государство не должно снимать с рыночных субъектов ответственность за принимаемые решения, не должно брать на себя рыночные риски и их оценку – это дело рыночных агентов. Поэтому задачи развития технологий оценки сложных финансовых продуктов, разработки адекватных систем управления рисками, связанными с деривативами, определения премии за риск следует возложить на участников рынка и саморегулируемые организации. В настоящий момент, потенциал саморегулируемых организаций на мировом финансовом рынке не используется в полном объеме, хотя они могли бы заняться повышением стандартов деятельности на финансовом рынке.
Требуется совершенствование регулирования не только на национальном, но и на международном уровне по линии координации и согласованности действий регулирующих органов всех стран, включая обмен информацией, сотрудничество по вопросам надзора за финансовым рынком, гармонизированный подход к регулированию субъектов финансового рынка, разработка международных стандартов по финансовым инструментам, а также совместная политика по отношению к офшорным юрисдикциям и разработка более эффективной системы раннего предупреждения кризисов на международном уровне.
Учитывая глобальный характер рисков деятельности финансового рынка и взаимозависимость национальных финансовых систем, представляется целесообразным создание мегарегулятора - наднационального органа регулирования мирового финансового рынка, осуществляющего постоянный мониторинг и надзор за рисками. Наднациональный орган должен проводить взвешенную оценку состояния каждого сегмента глобального финансового рынка, динамики цен на важнейшие активы и темпов роста кредитного предложения в целях недопущения кризисных потрясений.
Тем не менее, в ближайшей перспективе создание глобального регулирующего органа с серьезными полномочиями представляется маловероятным вследствие несогласованности интересов и политики разных стран. Даже в рамках Европейского сообщества, успешно прошедшего этапы экономической интеграции, отсутствует единая система финансового надзора, хотя об этом ведутся дискуссии. В случае развития региональных финансовых центров в условиях полицентричного мира вполне вероятно создание региональных регуляторов финансового сектора.
Эффективное разрешение проблем и противоречий развития финансового рынка, выявленных кризисом, требует тесного взаимодействия национальных регуляторов и разработки глобальных стандартов регулирования и надзора. Повышение результативности деятельности международных и национальных органов регулирования создаст стимулы к рациональному поведению участников мирового финансового рынка, основанному на сбалансированной оценке рисков и оценке получаемых возможностей, снизит информационную асимметрию и создаст предпосылки для устойчивого развития мирового финансового рынка.
Литература
1. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов
2. Главная книга о кризис: сборник / под ред. Бузгалина А.В.- М.: Яуза:Эксмо, 2009
3. Ковалев В.В. Проблемы предупреждения кризисов на финансовом рынке. – М.: Финансы и статистика. 2008.
4. О некоторых направлениях модернизации денежно-кредитных отношений и банков в условиях мирового финансового кризиса. // Банковские услуги.- 2009, №4.
5. Эскиндаров М.А., Миркин Я.М "Риски финансового кризиса в России: факторы, сценарии и политика противодействия". Национальный доклад, 2008.
6. Global Financial Regultory Reform: Implications for Latin America and the Carribean. IMF. July, 2009.
7. Report of the Financial Stability Forum on Enhancing Market and Institutional Resilence. FSF, April, 2008
8. Sacasa N. Preventing Future Crisis. // Finance&Development. December, 2008
9. World Economic Outlook. Sustaining the Recovery. IMF, October 2009. http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2009/02/index.ht
10. http://rating.rbc.ru/articles/2009/01/13/32268095_tbl.shtml?2009/01/13/32268061
11. http://www.pittsburghsummit.gov/