Библиографическое описание:

Ахмедзянов Д. А., Дударева Н. Ю. Инновационная составляющая инженерного образования в современной высшей школе // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 2. — С. 239-243.

Введение

 

Не одно десятилетие в России и во всем мире обсуждаются  вопросы качества высшего образования и способах его улучшения и поддержки. Эта проблема настолько актуальна, по той причине, что именно с уровнем подготовки выпускников высших учебных заведений (вузов) непосредственно связано социальное, экономическое и техническое развитие государств.       

            Рассматривая современную систему российского образования можно отметить одну характерную черту – образование находится в режиме постоянных реформ. Непрерывно меняется все: приказы, законы, правила и структура. Причем реформирование продолжается уже примерно 20 лет, а достигнуть желаемого уровня подготовки специалистов так и не удалось. Но прежде чем проводить реформы или что-то менять, необходимо определиться с целью. На сегодняшний день определена цель современного российского высшего образования – подготовка специалистов мирового уровня. Однако за этим понятием также кроется много непонятного. В таких случаях каждый человек понимает суть вопроса по-своему, базируясь на личном мировосприятии, опыте и представлениях. На первый взгляд «мировой уровень образования» подразумевает, что специалист с таким образованием может с легкостью устроиться на работу в компанию международного уровня и достичь определенного успеха в своей карьере. При этом рядовые специалисты в России, уехав за  рубеж, зачастую устраиваются в крупные компании и успешно там трудятся. Это значит, что базовое инженерное образование в России в целом соответствует международному уровню. Однако выпускникам вузов для успешной реализации своих знаний и способностей в России базовой подготовки недостаточно. Многие из них получают второе высшее образование по экономическим и юридическим специальностям. Наличие второго высшего образования сегодня воспринимается как норма. Конечно же, в России в первую очередь должны думать о том, чтобы такие специалисты оставались в нашей стране, работали в российских компаниях и приносили пользу своей родине. Но все-таки - это не ответ об уровне образования, который должна обеспечить современная система российского образования.

В крупную международную компанию может быть принят только такой специалист, который сможет обеспечить процветание этой компании. Поэтому перед системой российского образования стоит сложная задача – организовать образовательный процесс таким образом, чтобы выпускник успешно смог реализовать себя на профессиональном поприще. Это значит, что необходимо сформировать четкое представление о совокупности таких знаний и умений, которые и формируют «мировой уровень образования».

            В последние годы постепенно, медленно, но все-таки начинает складываться представление об уровне образования. Журналы и газеты пестрят заголовками об инновационном образовании, и статьями о необходимости такого образования. Но что же это такое? И какое оно – «инновационное образование»? И вновь ответа, лежащего на поверхности, найти на этот вопрос не возможно. В данной работе сделана попытка прояснить суть инновационного образования, возможность подготовки таких специалистов в российской высшей школе, а также будут предложены конкретные шаги по изменению подходов к подготовке специалистов, которые требуются для организации и обеспечения инновационного образования.

 

Общие вопросы

Сначала разберемся в понятиях и определим, что такое «инновации», «инновационная деятельность» и «инновационное образование». Проанализировав литературу по этому вопросу, можно обнаружить множество различных трактовок. Причем определение теоретиков и практиков отличаются между собой. По этой причине за основу было выбрано то понятие, которое рассматривается в российском законодательстве.

Согласно [1, 2] инновация — это нововведение, конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. То есть инновация – это всегда новый взгляд и новый подход, это достижения науки, которые внедряются не только в космические технологии, но и в повседневную жизнь обычных людей. Однако данное определение «инновации» базируется на понятии «инновационной деятельности». Согласно [3] инновационная деятельность — это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами.

В этом ключе возникает вопрос: «Что же может являться инновацией в системе высшего образования?» Ответ напрашивается сам собой на основе вышеприведенных понятий и определений. Инновация высшего образования – это новая технология образования, которая бы смогла обеспечить подготовку специалистов способных к самостоятельной исследовательской и инновационной деятельности. Или другими словами это «инновации для инноваций».

Вопрос инновационного образования на сегодняшний день невероятно актуален, о чем говорил в своем ежегодном Послании Президент Российской Федерации                       Д.А.  Медведев [5]: «<...> Будет сформирована комфортная среда для осуществления в России исследований и разработок мирового уровня. В своё время французский ученый Луи Пастер очень точно заметил: "Наука должна быть самым возвышенным воплощением Отечества, ибо из всех народов первым будет всегда тот, кто опередит другие в области мысли и умственной деятельности". Прекрасные слова. В нашей стране всегда было много талантливых, открытых к прогрессу и способных создавать новое людей. Именно на них и держится инновационный мир и надо сделать всё, чтобы такие специалисты были заинтересованы работать в своей стране. <...>».

Таким образом, на сегодняшний момент наиболее значимая задача высшей школы – это подготовка дипломированных специалистов способных обеспечить успех любой фирмы и предприятия, на которых им предстоит работать. С другой стороны в современном мире успешной может быть только та компания, которая активно занимается инновационной деятельностью. А вести эту работу должны специалисты, обладающие набором специальных знаний и умений, а также определенных личностных качеств.

 

Концепция и методы

Рассуждая об инновационной составляющей современного российского образования, сначала определимся с перечнем знаний и умений, которыми должен обладать специалист, чтобы быть востребованным крупными и успешными предприятиями. При этом будем иметь в виду, что все передовые предприятия международного уровня ведут активную инновационную деятельность. В результате получим следующий перечень:

·         во-первых, выпускник вуза должен быть специалистом в своей области;

·         во-вторых, должен владеть необходимым набором знаний из области экономики и юриспруденции;

·         в-третьих, владеть иностранным языком;

·         в-четвертых, должен знать принципы проведения научно-исследовательских и опытно конструкторских работ (НИОКР);

·         в-пятых, обладать знаниями основных принципов коммерциализации результатов НИОКР;

·         в-шестых, умение принимать нестандартные решения или решать нестандартные задачи.

Личностные качества выпускника, такие как инициативность, ответственность и др. не вошли в этот список, так как являются свойствами характера и темперамента.

            Немного поясним вышеприведенный список знаний и умений. В последнее время специалисты инновационной деятельности говорят о необходимости формирования у выпускников вузов не только определенных знаний и умений, но и особых "компетенций", которые бы позволили специалисту успешно реализоваться в реальном деле, при создании новой конкурентоспособной продукции [6]. И эти компетенции детализированы в вышеприведенном списке.

В современной ситуации в обществе накоплена значительная масса знаний и информации, но большинство этих знаний никак не проявляются в повседневной жизни человечества. Поэтому как никогда становится актуальным вопрос создания новой конкурентоспособной продукции и новых рынков за счет умелого управления своим интеллектуальным богатством [6]. Все современные инновации в технике и технологии формируются на междисциплинарной основе, как результат умелой комбинации знаний и умений из одной области деятельности в другую. При этом главной задачей инженера становится умение использовать знания "неожиданным образом" в практических целях, то есть решать нестандартные задачи. Но как этому научиться?

Для воспитания в студентах творческого начала была разработана методика, названная функционально-целевой технологией подготовки специалистов (ФЦТПС), которая успешно реализуется в Уфимском государственном авиационном техническом университете в течении 20 лет [7]. Суть этой методики состоит в том, что в учебный план с первого семестра обучения вводится индивидуальная исследовательская работа, которая длится весь период обучения, с ежесеместровыми зачетами и регулярной работой с консультантом. Содержание (тема) индивидуальной исследовательской работы и научный руководитель выбирается студентом самостоятельно в первом семестре. Студентам предлагается ряд нестандартных задач, тематика которых находится в рамках научно-исследовательской деятельности кафедры, а также опытно-конструкторских работ по созданию перспективной техники. Решая порученную задачу, студенты изучают специальную литературу, статьи, монографии и диссертации по теме индивидуальной исследовательской работы. Необходимые пояснения и консультации они получают у научного руководителя, а также у студентов старших курсов,  которые работают у того же консультанта. Результат решения научно-исследовательской задачи оформляется и защищается в конце четвертого курса в виде выпускной квалификационной работы (для бакалавров) или в виде отчета по научно-исследовательской практике (для студентов, обучающихся по специальности).

Исследования, проводимые студентами, в большей  мере базируются на фундаментальных дисциплинах. При необходимости студенты изучают также специальную литературу. Основываясь на многолетнем опыте использования ФЦТПС можно утверждать, что наличие индивидуального задания мотивирует студентов к изучению дисциплин учебного плана. К тому же в учебный план введены дисциплины, знакомящие студентов с методами и приемами научно-технического творчества, например «Основы инженерного проектирования» (дисциплина читается с первого семестра). Кроме того, в процесс индивидуальной исследовательской работы студенты самостоятельно знакомятся с основами научного метода, планирования и проведения экспериментов, математическими методами обработки результатов экспериментов.

Работа студентов по индивидуальной исследовательской работе ведется в рамках учебно-научных лабораторий и студенческих конструкторских бюро, которые возглавляют преподаватели выпускающей кафедры. Таким образом, постепенно, от семестра к семестру, происходит прививание студентам основных навыков научного творчества.

Результатом такого подхода к воспитанию творческой личности в вузе стал целый ряд инновационных разработок и проектов. Многих студентов увлекает творческая научная работа и они продолжают обучение в магистратуре, аспирантуре. Магистрантам и аспирантам, прошедшим обучение по ФЦТПС во многом легче, чем другим студентам: во-первых, они уже знакомы с основами научных исследований; во-вторых, к моменту поступления в магистратуру (аспирантуру) они имеют некоторый  научный задел.

Более чем двадцатилетний опыт использования методики ФЦТПС показывает высокую эффективность ее использования при обучении студентов. Достоинство этой технологии заключается еще и в том, что студенты получают представление о процессе проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Что важно для специалиста, так как НИОКР – это на настоящий момент неотъемлемый фактор успеха любой фирмы (рис. 1).

Рис. 1. НИОКР как фактор конкурентного успеха фирмы [4]

 

Внедрение ФЦТПС в образовательный процесс является необходимым этапом, но только этого недостаточно для формирования инновационной составляющей высшего образования. В современном вузе должны научить студента не только осваивать знания и проводить научные исследования, но обучить методикам, позволяющим получать, перерабатывать и внедрять новую информацию, коммерциализировать новые научные знания. Для этого образовательный процесс необходимо дополнить дисциплинами, направленными на изучение принципов и методов инновационной деятельности. Значит в учебные планы подготовки специалистов технического профиля (экономисты не имеются ввиду) необходимо ввести такие дисциплины, как «Инноватика», «Управление инновационными проектами» и «Коммерциализация результатов НИОКР», «Инновационный менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Инвестиционный менеджмент», «Ценообразование инноваций». Эти дисциплины могут быть дисциплинами по выбору в планах подготовки специалистов и в обязательном порядке изучаться магистрантами. Такой подход позволит студентам, нацеленным на дальнейшую инновационную деятельность, выбирать дисциплины, которые помогут им реализоваться в дальнейшем в области инноваций. Магистранты же должны изучать эти дисциплины в обязательном порядке, так как именно эта категория учащихся изначально нацелена как на проведения научных исследований, так и на разработку инновационных проектов. При этом следует учитывать тот факт, что исследовательская и инновационная деятельность должны быть неразделимы между собой.

Но кроме привлечения студентов к НИР и НИОКР необходимо также осуществлять поддержку молодых ученых во всех областях, включая организационную (материальное обеспечение исследовательских работ), информационную и социальную. При этом следует уделить особое внимание именно социальным вопросам. При анализе современной ситуации в отечественной науке наблюдается ряд серьезных проблем:

·       активная миграция молодых научных кадров за границу;

·       старение научного потенциала;

·       низкая социальная защищенность молодых исследователей.

По данным различных источников в США из России мигрирует около 30 % молодых ученых и примерно 18 % - в страны Евросоюза [9]. Причины миграции заключаются в невостребованности научных изобретений и низкой заработной плате – все это, безусловно, мешает развитию науки в России в целом. Поэтому требуется в дополнение к изменениям в учебных планах создавать систему комплексной поддержки молодых ученых.

 

Выводы

1.          В результате анализа современной ситуации в российском образовании необходимо говорить о введении инновационной составляющей в систему образования.

2.          Инновационная составляющая образования подразумевает: введение в учебные планы подготовки дополнительные дисциплины из области экономики, юриспруденции, инновационной деятельности, углубленное изучение иностранных языков,  а также активное привлечение студентов к НИР и НИОКР посредством внедрения в учебный процесс ФЦТПС.

3.          Инновационную составляющую образования необходимо осуществлять более активную поддержку молодых ученых во всех областях, включая организационную (материальное обеспечение исследовательских работ), информационную и социальную.

Только при условии выполнения всех этих шагов можно рассчитывать на то, что российская система высшего образования сможет отвечать мировым стандартам, а это в обязательном порядке приведет к экономическому и техническому развитию государства.

 

Литература

1.       Коммерциализация результатов НИОКР: учебное пособие / М. П. Галимова, З. Ж. Гумерова, Е. Р. Исламова, Н. А. Сухова, К. А. Хисматуллин; Уфимск. гос. авиац. Техн. ун-т. – Уфа: УГАТУ, 2008. – 180 с.

2.       Зинов, В.Г. Менеджмент инноваций. – М.: Дело, 2005. - 496 с.

3.       Гольдштейн, Г. Я. Инновационный менеджмент. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998.

4.       Гольдштейн, Г. Я. Стратегический инновационный менеджмент: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. — 267 с.

5.       Текст Послания Президента Российской Федерации (извлечение)  // [Электронный ресурс]. – URL: http://mon.gov.ru/press/news/6371/ (12.11.09). 

6.       Понарина, Е.  Отчего датчане живут лучше?  "Поиск" № 14, 11 апреля 2003 г.

7.       Никитин, Р. В., Технология подготовки специалистов: Практическое пособие/ Р. В. Никитин, Б. П. Рудой. _ Уфа: УГАТУ, 2002. 61 с.

8.       Ахмедзянов, Д. А., Дударева, Н. Ю. Концепция инновационного развития технических вузов России. – Уфа: УГАТУ, 2009. – 74 с.

9.       Загорский,В. Нужно ли воспитывать будущих ученых? // Русский журнал 2002 [Электронный ресурс]. – URL:  http://old.russ.ru/ist_sovr/sumerki/20021113_zag.html (11.11.02).

          Статья  подготовлена в рамках реализации аналитической ведомственной целевой программа "Развитие научного потенциала высшей школы" Министерства образования и          науки РФ (направление - научно-методическое обеспечение подготовки научных кадров в высшей школе и развития научно-исследовательской работы студентов и аспирантов).

Основные термины (генерируются автоматически): высшей школе, высшего образования, инновационной деятельности, российского образования, подготовки специалистов, инновационного образования, инновационной составляющей, современной высшей школе, индивидуальной исследовательской, индивидуальной исследовательской работы, молодых ученых, российского высшего образования, уровне образования, «мировой уровень образования», условиях современной образовательной, современной ситуации, обязательном порядке, современной образовательной системы, образовательный процесс, систему российского образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос