Автор: Муликаева Анастасия Маратовна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №25 (129) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 29.11.2016

Статья просмотрена: 514 раз

Библиографическое описание:

Муликаева А. М. Банки и страховые компании: основы взаимодействия // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 327-330.



Развиваясь, финансовый рынок создал условия для развития сотрудничества банков и страховых компаний. С помощью банка страховая компания получила возможность эффективно размещать финансовые активы, а у банка появилась возможность страховать свои риски. Удовлетворяя взаимные интересы, банки и страховщики начали создавать совместные банковско-страховые продукты и услуги, расширяющие финансовые возможности населения.

С середины 90-х годов Россия присоединилась к процессу слияний и поглощений финансовых организаций, получившему свое развитие в середине 80-х годов в Европе. Стали создаваться финансовые союзы — объединения банков и страховых компаний. Данное явление обусловило возникновение банкострахования и формирование банкостраховых групп [1].

На данный момент существует несколько моделей развития банкострахования (табл.1).

Таблица 1

Модели развития банкострахования

Модель

Описание

Преимущества

Недостатки

Страна наибольшего распространения

Соглашение о распространении

Банки действуют как посредники для страховых организаций

Возможность быстро приступить к осуществлению операций. Не требует капиталовложений

Недостаточная гибкость для запуска новых продуктов. Различия в корпоративной культуре

США, Германия, Япония, Южная Корея

Совместное предприятие

Банк сотрудничает с одной или несколькими страховыми организациями

Обмен опытом

Сложности управления в долгосрочной перспективе

Италия, Испания, Португалия, Южная Корея

Интегрированный бизнес

Создание новой финансовой организации

Единая корпоративная культура

Значительные инвестиции

Франция, Испания, Бельгия, Великобритания, Ирландия

Банки заинтересованы в сотрудничестве со страховыми компаниями:

1) дополнительные доходы;

2) расширение клиентской базы;

3) удержание клиентов при смене их предпочтений;

4) повышение качества обслуживания клиентов.

Для страховщиков в банкостраховании также есть очевидные выгоды:

1) снижение издержек на каналы распространения продуктов;

2) увеличение количества клиентов и выход на новые сегменты рынка;

3) улучшение качества бизнеса [3].

Также стоит отметить, что для повышения доходов и банку, и страховой компании следует находить надежного партнера, так как промахи в сотрудничестве могут вызвать не только финансовые потери, но и нанести удар по деловой репутации, которую сложно не только получить, но и вернуть [2]. Учитывая низкий уровень доверия к финансовым институтам в России, данная проблема особенно актуальна.

По итогам 2015 года объем рынка банкострахования сократился всего лишь на 0,5 % и составил 213 млрд рублей, а кредитное розничное страхование, которое являлось драйвером прошлых лет, сократилось на 20,5 %. Благодаря замещению кредитного страхования некредитным рынок банкострахования избежал сильного падения. Некредитное страхование клиентов банка выросло на 42,5 % за 2015 год, а страхование собственных рисков банков прибавило 30,3 %. Однако страхование розничных заемщиков остается крупнейшим сегментом банкострахования, его доля составила 48,8 % за 2015 год и объем — 104 млрд рублей (Рис.1).

Рис. 1. Динамика структуры рынка банкострахования

Динамика кредитного и некредитного страхования в 2015 году имела разнонаправленный характер, что привело к росту доли розничного страхования клиентов банка, которое не связано с кредитованием, до 38,8 % (на 11,7 п.п. выше доли 2014 года), а объем взносов составил 82,7 млрд рублей (Рис.2).

Рис. 2. Динамика рынка банкострахования

Что касается участников рынка банкострахования, то концентрация рынка продолжает усиливаться. Большая доля взносов (46 %), полученных через банковский канал продаж за 2015 год, пришлась на трех страховщиков, а их доля за 2015 год увеличилась на 9 п. п., доля 10 крупнейших страховых компаний увеличилась на 5 п. п. и составила 71 % (Рис.3). Такую тенденцию можно объяснить ростом некредитного страхования клиентов банков, которое активно продвигают страховщики, афилированные с банками [5].

Рис. 3. Концентрация рынка банкострахования

За 2015 год в тройку лидеров банкостраховния, как и в 2014 году, вошли ООО СК «Сбербанк страхование жизни», ООО СК «ВТБ Страхование» и Страховая группа «Альфастрахование». При этом за 2015 год ООО СК «Сбербанк страхование жизни» и ООО СК «ВТБ Страхование» увеличили свои доли в общем объеме рынка банкострахования на 4 п. п. каждый, а Страховая группа «Альфастрахование» — на 1 п. п.

Также доля страховых компаний, связанных с банками, за 2015 год увеличилась на 14 п. п. и составила 66 % объема банкострахования (Рис.4).

Рис. 4. Динамика доли кэптивных страховщиков в банкостраховании

Развитие отношений между банками и страховщиками подтверждается прогнозом «Эксперт РА» на 2016 год, в котором ожидается рост рынка банкострахования на 20 %. Данный прогноз основан на оживлении кредитования, поэтому ожидается рост кредитного розничного страхования на 15 % за счет страхования жизни и здоровья заёмщиков потребительских кредитов. Что же касается некредитного страхования, то также прогнозируется рост на 30 %. Это объясняется активностью страховщиков, связанных с банками. Здесь драйвером выступит инвестиционное страхование жизни +40 %.

Интенсивный рост различных форм взаимоотношений страховых организаций и банков, как за рубежом, так и в России, а также активные процессы формирования системы корпоративного страхования, в рамках которой реализуется страховая защита банковской деятельности и различных форм финансовых взаимоотношений страховщиков и банков, обуславливают важность развития данного взаимоотношения [4].

Литература:

  1. Екимов А. В. Развитие банкострахования в России: проблемы и перспективы // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2016. № 2. C. 90–96.
  2. Елембаева К. Д. Эффективность сотрудничества банковских учреждений и страховых компаний // Молодой ученый. — 2014. — № 6. — С. 411–413 Скворцова Н. В., Урмацких С. А. Рынок банкострахования в России: современное состояние, проблемы и новые правила его функционирования // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 35. С. 24–33
Основные термины (генерируются автоматически): рынка банкострахования, страховых компаний, некредитного страхования, СК «Сбербанк страхование, «Сбербанк страхование жизни», СК «ВТБ Страхование», Динамика рынка банкострахования, розничного страхования, объем рынка банкострахования, страхования клиентов, рост рынка банкострахования, страхования клиентов банков, Концентрация рынка банкострахования, участников рынка банкострахования, структуры рынка банкострахования, доля страховых компаний, объеме рынка банкострахования, доли розничного страхования, страховых организаций, Молодой ученый.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос