Виды аутсорсинга и их использование в российской практике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №25 (129) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 26.11.2016

Статья просмотрена: 1455 раз

Библиографическое описание:

Светогорова, В. В. Виды аутсорсинга и их использование в российской практике / В. В. Светогорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 25 (129). — С. 389-391. — URL: https://moluch.ru/archive/129/35809/ (дата обращения: 18.11.2024).



Существуя в условиях жесткой конкуренции, предприятия вынуждены привлекать более квалифицированных исполнителей, а также не забывать про инновации. В подобных условиях для обеспечения конкурентных преимуществ от предприятия часто требуется более глубокая специализация в своей ключевой сфере деятельности. В условиях конкурентного рынка внимание руководителя должно быть направлено на повышение эффективности деятельности предприятия. Одним из инструментов, позволяющих оптимизировать конфигурацию бизнес-системы, является аутсорсинг.

Сущность аутсорсинга как принципа управления заключается в том, что он представляет собой отказ от собственного бизнес-процесса и приобретение услуг по его реализации другой организацией. С другой стороны, аутсорсинг — это технология менеджмента, которая заключается в передаче сторонней компании некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса предприятия, что позволяет оптимизировать структуру управления предприятий за счет сосредоточения на основной задаче и передачи непрофильных функций и корпоративных ролей внешним специализированным подрядчикам.

Аутсорсинг помогает компаниям функционировать и развиваться на рынке, сокращая свои издержки, быстрее адаптироваться к условиям внешней среды, повысить качество продукции и услуг, уменьшить риски. Применяя аутсорсинг, компания-заказчик получает возможность сконцентрироваться на тех бизнес-процессах, которые свойственны именно ей, т. е. на своей специфике.

Идея привлечения ресурсов специализированной фирмы для решения стоящих перед организацией задач не является новой. О ней говорили великие Г. Форд (идея самодостаточности и вертикальной интеграции) и его современник Альфред Слоун-мл. (его новацией в бизнесе стала методология аутсорсинга). Они реализовали идею аутсорсинга на практике. На рубеже XX-XXI столетий, спустя 70 лет, идея аутсорсинга была реанимирована в науке, и тенденция применения аутсорсинговых схем начинает массово поддерживаться. Причиной популярности аутсорсинга является то, что корпорации видят в нем способполучения дополнительной стоимости и метод обеспечения роста конкурентных преимуществ.

Важно, что аутсорсинг может быть взят на вооружение и акционерным обществом, и холдингом, состоящим из дочерних фирм, и концернами и другими субъектами хозяйственной деятельности, имеющими различный организационно — правовой статус, без участия сторонних субъектов в уставном капитале. Это другая технология кооперации, основанная не на акционерной зависимости, а на договорных основаниях. Хотя и нельзя отвергать ситуацию, когда на каком-то этапе интеграции бизнеса аутсорсер на фондовом рынке приобретет какую-то часть акций публичной корпорации. Поэтому очень важно в корпоративном законодательстве специальным образом отразить особенности поведения продавца услуг по отношению к корпорации -покупателю.

В настоящее время классификация форм и видов аутсорсинга не устоялась, так как отношения между компанией-заказчиком и исполнителем в рамках конкретных соглашений могут иметь значительные различия, чему могут быть различные причины (появление новых форм взаимоотношений, быстрые темпы развития определенного сектора бизнеса, законодательные ограничения).

Под аутсорсингом все чаще понимается «офшорный аутсорсинг», однако, по оценке многих специалистов, в 2013 году наблюдался рост инсорсинговой активности, т. е. возврата производства из-за рубежа. Это связано с высоким уровнем безработицы во многих западных странах, ростом зарплат в популярных местах аутсорсинга таких как индийских Бангалора и Мумбаи, венгерского Будапешта, а также снижением международной конкурентоспособности фирм, пользующихся услугами контрагентов из других стран.

В российской литературе часто встречается деление аутсорсинга бизнес-процессов на производственный и непроизводственный, и также в отдельную категорию выделяют аутсорсинг информационных технологий (IT-аутсорсинг).

Производственный аутсорсинг затрагивает, в первую очередь, вспомогательное производство, которое обеспечивает основное производство технологическим оснащением, транспортом, электроэнергией, а также включает ремонт оборудования, изготовление вспомогательных продуктов. Передав функции вспомогательного производства на аутсорсинг, сократив соответствующие подразделения, организация высвобождает свои ресурсы и может глубже специализироваться на основной своей деятельности. Это в свою очередь приводит к развитию таких стратегически важных направлений, как научно-исследовательская деятельность, развитие интеллектуального капитала организации, и существенно сокращает расходы [1, с.319].

Выделение отдельного направления IT-аутсорсинга связано с возрастающей ролью информационных технологий в осуществлении деятельности организаций и с многообразием IT-услуг. IT-аутсорсинг позволяет сконцентрировать ресурсы компании на профильном виде деятельности и за счет этого добиваться конкурентных преимуществ.

К применению IT-аутсорсинга крупный бизнес побуждает недостаточная экспертиза в области информационных технологий, нехватка и недостаточная квалификация IT-персонала, отсутствие в своем арсенале передовых технологий, доступных внешним компаниям. IT-аутсорсинг оформляется долгосрочными контрактами, которые длятся от одного года до 10 лет.

Компания IDC, являясь ведущим поставщиком услуг в сфере информационных технологий, телекоммуникаций и потребительской техники, дает наиболее точное и полное описание сегментов рынка IT-услуг. Методика этой классификации уже в течение нескольких десятилетий оттачивается по всему миру.Согласно данной классификации к аутсорсингу IT-услуг относятся: аутсорсинг управления приложениями,аутсорсинг информационных систем,аутсорсинг обслуживания компьютеров и сетевого оборудования,хостинг обслуживания и администрирования программного обеспечения, хостинг инфраструктурных услуг [2, с.126].

В зависимости от способа организации деятельности между компанией-заказчиком и исполнителем выделяютвнешнийи внутреннийаутсорсинг. С применением внешнего аутсорсинга, выполнение выделенных функций передается внешнему исполнителю, при этом происходит сокращение доли компании в стоимости готового продукта, а также снижение уровня налоговой нагрузки. Внутренний аутсорсинг представляет собой перераспределение бизнес-функций внутри предприятия с сохранением контроля над качеством выполнения работ.

Для эффективного использования собственных ресурсов, а также разделения ответственности и рисков между заказчиком и исполнителем можно применятьчастичныйи полныйаутсорсинг. Для частичного аутсорсинга (или выборочного) характерна передача определенных выделенных функций или частей бизнес-процессов компании. При этом организация-клиент сохраняет свое влияние на планирование, управление и контроль, а также получает доступ к передовым технологиям. Полный аутсорсинг представляет собой передачу отдельных функций целиком и видов производственной деятельности, управления ими, а также возложение полной ответственности за их выполнение.

В соответствии с критерием значимости выделенных бизнес-процессов, можно выделить аутсорсинг основных функций и вспомогательных функций. К аутсорсингу вспомогательных функций относятся бизнес-процессы, которые не оказывают прямого воздействия на формирование и объем выручки предприятия, такие как уборка помещения, охранные и юридические услуги. А бизнес-процессы, оказывающие непосредственное влияние на выручку предприятия, следует рассматривать как аутсорсинг основных функций. К ним, в первую очередь, относятся заготовительные и производственные бизнес- процессы на предприятии.

Информационные технологии могут служить для компании, как в качестве основных функций, так и в роли вспомогательных, в зависимости от специализации предприятия и рода деятельности. Например, для интернет-магазина или для компании, предоставляющей мобильную связь и доступ в Интернет, от работоспособности и производительности программного обеспечения будет напрямую зависеть качество предоставляемых компанией услуг и количество клиентов. В тоже время, сопровождение программного обеспечения для бухгалтерии или для электронного документооборота, хоть и относится также к ИТ-аутсорсингу, в данном случае не будут являться для предприятия основным бизнес-процессом, поскольку эти функции не оказывают прямого воздействия на формирование выручки предприятия.

Несмотря на то, что российское законодательство не предусматривает наличие такого понятия как «аутсорсинг», заключение «контракта на аутсорсинг» не противоречит законодательству (п. 2 ст. 421 ГК РФ: «Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и непредусмотренный законом или иными правовыми актами») [3].

Примером сложившихся взаимовыгодных отношений между аутсорсером и клиентом в России могут служить связи ПАО «ГАЗПРОМ» с ООО «БУРНЕФТЬ», ПАО «КАМАЗ» с производителями комплектующих, АО «ТАНДЕР» с рекламными агентствами и монтажными организациями торгового оборудования и др.

В настоящее время в России наблюдается тенденция к использованию принципов и технологии аутсорсинга, не только в деятельности частных компаний, но и в деятельности государства. Эффективность деятельности организации, в том числе и государственной, определяется эффективностью управления. У государственной власти имеется в наличии значительное число избыточных и неэффективно реализуемых полномочий, что снижает качество принимаемых решений. Применение аутсорсинга в государственном секторе получило распространение не только в России, но и в ряде других зарубежных стран, особенно широко эта технология менеджмента применяется в США и Великобритании.

В России порядок передачи на аутсорсинг функций предприятий государственного сектора определяется Федеральным законом N94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в котором в роли компании-аутсорсера выступает специализированная организация [4]. Однако в настоящее время еще не разработаны методы и критерии оценки эффективности передачи на аутсорсинг процессов в органах государственной власти.

Полномасштабно аутсорсинг в России еще не используется, но по сравнению с 2015 годом в 2016 году произошло усиление спроса на услуги сторонних квалифицированных специалистов. Рост числа контрактов с российскими специалистами неуклонно идет вверх. Объемы аутсорсинга в сфереITвыросли на 25 %, а в сфере бухгалтерского обслуживания от 5 % до 15 %. В 2016 году, как никогда ранее, востребованы аутсорсерские компании с хорошим портфолио, так как всё большее количество различных бизнес-процессов стараются перевести под присмотр специалистов узкого профиля.

Самой главной же проблемой аутсорсинга в России является, то, что деятельность аутсорсинговых компаний не регламентирована ни одним законом. В нормативных документах нет даже такого понятия. Это осложняет взаимодействие предпринимателей с аутсорсинговыми компаниями, отсюда и их боязнь доверять свои дела. Только в Налоговом кодексе говорится о том, что предприниматели для решения свои дел могут нанимать сторонние организации. Поэтому очень часто владельцы малого или среднего бизнеса нанимаютбухгалтера на удаленном доступе. С ним составляется срочный трудовой договор или договор найма, вся деятельность законодательно закреплена и опасаться нечего.

Несмотря на все проблемы, перспективы развития аутсорсинга бухгалтерского учета достаточно высоки. Спрос на эти услуги на рынке бизнеса постоянно растет. Успешно зарекомендовала себя на рынке этих услуг компания «Триумфо», которая оказывает все виды бухгалтерских услуг, полностью ведет бухгалтерскую отчетность и эффективно справляется с проблемами аутсорсинга в России.

Литература:

  1. Аникин, Б. А. Аутсорсинг и аутстаффинг высокие технологии менеджмента: учебное пособие — М.: Инфра-М, 2011. — 319с.
  2. Садов, Д. В. Аутсорсинг проектного офиса в государственных программах внедрения информационных систем: функциональный аспект / Садов Д. В., Ципес Г.Л, Товб А. С. // Управление проектами и программами. — 2012- № 94- С.51.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации от от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 09.03.2016) // Собрание законодательства РФ, 13.01.1997, п. 2 ст. 421.
  4. Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ.
  5. Баклаева, Н. М. Финансовый менеджмент: Учебное пособие — Пятигорск: РИА-КМВ, 2016. — 260с.
  6. Шадрин, В. Г. Аутсорсинг: управление процессами и формированиерегионального аутсорсингового центра — М., 2014. — 244с.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, аутсорсинг, компания, программное обеспечение, функция, IDC, вспомогательное производство, государственная власть, государственный сектор, прямое воздействие.


Задать вопрос