Автор: Слубчинская Екатерина Сергеевна

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №25 (129) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 26.11.2016

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Слубчинская Е. С. Формирование учебной мотивации у младших школьников, болеющих туберкулезом // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 657-659.



Проблема учебной мотивации у младших школьников, болеющих туберкулезом, на сегодняшний день является малоизученной.Различные зарубежные и отечественные авторы проводят множество исследовательских работ в данной области, но несмотря на это, вопрос о формировании учебной мотивации у младших школьников, болеющих туберкулезом, является актуальным. Данная работа является обобщением теоретических и практических знаний, полученных в результате наблюдений и исследований в области учебной мотивации в России.

Ключевые слова: мотивация, младшие школьники, болезнь туберкулез

Учебная мотивация – частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность и определяющий потребность учащегося в получении знаний. То, какая именно мотивация сформируется у учащегося, зависит от ряда факторов, среди которых можно назвать следующие: грамотное построение образовательной системы, функционирование данного образовательного учреждения, благоприятная психологическая атмосфера для учителей и учащихся, субъективные особенности учащегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, самооценка, способности, индивидуальные особенности, наличие каких-либо заболеваний), субъектные особенности педагога (прежде всего отношение к ученику и к преподаванию),специфика учебного предмета (отражаемые им области знаний, субъективная трудность для ученика, особенности методов преподавания).[5].

Существенны такие характеристики учебной мотивации, как ее устойчивость, связь с уровнем интеллектуального развития и характером учебной деятельности. Один из наименее изученных возрастных периодов, с точки зрения личностного развития, — младший школьный возраст в котором и начинается складываться учебная мотивация.[1]. В ее основе лежит побуждение к новым знаниям, интереса к учебным предметам. Важнейшими предпосылками формирования у младшего школьника интереса к учению является: понимание им смысла учебной деятельности, осознание ее важности лично для себя, возможность проявления в учении умственной самостоятельности и инициативы, новизна учебного материала и его разнообразие, а также разнообразие методов преподавания, эмоциональная окраска преподавания, живое слово учителя.

Если педагог старается демонстрировать собственный интерес к предмету, находит яркие, убедительные примеры, умело использует интонационную окраску материала, субъективная трудность усвоения даже самого сложного учебного предмета снижается, а интерес к нему повышается.

Специфика мотивационной сферы младших школьников отражена в работах 40–80-ых годов XX века: Л. И. Божович и ее сотрудников, М. В. Матюхиной и др. Поскольку с изменением социально-экономических условий и ценностей, принятых в обществе, изменяется и мотивация на разных возрастных этапах, представляется значимым изучение мотивов современных детей. Мотивация к обучению — одна из главных условий реализации учебно-воспитательного процесса. Она не только способствует развитию интеллекта, но и является движущей силой совершенствования личности в целом. Формирование у учащихся мотивации к учебно-познавательной деятельности является одной из главных проблем. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, познавательных интересов, жизненных компетенций, активной жизненной позиции. Социальный заказ общества требует от образовательного учреждения повышение качества обучения и воспитания.

Главной проблемой в решении задачи повышения качества и эффективности учебного процесса является мотивация к обучению у школьников болеющих туберкулезом легких. Туберкулез — одна из древнейших болезней человечества. Подтверждением этого являются археологические находки: туберкулезное поражение позвонков было найдено у египетских мумий. Греки называли это заболевание phtisis, что переводится как «истощение», «чахотка». От этого слова происходит и современное название науки, изучающей туберкулез — фтизиатрия, а специалисты, изучающие туберкулез, называются фтизиатрами.Туберкулез является широко распространённым в мире инфекционным заболеванием человека и животных, вызываемое различными видами микобактерий из группы Mycobacterium tuberculosis complex или иначе палочками Коха [2].

На сегодняшний день формирование учебной мотивация, у детей, болеющих туберкулезом, является актуальной и недостаточно изученной. Мотивация учебной деятельности у школьников может снижаться из-за ряда причин: регулярный прием лекарственных средств, редкие встречи с родителями и близкими людьми, адаптация к учреждению и другим детям, соблюдение определенного режима – все это влияет на состояние ребенка, а также учебную деятельность, мотивацию. К сожалению, в настоящее время все большее число школьников оказывается в положении острого социального неблагополучия. Плохая экология, рост социальной агрессии, экономические проблемы, наркотизация общества, нарастание миграционных процессов, нестабильность семьи, родительская и педагогическая некомпетентность — эти и многие другие факторы становятся внешними ограничителями естественного процесса развития ребенка.

По мнению ученых-педагогов, у детей болеющих туберкулезом есть индивидуальные особенности:характерны эмоциональная напряженность и нестабильность, неустойчивость настроения, преобладание негативных эмоций, раздражительность, тревожность, склонность избегать нового опыта. Указанные особенности обусловливают снижение адаптационных возможностей ребенка в новых условиях. [3].

Подводя итоги, множества литературных источников, можно сделать вывод о том, младшие школьники болеющие туберкулезом нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении направленного на адаптацию детей к условия больницы, включение учащихся в социальную деятельность, формирование у детей, больных туберкулезом, отношения к знаниям, умениям, навыкам как средствам, обеспечивающим достижение полноценного гармоничного развития, эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности.

Важно уделить внимание, формированию адекватной самооценки, снижении уровня тревожности и конфликтности детей, воспитании у них толерантности. Научить свободно владеть собой, быть уверенными в себе, правильно себя мотивировать и достигать успеха,формировать у учащихся различные виды мотивов (познавательные, саморазвитие и мотивация достижения, развивать познавательный интерес.

Эффективными мероприятиями по формированию учебной мотивации, повышения ее уровня, развития мотивов учения служат психолого-педагогические тренинги. Включающие в себя коллективные творческие мероприятия, игры, конкурсы различных уровней, сценки.Ведущей особенностью психолого-педагогического тренинга является организация взаимодействия детей с миром, участия в жизненных ситуациях, событиях, конфликтах, процессах. Фактически данная особенность позволяет соединить воспитание школьников, больных туберкулезом, с жизнью общества и способствует гармоничному развитию сущностных сил младшего школьника.

Литература:

  1. Алфеева Е. В. Изучение мотивов учения и отношения младших школьников к учебной деятельности // Вестник Курганского государственного университета. Серия: Физиология, психофизиология, психология и медицина. — 2014. — № 1 (32). — С. 59–62.
  2. Архарова О. В., Зайченко Т. П., Шубина Е. Н. Мотивационно-волевая сфера младших школьников как фактор успешности обучения по новым образовательным стандартам // Научный альманах. — 2015. — № 8 (10). — С. 1491–1497.
  3. Баева Н. А. Социально-психологические условия развития мотивации к успешной учебной деятельности на примере младших школьников // В сборнике: Проблемы социальной зрелости современной молодежи. 2013. С. 252–257.
  4. Беляева Г. В., Гринина Е. А., Щелина Т. Т. Особенности учебной мотивации младших школьников в условиях реформирования системы школьного образования // В сборнике: Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе. — 2015. — С. 217–221.
  5. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. — М.: Просвещение, 1991. — 88 с.
  6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2012. — 468 с.
Основные термины (генерируются автоматически): младших школьников, учебной мотивации, учебной деятельности, Формирование учебной мотивации, мотивации младших школьников, учебной мотивации младших, формировании учебной мотивации, Проблема учебной мотивации, области учебной мотивации, характеристики учебной мотивации, сферы младших школьников, больных туберкулезом, формирование учебной мотивация, формированию учебной мотивации, примере младших школьников, отношения младших школьников, сфера младших школьников, Особенности учебной мотивации, школьников приемов самостоятельного, большее число школьников.

Ключевые слова

мотивация, младшие школьники, болезнь туберкулез

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос