Лингвистика и аксиология: формирование ценностной картины личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (128) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 22.11.2016

Статья просмотрена: 754 раза

Библиографическое описание:

Якимова, Е. М. Лингвистика и аксиология: формирование ценностной картины личности / Е. М. Якимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 591-595. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35602/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматриваются особенности формирования ценностной картины личности в процессе внутрисемейного общения, в том числе во время передачи сведений об истории семьи. Посредством анализа выявлены аксиологические текстовые формы, которые определяют состав аксиосферы и способствуют установлению иерархии ценностей.

Ключевые слова: лингвоаксиология, семейные родословные, аксиосфера, языковая личность, ценность, текст

Жанр семейных родословных отражает аксиосферу языковой личности, в структуре которой «особое место принадлежит ценностям — наиболее фундаментальным характеристикам культуры, высшим ориентирам поведения» [2, с. 166]. В аксиосферу ценности включаются в процессе внутрисемейной коммуникации. «Языковая личность определённым образом интерпретирует элементы коммуникативной ситуации, следовательно, ценностные ориентации языковой личности уместно считать компонентами речевой ситуации» [3, с. 437]. Многократное проговаривание отточенных, передающихся из поколения в поколение семейных историй, содержащих оценочные суждения, не только способствует дальнейшей трансляции наиболее значимых сведений семье, но и формирует аксиосферу, которая включает «ценностное сознание человека (представления, оценки, вкусы, идеалы, нормы) и мир ценностей»[4, с. 8].

Ценностная картина языковой личности формируется посредством восприятия историй, которые неоднократно воспроизводятся в устном семейном общении и содержат примеры идеального поведения: Никанор никогда не пил спиртных напитков, не говорил бранных слов, для моего папы был примером благочестия и подражания во всём (Б. Е. Ю.); Вся её трудовая жизнь прошла в родном селе. Она работала в разных местах, где требовались рабочие руки, была звеньевой, стахановкой. Пережила голод и не отчаялась, всегда была веселой по праздникам, но очень жёсткой и требовательной в работе и вопросах воспитания (Б. Е. А.). Сопричастность автора к описываемым в тексте событиям и объектам позволяет выражать собственное отношение, давать оценку и тем самым формировать ценностные ориентиры. Кроме того, описание истории семьи — трудоёмкий процесс, значимый не только с точки зрения получения результата — письменного текста. Созданию текста семейных родословных предшествует и сопутствует процесс «живого» общения, а также когнитивный процесс, который включает припоминание известного, получение новых сведений о родственниках, отбор значимых фрагментов из истории семьи, что способствует формированию определённых убеждений и установок. Устное общение и оформление текста обеспечивают многократное речевое воздействие и самовоздействие (аутосуггестию) на личность автора родословной.

Исследование фрагментов семейных родословных позволило обозначить следующие способы формирования ценностной картины в процессе внутрисемейной коммуникации. Нарративные фрагменты, которые описывают факт внутрисемейной коммуникации и передаются из поколения в поколение, репрезентируют определённые ценности, так как содержат оценку говорящего и являются примером поведения для адресата — автора родословной: Моя бабушка рассказывает, что очень мудрой женщиной была её бабушкаАгафья,которая никогда в своей жизни не повышала ни на кого голос, даже если случались и такие моменты, когда, казалось бы, это неизбежно (Д. И. С.). Аксиологические контексты, характеризующие человека, включают авторский оценочный компонент: Александра Ивановна очень трудолюбивая женщина. Она пронесла любовь к земле через всю свою жизнь. Несмотря на свой преклонный возраст, она продолжала заниматься своим любимым делом до самой смерти. Я восхищаюсь своей прабабушкой! (К. А. А.).

В нарратив семейных родословных авторы нередко включают аксиологические суждения, в которых находят отражение ориентиры поведения, принятые в семье или обществе: Люди уважали его, считали его мудрым, всегда с ним советовались, а похоронив Ивана Кузьмича, посадили на его могилке в головах берёзку в знак глубокой скорби и преклонения перед его жизненным опытом (Г. М. Н.); Ловил с нами рыбу, плавал на лодке, водил за грибами, играл на баяне, шутил — словом, учил радоваться жизни и ценить её замечательные моменты (Н. Т. В.).

В семейные родословные попадает также прямая речь членов семьи, которая выступает в форме отточенных и запомнившихся наставлений: Она была совсем неграмотная, окончив всего три класса, она пошла работать в колхоз. Позднее она говорила своим детям: «Учитесь, учитесь, детки, не будьте неучем, как я» (Б. Е. Ю.); Дедушка всегда мне говорил такие слова: «Жизнь одна, внученька, и надо прожить её достойно!» (К. Я. Ю.); Между двоюродными братьями и сёстрами остался главный отцовский наказ: «Помогайте друг другу!» (Р. Е. А.); Только бабушка мне говорила, что очень часто вспоминала своего возлюбленного. Но потом приговаривала: «Такова судьба, внученька, с ней не поспоришь!» И никогда не жалела о том, что было, и мне советовала, чтобы я никогда ни о чём не жалела (К. Ю. В.); Татьяна Сергеевна так и не вышла замуж, выросли дети, появились внуки. Всю свою жизнь до глубокой старости она трудилась не покладая рук и никогда не жаловалась на свою судьбу. «На всё воля Божья», — любила приговаривать она (К. Ж. С.). Об онтологической значимости ценности в родословном дискурсе свидетельствуют, во-первых, функционирование фрагмента во внутрисемейном общении, во-вторых, многократное воспроизведение, в-третьих, письменная фиксация.

Статус максим поведения приобретают контексты, включающие пословицы: А народная мудрость гласит: «Без корня и полынь не растёт». Каждому человеку следует знать историю своей семьи. Я люблю свой род, своих родителей, родителей моих родителей... (Б. Д. Е.); Не менее важной традицией в нашей семье считается помощь тому, кто в ней нуждается. Недаром говорят: «Друг познаётся в беде» (Г. Ю. С.); Старик был строг, однако знали, что нет в городе более отзывчивого и справедливого человека, чем Павел Дмитриевич, и не было случая, чтобы он не помог попавшему в беду человеку. Эти качества дедушки Павла передались всему роду. «Сам погибай, а товарища выручай», — с таким девизом продолжает идти по жизненному пути весь наш род (К. В. В.). Паремия, имея потенциал характеристики, дополняет описание человека, является своеобразным маркером положительной оценки родственника и его поведения. На значимость паремического фонда в аспекте формирования аксиосферы личности указывает функционирование пословиц как в устном общении, так и в письменном тексте семейного родословия: нарративных и описательных фрагментах, в аксиологических суждениях.

Не менее важными в аспекте формирования ценностного сознания являются текстовые включения из художественной литературы. «Текст в тексте способен подчеркнуть или проявить доминантные смыслы основного текста, открыть иной смысл, рождённый в результате наложения смыслов, а также создать разные уровни восприятия текста в целом» [1, с. 154–155]. Обращение к цитатам обусловлено особой смысловой нагруженностью и ценностным потенциалом «чужого» слова: Моя прабабушка была очень смелым, отчаянным человеком, ради своих родных, детей она готова была пойти на всё. Про таких говорят: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт» (А. Т. Ю.). Включению цитат в текст родословной предшествует постоянное присутствие в сознании автора «чужого» слова, отражающего стереотипы поведения. Кроме того, значимым является сопоставление факта реального поведения с принятым в обществе идеалом, который репрезентируется пословицами или стихотворными строками. Указанные речемыслительные процессы необходимы для формирования ценностной картины, так как происходит взаимодействие мышления, сознания и речи.

В семейной коммуникации ценности формируются посредством контекстов, которые репрезентируют различного рода ценности в рамках концепта СОЖАЛЕНИЕ, например, ВИТАЛЬНЫЕ ценности: Уего родителей Татьяны и Семёна родилось девять детей, но, к сожалению, по разным причинам все они выжить не смогли (У. Т. А.), У многих, увы, в это ужасное время погибли дедушки и бабушки (Н. О. Н.); МАТЕРИАЛЬНЫЕ ценности: Но, к сожалению, их, как и семью Ткачёвых, раскулачили, забрали всё до последней нитки (У. Т. А.); ЭТИЧЕСКИЕ: Но, к сожалению,не каждый из насотдаёт должное своим близким. Далеко не все помнят о той доброте и нежности, которую дарили им родители (Г. Ю. В.); КОГНИТИВНЫЕ: К сожалению, а может быть, и к своему стыду, я немного знаю о своих корнях (Б. М. Ю.), К огромному сожалению, я смогла собрать скудные сведения о своих корнях... (Г. А. В.). Показательно, что вышеуказанные контексты включают жанрообусловленную ценность — имя собственное: Родоначальником рода (примерно с 1805 года) называют деда Ларю, увы,настоящего имени не помнит никто (Н. Т. В.), Моего прапрапрадедушку звали Павел, к сожалению, имя своей прапрапрабабушки я не знаю (Р. А. А.). Интенция автора зафиксировать полный вариант именования обусловлена не только жанровыми особенностями — точностью и достоверностью повествования. В семейных родословных «сбережение имени расценивается как факт этического отношения к жизни, высочайшего уважения к конкретному человеку» [5, с. 29]. Этическое отношение проявляется также в контекстах, которые фиксируют нивелирование мнимых ценностей и утверждение истинных ценностей: Среди моих родных нет людей с громкими именами. Это простые, честные, трудолюбивые люди. В четырёх поколениях моей семьи нет плохих людей, преступников, лодырей. Все они жили крепкими семьями, в которых не было ссор и разводов (Ш. Е. В.); К сожалению, мне так и не удалось выяснить, не от графов ли Орловых фамилия моих родных. Да так ли это важно? Главное, я помню всех, о ком мне рассказывали, я люблю всех, кто сейчас рядом со мной (К. М. В.).

Значимыми в аспекте формирования аксиосферы личности представляются фрагменты, репрезентирующие осознание ценностного потенциала некоторых явлений именно в процессе оформления письменного текста. Как справедливо отмечает В. А. Марьянчик, «сфера формирования и реконструкции стереотипов — дискурс; текст актуализирует, «оживляет» стереотипы» [4, с. 10]. Показательными примерами могут стать заключительные фрагменты семейных родословных, отражающие результат формирования когнитивных ценностей, которые связаны с осознанием значимости 1) исторической и семейной памяти: Мне думается, что без знания деяний прошлого поколения, без благодарности им, без исторической памяти не будет будущего у народа и его страны (К. А. А.); Память определяет духовную крепость человека. И как загораются наши сердца от малого соприкосновения с корнями своими (Г. Н. В.); 2) семьи: Теперь я поняла, что во все времена в жизни каждого человека семья является тем маяком, который указывает верный путь (К. М. В.); Меняются времена, приходят и уходят эпохи, но неизменными остаются вера, надежда и любовь, и по-прежнему важнейшей человеческой ценностью остаётся семья (М. Я. О.); (3) семейных ценностей: История моей семьи научила меня тому, что главные ценности семейной жизни — верность, преданность, взаимопонимание, взаимоуважение (Ш. Е. В.).

Эффективность формирования ценностной картины в ходе внутрисемейного общения обусловлена многократным и полисубъектным речевым воздействием, а также качественными характеристиками ценностей, составляющих аксиосферу личности. Как когнитивные, так и коммуникативные основания способствуют созданию ценностной картины личности, поскольку восприятие, понимание и осмысление текстовых фрагментов предполагает речемыслительную деятельность. Несмотря на многообразие способов формирования ценностного сознания, особое значение имеет речевое самовоздействие на личность автора (аутосуггестия) в процессе описания собственной родословной.

Литература:

  1. Валгина Н. С. Теория текста: Учебное пособие. — М.: Логос, 2004. — 280 с.
  2. Карасик В. И. Культурные доминанты в языке // Языковой круг: личность, концепты, дискурс. — Волгоград: Перемена, 2002. — С.166–205.
  3. Лаврентьева А. И. Онтогенез языковой способности как объект междисциплинарного исследования: антропологический и аксиологический аспекты // Онтолингвистика — наука XXI века: Материалы международной научной конференции, посвящённой 20-летию кафедры детской речи РГПУ им. А. И. Герцена. — СПб.: Златоуст, 2011. — С. 437 –440.
  4. Марьянчик В. А. Аксиологическая структура медиа-политического текста (лингвостилистический аспект): автореф. дис. … д-ра филол. наук. — Архангельск, 2013. — 36 с.
  5. Харченко В. К., Черникова Е. М. Лингвогенеалогия: Имя собственное в жанре семейных родословных. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 192 с.
Основные термины (генерируются автоматически): языковая личность, ценностная картина, аспект формирования, внутрисемейная коммуникация, внутрисемейное общение, письменный текст, родословная, ценность, устное общение, ценностное сознание.


Ключевые слова

Ценность, текст, семейные родословные, языковая личность, лингвоаксиология, аксиосфера

Похожие статьи

Социокультурная компетенция студентов языкового вуза: анализ компонентного состава и возможные средства развития

В статье приведены доводы о важности развития социокультурной компетенции при подготовке квалифицированных специалистов в свете смены образовательной парадигмы. Приводятся дефиниции термина «социокультурная компетенция», предлагаемые разными исследов...

Социокультурная специфика публицистического дискурса о воспитании на материале английских и русских статей

Дискурс крайне активно используется в современной лингвистике. Обобщение различных определений позволяет говорить о таких обязательных составляющих дискурса, как коммуникативная направленность, неразрывная связь с ситуативным контекстом и социокульту...

Следы педагогического дискурса в семейной коммуникации

В данной статье раскрывается понятие «семейного дискурса». Особое внимание уделяется выделению существенных характеристик данного феномена. В работе также описаны «следы» педагогического дискурса, которые обнаруживаются в семейной коммуникации.

Концепт «состояние человека» (на материале русского и английского языков)

В настоящее время, характерной чертой которого является интеграция общества, многочисленные контакты, значительное внимание в языкознании уделяется проблеме анализа и описания национально-культурной специфики. Эта специфика проявляется в картине мира...

Аксиологический аспект и преобразующие силы ресентимента в структуре современного общества

Настоящая статья изучению ресентимента как социального феномена, оказывающего влияние на систему ценностей человека. В ходе исследования нами рассматривается аксиологический аспект ресентимента, сущность его преобразующих сил в трактовке классиков и ...

Основные аспекты лингвориторического анализа эзотерического дискурса (на материале эссеистики Е. В. Головина)

В статье была предпринята попытка применить метод лингвориторического анализа к эссеистике Е. В. Головина. Объектом исследования явился эзотерический дискурс, рассматриваемый с точки зрения категорий античной риторики — Этоса, Логоса и Пафоса — соотн...

Эволюция политики формирования советской идентичности и современная модель российской идентичности

Настоящая статья посвящена проблеме формирования гражданской и национальной идентичности в контексте разработки современной российской модели идентичности. При анализе факторов, влияющих на современную идеологию исторической и монокультурной общности...

Социально-психологические идеи Л. С. Выготского

Л. С. Выготский выдающийся отечественный психолог, оставил яркий след в науке и практике, заложил основы отечественной психодиагностики. Он разработал учение о развитии психических функций в процессе опосредованного общением освоения индивидом ценнос...

Обратная связь на уроке: к вопросу о субъектности учащихся

В статье автор анализирует основные подходы к определению обратной связи, а также ее место в новой парадигме общего образования, фундаментом которого должны стать субъект-субъектные отношения учителя и учащихся. Автором были выявлены проблемы в испол...

Особенности формирования коммуникативной компетентности старшеклассников

В статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетентности старшеклассников. Проанализированы его теоретические и методологические основы (факторы, парадигмы и подходы). Кроме того, в данной статье обоснована структура коммуникатив...

Похожие статьи

Социокультурная компетенция студентов языкового вуза: анализ компонентного состава и возможные средства развития

В статье приведены доводы о важности развития социокультурной компетенции при подготовке квалифицированных специалистов в свете смены образовательной парадигмы. Приводятся дефиниции термина «социокультурная компетенция», предлагаемые разными исследов...

Социокультурная специфика публицистического дискурса о воспитании на материале английских и русских статей

Дискурс крайне активно используется в современной лингвистике. Обобщение различных определений позволяет говорить о таких обязательных составляющих дискурса, как коммуникативная направленность, неразрывная связь с ситуативным контекстом и социокульту...

Следы педагогического дискурса в семейной коммуникации

В данной статье раскрывается понятие «семейного дискурса». Особое внимание уделяется выделению существенных характеристик данного феномена. В работе также описаны «следы» педагогического дискурса, которые обнаруживаются в семейной коммуникации.

Концепт «состояние человека» (на материале русского и английского языков)

В настоящее время, характерной чертой которого является интеграция общества, многочисленные контакты, значительное внимание в языкознании уделяется проблеме анализа и описания национально-культурной специфики. Эта специфика проявляется в картине мира...

Аксиологический аспект и преобразующие силы ресентимента в структуре современного общества

Настоящая статья изучению ресентимента как социального феномена, оказывающего влияние на систему ценностей человека. В ходе исследования нами рассматривается аксиологический аспект ресентимента, сущность его преобразующих сил в трактовке классиков и ...

Основные аспекты лингвориторического анализа эзотерического дискурса (на материале эссеистики Е. В. Головина)

В статье была предпринята попытка применить метод лингвориторического анализа к эссеистике Е. В. Головина. Объектом исследования явился эзотерический дискурс, рассматриваемый с точки зрения категорий античной риторики — Этоса, Логоса и Пафоса — соотн...

Эволюция политики формирования советской идентичности и современная модель российской идентичности

Настоящая статья посвящена проблеме формирования гражданской и национальной идентичности в контексте разработки современной российской модели идентичности. При анализе факторов, влияющих на современную идеологию исторической и монокультурной общности...

Социально-психологические идеи Л. С. Выготского

Л. С. Выготский выдающийся отечественный психолог, оставил яркий след в науке и практике, заложил основы отечественной психодиагностики. Он разработал учение о развитии психических функций в процессе опосредованного общением освоения индивидом ценнос...

Обратная связь на уроке: к вопросу о субъектности учащихся

В статье автор анализирует основные подходы к определению обратной связи, а также ее место в новой парадигме общего образования, фундаментом которого должны стать субъект-субъектные отношения учителя и учащихся. Автором были выявлены проблемы в испол...

Особенности формирования коммуникативной компетентности старшеклассников

В статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетентности старшеклассников. Проанализированы его теоретические и методологические основы (факторы, парадигмы и подходы). Кроме того, в данной статье обоснована структура коммуникатив...

Задать вопрос