Проблемы школьного образования в городах Центрального Казахстана в 1960–1970 гг. в контексте истории повседневности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №23 (127) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 14.11.2016

Статья просмотрена: 186 раз

Библиографическое описание:

Утебаева, А. Д. Проблемы школьного образования в городах Центрального Казахстана в 1960–1970 гг. в контексте истории повседневности / А. Д. Утебаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23 (127). — С. 403-406. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35179/ (дата обращения: 26.04.2024).



Образование есть важнейший фактор развития общества. Важность вопросов образования, в основе которого находится общеобразовательная школа, является настоятельной и объективной необходимостью.

В начале 1960-х годов на повестку дня вновь был поставлен вопрос о переходе ко всеобщему среднему образованию и необходимости обновления его содержания. В 1964 г. АН СССР и АПН РСФСР создается Центральная комиссия по определению содержания образования в средней школе, которой поручили разработать проекты переработанных проектов учебных планов и программ средней школы и научно-методические рекомендации по их реализации в жизнь.

В 1960/1961 учебном году в 424 школах обучалось 127767 учащихся и работало 5701 учитель. В последующие годы очень быстрыми темпами стала расти сеть средних школ. Так, в 1960/1961 учебном году средних школ было 83, В 1959–1965 уч. году было построено и введено в действие 90 общеобразовательных школ, в восьмой — 51, девятой — 50, десятой — 43 и одиннадцатой — 25 [1].

При пересмотре учебного плана и программ комиссия стремилась привести содержание образования в средней школе в соответствие с современным уровнем развития науки и техники, обеспечить политехническую и трудовую подготовку учащихся, создать условия для повышения качества учащихся.

Результаты и выводы комиссии легли в основу директивного партийно-правительственного постановления «О мерах улучшения работы средней общеобразовательной школы от 10 ноября 1966 г., которое стало обязательным к исполнению для руководства всех союзных республик. В феврале 1967 г. ЦК и Совет министров Казахстана приняли совместные постановления о реализации указаний из Москвы, где точно также указывалось на необходимость введения в школах новых учебных планов и программ.

В Казахстане была создана республиканская комиссия, которая на основе материалов центральной комиссии притупила к составлению учебных планов и программ для казахских и уйгурских школ. В феврале 1967 г. министерство просвещения утвердила типовой учебный план для средних общеобразовательных школ с русским, казахским и уйгурским языками обучения». Одновременно был составлен план перехода на новые программы и введения новых школьных учебников. Были созданы учебные программы по родному языку и литературе, русскому языку и литературе для казахских и уйгурских школ, казахскому языку для русских школ, природоведению, истории и этнографии Казахстана. По остальным предметам работа осуществлялась по общесоюзным программам и переводным с русского языка учебникам.

В соответствии с графиком перехода на новые учебники к началу 1967/68 учебного года были созданы оригинальные пробные ученики для первого класса — «Букварь» (3. Айтенова, М. Жубанова, М. Турежанов), «Грамматика для 1-ого класса (Рамиров, А. Бакирова), «Родная речь» (3. Бейсенбаев, Т. Кордабаев), «Букварь» на русском языке (Р. Д. Есенжолова, И. И. Хмелевский), которые прошли апробацию в двухстах школах республики.

В 1960г. происходило увеличение контингента учащихся. Согласно объяснительной записки, а также плана проекта на 1956–1960 гг. в Карагандинской области насчитывалось 706 школ, в т. ч. в сельской местности — 473, в городах и рабочих поселках — 233. Из них 268 были начальные школы, 281 — семилетние и 157 средние школы. Это было связано с увеличением числа детей в 1–4 классах, а также введения всеобщего обязательного среднего обучения, как в городе, так и в сельской местности, в связи, с этим возросло и число учащихся 8–10 классов. Данная ситуация вызвала необходимость в увеличении количества ученических мест в школах, а также увеличение школьных площадей и потребность нового школьного строительства [2].

Согласно материалам о состоянии образования в Карагандинской области за 1962 г. общее количество школ в г. Караганде составило 102 школы с охватом учеников 78012 учеников, в г. Темиртау количество школ — 21, количество учеников — 17047, в г. Балхаше количество школ — 41, количество учеников — 15383, в г. Джезказгане количество школ — 24, количество учеников — 13031, в г. Абае количество школ — 11, количество учеников — 6433.

В 1963 г. в Карагандинской области в общеобразовательных школах, включая школы рабочей и сельской молодежи обучалось 272,3 тыс. чел. Был осуществлен переход к всеобщему обязательному восьмилетнему образованию. Восьмилетнюю школу окончили 3,7 тыс. чел., среднюю школу окончили 2,3 тыс. чел. В школах-интернатах, в школах и группах с продленным днем насчитывалось 17,7 тыс. чел.

Общее число школ в городах и рабочих поселках в 1963 г. составило 272, из них, начальных — 47, восьмилетних – 135, средних — 90. Общий контингент учащихся составил 176490 чел., включая учащихся 14 школ-интернатов с контингентом — 5296 чел. Кроме этого в области работали 4 школы с продленным днем с контингентом учащихся — 891 чел. [3].

В 1963 году выпуск 8-х классов составил — 9261 чел., прием в 9-е классы составил — 6504 человек. Из 2760 учащихся выпускников 8-х классов, часть поступили в техникумы, средние специальные учебные заведения, училища профтехобразования, остальная часть устроилась на работу в промышленных предприятиях, строительство.

Средние школы окончили 1716 чел., из них поступили в ВУЗы — 576, в техникумы и другие средние учебные заведения — 124 человека, в училища и школы профессионально-технического образования – 25, работали на предприятиях промышленности строительства, транспорта и связи — 530 чел., в колхозах, совхозах и отделениях сельхозтехники — 68 чел., культурно-просветительской работе — 105 чел., и др. учреждениях — 164 чел. Прием в первый класс в 1963г. составил — 23485 учащихся.

В 1963 г. в Карагандинской области в высших, средних учебных заведениях обучалось 25,4 тыс. чел., из них 13,8 тыс. чел. обучалось в высших учебных заведениях, принятых на дневные отделения высших учебных заведений, 47 % составляли лица со стажем со стажем практической работы не менее двух лет. Без отрыва от производства обучались 35,8 тыс. человек, в том числе в вузах и техникумах, в школах рабочей и сельской молодежи — 23,6 тысячи. В целом высшие учебные заведения выпустили 1300 молодых специалистов, в том числе 365 инженеров, 437 врачей [4].

В 1966 г. в г. Балхаше было 47 общеобразовательных школ, из них 14 средних, 15 восьмилетних, 19 начальных. В них обучалось свыше 19 тысяч учащихся. В школах работало 960 учителей. Функционировали музыкальная школа, детско-юношеская спортивная школа, Дом пионеров, станция юных техников, станция юных натуралистов, 5 детских дошкольных учреждений. В 1970 г. в г. Балхаше — 34 общеобразовательных школ, из них 16 средних, 12 восьмилетних, 6 начальных. В них обучалось около 19 тысяч учащихся. За четыре годы были реорганизованы в средние 2 восьмилетние школы № № 26,21, закрыты малокомплектные начальные школы № № 12, 19,28, 33, 15, филиал восьмилетней школы № 6 п. Наурызбай, начальная школа № 28 была реорганизована в восьмилетнюю. Улучшился и качественный состав преподавателей, в 1970 г. уже 1058 чел. 556 из них имели высшее образование, 381среднее-специальное. Анализ итогов учебно-воспитательной работы показывает рост успеваемости, качество знаний, сокращение отсева. Если в 1968–69 уч. году в вузы поступило 22 % выпускников, то в 1969–70 уч. году 28 % [5].

На рубеже 1970–80-х гг. Советский Союз вступил в полосу экономического застоя, который отрицательно сказался на духовной и культурной жизни общества и на развитии образования.

Предкризисное состояние образования было обусловлено наличием субъективных факторов и объективных причин. Прежде всего, следует отметить сокращение доли расходов на образование в структуре государственного бюджета. Одержал верх, так называемый остаточный подход, когда на развитие образования направлялись те средства, которые оставались по удовлетворения нужд промышленности, сельского хозяйства и армии. Начиная с 1970 г. доля расходов на образование в союзном госбюджете постоянно сокращалась: в 1970 г. — 12,8 %, 1980 г. — 10,5 %, в 1985 г. — 9,8 %. Аналогичная тенденция была присущей для всех союзных республик и различия носили несущественный характер.

Предкризисное состояние системы образования усугублялось также такими факторами, что сокращение доли расходов на образование совпало с периодом роста инфляционных процессов и, так называемого «бэби» бума (от английского baby -ребенок), в особенности в республиках Средней Азии и Казахстана. Материально-техническая база учреждений народного образования стала испытывать серьезные проблемы в обеспечении учащихся достаточным количеством учебных мест в школах, училищах, техникумах и вузах.

В 1970 году количество людей, имеющих образование увеличилось. По этому показателю Карагандинская область заняла в 1970 году Ш место, после Кзылординской (755 чел.) и Гурьевской (717 чел.) областей, не считая г. Алма-Аты. Причем, среди мужчин этот процесс шел более интенсивно. Так, если среди мужчин этот показатель увеличился на 233 пункта, то у женщин — на 169, хотя в 1959 году среди женщин, занятых в народном хозяйстве и имеющих образование этот показатель был выше на 59 пунктов. Таким образом, преимущественно мужская направленность занятости в регионе и сравнительно ограниченное применение женского труда в промышленности, по сравнению с мужским, снизило показатель образованности женщин за межпереписное десятилетие на 11 пунктов.

Процесс повышения образовательного уровня наблюдается как в городской, так и в сельской местности. Среди мужчин этот процесс идет более интенсивно в городах. Так, если за этот период в городской местности этот показатель повысился среди мужчин на 241пункт, то в сельской — на 201 (разница 40 пунктов). Ощутимая разница в 1959 году по этому показателю была среди женщин, проживающих в городе и на селе (571 и 377 соответственно). Однако, более высокие темпы увеличения этого показателя за данный период именно у женщин сельской местности. Так, если у горожанок этот показатель увеличился на 152 пункта, то у сельчанок — на 202.

По общественным группам самый высокий уровень образования в 1970 г. у служащих (944 промилле). Необходимо отметить более высокие темпы роста этого показателя у колхозников. Так, если за период с 1959–1970 гг. уровень образования рабочих повысился на 181 пункт, служащих — на 63 пункта, то у колхозников — на 351. Более высокие темпы повышения образовательного уровня у мужского населения, это видно при анализе общественных групп населения [6].

Так, если в городской местности среди рабочих-женщин образовательный уровень в 1959 г был выше, чем у мужчин на 8 пунктов, то в 1970 г., наоборот, у мужчин этот показатель стал выше, чем у женщин на 70 пунктов. Среди служащих женщины продолжают лидировать по этому показателю как в 1959, так и в 1970 году. Однако разница между мужскими и женскими показателями значительно уменьшилась — с 34 чел. в 1959 году, до 4 чел. в 1970 году.

В рассматриваемый период значительно повысился образовательный уровень населения в городской местности, особенно среди мужского населения в городах. Ощутимый рост показателей образования наблюдался также среди женщин. Среди всех общественных групп самый высокий уровень образования был у населения категории «служащие», особенно среди женщин.

В 1970 г. количество школ в Карагандинской области составило — 701. Из них начальных — 232, восьмилетних — 221 и средних — 248.

Таким образом, можно сделать вывод, что уровень образования в области в целом был удовлетворительный. Имелись большие трудности, связанные со слабостью материально-технической базы, малочисленностью, а иногда и отсутствием необходимых квалифицированных научных кадров. Следует выделить серьезные недостатки, связанные с условиями застоя, имевшие место особенно в 70-е годы: слабость материально-технической базы учреждений народного образования, низкая эффективность их деятельности, оторванность от жизни, производства и др.

Несмотря на все существующие трудности, народное образование в городах Центрального Казахстана добилось существенных успехов: высокий уровень грамотности, увеличение количества казахских, русских и смешанных школ, средне-специальных и высших учебных заведений. Несмотря на то, что был дефицит педагогических кадров, учебных помещений, учебных принадлежностей, оборудования и т. д. молодое поколение тянулось к знаниям, стремилось получить образование и специальность.

Литература:

  1. ГАКО. Ф. 469. Оп. 1. Д. 151. Л. 94.
  2. ГАКО. Ф. 469. Оп. 1. Д. 744. Л. 63.
  3. ГАКО. Ф. 691. Оп. 1. Д. 375. Л. 23.
  4. ГАКО. Ф. 691. Оп. 1. Д. 377. Л. 44.
  5. ГАКО. Ф. 691. Оп. 1. Д. 305. Л. 76.
  6. ГАКО. Ф. 691. Оп. 1. Д. 163. Л. 20–23.
Основные термины (генерируются автоматически): школа, Карагандинская область, среднее, образование, показатель, сельская местность, городская местность, народное образование, образовательный уровень, русский язык.


Похожие статьи

Повседневная жизнь в городах Центрального Казахстана: развитие...

школа, класс, Центральный Казахстан, темиртау, народное образование, коричневое платье, сельская местность, Карагандинская область, иностранный язык, домашнее задание.

Сельская малокомплектная школа: современное состояние...

Чтобы сохранить село, образование в сельской местности должно соответствовать социальным ожиданиям людей

В 70-е годы в понятие малокомплектная школа начали включать неполные средние и средние школы с малой наполняемостью классов.

Малокомплектная сельская школа: развивать или закрывать?

школа, сельская местность, том, сель, Российская Федерация, ребенок, развитие, профессиональная ориентация, дошкольный возраст, дошкольное образование.

Трансформация идентичности жителей Астаны (на примере одной...)

Представители поколения 0, украинские крестьяне, прибыли в Казахстан с территории Украины (Полтавская область) приблизительно в 1915 г. Какое-то время проживали в сельской местности (Карагандинская область), в 30-е гг. XX в. переехали в г. Акмолинск.

Образ жизни сельского жителя | Статья в журнале...

По уровню образования 33 % респондентов имели среднее образование, 27 % закончили ПТУ, 34 % — со средним специальным образованием, 6 % — с высшим. Большинство людей проживают в сельской местности более 20 лет.

Проблемы народного образования на Европейском Севере...

Учителя рассматривали проекты обеспечения прав в области образования всех национальностей России, единство организационных начал школ

Данная практика таким же образом не оказывала положительного действия на развитие образовательной сферы.

Бедность сельского населения — глобальная проблема сельских...

образовательно-квалификационные — низкий уровень образования и профессиональной подготовки

Наряду с сельским хозяйством более распространены рабочие места в сельской местности на предприятиях социальной сферы: в образовании, торговле, культуре, связи.

Основные этапы развития национального образования...

Вопросы национальной политики в области просвещения решались и на уровне съездов и совещаний. Уже в 1918 г. состоялось 22 национальных съезда работников образования, поднимавших вопросы развития национальной культуры, организации школ на родном языке.

Физическое развитие детей, проживающих в городской...

физическое развитие, физическое развитие детей, городской, возраст, рост девочек, физическое развитие городских, сельская школа, летний возраст, городская местность, показатель.

Похожие статьи

Повседневная жизнь в городах Центрального Казахстана: развитие...

школа, класс, Центральный Казахстан, темиртау, народное образование, коричневое платье, сельская местность, Карагандинская область, иностранный язык, домашнее задание.

Сельская малокомплектная школа: современное состояние...

Чтобы сохранить село, образование в сельской местности должно соответствовать социальным ожиданиям людей

В 70-е годы в понятие малокомплектная школа начали включать неполные средние и средние школы с малой наполняемостью классов.

Малокомплектная сельская школа: развивать или закрывать?

школа, сельская местность, том, сель, Российская Федерация, ребенок, развитие, профессиональная ориентация, дошкольный возраст, дошкольное образование.

Трансформация идентичности жителей Астаны (на примере одной...)

Представители поколения 0, украинские крестьяне, прибыли в Казахстан с территории Украины (Полтавская область) приблизительно в 1915 г. Какое-то время проживали в сельской местности (Карагандинская область), в 30-е гг. XX в. переехали в г. Акмолинск.

Образ жизни сельского жителя | Статья в журнале...

По уровню образования 33 % респондентов имели среднее образование, 27 % закончили ПТУ, 34 % — со средним специальным образованием, 6 % — с высшим. Большинство людей проживают в сельской местности более 20 лет.

Проблемы народного образования на Европейском Севере...

Учителя рассматривали проекты обеспечения прав в области образования всех национальностей России, единство организационных начал школ

Данная практика таким же образом не оказывала положительного действия на развитие образовательной сферы.

Бедность сельского населения — глобальная проблема сельских...

образовательно-квалификационные — низкий уровень образования и профессиональной подготовки

Наряду с сельским хозяйством более распространены рабочие места в сельской местности на предприятиях социальной сферы: в образовании, торговле, культуре, связи.

Основные этапы развития национального образования...

Вопросы национальной политики в области просвещения решались и на уровне съездов и совещаний. Уже в 1918 г. состоялось 22 национальных съезда работников образования, поднимавших вопросы развития национальной культуры, организации школ на родном языке.

Физическое развитие детей, проживающих в городской...

физическое развитие, физическое развитие детей, городской, возраст, рост девочек, физическое развитие городских, сельская школа, летний возраст, городская местность, показатель.

Задать вопрос