Автор: Топор Анна Владимировна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (127) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 14.11.2016

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Топор А. В. Оценивание деятельности студентов-бакалавров // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 521-522.



Ключевые слова: оценочные средства, методы оценивания, эссе, критерии оценки эссе

Вопросы оценивания учащихся волновали не одно поколение педагогов. В своих трудах многоаспектность данной проблемы раскрывали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн (оценочная функция человек); Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев (социокультурная роль оценивания); В. П. Беспалько, В. И. Загвязинский (оценочная деятельность в учебном процессе); Л. Байкова, Н. Л. Баженова, Н. В. Кузьмина (подготовка будущих педагогов к профессиональному оцениванию) и др. В условиях двухуровневой образовательной системы вуза эти вопросы по-прежнему являются актуальными.

Являясь неотъемлемым и обязательным компонентом учебного процесса и образовательной программы высшего образования оценивание студентов сегодня, требует новых подходов. По мнению Н.В Дрантусовой, Е. А. Князева, «главная задача этой процедуры — улучшение качества работы конкретного человека и через это достижение более широких целей — улучшение качества учебных программ, в которые вовлечены оцениваемые люди, и достижение нового качества работы всей организации в целом» [2]. Речь идет не только об изменении средств оценивания (используются новые не характерные для специалитета такие как: модули, презентации, эссе и т. п.), но и об изменении целей, а также о пересмотре философского подхода к оцениванию деятельности студентов.

Основной целью системы оценивания студентов в профессиональном образовании является выявление соответствия академических результатов иосновных целей основной образовательной программы соответствующей профессиональной квалификации.

Методология оценивания базируется на ряде принципов, наиболее важными из которых являются: соответствие результатов обученности конечным целям подготовки; соответствие методов оценивания методам обучения; вариативность использования форм и методов оценки уровня подготовленности студентов; действительность, эффективность, объективность и прозрачность процесса оценивания знаний студентов и т. д. Современные подходы к проектированию системы оценивания должны основываться на возрастающей роли и значимости индивидуальной работы студента, а также самостоятельной работы под руководством преподавателя.

Таким образом, посредством использования альтернативных методов оценивания осуществляется переход от оценки успеваемости к оцениванию «реальных достижений учащихся». Так называемому аутентичному оцениванию (authentic assesment), которое, по мнению Н. В. Алехиной и Э. Зильберштейн [1] ориентировано на практические результаты деятельности учащихся, в нашем случае студентов — бакалавров, позволяет учитывать инициативу, стимулировать стремление к самосовершенствованию и личностному росту. Обеспечивает возможность видеть результаты собственной деятельности, получать признание своих достижений, что в свою очередь позволяет повысить уровень подготовки будущих специалистов.

Остановимся на одном из письменных методов оценивания достижений студентов бакалавров — эссе. Данный вид учебной деятельности студента, характеризуется Т. И. Красновой как самостоятельное сочинение-размышление над научной проблемой, при использовании идей, концепций, ассоциативных образов из других областей науки, искусства, собственного опыта, общественной практики [4].

Из существующего многообразия эссе, по мнению Т. И. Красновой, чаще используются [3]:

‒ описательное эссе, в котором автором указывается направление действий или даются инструкции в том, как закончить задачу, или как должно быть выполнено некое действие (например, эссе на тему «Как привлечь младшего школьника к краеведческой работе?»);

‒ причинно-следственное эссе. При их написании студенты, исходя из предложенных ситуаций, пытаются ответить на вопросы «Почему так происходит?» и «Каков результат?» (примером может послужить эссе на тему «Причины неуспеваемости учащихся», написанное после прохождения педагогической практики);

‒ сравнивающее эссе. Такой тип позволяет фиксировать различия и сходства между людьми, местами, вещами, идеями, и т. д. (пример темы такого эссе — «Традиционные и нетрадиционные уроки в начальной школе»). Возможен вариант, когда рассматриваются только различия или только сходства;

‒ аргументирующее эссе, в котором фиксируется обоснованное мнение относительно предмета, а затем автор либо представляете возражения и опровергаете их либо представляете аргументы, поддерживающие данные предположения (темы такого типа эссе: «Должен ли каждый учиться в университете?», «Может ли студент учиться и одновременно работать по специальности?»).

Критериями оценки эссе могут стать следующие показатели:

‒ полнота раскрытия темы — рассмотрены все разделы темы, в случае необходимости проанализированы и подытожены различные точки зрения;

‒ доказательство позиции — проблема рассматривается глубоко, предоставляется необходимая и точная информация (при необходимости используется дополнительная историческая, юридическая и т. п. информация);

‒ стиль изложения — логически выстроенное раскрытие темы, использование ясного, точного языка, применение соответствующей терминологии (при необходимости);

‒ технический аспект — аккуратное оформление работы (дополнительного внимания заслуживают работы, написанные от руки, что позволяет судить о каллиграфических навыках будущего педагога), отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок; правильно оформленные ссылки и библиография;

‒ работа не является плагиатом (объем авторского текста, как правило, оговаривается заранее).

Использование эссе позволяет оценивать умение студентов письменно излагать суть поставленной проблемы (попутно определить их владение соответствующей терминологией и словарный запас, что весьма важно для педагога), самостоятельно проводить ее анализ, опираясь на концепции и аналитический инструментарий соответствующей дисциплины. На основе имеющейся информации делать выводы, и доказывать собственную — авторскую позицию по рассматриваемой проблематике.

Литература:

  1. Алехина Н. В. Проблема аутентичного оценивания образовательной деятельности студента в условиях внедрения системы менеджмента качества / Н. В. Алехина, Э. В. Зильберштейн // Успехи современного естествознания. — 2010. — № 1 — С. 47–49.
  2. Дрантусова Н. В. Оценка качества как необходимый элемент (этап) управления в высшем образовании / Н. В. Дрантусова, Е. А. Князев // Университетское управление: практика и анализ. — 1999. — № 1(8). — ULR: http://narfu.ru/pomorsu.ru/www.pomorsu.ru
  3. Краснова Т. И. Оценивание учебной деятельности студентов / Т. И. Краснова // Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования. — 2003. — № 6. — С. 45–53.
  4. Ширшова И. А. Оценивание учебных достижений студентов: современные тенденции / И. А. Ширшова // Ученые записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского. Серия «Проблемы педагогики средней и высшей школы». — 2013. — № 1. — Том 26 (65). — С. 205–215.
Основные термины (генерируются автоматически): методов оценивания, достижений студентов, деятельности студентов, оценивания достижений студентов, системы оценивания студентов, оценивания знаний студентов, существующего многообразия эссе, Критериями оценки эссе, оцениванию деятельности студентов, образовательной программы, деятельности студента, причинно-следственное эссе, методов оценивания методам, образования оценивание студентов, оценивания образовательной деятельности, описательное эссе, Вопросы оценивания учащихся, учебной деятельности студентов, социокультурная роль оценивания, качества работы.

Ключевые слова

эссе, оценочные средства, методы оценивания, критерии оценки эссе

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос