Оценивание деятельности студентов-бакалавров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (127) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 14.11.2016

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Топор А. В. Оценивание деятельности студентов-бакалавров // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 521-522. — URL https://moluch.ru/archive/127/35175/ (дата обращения: 12.12.2018).



Ключевые слова: оценочные средства, методы оценивания, эссе, критерии оценки эссе

Вопросы оценивания учащихся волновали не одно поколение педагогов. В своих трудах многоаспектность данной проблемы раскрывали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн (оценочная функция человек); Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев (социокультурная роль оценивания); В. П. Беспалько, В. И. Загвязинский (оценочная деятельность в учебном процессе); Л. Байкова, Н. Л. Баженова, Н. В. Кузьмина (подготовка будущих педагогов к профессиональному оцениванию) и др. В условиях двухуровневой образовательной системы вуза эти вопросы по-прежнему являются актуальными.

Являясь неотъемлемым и обязательным компонентом учебного процесса и образовательной программы высшего образования оценивание студентов сегодня, требует новых подходов. По мнению Н.В Дрантусовой, Е. А. Князева, «главная задача этой процедуры — улучшение качества работы конкретного человека и через это достижение более широких целей — улучшение качества учебных программ, в которые вовлечены оцениваемые люди, и достижение нового качества работы всей организации в целом» [2]. Речь идет не только об изменении средств оценивания (используются новые не характерные для специалитета такие как: модули, презентации, эссе и т. п.), но и об изменении целей, а также о пересмотре философского подхода к оцениванию деятельности студентов.

Основной целью системы оценивания студентов в профессиональном образовании является выявление соответствия академических результатов иосновных целей основной образовательной программы соответствующей профессиональной квалификации.

Методология оценивания базируется на ряде принципов, наиболее важными из которых являются: соответствие результатов обученности конечным целям подготовки; соответствие методов оценивания методам обучения; вариативность использования форм и методов оценки уровня подготовленности студентов; действительность, эффективность, объективность и прозрачность процесса оценивания знаний студентов и т. д. Современные подходы к проектированию системы оценивания должны основываться на возрастающей роли и значимости индивидуальной работы студента, а также самостоятельной работы под руководством преподавателя.

Таким образом, посредством использования альтернативных методов оценивания осуществляется переход от оценки успеваемости к оцениванию «реальных достижений учащихся». Так называемому аутентичному оцениванию (authentic assesment), которое, по мнению Н. В. Алехиной и Э. Зильберштейн [1] ориентировано на практические результаты деятельности учащихся, в нашем случае студентов — бакалавров, позволяет учитывать инициативу, стимулировать стремление к самосовершенствованию и личностному росту. Обеспечивает возможность видеть результаты собственной деятельности, получать признание своих достижений, что в свою очередь позволяет повысить уровень подготовки будущих специалистов.

Остановимся на одном из письменных методов оценивания достижений студентов бакалавров — эссе. Данный вид учебной деятельности студента, характеризуется Т. И. Красновой как самостоятельное сочинение-размышление над научной проблемой, при использовании идей, концепций, ассоциативных образов из других областей науки, искусства, собственного опыта, общественной практики [4].

Из существующего многообразия эссе, по мнению Т. И. Красновой, чаще используются [3]:

‒ описательное эссе, в котором автором указывается направление действий или даются инструкции в том, как закончить задачу, или как должно быть выполнено некое действие (например, эссе на тему «Как привлечь младшего школьника к краеведческой работе?»);

‒ причинно-следственное эссе. При их написании студенты, исходя из предложенных ситуаций, пытаются ответить на вопросы «Почему так происходит?» и «Каков результат?» (примером может послужить эссе на тему «Причины неуспеваемости учащихся», написанное после прохождения педагогической практики);

‒ сравнивающее эссе. Такой тип позволяет фиксировать различия и сходства между людьми, местами, вещами, идеями, и т. д. (пример темы такого эссе — «Традиционные и нетрадиционные уроки в начальной школе»). Возможен вариант, когда рассматриваются только различия или только сходства;

‒ аргументирующее эссе, в котором фиксируется обоснованное мнение относительно предмета, а затем автор либо представляете возражения и опровергаете их либо представляете аргументы, поддерживающие данные предположения (темы такого типа эссе: «Должен ли каждый учиться в университете?», «Может ли студент учиться и одновременно работать по специальности?»).

Критериями оценки эссе могут стать следующие показатели:

‒ полнота раскрытия темы — рассмотрены все разделы темы, в случае необходимости проанализированы и подытожены различные точки зрения;

‒ доказательство позиции — проблема рассматривается глубоко, предоставляется необходимая и точная информация (при необходимости используется дополнительная историческая, юридическая и т. п. информация);

‒ стиль изложения — логически выстроенное раскрытие темы, использование ясного, точного языка, применение соответствующей терминологии (при необходимости);

‒ технический аспект — аккуратное оформление работы (дополнительного внимания заслуживают работы, написанные от руки, что позволяет судить о каллиграфических навыках будущего педагога), отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок; правильно оформленные ссылки и библиография;

‒ работа не является плагиатом (объем авторского текста, как правило, оговаривается заранее).

Использование эссе позволяет оценивать умение студентов письменно излагать суть поставленной проблемы (попутно определить их владение соответствующей терминологией и словарный запас, что весьма важно для педагога), самостоятельно проводить ее анализ, опираясь на концепции и аналитический инструментарий соответствующей дисциплины. На основе имеющейся информации делать выводы, и доказывать собственную — авторскую позицию по рассматриваемой проблематике.

Литература:

  1. Алехина Н. В. Проблема аутентичного оценивания образовательной деятельности студента в условиях внедрения системы менеджмента качества / Н. В. Алехина, Э. В. Зильберштейн // Успехи современного естествознания. — 2010. — № 1 — С. 47–49.
  2. Дрантусова Н. В. Оценка качества как необходимый элемент (этап) управления в высшем образовании / Н. В. Дрантусова, Е. А. Князев // Университетское управление: практика и анализ. — 1999. — № 1(8). — ULR: http://narfu.ru/pomorsu.ru/www.pomorsu.ru
  3. Краснова Т. И. Оценивание учебной деятельности студентов / Т. И. Краснова // Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования. — 2003. — № 6. — С. 45–53.
  4. Ширшова И. А. Оценивание учебных достижений студентов: современные тенденции / И. А. Ширшова // Ученые записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского. Серия «Проблемы педагогики средней и высшей школы». — 2013. — № 1. — Том 26 (65). — С. 205–215.
Основные термины (генерируются автоматически): критерий оценки эссе, соответствующая терминология, учебный процесс, эссе.


Ключевые слова

эссе, оценочные средства, методы оценивания, критерии оценки эссе

Похожие статьи

Анализ приемов, способствующих успешному написанию эссе

В связи с этим коммуникативные компетенции выходят на главный план в процессе преподавания русского языка.

Основная задача эссе продемонстрировать умение учащихся выделять общее и различное, преимущества и недостатки (если мы говорим об оценке...

Качество образования как педагогическая проблема

Образовательный процесс. Образовательная система, условия, соответствующие

Показатели. 1. Личностно-смысловое отношение к учебному материалу и процессу

Таким образом, для оценки качества обучающей деятельности педагога необходимо следующее

Актуальность жанра эссе в свете требований к формированию...

В связи с этим учебно-воспитательный процесс в школе должен быть направлен на выполнение нового социального заказа – на формирование творческой социально-адаптированной

- эссе как самостоятельная работа по изученному учебному материалу

Программа факультативного курса «Научись писать эссе по...»

Тема 3. Критерии оценивания обществоведческого эссе (2ч.)

Необходимыми условиями реализации изменений является наличие материально-технической базы для внедрения в процесс обучения технологии (достаточная обеспеченность учащихся учебными пособиями)...

Проблема повышения качества образования в вузе

— уровень квалификации преподавателей вуза и обеспеченность учебного процесса специалистами соответствующего направления

Разработка механизмов мониторинга и критериев результативности процессов системы.

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

В статье рассматривается проблемы преимущества и недостатки традиционных и новых методов контроля оценки результатов обучения в учебном процессе. Контроль определяется как система научно-обоснованной проверки результатов обучения...

Особенности и основные стратегии подготовки учащихся к ГИА-11...

При обучении учащихся написанию эссе нужно реализовать две задачи: качество и оптимизация.

Надо, прежде всего, проявить свои языковые умения для выполнения всех параметров задания, чтобы получить наивысшую возможную оценку.

Критерии качества деятельности преподавателей в университетах...

Оценка деятельности преподавателей рассматривается как важная составная часть обеспечения качества учебного процесса; ей подвергается научный, педагогический и вспомогательный (консультативная помощь, представительство в различных органах и т. д...

Особенности оценивания знаний по иностранному языку...

Каким образом оценить правильное использование языковых средств, которые использует говорящий в процессе речевого акта?

А теперь рассмотрим критерии оценивания письменной речи. К примеру, МГИМО выдвигает следующие критерии оценки письменных...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Анализ приемов, способствующих успешному написанию эссе

В связи с этим коммуникативные компетенции выходят на главный план в процессе преподавания русского языка.

Основная задача эссе продемонстрировать умение учащихся выделять общее и различное, преимущества и недостатки (если мы говорим об оценке...

Качество образования как педагогическая проблема

Образовательный процесс. Образовательная система, условия, соответствующие

Показатели. 1. Личностно-смысловое отношение к учебному материалу и процессу

Таким образом, для оценки качества обучающей деятельности педагога необходимо следующее

Актуальность жанра эссе в свете требований к формированию...

В связи с этим учебно-воспитательный процесс в школе должен быть направлен на выполнение нового социального заказа – на формирование творческой социально-адаптированной

- эссе как самостоятельная работа по изученному учебному материалу

Программа факультативного курса «Научись писать эссе по...»

Тема 3. Критерии оценивания обществоведческого эссе (2ч.)

Необходимыми условиями реализации изменений является наличие материально-технической базы для внедрения в процесс обучения технологии (достаточная обеспеченность учащихся учебными пособиями)...

Проблема повышения качества образования в вузе

— уровень квалификации преподавателей вуза и обеспеченность учебного процесса специалистами соответствующего направления

Разработка механизмов мониторинга и критериев результативности процессов системы.

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

В статье рассматривается проблемы преимущества и недостатки традиционных и новых методов контроля оценки результатов обучения в учебном процессе. Контроль определяется как система научно-обоснованной проверки результатов обучения...

Особенности и основные стратегии подготовки учащихся к ГИА-11...

При обучении учащихся написанию эссе нужно реализовать две задачи: качество и оптимизация.

Надо, прежде всего, проявить свои языковые умения для выполнения всех параметров задания, чтобы получить наивысшую возможную оценку.

Критерии качества деятельности преподавателей в университетах...

Оценка деятельности преподавателей рассматривается как важная составная часть обеспечения качества учебного процесса; ей подвергается научный, педагогический и вспомогательный (консультативная помощь, представительство в различных органах и т. д...

Особенности оценивания знаний по иностранному языку...

Каким образом оценить правильное использование языковых средств, которые использует говорящий в процессе речевого акта?

А теперь рассмотрим критерии оценивания письменной речи. К примеру, МГИМО выдвигает следующие критерии оценки письменных...

Задать вопрос