Восьмой саммит БРИКС в Гоа пришелся на 15–16 октября, времена, когда некоторые страны-члены, особенно Бразилия и Южная Африка, сталкиваются с экономическим кризисом. Встреча в Гоа разительно отличается от саммита, прошедшего в 2006 году, в год создания группы, когда все страны-члены (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) находились в устойчивом экономическом положении [6].
Таблица 1
Саммиты БРИКС
Саммит |
Дата(ы) |
Место проведения |
Лидер |
1 |
16 июня 2009 |
Россия, Екатеринбург |
Дмитрий Медведев (президент) |
2 |
16 апреля 2010 |
Бразилия, Бразилиа |
Луис Инасиу Лула да Силва (президент) |
3 |
14 апреля 2011 |
Китай, Санья |
Ху Цзиньтао (президент) |
4 |
29 марта 2012 |
Индия, Нью-Дели |
Манмохан Сингх (премьер-министр) |
5 |
26–27 марта 2013 |
ЮАР, Дурбан |
Джейкоб Зума (президент) |
6 |
13–17 июля 2014 |
Бразилия, Форталеза |
Дилма Руссефф (президент) |
7 |
8–9 июля 2015 |
Россия, Уфа |
Владимир Путин (президент) |
8 |
15–16 октября 2016 |
Индия, Гоа |
Нарендра Моди (премьер-министр) |
С тех пор организация достигла внушительных успехов, таких как создание Нового банка развития (НБР), ранее именуемого как Банк БРИКС, возглавляемый бывшим индийским банкиром Каматом. Банк уже выделил ссуду в размере более 800 млн. долларов на проекты по выработке чистой энергии.
Во-первых, за последние годы страны-члены инвестировали в построение мирового благосостояния.
Во-вторых, уровень инвестиций, требуемый для разработки инфраструктуры, насчитывает непомерные 1,5 трлн. долларов и БРИКС будет играть важную роль в данной области. Камат уже заявил: «На одну только инфраструктуру в год во всем мире уходит 1–1,5 трлн. долларов — все многосторонние банки совместно способны выделить 15 % этой суммы».
В-третьих, существует огромный потенциал для сотрудничества между странами-членами БРИКС. НРБ скорее всего увеличит масштаб и количество операций. Планируется открытие регионального офиса в Южной Африке.
В-четвертых, Камат высказался в пользу независимого рейтингового агентства БРИКС [5].
Помимо экономических проблем, затрагивающих некоторые страны, трудно игнорировать геополитические различия между странами-членами. Тем не менее, отношения между Индией и Китаем, а также Индией и Россией, имеют важную значимость, что, похоже, признается всеми странами.
В официальном заявлении по итогам встречи президента КНР Си Цзиньпина и премьер-министра Индии Нарендра Моди было отмечено не только сотрудничество в проектах по строительству железных дорог и промышленных парков, но и участие в многосторонних форумах, таких как Шанхайская организация сотрудничества и саммит стран Восточной Азии.
В то время, как возникновение некоторых противоречий в любой группе естественно, для БРИКС, куда входит большая часть человечества, важно найти общий язык в сфере экономики и обеспечить единство группы, невзирая на стратегические различия.
В данном контексте, необходимо придать особую значимость установлению деловых связей между этими странами, где важным звеном является организация торговых ярмарок. На сегодняшний день внутри БРИКС прибыль от торговли насчитывает 250 млрд. долларов и ей нужен больший толчок. Во время выступления на деловом совете БРИКС Моди заявил, что страны-члены должны быть нацелены на объем в 500 млрд. долларов к 2020 году [4].
Страны-члены БРИКС также могут изучить возможности сотрудничества в таких областях, как здравоохранение, образование, что принесет взаимную выгоду. Также необходимо дать толчок международной связи: туризм, образование, здравоохранение и совместные научные исследования могут сыграть определенную роль в объединении народов группы. Выступая в совете, Моди заявил: «Масштабы нашего партнерства простираются от сельского хозяйства до промышленности и инноваций; от торговли до туризма; от экологии до энергетики; от кинематографии до футбола; от развития навыков до смарт-городов; от борьбы с коррупцией до защиты нашего общества». Страны-члены не должны позволять различиям мешать реализации ключевых целей организации. Напротив, успех организации должен стимулировать страны-члены устранять эти различия. Тем не менее, необходимо определить жесткий подход к борьбе с такими проблемами как терроризм, который несет в себе мировую угрозу.
В то время, как развивающийся мир становится двигателем прогресса, странам-членам БРИКС пора проявить проницательность и дальновидность в нахождении общего языка.
«Большая пятерка» великих держав Евразии, Африки и Латинской Америки, несмотря на трудности и происки геополитических соперников, все увереннее заявляет о себе как об основе альтернативного существующему многополярного миропорядка.
Лидеры стран БРИКС по итогам саммита в индийском штате Гоа приняли итоговую декларацию, которая опубликована на сайте МИД Индии.
В частности, в декларации главы государств обращают внимание на международный терроризм и особенно «Исламское государство» (деятельность организации запрещена в России), которые «представляют глобальную и беспрецедентную угрозу международному миру и безопасности». «Мы призываем все нации провести эффективную имплементацию соответствующих резолюций Совбеза ООН», — подчеркивается в документе [7, с. 42].
Кроме того, лидеры БРИКС призвали все страны разработать и способствовать принятию всеобъемлющей конвенции о международном терроризме в рамках Генассамблеи ООН «без дальнейшего промедления».
Упоминается в декларации и о конфликте в Сирии. «Мы призываем все вовлеченные стороны прийти к всеобъемлющему и мирному завершению конфликта, принимая во внимание легитимные устремления народа Сирии, через национальный диалог и политический процесс, возглавляемый Сирией, на основании Женевского коммюнике 2012 года, а также резолюции Совбеза ООН», — говорится в документе.
При решении конфликта в Сирии должно продолжаться «безжалостное» преследование террористических группировок, внесенных в список Совбеза ООН, в том числе ИГ и «Джабхат ан-Нусры» (запрещена в России) [3].
Кроме того, лидеры стран БРИКС осудили односторонние военные интервенции и экономические санкции, нарушающие международное право и всеми признанные нормы международных отношений.
В заключение в декларации говорится, что Индия, Южная Африка, Бразилия и Россия одобряют предложение Китая принять следующий саммит, который пройдет в 2017 году, и обещают по этому вопросу полную поддержку.
Если оценивать итоги саммита в данном ключе — следует подчеркнуть, что как раз его политическая направленность позволила странам-участницам БРИКС подтвердить принципиальное единство своих подходов по ключевым проблемам геополитики.
Россия и ее партнеры по БРИКС призвали все государства в целях борьбы с терроризмом «провести эффективную имплементацию соответствующих резолюций Совбеза ООН». Кроме того, лидеры БРИКС призвали все страны разработать и способствовать принятию всеобъемлющей конвенции о международном терроризме в рамках Генассамблеи ООН «без дальнейшего промедления» [2, с. 151].
Единство подходов стран-членов БРИКС четко прослеживается и по сирийской проблематике. «Мы призываем все вовлеченные стороны прийти к всеобъемлющему и мирному завершению конфликта, принимая во внимание легитимные устремления народа Сирии, через национальный диалог и политический процесс, возглавляемый Сирией, на основании Женевского коммюнике 2012 года, а также резолюции Совбеза ООН», — говорится в итоговом документе. При этом вопрос о политическом урегулировании в Сирии, по мнению участников саммита в Гоа, не может влиять на борьбу с террористическими группировками — «безжалостное» преследование которых должно продолжаться вне зависимости от хода политического процесса [1].
Россия и ее партнеры по БРИКС единодушно осудили односторонние военные интервенции и экономические санкции, как нарушающие международное право и всеми признанные нормы международных отношений. Данная констатация приобретает сегодня особое значение, учитывая намерение США и ряда западноевропейских стран ввести против России новые санкции за ее позицию по сирийскому урегулированию. Очевидно, что подобные меры будут носить не только противоправный и деструктивный характер с точки зрения именно объединения усилий в борьбе с международным терроризмом, но и способны еще больше усилить раскол как в рядах мирового сообщества, так и конкретно в рядах Европейского союза.
Таким образом, саммит знаменовался не только новыми перспективами экономического и политического сотрудничества. России удалось сохранить единство БРИКС и нанести серьезный удар по попыткам США вывести из блока хозяйку саммита Индию. В центре дискуссий оказались вопросы борьбы с международным терроризмом, урегулирования конфликта в Сирии и санкций против России, инициированных США и руководством Европейского союза.Можно констатировать, что задачи укрепления стратегического партнёрства в БРИКС как одного из ключевых международных объединений и развития многопрофильного сотрудничества в этом формате выполнены успешно.
Литература:
- 8-ой саммит БРИКС [Электронный ресурс] URL: http://ru.euronews.com/2016/10/16/global-economic-recovery-fragile-warns-china-s-xi-at-brics-summit (дата обращения: 25.10.2016)
- Ардзинба И. Будущее группы БРИКС глазами экспертного сообщества // Междунар. жизнь. — 2016. — № 3. — С.148–152.
- БРИКС. Страны БРИКС — Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР [Электронный ресурс] URL:http://www.ereport.ru/articles/ecunions/brics.htm(дата обращения: 26.10.2016)
- БРИКС: просто буквы или объединение большей части человечества? [Электронный ресурс] URL: https://azeri.today/articles/1177/ (дата обращения: 27.10.2016)
- Саммит БРИКС в Гоа: на стыке политики и экономики [Электронный ресурс] URL:https://interaffairs.ru/news/show/16171 (дата обращения: 25.10.2016)
- Самый важный итог саммита БРИКС [Электронный ресурс] URL:http://tsargrad.tv/article/2016/10/16/samyj-vazhnyj-itog-sammita-briks (дата обращения: 27.10.2016)
- Сарычев В. И. Перспективы человеческого развития на полях БРИКС: проблемы глобального управления // Бизнес Информ. — Харьков, 2016. — № 4. — С.48–57.