Автор: Макарова Юлия Вадимовна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (125) ноябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 27.10.2016

Статья просмотрена: 100 раз

Библиографическое описание:

Макарова Ю. В. Идеи гуманной педагогики в трудах отечественных и зарубежных ученых // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 880-883.



В статье рассматривается проблема гуманного воспитания детей. Описываются основные идеи гуманной педагогики и периоды её становления.

Ключевые слова: гуманная педагогика, гуманизм, воспитание

Современное общество является началом новой системы образования, где определяется новая цель педагогической деятельности — воспитание гуманной, нравственной, демократичной личности, всесторонне развитой (физически, духовно, интеллектуально). Специалисты пытаются сделать образование более доступным и обширным, но одной из главных проблем остается недостаточное проявление идей гуманности в современной школе. С конца XIX века над этой проблемой работают многие как зарубежные, так и отечественные психологи и педагоги. В настоящее время педагогическая наука располагает значительным количеством исследований, в которых реализуется концепция гуманной педагогики, раскрывается её содержание. Среди них можно назвать труды как классиков педагогики, так и современных исследователей: Я. А. Коменского, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, Ш. А. Амонашвили, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Б. Д. Эльконина, М. Монтессори, С. Френе, Дж. Дью и других.

Гуманизм — мировоззрение, основными принципами которого являются: любовь к людям, уважение человеческого достоинства, забота о благе людей. На протяжении столетий происходили изменения в политической и социальной сферах общества. Традиционное образование приняло кризисное положение. Возрастала необходимость создания «новой школы», массовой и общедоступной. Идейной основой социально-педагогических преобразований стали новые концепции в психологии, философии, социологии [1, с.25].

Е. Б. Попов отмечает, что актуальными и значимыми становятся несколько следующих идей: природа создаёт предпосылки для рождения и развития человека, но развивающийся человек находит основание в себе самом; свобода человека предполагает принятие человеком ответственности за результаты своей деятельности; человек познает самого себя и окружающий мир; подлинное развитие человека выражается через самореализацию; человек открыт миру, что позволяет ему выйти за рамки самоизоляции [1, с.27].

В словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой гуманизм определяется как «гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям» [2, с.145]. Традиционно в становлении современной гуманистической педагогики выделяют 2 этапа: 19 век — начало 20 и вторая половина 20 века. Первый этап характеризуется по следующим направлениям. Педоцентризм, т. е. индивидуальное развитие ребенка через его самодеятельность, признание самоценности детства и необходимости подчинения социальных институтов законам человеческой природы. Здесь становятся известны идеи гуманности М. Монтессори, О. Декроли, Корчака, К. Вентцель, В. Кащенко, П. Блонского и т. п. Второе направление социально педагогические новации — культивирование в условиях педагогической системы отношений демократии и совместного общежития через организацию мини-общества из активных сотрудников. Актуализируется социогенный аспект содержательного времени жизни ребенка. В этом направлении рассматриваются идеи С. Френе, Д. Дьюи, П. Петерсена, П. Гехееба, Е. Левицкой, В. Сорока-Росинского, С.Ривеса и Н. Шульмана и др.

Следующее направление — это культурологический подход, который определяет обучающегося как субъект культуры, представители Г.Винекен, школа А. Лихтварка и т. п. И последнее направление на данном этапе антропософская педагогика, где ценностью являлось сохранение и развитие естественного в человеке, так называемой «субстанции детства», без которой человек не может оставаться самим собой.

Н. И. Пирогов, известный своей хирургической деятельностью, имел ряд педагогических взглядов, с помощью которых развивал идею о гуманности в отношении с учениками, противопоставляя официальному образованию идеи общечеловеческого воспитания. В результате такого метода ребенок становился личностью с высокими нравственными качествами и широким умственным кругозором. Главной целью педагогической деятельности, по мнению Пирогова, является сделать человека человеком. Для реализации этой цели необходимо до определенного возраста руководствоваться плодами единого нравственно-научного просвещения. Профессор являлся противником идеи ранней специализации детей, сужающей кругозор и тормозящей нравственное развитие. Он делал акцент на необходимости широкого общего образования как основы профессионального обучения. Н. И. Пирогов считал идеалом человека — личность, наделённую чертами абстрактного гуманизма [3, с.157].

Я. А. Коменский создал одну из самых влиятельных педагогических систем. В его классно-урочной системе ребенок должен делать всё под руководством учителя, где он в свою очередь хорошо изучал ребенка и всегда учитывал его индивидуальность. С такой системой мы имеем дело сегодня в России [4, с.76]. В современной педагогике ребенок есть материальная субстанция. По Коменскому — ребенок есть божественное явление и задача педагога — развивать в нем эту божественность.

В. А. Сухомлинский внес значительный вклад в развитие идей гуманности. По его мнению, чтобы нравственный идеал стал реальностью, необходимо учить детей правильной жизни, правильным поступкам и отношению к людям и к самому себе. Он советует педагогам бояться, как огня — детского одиночества — самую страшную беду школьной жизни. Воспитатели, порой увлекаясь показными, эффектными мероприятиями, забывают о сущности воспитания — человеческих взаимоотношениях [5, с. 11, 35].

Основоположником современной педагогической деятельности считают великого педагога К. Д. Ушинского, определяющего воспитание как сознательный процесс создания гармоничной личности. Одну из значимых ролей в педагогике он отдаёт воспитанию нравственности, утверждая, что основной задачей воспитания является нравственное влияние, а не развитие ума и наполнение знаниями. По мнению Ушинского, в процессе воспитания нравственности в человеке развиваются качества дисциплинированности, гуманности, честности и трудолюбия, а также чувство собственного достоинства и скромность. Основными средствами воспитания педагог считал: личный пример учителя, педагогический такт, меры предупреждения, поощрения и взыскания, а также обучение и убеждение. Ушинский протестовал против традиций старой школы, где основой являлось слепое повиновение ученика педагогу и имели место телесные наказания. Гуманность ученику должна быть основой воспитания [6, с.35, 47].

Второй этап развития гуманистической концепции представлен несколькими направлениями. Первое — это развивающее обучение, идеями которого стали поисковый характер обучения, самостоятельность мышления, опора на проявление индивидуальности детьми, доверительная атмосфера в ходе взаимодействия со школьниками. Идеи развивающего обучения нашли свое отражение в трудах В. В. Давыдова, Л. С. Занкова, Б. Д. Эльконина, И. С. Якиманской, Л. Н. Бережновой, Г. Селевко и др. Второе — холистическая школа, развивающая идеи объединения основ восточного и западного воспитания. Третье, коммуникативное направление — опиралось на создание атмосферы в учебном заведении по принципу большой семьи, где все заботятся друг о друге. Вдохновителями стали: С. Ваймер, Е.Паризер, Д. Джонсон, Д. Соломон, В. Караковский, В. Рубцов, П. Ершов.

Лабиринт В 20 веке имела развитие педагогика сотрудничества, которая является продолжением идей гуманности прошлых столетий. Роль учителя в педагогике сотрудничества состоит в том, что он не просто учит детей, а помогает учиться. Учитель создаёт обстановку, развивающую среду, которая побуждает к учению. Главный вдохновитель новой волны педагогики, С. Л. Соловейчик, определял сотрудничество как совместную работу равных [7, с.123]. Каждый ученик чувствует себя личностью. Здесь исключено оскорбление ребенка подозрением в неспособности к чему-либо. Каждый чувствует себя защищенным. Педагоги общаются между собой, происходит сотрудничество между детьми, родителями, учителями.

Корни педагогики сотрудничества идут к Вальдорфской школе, основателем которой является педагог Рудольф Штайнер. Обучение здесь развивает у ребенка любови к миру вокруг во всех его проявлениях, с его обитателями т. п. [8, с.2]. В основе вальдорфской педагогики лежит метод «душевной экономии» (применяется в школе), ценность которого в том, чтобы развивать у обучающихся такую деятельность, которую они сами способны освоить на данном этапе своего развития, без внутренних сопротивлений [9, с.86].

Последнюю четверть XX века можно охарактеризовать как этап осмысления и педагогической интерпретации идей и принципов ранее возникших проектов гуманистической педагогики в меняющихся социокультурных условиях.

Среди достоинств гуманной педагогики можно выделить следующее: основа воспитания — внимательное отношение к внутреннему миру ребенка, педагог ориентируется на развитие личности воспитанника с помощью учения и общения, а также происходит постоянное освоение новых методов, форм и средств обучения и взаимодействия с учениками [10, c. 61]. Однако, стоит быть внимательным, достоинства могут стать недостатками. Если процесс обучения и воспитания происходит лишь за счёт интересов детей и на основе их самостоятельности, это приведёт к понижению уровня знаний детей, и ко всему прочему снижению роли учителя и родителей в воспитании, что представляет моральную и социальную опасность.

Целью гуманного педагога является принятие ребенка какой он есть, помощь в процессе самоактуализации ученика, т. е. помощь в осознании целей развития и способствование их достижению, поддерживание роста детей как личности, не снимая при этом с себя ответственности за результаты. Гуманная педагогика — подвиг для учителя. Ни в одной книге не написана педагогическая истина. В них только размышления о педагогике. Каждый педагог идет своим путем, опираясь на опыт прошлых поколений педагогов.

Литература:

  1. Попов Е. Б. Гуманистическая педагогика: идеи, концепции, практика: Из серии «Педагогика и гуманизм» /Учебное пособие, книга вторая. — Оренбург: ИПК ОГУ, 2003. — 156 с.
  2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка 80000 слов и физиологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры, М.: АЗЪ, 1999. — 928 с.
  3. Порудоминский В. И. Жизнь замечательных людей / Владимир Порудоминский Жизнь замечательных людей, Пирогов Н. И. — М.: Молодая гвардия, 1975. — 304 с.
  4. Безрукова В. С. Педагогика: учебное пособие / В. С. Безрукова, Ростов н/Д: Феникс, 2013. — 381 с.
  5. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие / Сост. О. В. Сухомлинская. — М.: Педагогика, 1990. — 288 с.
  6. Ермолин Е. А. Константин Дмитриевич Ушинский / Евгений Ермолин, биография педагога, Ярославль: Ярослав Мудрый, 2014. — 70 с.
  7. Русаков А. С. Антология гуманной педагогики / С. Л. Соловейчик Антология гуманной педагогики. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2007. — 224 с.
  8. Фомина Н. И., Барчева А. А. Возможности реализации идей вальдорфской педагогики в дошкольной образовательной организации// Молодой ученый. — № 8.2 (112.2). — 2016.
  9. Головина Л. В. Методика раннего развития Вальдорфской школы / Л. Головина, М.: Эксмо, 2009. — 224 с.
  10. Тихомирова О. Б., Фомина Н. И. Концепция гуманной педагогики в современном обучении // Международный научно-исследовательский журнал. — Екатеринбург: ООО «Компания ПОЛИГРАФИСТ, июль 2016. — № 7(49). — С. 61–64.
Основные термины (генерируются автоматически): гуманной педагогики, Антология гуманной педагогики, идей гуманности, гуманистической педагогики, идеи гуманной педагогики, вальдорфской педагогики, педагогической деятельности, Идеи гуманной педагогики, концепция гуманной педагогики, достоинств гуманной педагогики, Концепция гуманной педагогики, современной гуманистической педагогики, классиков педагогики, идей вальдорфской педагогики, проектов гуманистической педагогики, Корни педагогики сотрудничества, новой волны педагогики, основе вальдорфской педагогики, проявление идей гуманности, развитие идей гуманности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос