Основные направления развития педагогической мысли в современной зарубежной педагогике | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 13. Народное образование и педагогика за рубежом

Опубликовано в

I международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, август 2016)

Дата публикации: 18.07.2016

Статья просмотрена: 666 раз

Библиографическое описание:

Ахъядов Э. С. Основные направления развития педагогической мысли в современной зарубежной педагогике [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 74-76. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/205/10898/ (дата обращения: 25.09.2018).



Западная модель образования неоднозначна. Рассмотрим примеры двух направлений, которые зародились еще в 30-е годы, являются по сути альтернативными моделями, но становятся все более популярными и актуальными в настоящее время.

Гуманистическое направление в педагогике (Р. Миллер, Ч. Паттерсон, Т. Киршенбаум, С. Б. Саймон, К. Роджерс) характеризуется призывом перенести акцент с техники на человека и создать «гуманное», а не «индустриальное» общество, осознанием необходимости учить школьников искать «новую гуманистическую значимость знаний», «познавать их личностную значимость», которая позволит человеку раскрыть свои возможности и изменить себя. Определение целей общего среднего образования представителями концепции «гуманистического» образования основывается на экзистенциалистском принципе самоактуализации личности.

Согласно гуманистической педагогике, каждая личность уникальна. Эта уникальность проявляется и укрепляется в ситуациях жизненного выбора: выбора поступка, поведения, карьеры, жизненного пути, судьбы.

Ученые считают, что учитель может приспосабливать свое поведение и упрощать различия в подходах, что дает ему возможность делать то, что не может делать теоретик: быть восприимчивым, рациональным, гибким в конкретных образовательных ситуациях.

На протяжении нескольких десятков лет западные реформаторы школы большое внимание уделяют проблеме создания в школе условий для личностного самовыражения, личностно значимого учения, имеющего большой смысл для каждого ребенка.

В первой половине 20 века эта концепция, обоснованная Дж. Дьюи (1859–1952), получила название педоцентризма, а также прагматизма в педагогике. Она представлена также в «свободном воспитании» периода педагогических поисков начала 20 века, в педагогике М. Монтессори и Вальдорфской школе Р. Штайнера. Во второй половине 20 века концепция получила развитие в работах А. Маслоу, К. Роджерса и др. Они создали направление в психологии — гуманистическая психология, принципы которой были распространены на образование. В педагогических работах это получило название гуманистическая педагогика, неопедоцентризм.

Дж. Дьюи в создании своей теории воспитания основывался на философии прагматизма, главное понятие которой — опыт, дело. Это значит, что человек в своей деятельности опирается на собственный опыт. Объективное научное знание, нравственные нормы не имеют всеобщего значения законов и правил. Они только инструменты для анализа человеком ситуации и принятия решений, ведущих к успеху. Личный успех — вот критерий науки, роли знаний и нравственности. Истинно и нравственно то, что ведет к успеху. Понятия: опыт, природные «инстинкты» и интересы ребенка, развитие способностей в деятельности, обучение через деятельность — это главные категории педагогики Дж. Дьюи. Он критиковал традиционную школу за догматическую, авторитарную позицию учителя, объяснительно-репродуктивные, словесные методы обучения, рассчитанные на память и воспроизведение, невнимание к личности ученика. Д. Дьюи положил начало педоцентризму: педагогика все свои категории (цели, содержание, методы обучения) должна определять, исходя из интересов, потребностей ребенка. Ребенок — центр учебного процесса, а не учитель и школьный предмет. Это было действительно новым шагом в педагогике, суть которой в том, что взрослые помогают детям в их спонтанной деятельности получать знания и развиваться.

В середине 20 века, правда, обнаружилось, что академический уровень знаний школьников, а также их нравственное развитие невысоки, что считали следствием прагматизма. Научно-техническая революция требовала повысить уровень знаний, интеллектуального и нравственного развития.

Сегодня в литературе можно встретить различные термины, характеризующие такой подход, например, педоцентристское и неопедоцентристское образование, гуманистическое образование, открытое обучение. Как отмечает В. Я. Пилиповский, представители данной парадигмы обучения основывают свои идеи на экзистенциализме, гуманистической психологии, интеракционизме, а также неопрагматизме, то есть установке на обучение посредством деятельности, но с большей эмоциональной вовлеченностью учащихся, которые сами выбирают свои цели, формируют собственные проблемы, принимают решения относительно своего образа действий, погружаются в субъективный опыт и ощущают его последствия. Этот подход называют «новой педагогикой», новым обучением, по сравнению с обучением, основанным на идеях бихевиоризма (поведенческой психологии), которые предполагают создание в школе условий для формирования поведенческого репертуара через систему различных внешних стимулов-раздражителей.

Представители данного направления пропагандируют много очень интересных идей, например:

− главное предназначение человека — то открытие своего подлинного «я»;

− главное предназначение школы — то обучение учащегося в пользу его свободы и без страха потерпеть неудачу;

− «свобода учения», учитель помогает учащемуся познать себя, получить те знания, которые ему жизненно важны, соотнести учебный предмет со своими собственными интересами и целями;

− ценность инициативы, свободного поиска учителей и учащихся, нестандартного подхода к стимулированию творческих сил учащихся;

− «приглашающий» стиль преподавания в противовес стимулирующему и подавляющему преподаванию, который характеризуется особой позицией учителя по отношению к учащимся: проявление чувства симпатии и уважения к учащимся, передача ответственности учащимся за качество учения, признание способностей и достоинства учащихся;

− в обучении должно присутствовать сочетание гуманистического и рационального подхода, то есть общих гуманистических установок на школу и социальной полезности обучения (этот момент получил наибольшее признание у педагогической общественности Запада);

− открытое обучение, например, открыты двери, классные комнаты, ученики могут менять виды деятельности, программа открыта для свободного выбора учениками и учителями в соответствии с интересами ученика.

Идеи создания эмоционально стимулирующей учебной среды, развития инициативности и творчества учащихся, создания позитивной теплой обстановки в школе, изменения роли и позиции учителя в школе и превращение его из контролера в консультанта для ученика, возможности у учащихся выбора «познавательных альтернатив» и максимального использования собственного потенциала все больше и больше привлекают педагогов всего мира.

Литература:

  1. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. М., 1982. Неогуманистические идеи в педагогике // Педагогика. 1993. № 6.
  2. Пилиповский В. Я. Современная западная педагогика: социал-реконструктивистское направление // Педагогика. 1995. № 5.
  3. Роджерс К. Вопросы, которые бы я задал сам себе, если бы был учителем // Семья и школа. 1987. № 10.
Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, педагогика, открытое обучение, школа условий, нравственное развитие, гуманистическая психология, гуманистическая педагогика.

Похожие статьи

Идеи гуманной педагогики в трудах отечественных и зарубежных...

Попов Е. Б. Гуманистическая педагогика: идеи, концепции, практика: Из серии «Педагогика и гуманизм» /Учебное пособие, книга вторая.

Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение.

Гуманизация образовательного процесса | Статья в сборнике...

2) Гуманистически ориентированное обучение строится на этических основаниях, требует

Таким образом, при гуманистическом образовании необходимы следующие условия

- помощь учителям и учащимся в личностном развитии. Таким образом, в ситуациях, при...

Об использовании гуманно-личностного подхода в современной...

Ключевые слова: гуманно-личностная педагогика, гуманная педагогика, сотрудничество, духовно-нравственное воспитание, безотметочное обучение.

 разработана концепция гуманной педагогики в условиях вечерней школы и проект ее реализации

Прогрессивные идеи нравственного воспитания личности...

Гуманистическая педагогика придерживалась идей ведущей роли воспитания в формировании всесторонне и

Так и в конце XIX века нравственное воспитание явилось краеугольным камнем в развитии воспитания в рамках гуманизма, взаимодействия школы и...

Гуманная педагогика – общечеловеческая ценность

Начиная с Сократа гуманистическая идея сотрудничества педагога с учащимися

Имеются в виду поддержка и развитие гуманистических побуждений, идейно-нравственных позиций

высшая школа, педагогическое сотрудничество, образовательный процесс, Педагогика...

Педагогические условия создания образовательной среды...

Актуальность вопроса нравственного воспитания вытекает из гуманистической парадигмы современной педагогики, нацеленной на формирование

Педагогические условия создания культурно-образовательной среды в процессе развития толерантного сознания личности.

Нравственное воспитание как основа становления личности

Поэтому педагоги школы используют любую возможность для духовно-нравственного воспитания, для укрепления в

В течение нескольких лет МБОУ СОШ № 3 с. Арзгир работала по теме: «Нравственность как системообразующий фактор обучения и воспитания учащихся».

Нравственное воспитание младших школьников как актуальная...

Бондаревская, Е. В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания.

Формирование нравственных качеств учащихся...

Ключевые слова: нравственное развитие, младшие школьники, конфликт, конфликтная ситуация, воспитание...

Педагогические идеи К. Д. Ушинского и современность

Рубрика: Общие вопросы народного образования и педагогики.

Поиск новых возможностей решения проблем образования, обучения и развития

Работа русских школ невозможна без народного образования, которое возможно в условиях формирования народных школ.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Идеи гуманной педагогики в трудах отечественных и зарубежных...

Попов Е. Б. Гуманистическая педагогика: идеи, концепции, практика: Из серии «Педагогика и гуманизм» /Учебное пособие, книга вторая.

Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение.

Гуманизация образовательного процесса | Статья в сборнике...

2) Гуманистически ориентированное обучение строится на этических основаниях, требует

Таким образом, при гуманистическом образовании необходимы следующие условия

- помощь учителям и учащимся в личностном развитии. Таким образом, в ситуациях, при...

Об использовании гуманно-личностного подхода в современной...

Ключевые слова: гуманно-личностная педагогика, гуманная педагогика, сотрудничество, духовно-нравственное воспитание, безотметочное обучение.

 разработана концепция гуманной педагогики в условиях вечерней школы и проект ее реализации

Прогрессивные идеи нравственного воспитания личности...

Гуманистическая педагогика придерживалась идей ведущей роли воспитания в формировании всесторонне и

Так и в конце XIX века нравственное воспитание явилось краеугольным камнем в развитии воспитания в рамках гуманизма, взаимодействия школы и...

Гуманная педагогика – общечеловеческая ценность

Начиная с Сократа гуманистическая идея сотрудничества педагога с учащимися

Имеются в виду поддержка и развитие гуманистических побуждений, идейно-нравственных позиций

высшая школа, педагогическое сотрудничество, образовательный процесс, Педагогика...

Педагогические условия создания образовательной среды...

Актуальность вопроса нравственного воспитания вытекает из гуманистической парадигмы современной педагогики, нацеленной на формирование

Педагогические условия создания культурно-образовательной среды в процессе развития толерантного сознания личности.

Нравственное воспитание как основа становления личности

Поэтому педагоги школы используют любую возможность для духовно-нравственного воспитания, для укрепления в

В течение нескольких лет МБОУ СОШ № 3 с. Арзгир работала по теме: «Нравственность как системообразующий фактор обучения и воспитания учащихся».

Нравственное воспитание младших школьников как актуальная...

Бондаревская, Е. В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания.

Формирование нравственных качеств учащихся...

Ключевые слова: нравственное развитие, младшие школьники, конфликт, конфликтная ситуация, воспитание...

Педагогические идеи К. Д. Ушинского и современность

Рубрика: Общие вопросы народного образования и педагогики.

Поиск новых возможностей решения проблем образования, обучения и развития

Работа русских школ невозможна без народного образования, которое возможно в условиях формирования народных школ.

Задать вопрос