Нормативно-правовая регламентация дисциплинарной ответственности в административном праве осуществляется целой совокупностью актов, различных по юридической силе, содержанию, сфере применения.
Под дисциплинарной ответственностью согласно действующему законодательству Российской Федерации следует понимать виновное нарушение трудовой дисциплины и служебных обязанностей. Такие нарушения могут быть выражены как в действиях, так и в бездействии, допускаться как сознательно, так и по неосторожности.
Дисциплинарная ответственность — это наложение дисциплинарных взысканий на основе правовых норм субъектами дисциплинарной власти на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения. Это разновидность юридической ответственности. В то же время дисциплинарная ответственность по административному праву является составной частью дисциплинарного принуждения.
Как правило, рассматриваемая ответственность наступает за дисциплинарный проступок. Это вредное, антиобщественное, виновное деяние, совершенное членом устойчивого коллектива и состоящее в нарушении должностных обязанностей. Дисциплинарная ответственность должностных лиц имеет собственные особенности правовой регламентации, которые и будут рассмотрены в дальнейшем.[1]
Некоторые категории государственных служащих, в связи с выполнением своих полномочий несут ответственность в дисциплинарном порядке и за проступки, порочащие их, как государственных служащих или дискредитируют органы, в которых они работают.
Основополагающим признаком дисциплинарной ответственности должностных лиц, отличающим ее от других видов дисциплинарной ответственности, является сфера ее действия, определяемая исходя из субъектной характеристики данной правовой конструкции как ответственности, применяемой специфическими субъектами дисциплинарной власти к определенной категории лиц — должностным лицам. [2]
Административно-правовой статус должностного лица — это урегулированное административно-правовыми нормами положение данного лица по отношению к иным персонально неопределенным участникам административных правоотношений, в содержание которого включаются следующие основные элементы:
а) административная правосубъектность (правоспособность, дееспособность, деликтоспособность) должностного лица;
б) административно-правовая подведомственность должностного лица;
в) служебная зависимость (организационная подчиненность) должностного лица;
г) административно-правовые принципы, установленные для должностного лица;
д) административно-правовые функции должностного лица;
е) меры административно-правового поведения должностного лица;
ж) административно-правовые требования, установленные для должностного лица;
з) административно-правовые стимулы, установленные для должностного лица;
и) меры административно-правового принуждения, применяемые к должностному лицу;
к) меры дисциплинарного принуждения, применяемые к должностному лицу. [3]
Правильное разграничение дисциплинарных проступков, должностных административных правонарушений и должностных преступлений следует проводить по признаку их включения соответственно в законодательство об административных правонарушениях или в Уголовный кодекс Российской Федерации.
При этом дисциплинарное производство в отношении должностных лиц — это одна из разновидностей административных производств, составляющих административный юрисдикционный процесс. Под дисциплинарным производством предлагается понимать урегулированную административно-правовыми процессуальными нормами деятельность по привлечению должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
Классификация дисциплинарных проступков должностных лиц по степени тяжести совершенного деяния с соответствующей дифференциацией дисциплинарных взысканий выглядит следующим образом:
− незначительные дисциплинарные проступки — это проступки, совершенные впервые или после снятия ранее наложенного дисциплинарного взыскания и не повлекшие нарушения охраняемых законом прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также не причинившие материального ущерба государству;
− значительные проступки — проступки, совершенные впервые или после снятия ранее наложенного дисциплинарного взыскания и повлекшие нарушение охраняемых законом прав и законных интересов физических и юридических лиц и (или) причинившие материальный ущерб государству;
− серьезные проступки.[4]
Дисциплинарная ответственность, как и любая другая, реализуется в рамках охранительных правоотношений.
Дисциплинарная ответственность может быть общей, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации и распространяется на всех работников организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности; и специальной, предусмотренной отдельными федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.
Основным актом, регламентирующим вопросы дисциплинарной ответственности в административном праве, является Федеральный закон от 27 июля 204г. № 79-ФЗ (ред.от 25.11.2009) «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Теперь рассмотрим, как нормативно-правовые акты различного уровня регламентируют дисциплинарную ответственность должностных лиц.
На федеральном уровне:
Статья 56 Таможенного кодекса РФ устанавливает, что должностное лицо таможенного органа, рассматривающее жалобу на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица от имени таможенного органа, при обнаружении признаков виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения должностным лицом таможенного органа возложенных на него должностных обязанностей принимает меры по привлечению этого должностного лица к дисциплинарной ответственности. В частности, статья 413 Таможенного кодекса РФ закрепляет, что за неправомерные решения, действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством.[5]
Закон «О государственной тайне» в статье 7 устанавливает, что должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут в том числе дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Статья 15 этого закона предусматривает, что уклонение должностных лиц от рассмотрения запроса по существу влечет за собой административную (дисциплинарную) ответственность в соответствии с действующим законодательством.[6]
Подзаконные акты:
Правительство принимает решения о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством, вносит Президенту РФ предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ. В частности Руководитель Аппарата Правительства решает вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы в Аппарате Правительства, принимает решение о поощрении сотрудников Аппарата Правительства и применении к ним мер дисциплинарного взыскания. [7]
Прокуратура Российской Федерации предписывает прокурорам при выявлении причин и условий, способствующих нарушениям законодательства в сфере регионального и муниципального нормотворчества, использовать такую форму реагирования, как представление, в котором в обязательном порядке ставить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц аппаратов представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. [8]
Общей особенностью наложения дисциплинарных взысканий на военнослужащих и служащих правоохранительных органов является то, что они могут быть наложены начальниками (командирами) разных уровней. А разные командиры обладают не одинаковым объемом дисциплинарной власти.
В соответствии со ст. 1 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ,1 утвержденного Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495, воинская дисциплина представляет собой строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных российским законодательством, общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ и приказами командиров (начальников). В Законе РФ от 22 января 1993 г. № 4338–1 «О статусе военнослужащих» (утратил силу 1 января 1998 г.) было впервые законодательно определено понятие дисциплинарного проступка — это противоправное, виновное действие (бездействие) военнослужащего, выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с российским законодательством не влечет за собой уголовной или административной ответственности.
К характерным признаками дисциплинарной ответственности должностных лиц военной службы следует отнести следующие:
− объектом воинского дисциплинарного проступка являются общественные отношения, складывающиеся по поводу соблюдения военнослужащими правил воинской дисциплины и общественного порядка;
− в случае нарушения должностным лицом военной службы воинской дисциплины или общественного порядка командир (начальник) вместо назначения виновному дисциплинарного взыскания может ограничиться устным замечанием, напоминанием о воинском долге;
− решение о наложении дисциплинарного взыскания на должностное лицо военной службы может быть принято любым из его командиров (начальником, т. е. вышестоящим должностным лицом), состав которых весьма обширен;
− дисциплинарное производство в отношении должностных лиц военной службы носит исключительно внутренний характер, то есть дисциплинарная ответственность применяется только по решению командиров (начальников). [9]
Особый порядок привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности представляет собой установленный законодательством (п. 1 ст. 2.5 КоАП РФ, ст. 28.2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. 76-ФЗ «О статусе военнослужащих») специальный механизм привлечения должностных лиц военной службы и лиц, имеющих специальные звания, к дисциплинарной ответственности в следующих случаях:
− если доказан факт нарушения воинской дисциплины;
− если деяние (действие или бездействие) совершено умышленно или по неосторожности и в соответствии с законодательством РФ не влечет за собой уголовной или административной ответственности;
− если вина при привлечении должностного лица к дисциплинарной ответственности доказана в порядке, установленном законом, и установлена решением командира или вступившим в законную силу постановлением судьи военного суда.. [10]
Отличие дисциплинарной ответственности от административной ответственности должностных лиц военной службы состоит в следующих особенностях дисциплинарной ответственности:
а) применяется к членам организационно оформленного коллектива в рамках военно-служебных правоотношений за нарушение воинской дисциплины;
б) фактическим основанием дисциплинарной ответственности выступает дисциплинарный проступок;
в) мерой дисциплинарной ответственности выступает дисциплинарное взыскание, состоящее в оказании психического (морального, материального, организационного) воздействия на правонарушителя, связанного с лишением (ограничением) определенных прав военнослужащего), обусловленных осуществлением соответствующей военно-служебной деятельности;
г) дисциплинарное производство в отношении военнослужащих носит исключительно внутренний характер, то есть дисциплинарная ответственность применяется только по решению командиров (начальников).
В качестве особенностей дисциплинарной ответственности военнослужащих выступают следующие признаки:
− объектом воинского дисциплинарного проступка являются общественные отношения, складывающиеся по поводу соблюдения военнослужащими правил воинской дисциплины и общественного порядка;
− в случае нарушения военнослужащим воинской дисциплины или общественного порядка командир (начальник) вместо назначения виновному дисциплинарного взыскания может ограничиться устным замечанием, напоминанием о воинском долге военнослужащего;
− решение о наложении дисциплинарного взыскания на военнослужащего может быть принято любым из его командиров (начальников), состав которых весьма обширен;
− дисциплинарное производство в отношении военнослужащих носит исключительно внутренний характер, то есть дисциплинарная ответственность применяется только по решению командиров (начальников). [11]
Судейская дисциплина является одним из видов специальной (статусной) дисциплины, поскольку связана с профессиональной деятельностью носителей судебной власти. Судейская дисциплина — это социальные правила поведения судей, предъявляемые к ним требования и их фактическая реализация.
Различия между дисциплинарным проступком судьи и дисциплинарным проступком лица, замещающего иную государственную должность Российской Федерации, состоит в том, что досрочное прекращение полномочий судьи не является дисциплинарным взысканием в форме увольнения, поэтому нормы трудового законодательства к нему не применимы.
Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» в ст. 12.1. устанавливает специальный порядок досрочного прекращения полномочий судьи. Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения. Порядок и сроки рассмотрения материалов о привлечении судей к дисциплинарной ответственности квалификационными коллегиями судей регулируются нормами главы III Федерального закона «Об органах судейского сообщества». [12]
В ст. 22 Федерального закона «Об органах судейского сообщества» и ст. 4 Положения о квалификационных коллегиях судей содержатся поводы привлечения судей к дисциплинарной ответственности. Полномочия судьи могут быть досрочно прекращены в связи с привлечением его к дисциплинарной ответственности только на основании представления председателя соответствующего или вышестоящего суда либо обращения органа судейского сообщества, в котором содержится просьба о прекращении полномочий судьи, при наличии в представленных материалах доказательств, подтверждающих совершение судьей дисциплинарного проступка.
Прекращение полномочий — крайняя мера дисциплинарного воздействия. В случае недостаточности оснований для прекращения полномочий, но при наличии виновного поведения, к судьям применяется такой промежуточный вид взыскания, как предупреждение, налагаемый за первый незначительный проступок судьи, в полном смысле слова предупреждающий досрочное прекращение полномочий по дискредитирующим основаниям. [13]
Эти выборочные примеры указывают на то, что различные по юридической силе нормативные акты по-разному регламентируют дисциплинарную ответственность должностных лиц.
Виды дисциплинарных взысканий, которые работодатель вправе применить за нарушение дисциплины труда, указаны в ст.192 ТК РФ. К ним относятся:
− замечание,
− выговор,
− увольнение по соответствующим основаниям.
Перечень этих взысканий является исчерпывающим. Возможность привлечения работников и служащих к дисциплинарной ответственности путем наложения, кроме вышеуказанных, и других видов дисциплинарных взысканий, установлена статьями 189 и 192 ТК РФ.
Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, сущность которого состоит в невыполнении или ненадлежащем выполнении работником возложенных на него трудовых или служебных обязанностей.
Нормами административного права устанавливаются дисциплинарная ответственность и порядок ее реализации, круг субъектов и полномочия органов управления (должностных лиц), которые наделены «дисциплинарной» властью, категории служащих, ответственность которых регулируется административным правом. Для большинства работников дисциплинарная ответственность предусмотрена нормами трудового и административного права, а в отношении некоторых категорий лиц (военнослужащих, работников органов внутренних дел и др.) — полностью нормами административного права, что объясняется необходимостью наряду с общими правилами дисциплинарной ответственности учитывать особые требования дисциплины к ним, специфику их дисциплинарной ответственности.
Специальная дисциплинарная ответственность обусловлена рядом причин: во-первых, спецификой трудовых функций, выполняемых работниками; во-вторых, особо тяжелыми последствиями, которые могут наступить в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения ими возложенных трудовых обязанностей. При этом следует подчеркнуть, что специальная дисциплинарная ответственность устанавливается не для всех работников и служащих, а только тех из них, которые указаны в соответствующих уставах и положениях о дисциплине, а также непосредственно в федеральных законах.
Статусом государственного служащего обладают граждане, состоящие на государственной службе. Система государственной службы, в соответствии с положениями ст.2 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», включает в себя следующие виды государственной службы:
− государственная гражданская служба;
− военная служба;
− правоохранительная служба.
В результате изучения нормативных правовых актов- «О прокуратуре Российской Федерации», Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Положение о Федеральной налоговой службе; можно прийти к выводу, что к органам, в которых может быть предусмотрена правоохранительная служба, относятся:
− Прокуратура;
− Органы внутренних дел;
− Служба по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
− Таможенная служба;
− Налоговая служба;
− Служба судебных приставов;
− Служба исполнения наказаний
Вместе с тем, независимо от того, на основании какого законодательного акта наступает дисциплинарная ответственность, она характеризуется такими общими признаками:
1) ее основанием является дисциплинарный проступок;
2) за такой проступок предусмотрено наложение дисциплинарного взыскания;
3) взыскание налагается уполномоченным на то органом (должностным лицом) в порядке подчиненности;
4) рамки «дисциплинарной» власти этого органа (должностного лица) четко устанавливаются правовыми нормами;
5) служащий, на которого наложено дисциплинарное взыскание, может обжаловать его в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд;
6) за один дисциплинарный проступок может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.
Большинство служащих за нарушение правил дисциплины несут ответственность согласно предписаниям трудового законодательства, а дисциплинарная ответственность служащих, которые реализуют свои полномочия вне рамок трудового договора или правил внутреннего трудового распорядка, регулируется законами, указами, уставами и положениями, утвержденными уполномоченными органами.
Значительное количество государственных служащих несут дисциплинарную ответственность не только за дисциплинарные проступки, связанные с невыполнением или ненадлежащим выполнением возложенных на них обязанностей, но и за превышение своих полномочий, несоблюдение ограничений, касающихся государственной службы, совершение действий, порочащих орган, где он работает, или его звание (нормы морали), присяги, обязанностей, предусмотренных контрактом, воинской чести и др.
К служащим этих органов, кроме дисциплинарных взысканий, предусмотренных действующим законодательством о труде, могут применяться такие меры дисциплинарного воздействия, как предупреждение о неполном служебном соответствии и задержка до одного года в присвоении очередного ранга или в назначении на более высокую должность.
В соответствии с Типовыми правилами внутреннего распорядка для работников государственных учреждений за нарушение трудовой дисциплины работников могут быть применены выговор или увольнение.
Дисциплинарное взыскание применяется органом (должностным лицом), которому предоставлено право приема на работу (избрания, утверждения, назначения на должность) данного работника. До применения дисциплинарного взыскания собственник или уполномоченный им орган должен потребовать от нарушителя трудовой дисциплины письменные объяснения. В случае отказа работника дать письменное объяснение составляется соответствующий акт. Дисциплинарные взыскания применяются собственником или уполномоченным им органом непосредственно после обнаружения проступка, но без учета времени болезни работника или пребывания его в отпуске. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка. За каждое нарушение трудовой дисциплины налагается только одно дисциплинарное взыскание. Дисциплинарное взыскание объявляется приказом (распоряжением) и сообщается работнику под расписку. Если в течение года со дня наложения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
Если работник не допустил нового нарушения трудовой дисциплины, проявил себя как добросовестный работник, взыскание может быть снято до истечения одного года. В течение срока действия дисциплинарного взыскания, меры поощрения к работнику не применяются.
Владелец или уполномоченный им орган имеет право вместо наложения дисциплинарного взыскания передать вопрос о нарушении трудовой дисциплины на рассмотрение трудового коллектива или его органа. Работник может обжаловать наложенное взыскание в комиссию по трудовым спорам (где она образована), вышестоящему должностному лицу либо в вышестоящий орган или в суд.
Определенные особенности существуют относительно порядка применения и видов дисциплинарных взысканий, которые предусмотрены дисциплинарными уставами или специальными положениями о дисциплине в отдельных сферах (отраслях) деятельности. Они связаны с характером тех функций и задач, которые решаются соответствующими органами, их служащими. В некоторых случаях дисциплинарная ответственность регулируется кодексами (например, Воздушный кодекс, Таможенный кодекс и др.). Дисциплинарными взысканиями являются: выговор, понижение в классном чине, понижение в должности, лишение нагрудного знака, увольнение, увольнение с лишением классного чина.
Дисциплинарное взыскание должно соответствовать степени вины и тяжести проступка. В случае необходимости может быть назначена служебная проверка. Срок проведения служебной проверки не может превышать двух месяцев.
Особенность применения дисциплинарной ответственности состоит в том, что она применяется только в порядке подчиненности. Такой вид дисциплинарного взыскания, как увольнение сотрудника производится начальником органа, имеющего право назначения на должность. При этом правило о прямой подчиненности не является определяющим. Если в зависимости от степени тяжести дисциплинарного проступка необходимо применить меры дисциплинарной ответственности, превышающие объем прав, предоставленных данному начальнику, он готовит для вышестоящего начальника соответствующее представление, на основании которого выносится решение о применении дисциплинарной ответственности.
По общему правилу, применение дисциплинарного взыскания не освобождает работника, совершившего проступок, от иной ответственности, предусмотренной законодательством РФ. Дисциплинарным уставом определено, что если в результате служебной проверки будет обнаружено, что сотрудник допустил действия, указывающие на признаки преступления, руководитель обязан незамедлительно передать полученные материалы в органы дознания или предварительного следствия.
Отношение в сфере дисциплинарной ответственности характеризуется значительной субъективностью. Нередко, выяснив в достаточно полной степени мотив и цель проступка и отношение лица к содеянному, субъект применения дисциплинарной ответственности может освободить виновное лицо от дисциплинарной ответственности вообще.
Таким образом, дисциплинарная ответственность должностных лиц — это юридическая ответственность, представляющая собой одну из форм государственного принуждения — дисциплинарное принуждение, выражающееся в применении представителем нанимателя дисциплинарных взысканий к должностному лицу, совершившему дисциплинарный проступок, и влекущее не благоприятные для него последствия. Дисциплинарная ответственность должностных лиц имеет особенности нормативного регулирования. Она регламентирована нормативно-правовыми актами различного уровня, начиная с кодифицированных и кончая актами министерств и ведомств; из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1) В отсутствие специального федерального закона о правоохранительной службе, на сотрудников различных органов правоохранительной службы налагаются различные дисциплинарные взыскания, перечень которых значительно шире предусмотренного Трудовым кодексом РФ.
2) Сотрудники органов правоохранительной службы за нарушение служебной дисциплины привлекаются к специальной дисциплинарной ответственности на основании Трудового кодекса РФ и других федеральных законов. Военнослужащие за нарушение воинской дисциплины привлекаются к дисциплинарной ответственности на основании Федерального закона «О статусе военнослужащих»
3) Нормативно-правовые акты устанавливают необходимость получения письменного объяснения от сотрудников органов правоохранительной службы(кроме работников прокуратуры), совершивших дисциплинарный проступок.
4) Формой письменного расследования по дисциплинарным проступкам сотрудников органов правоохранительной службы является служебная проверка, а по дисциплинарным проступкам военнослужащих — «разбирательство»
5) Военнослужащие и сотрудники органов правоохранительной службы, имеющие специальные звания, за совершение административных правонарушений (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 2.5 КоАП РФ), несут дисциплинарную ответственность. Однако только военнослужащие могут быть подвергнуты такому дисциплинарному наказанию, как «дисциплинарный арест» (данное взыскание предполагается как «заменитель» «административного ареста», к которому ни военнослужащие, ни сотрудники органов правоохранительной службы, имеющие специальные звания, не привлекаются).
Литература:
- Аникитин А. А. Понятие, место и роль должностного лица в системе административных правоотношений // Закон и право, 2008. — № 6.
- Бахрах Д. Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. 4-е изд. — М.: Норма, 2008.
- Носова Ю. Б. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих российской федерации. — Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — Воронеж, 2008.
- Савосина Н. В. Правовое регулирование административной ответственности военнослужащих в Российской Федерации. — Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — Москва, 2009.
- Сапунова М. О. Юридическая ответственность судей. // Российская юстиция, 2007. — № 1.
- Сачко С. Ю. Проблемы совершенствования конституционно-правового регулирования мировой юстиции в Российской Федерации. — Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — Тюмень, 2009.
- Кузько А. В. Повышение эффективности конституционно-правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления// Государственная власть и местное самоуправление, 2008. -№ 5.
- Луцева Н. В. Материальная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания и приравненных к ним лиц // Административная ответственность: теоретические аспекты и вопросы реализации / Сборник научных статей (к 5-летию КоАП РФ). — Саратов, 2007.
- Мишунина А. А., Сачко С. Ю. Пределы законодательства субъектов Российской Федерации о мировых судьях // Власть, 2009. — № 2.
- Щепилова Ю. Б. Проблема эффективности применения дисциплинарных взысканий / Ю. Б. Щепилова // Вестник Российской правовой академии, 2007. — № 4.
- Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 года № 61-ФЗ (в ред. от 13.10.2009 № 232-ФЗ).
- Закон от 21 июля 1993 года № 5485–1 «О государственной тайне» (в ред. от 18.07.2009 № 180-ФЗ).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260 «О регламенте Правительства российской федерации и положении Об Аппарате Правительства Российской Федерации» (в ред. от 30.04.2009 № 389)
- Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 2 октября 2007 г. № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления».