Героико-патриотическая тема в портретном жанре алтайской живописи второй половины ХХ века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №20 (124) октябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 17.10.2016

Статья просмотрена: 239 раз

Библиографическое описание:

Киселева, Н. Е. Героико-патриотическая тема в портретном жанре алтайской живописи второй половины ХХ века / Н. Е. Киселева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 785-788. — URL: https://moluch.ru/archive/124/34325/ (дата обращения: 24.11.2024).



Героико-патриотическая тема впортретном жанре алтайской живописи второй половины ХХ века

Киселева Наталья Егоровна, кандидат искусствоведения, доцент

Алтайский государственный университет

В статье предпринята попытка определить роль и место героико-патриотической темы в портретном жанре алтайской живописи во второй половине ХХ века; на основе анализа исследования проблемы развития жанра портрета в алтайском искусстве данного периода такими искусствоведами, как Е. В. Орловская, Л. Н. Лихацкая, делается вывод, что этот жанр можно «охарактеризовать как целостное явление в искусстве Алтая»; выявляется главное в искусстве социалистического реализма — идеологическая направленность — героическое начало, которое нашло свое отражение и в портретном жанре художников Алтая.

Ключевые слова: алтайское искусство, живопись, портретный жанр, героическое начало, «социальный заказ»

Heroic-patriotic theme in the portrait genre painting of the Altai in the second half of the twentieth century

Kiselyova N.Ye., Cand. of Art Criticism, senior lecturer

Altai State University

The article seeks to define the role and place of heroic and Patriotic themes in the portrait genre painting of the Altai in the second half of the twentieth century; on the basis of analysis of research on the development of portrait genre in the Altai art of that period and such critics as E. V. Orel, L. N. Likhatskaya, the conclusion that this genre can be «characterized as a holistic phenomenon in the art of Altai»; revealed most importantly in the art of socialist realism, the ideological orientation — the heroic beginning, which was reflected in the portrait genre artists of Altai.

Key words: Altai art, painting, portrait, genre, heroic beginning, the «social order».

История изобразительного искусства на Алтае еще относительно молода и несмотря на то, что в целом ещё является малоизученной страницей многонационального искусства нашей родины, уже имеет ёмкое и многогранное содержание, привлекающее в настоящее время к себе внимание не только местных искусствоведов, но и специалистов российского масштаба. Вплоть до 80-х годов ХХ века на Алтае не было ни одного полного исследования, посвящённого анализу жанрового разнообразия местного искусства. Исследованием проблем развития жанров во второй половине прошлого столетия занимались и продолжают заниматься такие искусствоведы, как доктор искусствоведческих наук, профессор Т. М. Степанская, доктор искусствоведческих наук Л. И. Нехвядович, кандидат искусствоведческих наук Е. В. Орловская, кандидат искусствоведческих наук Л. Н. Лихацкая, Л. И. Снитко, доктор философских наук М. Ю. Шишин, И. К. Галкина, Л. Н. Шамина. Они посвятили свои статьи, монографии, альбомы исследованию отдельных жанров [1].

Если в алтайском пейзаже к середине ХХ века сложились вполне определённые художественные традиции, то портретный жанр не получил подобной разработки в искусстве Алтая и не имел самостоятельного значения. Но в портретном жанре работает практически каждый живописец на Алтае. В настоящее время исследованию этого жанра посвятили свои диссертационные исследования такие искусствоведы, как Людмила Николаевна Лихацкая, Елена Викторовна Орловская. В своей работе «Проблемы развития портретного жанра в алтайской живописи ХХ века» Л. Н. Лихацкая рассматривает портрет как культурную форму, активно включённую в общественные социокультурные процессы и отражающая эти процессы опосредованно через художественный образ. Делается вывод, что «портрет как жанр, развиваясь в историческом и художественном времени, изменяется в стилистическом и содержательном отношениях, отражая изменчивость мира и человека» [2]. Е. В. Орловская в работе — «Концепция творческой личности в изобразительном искусстве Алтая второй половины ХХ века» проводит исследование особенностей развития алтайского живописного автопортрета как адекватной формы самовыражения личности в конкретном культурно — историческом контексте и устанавливает, что он «…сыграл важную роль в развитии алтайского изобразительного искусства второй половины ХХ века. Используемые художниками широкие возможности автопортрета для самовыражения творческой личности с наибольшей свободой и силой по сравнению с другими жанрами, позволили охарактеризовать его как целостное явление в искусстве Алтая» [3].

В советском искусстве второй половины ХХ века героико — патриотическая тема занимала одно из ведущих мест. Героическое начало пронизывает всю нашу жизнь. Этому способствовал «социальный заказ» — идеологическая направленность не только в сфере искусства. Героическое начало в искусстве социалистического реализма было одним из главных и определяющих качеств действительности. В начале шестидесятых годов прошлого столетия главную свою задачу художники видели не в психологической разработке индивидуального характера, а в героизации типа строителя, землепроходца, своеобразной разновидности «гомо фабера» — «человека производящего». В семидесятых годах в алтайском изобразительном искусстве появляется более смелое обращение художников к жанру портрета — теперь художников уже не столько заботит передача типологических черт, сколько интерес к каждому конкретному человеку, его внутреннему миру. Героями произведений конца 70-х стали бойцы отрядов БАМа, верхолазы Саяно — Шушенской ГЭС, строители новых сибирских городов, буровики. В нашем крае — это монтажники Коксохима и строители Кулундинского канала. Зазвучала новая для алтайских художников тема — тема героики современного рабочего, трудового коллектива. В их произведениях предпринималась попытка отойти от прямолинейного толкования темы, по-иному осмыслить ветшающие аксиомы пролетарского искусства. Труд, изображаемый в полотнах 60-х гг. требовал в первую очередь напряжения мужества, выносливости, закалённости. В произведениях же конца 70-х была общепринята возвышенная эстетизация труда. Отсюда и лирико-романтическая трактовка полотен. Застывшие фигуры, архитектоничность композиции, изящные жесты в сочетании с рафинированностью колорита и создавали гармонию, несомненно, идеализированную, но соответствующую авторскому замыслу, когда представление будничной и нелёгкой работы открывало красоту деяний рук человеческих.

http://altairegion22.ru/upload/images/Moi-zemliaki-big.jpg

Борунов Г. Ф. Мои земляки (1964)

Великий смысл обращения художников к теме героизма состоит, видимо, и в том, что именно здесь обнажаются людские характеры и судьбы поколений, быстро, наглядно и откровенно рушится всё наносное и показное, раскрывается ярко и многогранно лучшее человеческой души.

В алтайском изобразительном искусстве есть немало портретов, исполненных силы чувства, бережного отношения к человеческому облику, человеческим думам. Трагический лейтмотив проходит и выражается в героических образах защитников Отечества. Рассматривая портретысобразами людей, хранящих священную память пережитого, мы встречаемся с людьми, прошедших дорогами войны, с теми, кто провожал в этот тяжкий путь, кто ждал. Своё слово памяти о войне сказали И.Хайрулинов (портреты ветеранов Отечественной войны М. Я. Будкеева, В. А. Зотеева и многих других), Г. Ф. Борунов (портрет генерала Н. Д. Козина), В. Ф. Прохода (портрет полного кавалера Ордена Славы, Героя социалистического труда Христенко В. Т.), Сатаев Е. А. (портрет ветерана Великой Отечественной войны, заслуженного художника Малышева А. П.) и другие. Образы ветеранов Отечественной войны находят своё место в галерее портретов, написанных алтайскими художниками, отличаются не внешним, а внутренним содержанием человека. Об этом свидетельствуют региональные выставки Алтайской краевой организации ВТОО АО «Союз художников России». Экспозиции включают в себя портреты участников Великой Отечественной войны, большинство которых написаны в разных графических техниках: рисунки карандашом, углём, сангиной. В настоящее время создана галерея портретов участников Великой Отечественной войны, ушедших на фронт с Алтая.

d:\Desktop\ветераны 2.JPG d:\Desktop\ветераны.JPG

Краевая художественная выставка «Краски мая» ВЗ СХ АК (02.05.2011)

В результате глобальных потрясений во второй половине ХХ века в стране произошли кардинальные изменения во всех сферах общественной жизни. Время кажущегося благополучия и благодушия миновало. Но художники оказались к этому не готовы. Впереди было «смутное время» трудных поисков новых пластических средств, мотивов, тем, соответствующих современным ритмам жизни. Информационные потоки, которые лавиной обрушились на нас во второй половине 80-х годов ХХ века, не могли не повлиять на мировоззренческие устои. В мастерских, где уже рождались новые образы, идеологические и социальные установки, сформированные в недрах соцреализма, продолжали влиять на творчество художников вплоть до начала последнего десятилетия, когда все преграды рухнули. В конце 90-х годов появились выставки произведений неакадемического направления («Алтай — Авангард» 1997.), иной стилистической системы (Л. Пастушкова, А. Фризен, Л. Кульгачева, В. Каминский, А.Гнилицкий и другие). Воинствующий реализм стал допускать — искусство может быть разным, т. к. способ восприятия и воспроизведения действительности, как реализация личностного творческого потенциала, является сугубо индивидуальным и неповторимым [4].

Несмотря на наличие тенденций, стилей в исследуемый период времени, появления новых направлений, связанных с изменением общественных устоев в стране в конце ХХ-начале XXI века, в различных жанрах алтайского изобразительного искусства определяется основной творческий метод — реализм, который доказал свою актуальность во все исторические времена [5].

Героико-патриотическая тема продолжает своё развитие в портретном жанре алтайского искусства и в конце ХХ века. Это обусловлено нестабильностью международного положения в мире (Югославский конфликт — 1991–2001), (Сербия — Косово и Метохия, 2008) и ряд других вооруженных конфликтов. Вторая половина ХХ века ознаменовала себя наличием военных локальных войн, в которые была втянута и Россия: Афганистан (1979–1989), Чеченский конфликт (07.08.1999–15.04.2009), Российско-грузинский конфликт (1992–2007 годы). Тема «войны», её героев красной нитью проходит через все художественные выставки второй половины ХХ века вплоть до настоящего времени от городских до межрегиональных, остается актуальной и занимает важное место в творчестве алтайских художников. Сегодня в крае проживает около 30 тысяч участников локальных войн, включая уже и Сирию. С каждым новым военным конфликтом рождаются новые сюжеты, новая трактовка этой темы, отражая свое время, своих героев, их душевные переживания в этом огненном вихре военных столкновений. Творчество каждого художника вносит в нашу историческую память тот немеркнущий свет преклонения перед подвигом человека, развивает и укрепляет чувство патриотизма у граждан.

В целом, к концу второй половины ХХ века жанр портрета несколько утвердился, уцелело и сохранилось главное — неповторимость традиций алтайской живописи, интерес к миру человека — нашего земляка и современника. Художники обращают особое внимание на постижение социальной психологии человека, выражение его эмоционального состояния.

Литература:

  1. Киселева, Н. Е. Трагические мотивы в изобразительном искусстве алтайских художников во второй половине ХХ — начале XXI вв.: дис. … канд. искусств. / Н. Е. Киселева. — Барнаул, 2006.
  2. Лихацкая Л. Н. Проблемы развития портретного жанра в алтайской живописи ХХ века. — Барнаул: Изд-во АГУ, 2002. — 24 с.
  3. Орловская Е. В. Концепция творческой личности в изобразительном искусстве Алтая второй половины ХХ века. — Барнаул, АГУ, 2004.
  4. Киселева Н. Е. Основные направления стилей и течений в искусстве России во второй половине ХХ века и их влияние на изобразительное искусство алтайских художников. Часть 2 // Молодой ученый. — 2016. — № 12. — С. 971–977.
  5. Там же., с. 971–977.
Основные термины (генерируются автоматически): портретный жанр, Алтай, век, алтайская живопись, алтайское изобразительное искусство, половина, алтайское искусство, Великая Отечественная война, втора, художник.


Ключевые слова

живопись, алтайское искусство, портретный жанр, героическое начало, «социальный заказ»

Похожие статьи

Трагические и героические мотивы в сюжетно-тематической картине Алтайской живописи второй половины ХХ века

В статье рассматривается отражение в сюжетно-тематических произведениях алтайских художников Г. Ф. Борунова, А. П. Ботева, И. С. Хайрулинова и других, трагических и героических мотивов исторического события России и Алтая — Великой Отечественной войн...

Конструирование исторического образа в монументальном искусстве: на материале памятников П. А. Столыпину

В статье рассматривается методика конструирования исторического образа через создание монументальных произведений. На материале памятников, посвященных П. А. Столыпину, оценивается практика генерации образных конструкций, а также опыт их ретрансляции...

Образ героя и эволюция темы труда производственного романа

Автор последовательно анализирует эволюцию особого литературного жанра, производственного романа. Последовательно рассмотрена эволюция образа героя на примере художественно репрезентативных произведений. Сделаны выводы о том, что на этапе формировани...

Тема любви в творчестве чеченских поэтов

В данной статье раскрывается, главным образом, литературное знание биографии и творчества выдающихся чеченских поэтов и поэтесс. Ядром изучения стала любовная лирика. Обдуманно представлена воспитательная и нравственная роль выбранных стихотворений. ...

Языковые символы в кыргызской поэзии

В статье содержатся прежде всего определение понятия “символ” равно как и его интепретация в историческом мифологическом, идеологическом и художественном контекстах. При этом особенностью поэтического искусства, его важнейшей и неотъемлемой составной...

Художественное воплощение национального характера в творчестве В. С. Яковлева-Далана

В статье уделяется внимание авторской концепции в изображении национального характера народа саха в романах В. С. Яковлева-Далана, а также делается попытка раскрыть основные черты, представляющие национальную самобытность якутского народа.

Живописные произведения художника-любителя Владимира Каклеева

Рассматривается живопись челябинца В. Ф. Каклеева как представителя самодеятельного изобразительного творчества художников-любителей Южно-Уральского региона — неотъемлемого компонента художественной деятельности живописцев Урала. Народное изобразител...

Образ интеллигенции в понимании деятелей русской культуры XIX века

Статья посвящена изучению интеллигенции как культурного феномена. Автор анализирует основные этапы развития и формирования образа интеллигенции, определяет ключевые характеристики, вкладываемые в данный термин. На основе анализа материалов автором сд...

Жанровая скульптура в туркменском изобразительном искусстве

В статье проводится искусствоведческий анализ скульптурного творчества, изображающего жизнь. Жанр в изобразительном искусстве являет собой особый пласт в изобразительном искусстве, так как знакомит зрителя с героем произведения, а также сближает с эп...

Мифологическая структура романа П. Крусанова «Укус ангела»

В данной статье автор рассматривает жанровые особенности романа-мифа на примере произведения П. Крусанова «Укус ангела». Проанализированы способы мифологизации на сюжетном, образном, пространственно-временном, идейном уровнях организации текста. Авто...

Похожие статьи

Трагические и героические мотивы в сюжетно-тематической картине Алтайской живописи второй половины ХХ века

В статье рассматривается отражение в сюжетно-тематических произведениях алтайских художников Г. Ф. Борунова, А. П. Ботева, И. С. Хайрулинова и других, трагических и героических мотивов исторического события России и Алтая — Великой Отечественной войн...

Конструирование исторического образа в монументальном искусстве: на материале памятников П. А. Столыпину

В статье рассматривается методика конструирования исторического образа через создание монументальных произведений. На материале памятников, посвященных П. А. Столыпину, оценивается практика генерации образных конструкций, а также опыт их ретрансляции...

Образ героя и эволюция темы труда производственного романа

Автор последовательно анализирует эволюцию особого литературного жанра, производственного романа. Последовательно рассмотрена эволюция образа героя на примере художественно репрезентативных произведений. Сделаны выводы о том, что на этапе формировани...

Тема любви в творчестве чеченских поэтов

В данной статье раскрывается, главным образом, литературное знание биографии и творчества выдающихся чеченских поэтов и поэтесс. Ядром изучения стала любовная лирика. Обдуманно представлена воспитательная и нравственная роль выбранных стихотворений. ...

Языковые символы в кыргызской поэзии

В статье содержатся прежде всего определение понятия “символ” равно как и его интепретация в историческом мифологическом, идеологическом и художественном контекстах. При этом особенностью поэтического искусства, его важнейшей и неотъемлемой составной...

Художественное воплощение национального характера в творчестве В. С. Яковлева-Далана

В статье уделяется внимание авторской концепции в изображении национального характера народа саха в романах В. С. Яковлева-Далана, а также делается попытка раскрыть основные черты, представляющие национальную самобытность якутского народа.

Живописные произведения художника-любителя Владимира Каклеева

Рассматривается живопись челябинца В. Ф. Каклеева как представителя самодеятельного изобразительного творчества художников-любителей Южно-Уральского региона — неотъемлемого компонента художественной деятельности живописцев Урала. Народное изобразител...

Образ интеллигенции в понимании деятелей русской культуры XIX века

Статья посвящена изучению интеллигенции как культурного феномена. Автор анализирует основные этапы развития и формирования образа интеллигенции, определяет ключевые характеристики, вкладываемые в данный термин. На основе анализа материалов автором сд...

Жанровая скульптура в туркменском изобразительном искусстве

В статье проводится искусствоведческий анализ скульптурного творчества, изображающего жизнь. Жанр в изобразительном искусстве являет собой особый пласт в изобразительном искусстве, так как знакомит зрителя с героем произведения, а также сближает с эп...

Мифологическая структура романа П. Крусанова «Укус ангела»

В данной статье автор рассматривает жанровые особенности романа-мифа на примере произведения П. Крусанова «Укус ангела». Проанализированы способы мифологизации на сюжетном, образном, пространственно-временном, идейном уровнях организации текста. Авто...

Задать вопрос