Давно известно, что холод использовался для сохранения пищевых продуктов. Для достижения температуры ниже 0 °С сначала использовали снег и лед, а затем смесь льда с солью [1].
Автомобильный рефрижератор предназначены для поддержания оптимальных условий при перевозе пищевых продуктов, и обеспечения высокой скорости доставки продукции. Авторефрижератор позволяет за короткое время доставить скоропортящуюся продукцию до потребителя. С помощью авторефрижератора увеличивается продолжительность хранения перевозимых продуктов, появляется возможность продавать пищевые продукты сезонного производства в течение года, снижаются товарные потери при транспортировке пищевого товара, удовлетворение нужды населения в доброкачественных продуктах питания, которые требуется привозить из других областей. В настоящее время широко используются автомобильные рефрижераторы. Теперь уже невозможно представить без них перевоз скоропортящихся продуктов.
Для определения полной тепловой нагрузки автомобильного рефрижератора используется следующая методика:
- Выполняется расчет теплопритоков в камеру в результате теплопередачи через ее стенки [2]. Камера перевозит мороженое при температуре — 29° С. Высота потолка в камере равна 2,5 м. Температура окружающей среды атмосферы равна +25° С. Стены состоят из полиуретана толщиной 100 мм.
Рис. 1. Схема фургона
Расчет теплопритоков выполняется отдельно для стен, потолка и пола. Тепловой поток при теплопередаче через стенку Qст, Вт рассчитывается по формуле:
(1)
где K — коэффициент теплопередачи рассматриваемой стены, Вт/м2∙К; S — площадь поверхности рассматриваемой стены, м2; Δt — разность температур воздуха по обе стороны стены.
Для стены А
Вт
Для стены Б
Вт
Для стен параллельно расположенным стенам А и Б теплопритоки идентичны.
Для потолка и пола: Вт
Отсюда полная тепловая нагрузка на камеру рефрижератора , обусловленная тепловыми потоками через ее стены, потолок и пол
(2)
т
- Выполнен расчет тепловой нагрузка вследствие открывания дверей, или, как её часто называют, тепловой нагрузкой инфильтрации наружного воздуха в камеру фургона , Вт считается по формуле:
(3)
где— суммарная суточная тепловая нагрузка на холодильную камеру, Вт; — коэффициент, учитывающий время, когда в течение суток дверь остается открытой; — коэффициент, учитывающий характер воздушного потока в дверном проеме; , т.к. разница температура внутри и снаружи камеры более 16 °С; — степень эффективности защитного устройства (завесы) дверного проема.
- Тепловая нагрузка, обусловленная присутствием персонала, , Вт, рассчитывается по формуле:
(4)
Где ̶ число сотрудников, работающих в секции рефрижераторе; количество тепла, Вт, выделяемое в единицу времени одним человеком при средней активности, в камере = 444 Вт; длительность ежедневного пребывания одного сотрудника в камере рефрижератора, с.
- Суммарные теплопритоки в камере
- Рассчитывается и подбирается холодильная установка для рефрижератора, строится p-i диаграмма для камеры фургона.
Рис. 2. Расчет цикла ХМ в рефрижераторе на p-i диаграмме для камеры
Определяется удельная массовая холодопроизводительность , Дж/кг холодильной установки [3] из равенства:
(5)
где энтальпия в точках 6 и 7.
Находим работу компрессора l, Дж/кг
40 Дж/кг
Холодопроизводительный коэффициент Ԑ:
Определяется массовый расход газа, кг/с (массовая подача газа компрессором) из равенства:
(6)
Определяется объёмная подача , м3/c компрессора (объёмный расход газа на линии всасывания компрессора – действительная подача компрессора) из равенства:
(7)
где , удельный объём газа в точке «1» на входе в компрессор, м3/кг.
Степень повышения давления газа в компрессоре определим из равенства:
(8)
Рассчитываем описываемый объем компрессора :, м3/с
(9)
Где коэффициенту подачи.
По этому объему подбираем компрессор 2-х цилиндровый модели Х214 с рабочим объемом 228 .
Теоретическая (адиабатная) мощность , Вт, компрессора:
(10)
Действительная (индикаторная) мощность компрессора:
(11)
где индикаторный КПД компрессора, равный от 0,79 до 0,84.
Эффективная мощность, т.е. мощность , Вт на валу привода компрессор:
(12)
где механический КПД, учитывающий потери энергии привода на трение. Для малых и средних компрессоров, работающих на хладонах механический КПД принимают равными 0,84-0,97.
Теоретический тепловой поток в конденсаторе:
(13)
Действительный тепловой поток в конденсаторе (с учётом тепловых потерь в процессе сжатия):
(14)
Подбор конденсатора.
Тип конденсатора выбираем T-600R.
Температура воздуха, поступающей в конденсатор tВОЗД.1 = 25°С, температура воздуха, выходящей из конденсатора tВОЗД.2 = 35°С.
Средняя логарифмическая разность температур определяется по формуле:
(15)
Где — разность температур между телами в начале теплопередающей поверхности (большая разность температур); — разность температур между телами в конце теплопередающей поверхности (меньшая разность температур).
Площадь F, м2 теплопередающей поверхности конденсатора определим по формуле:
(16)
где – действительный тепловой поток в конденсаторе, определенный при тепловом расчете компрессора, Вт; k– коэффициент теплопередачи конденсатора, Вт/(м2 К ).
Объёмный расход нагреваемой среды (охлаждающего воздуха), поступающей в конденсатор, будем находить по формуле:
(17)
где —действительный тепловой поток в конденсаторе, Вт; —удельная теплоемкость воды (с = 4,19 кДж/(кг • К)); — плотность воды (=1000 кг/м3); — подогрев воды в конденсаторе, К.
Принимаем конденсатор T-600R с площадью поверхности теплообмена 1,31 м2. Габаритные размеры конденсатора: длина – 1888 мм, ширина – 919 мм, высота – 632мм.
- Подбор испарителя.
Температура воздуха в камере равна 290 С. Тепловой поток в испарителе, определенный тепловым расчетом с учетом потерь
Вт.
Температура кипения tК хладагента принимаем на 150С ниже температуры в камере, выходящего из испарителя:
Площадь , теплопередающей поверхности испарителя определяем по формуле:
(18)
где коэффициент теплопередачи испарителя ,; средняя разность температур между температурой окружающей среды и температурой кипящего хладагента в испарителе.
Принимаем испаритель S-2 с площадью поверхности охлаждения 0,11 м2.
Габаритные размеры испарителя: длина – 760 мм, ширина – 1000 мм, высота – 200 мм.
Объемный расход , м3/с хладагента определяется по формуле:
(19)
где – расход хладоносителя, м3/с; – тепловой поток в испарители, Вт; – удельная теплоемкость хладоносителя при средней рабочей температуре, Дж/(кг⋅К); – плотность хладагента, кг/м3; – разность температур хладагента на входе в испаритель и на выходе из него, К.
Принимаем один испаритель S-2, с двумя вентиляторами.
Выводы.
В результате выполненного расчета теплопритоков, проводится сравнение между расчетом в первом приближении и расчетом по программе Tble. В варианте первого приближения суммарные теплопритоки: , а по программе Tble получили: , погрешность в вычислениях можно обусловить не учтенными малыми потерями теплопритоков.
Выполнен расчет для подбора холодильной установки авторефрижератора, проведено сравнение между элементарным расчетом и расчетом по программе TermoKing. Погрешность в расчетах составляет не более 10%.
По основным исследуемым параметрам, таким как температура перевозимого продукта, температура окружающей среды подбирается холодильная установка T-600Rc холодопроизводительностью .
Литература:
- Доссат Рой Дж. Основы холодильной техники. Пер с англ. – М.: Легкая и пищевая пром-ть, 1984. – 520 с.
- Нащокин В. В. Техническая термодинамика и теплопередача: Учеб. Пособие для вузов. – 3-е изд., испр. и доп. — М.: Высш.школа, 1980. – 469 с.
- Кругляк И. Н. Бытовые холодильники (устройство и ремонт). Учеб. пособ.М., Легкая индустрия, 1974, 205 с.