Библиографическое описание:

Спицына Л. А., Устинских О. И., Портола Л. Н. Методическая разработка организованной образовательной деятельности «Прогулка по Губкину» // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 735-738. — URL https://moluch.ru/archive/124/34291/ (дата обращения: 18.12.2017).



Цель: закрепить и обобщить знания детей родном городе и его символике.

Коррекционно-образовательные задачи:закрепить знания о родном городе и его символике; совершенствовать грамматический строй речи; расширять словарный запас по теме; закреплять знания детьми своего домашнего адреса; совершенствовать навыки словообразования и словоизменения; совершенствовать умение образовывать родственные слова, упражнять детей в умении: давать полный ответ на вопрос.

Коррекционно-развивающие задачи:продолжать формировать умение вести координированный диалог в ходе обсуждения, возникающих на занятии ситуаций; учить согласовывать речь с движениями; совершенствование координации движений; развивать логическое мышление, внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи:продолжать воспитывать желание познавать историю и культуру своего города, области; воспитывать уважение, любовь и гордость к родному краю, интерес к занятию.

Материалы и оборудование: украшение зала шарами, рисунками детей, плакатами с надписями пословиц и поговорок о родном крае, колоски пшеницы, стенды с изображением герба и флага Белгородской области и города Губкин, костюм скомороха, рисунки, фотографии, демонстрационный материал с изображением символики Белгородской области, иллюстрации Белгородской области, книги, презентация, сундучок.

Предварительная работа: беседы «Моя Малая Родина», рассматривание иллюстраций, фото о городе и области; разучивание стихотворений о Родине, рисование рисунков.

Ход занятия:

Орг. момент Дети входят в зал, их встречает педагог со словами:

«Добрый день, добрый час, очень рады видеть, ВАС!»

Раздаётся стук в дверь.

Дефектолог: — К нам ещё гости! Кто бы это мог быть?

Входит скоморох: «Здравствуйте ребята, вы знаете кто я?»

Дети: Скоморох

Скоморох: — Ага, правильно, а зовут меня Тимофей. Я путешествую по России. Мир смотрю, народ веселю, только вот беда не знаю куда попал?

Дефектолог: Ты попал в детский сад.

Скоморох: Ребята, а где он находится? В какой области России?

Дети: Наш детский сад находится в Белгородской области.

Скоморох: А как её ещё называют?

Дети: Белгородчина, Белогорье.

Скоморох: — Хм! Названия какие интересные, а почему такое название Бел-го-родс-ка-я?

Дети: потому что областной центр нашей области — город Белгород.

Скоморох: — А Белогорье?

Дети: Потому, что город Белгород стоит на меловых отложениях, то есть, на самом обычном белом меле. Его окружают меловые холмы и горы.

Скоморох: — Так в какой же город я попал?

Дети: — в город Губкин.

Скоморох: — А причем тут Губкин?

Дети: Это, Тимофей, наша малая Родина.

Скоморох: А что такое ма — ла — я Родина?

Дети: Это место где мы родились и живём.

Дефектолог: Ребята сейчас тебе прочтут стихотворение и ты всё поймёшь.

(Дети читают стихотворение Вл. Молчанова):

1 ребёнок: Белогорье... Поле отчее.

По-над лугом белым дым.

Трав густых сиянье сочное

По откосам меловым.

2 ребёнок: Змейка вьющегося вереска

Розовеет над горой,

И совсем не видно берега

За травой береговой.

3 ребёнок: Звёзд полночных многоточие,

Туч движение гурьбой.

Белогорье... Поле отчее –

Что зовут своей судьбой!

Скоморох: Теперь понятно.

Дефектолог: Ребята, давайте покажем Тимофею наш Город. Представьте, что стоит прекрасная погода, у вас хорошее настроение, и мы вышли из детского сада.

Скоморох: Как много домов, машин, куда мы вышли?

Дети: Мы вышли на улицу.

Скоморох: А на какой улице находится ваш детский сад?

Дети: Наш Детский сад Журавушка находится в микрорайоне «Журавлики», на улице Севастопольская.

Дефектолог: Тимофей, наши ребята живут в красивейшем и благоустроенном городе Губкин. В нём есть широкие и узкие улицы, переулки.

Скоморох: Ши — какие?

Дефектолог: Давайте вместе скажем.

Вместе: Широкие и узкие улицы и переулки.

Дефектолог: Ребята тебе скажут названия своих улиц.

(Дети называют свой адрес)

Тимофей: Молодцы, вы знаете названия улиц, на которых вы живете.

Ребята, какие символы своей области вы знаете?

Дети: Мы знаем флаг и герб нашего города.

http://topspinsport.ru/upload/iblock/1d5/1d5b2db0657ffc9775b36ef24aa7fd0f.gif

Рис. 1.

http://nasledie-sela.ru/media/district_flags/%D0%A4%D0%BB%D0%B0%D0%B3_%D0%93%D1%83%D0%B1%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0.jpg

Рис. 2.

Тимофей: Что такое флаг и герб?

Дети: Мы сейчас тебе расскажем.

1 ребенок: В герб положена идея изображения главной особенности нашей местности — магнитной аномалии и основной отрасли промышленного производства. Красно-синий полукруг имеет двойной смысл. С одной стороны он символизирует магнит, а с другой стороны служит как бы контуром компаса.

2 ребенок: Красно-белая стрелка, отклоненная от оси северного полюса земли, обозначает аномальные магнитные явления, связанные с наличием огромных залежей железной руды.

3 ребенок: Золотой колос символизирует развитое агропромышленное производство.

Логопед: Таким образом, на гербе отражены главные особенности города Губкина и возникающие в связи с этим ассоциации: «железо» — «магнит» — «аномалия» — «сельское хозяйство». Две синие полосы по краям флага показывают, что муниципальное образование Губкинского городского округа расположено в Белгородской области, основной цвет символики которой синий. Красный (червленый) цвет — символ мужества, самоотверженности, героизма, справедливой борьбы и жизни. Лазоревый (синий, голубой) цвет в геральдике — символ чести, славы, преданности, истины, красоты, добродетели и чистого неба. Зеленый цвет символизирует изобилие, плодородие, радость, свободу, покой и мир. Золото (желтый) в геральдике — символ высшей ценности, величия, прочности, силы, великодушия. Серебро (белый) в геральдике — символ простоты, совершенства, мудрости, благородства, мира, взаимосотрудничества.

Тимофей: Ребята покажете мне свой город?

Дети: Конечно, покажем и отправляемся в путь. (Совершают круг по залу)

Дефектолог: Отправляемся к первой остановке. Она называется «Один-много».

Проводится игра «Один- много».

Дети шагают ипроизносят слова:

Мы по городу шагаем, много, много называем

Улицы, дома, мосты, площадь, парки и кусты.

Дефектолог: Я назову предмет в единственном числе, а вы во множественном. (называет предмет в единственном числе и показывает картинку)

А фразу начинайте так:

− На дороге много … (машин) (автобус, грузовик, велосипед, светофор, остановка).

− В городе много … (парк, дом, школа, улица, дорога, вокзал).

Развитие темпо-ритмической стороны речи.

Дефектолог: Следующая остановка«Добавлялки». Вам необходимо добавить недостающее слово.

Не поедет без бензина

Ни автобус, ни …. (машина)

Довезти нас попроси

В чёрных шашечках … (такси)

Целый день забота,

Весёлая работа.

Я без дела не привык,

Я обычный … (грузовик)

На машинах здесь, друзья,

Ехать никому нельзя.

Можно ехать, знайте, дети.

Только на … (велосипеде)

Кто стучит по рельсам громко,

Тащит за собою воз

И свистит довольно звонко?

Это едет … (тепловоз)

Он по рельсам разъезжает,

Пассажиров собирает.

Торопись и не зевай,

Чтоб успел ты на … (трамвай)

Для команды «Пешеход»

Тротуарные дорожки,

Ходят люди, ходят кошки.

Тот, кто знает этот ход,

Тот зовётся — …. (пешеход)

Всем знакомые полоски

Знают дети, знает взрослый.

На ту сторону ведёт

Пешеходный … (переход)

Стоп машина, стоп мотор!

Тормози скорей, шофёр!

Красный глаз глядит в упор –

Это строгий …. (светофор)

Красный цвет — сигнал тревоги

В светофоровых глазах.

Не ходите по дороге,

Оставайтесь на …. (местах)

Чтобы вдруг не оказаться

У машины на пути,

Нам автобус и троллейбус

Слева нужно … (обойти)

Я иду по тротуару,

Здесь машинам нет пути!

Ну а знаки мне расскажут,

Где дорогу …. (перейти)

Образование родственных слов.

Дефектолог: Следующая остановка«Улица родственных слов».

Мы слова похожие,

Как родственники схожие.

Мы живём одной семьёй –

Поиграть хотим с тобой.

Подберите как можно больше слов-родственников к своему слову.

Город — городок, городской, городишко, города, городки, городище.

Дом — дома, домик, домики, домашний, домовой, домишко.

Жил да был весёлый гном, он в лесу построил … (ДОМ).

Рядом жил поменьше гномик, под кустом он сделал …. (ДОМИК).

Самый маленький гномишко, под грибом сложил … (ДОМИШКО).

Старый, мудрый гном — гномище выстроил большой …. (ДОМИЩЕ).

А за печкой, за трубой, жил у гнома … (ДОМОВОЙ).

(Дети выбирают и вывешивают картинки, называют слова-родственники, но некоторые картинки не подходят: горы, домино).

Тимофей: Ребята, а вы забыли слово «домино»! А вы забыли слово «горы»!

Дети объясняют почему эти слова не подходят.

Дефектолог: Ребята, Тимофей! Идем дальше?

Пальчиковая гимнастика.

Как красиво всё кругом (последовательно соединять пальцы правой руки с большим пальцем, начиная с указательного пальца)

В моём городе родном. (Последовательно соединять пальцы левой руки с большим пальцем, начиная с указательного пальца)

Здесь каналы имосты, (соединить большой и указательный пальцы на обеих руках)

Памятники исады, (соединить большой и средний палец)

И музеи, идворцы (соединить большой и безымянный палец)

Небывалой высоты (соединить большой палец и мизинец).

Дефектолог: Следующая остановка«Город».

Дома в нашем городе разные, сделаны из разных материалов. Ребята, расскажите Тимофею из чего сделаны дома в нашем городе.

Вопросы (с опорой на картинки): Если дом сделан из кирпича, то он …

(Из дерева …, из камня …, из панелей …, изо льда …, из соломы …)

Дефектолог: Скажи, какой дом у тебя и у твоего соседа? А ещё дома бывают разные по величине.

Вопросы (с опорой на картинки):

− Этот дом большой, а этот …(маленький). Этот дом высокий, а этот ….(низкий)

− Этот дом широкий, а этот … (узкий). Этот дом низкий, а этот … (высокий).

Тимофей: Этот дом маленький, а этот большой. Правильно? Этот дом низкий, а этот высокий? (руками показывает всё наоборот).

Дефектолог: Тимофей ты всё перепутал. Исправьте нашего гостя. Назовите слова, которые мы использовали, называя величину. (Больше, меньше)

Дефектолог: Отправляемся на остановку «Стройка» (дети имитируют движения с молотком под музыкальное сопровождение)

Молоток стучит: «Тук-тук». Мне приятен этот стук.

Он не просто так стучит: «Тук-тук-тук» — и гвоздь забит.

Дефектолог: Вот и последняя наша остановка «Стройка». Ребята постройте новый дом и посчитайте количество этажей.

Один ребёнок выставляет карточки с изображением этажей (панелей) на панно, остальные считают:

− один этаж, два этажа, три …. и т. д.

− В доме пять этажей, значит он … пятиэтажный.

Дефектолог: Назовите дом, в котором 1, 2, 3, 4, много этажей. Молодцы!

Дефектолог: Мы устали пока гуляли по городу, нам пора передохнуть.

Нам пора передохнуть, потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох)

Покрутили головой, и усталость вся долой! (Вращение головой в стороны)

Тимофей: Ребята сейчас самое красивое время года весна и ваш город она делает ещё краше. Я приготовил вам сюрприз. Там лежит то, что делает ваш город красивее. Только сундучок мой не хочет открываться. Тссс, он что-то говорит (слушает). Он говорит — кто с ним поиграет, тому он и откроется.

Д\и «Доскажи пословицу»

− Нет в мире краше (Родины нашей)

− Не тот правей — кто сильней (А тот — кто честней)

− Кто за Родину горой (Тот истинный герой)

− Всюду хорошо (А дома лучше)

− Родная сторона — мать (А чужая — мачеха)

− Если народ един (Он — непобедим)

− Где родился (Там и пригодился)

− На чужой стороне (Родина милей вдвойне).

Сундучок открывается. Тимофей достаёт небольшие сувениры на память и дарит детям.

Тимофей: Ребята, большое Вам спасибо, что рассказали мне куда я попал. Давайте вспомним где мы с вами были, по каким местам бродили.

(Рефлексия-перечисление остановок в пути по нашему городу и выполняемых на нем заданиях.)

Мне так с вами было интересно, вы очень гостеприимные дети. Но мне пора путешествовать дальше. До свидания!

Дети: До свидания.

Основные термины (генерируются автоматически): Белгородской области, город Белгород, родном городе, дом низкий, детский сад, узкие улицы, момент Дети, единственном числе, символики Белгородской области, флага Белгородской области, детей родном городе, иллюстрации Белгородской области, благоустроенном городе Губкин, грамматический строй речи, украшение зала шарами, символ высшей ценности, Методическая разработка организованной, совершенствование координации движений, «Моя Малая Родина», образовательной деятельности «Прогулка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос