В работе рассмотрены вопросы инвалидности как медико-социальной проблемы в Российской Федерации. В частности, предметом изучения стал вопрос о численности детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, получающих социальные пенсии. Выявлены основные тенденции и структура инвалидизации среди детского населения с учётом действующих в РФ адаптационных программ и их влияния на динамику показателей инвалидности, а также определены основные факторы, влияющие на их рост.
Ключевые слова: детская инвалидность, факторы риска инвалидизации, дети-инвалиды
Уровень инвалидности в стране — это важный медико-социальный показатель здоровья населения, это особая лакмусовая бумага, коротая напрямую отражает уровень социально-экономического развития общества, экологического состояния территории, качество мероприятий, проводимых в качестве профилактики. Данная проблема напрямую зависит от уровня экономики и культуры страны [5].
В России, впрочем, как и во всем мире, наблюдается неуклонный рост числа детей-инвалидов. В начале нового тысячелетия проблема детской инвалидности в России приобретает поистине общенациональный характер [3].
Основными составляющими инвалидности являются: болезни, потеря трудоспособности, социальная дезадаптация, снижение производительной деятельности, а также значительное снижение уровня и продолжительности жизни людей с ограниченными возможностями. Иначе говоря, в первую очередь это дополнительные расходы на поддержание уровня жизни, разработка и реализация целевых программ по адаптации и реабилитации инвалидов, которые будут направлены на создание максимально комфортного и мобильного существования данной категории людей, но которые, в свою очередь, в большинстве своем не смогут быть задействованы в процессах экономического роста страны.
Именно поэтому каждое государство, думающее о своем благополучии преследуя цель повышения показателей здоровья населения, экономического роса и т. д. стремится к сокращению случаев инвалидизации населения путём профилактики, повышения качества медицинского услуг, автоматизации технологических процессов и созданием целевых программ.
Инвалидизация отражает крайний вариант нездоровья детей и подростков, в настоящее время её уровень среди данной категории населения сохраняет тенденцию к неуклонному росту. Тяжелые нарушения здоровья у детей обуславливает комплекс серьезных социальных, экономических и морально-психологических проблем, как для самого ребенка-инвалида, так и для его семьи, требуя привлечения дополнительных государственных средств. Инвалидизация снижает качество жизни населения, темпы развития страны, как в целом, так и отдельных регионов в частности [3].
Пошаговое развитие России в социально-экономическом плане должно основываться на сохранении существующих и формировании будущих полноценных трудовых ресурсов. Проблемы населения, задерживающие перспективы развития многих территорий РФ тесно связаны с проблемой высоких показателей заболеваемости и инвалидизации в детском возрасте, а также с необходимостью укрепления мер профилактики заболеваемости и развития службы охраны здоровья матери и ребенка.
В Российской Федерации дети-инвалиды составляют, по разным оценкам, от 1,5–2,5 до 4,5 % детского населения.
Рис. 1. Численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, получающих социальные пенсии (данные Минтруда России)
Из диаграммы № 1 (рис. 1) видно, что распространенность детской инвалидности в нашей стране с момента ее регистрации с 1981г. по 2016 г. увеличилась почти в 12 раз и данный показатель имеет тенденцию к росту [9].
Исходя из оценки Минздравсоцразвития РФ, в последующие годы ситуация не изменится, так как в результате сокращения численности населения страны прогнозируется рост показателя детской инвалидности. В общей структуре инвалидности с учетом возраста преобладают подростки. Во всех возрастных группах детей-инвалидов лидируют мальчики (58 %), уровень инвалидности среди них выше, чем среди девочек в 1,2–1,7 раза [3].
Рис. 2. Распределение впервые признанных инвалидами детей в возрасте до 18 лет по формам болезни
По оценке Федеральной службы государственной статистики на 2014 год, представленных на диаграмме № 2 (рис. 2), можно говорить, что превалирующими формами болезней, ведущими к инвалидизации детского населения являются: психические расстройства и расстройства поведения (16 575 тыс.), врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения (14 969 тыс.), болезни нервной системы (14 566 тыс.). Эти 3 класса занимают в структуре инвалидности 62–69,5 % [9].
По полученным результатам можно определить факторы риска, ведущие к росту инвалидизации у детей:
‒ Возраст матери: общепризнанной медико-социальной группой риска являются как юные (до 18 лет), так и возрастные (старше 35 лет) матери. Практически каждый второй ребенок-инвалид, рожденный возрастной женщиной, и каждый третий ребенок от юной матери страдают психическими расстройствами. Удельный вес случаев умственной отсталости среди детей-инвалидов от возрастных матерей в 2–3 раза превышает аналогичный показатель в других возрастных группах матерей.
‒ Социально-гигиенические и экологические условия жизни родителей: результаты исследований свидетельствуют о высокой частоте вредных привычек и профессиональных вредностей у родителей детей-инвалидов (соответственно 28 и 23,8 %). Среди вредных привычек преобладает алкоголизм (85,3 %), при этом 2/3 случаев — это злоупотребление алкоголем обоими родителями. Детская инвалидность при наличии вредных привычек у родителей в 64,5 % случаев проявляются в форме психических расстройств. В семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, дети-инвалиды вследствие психических заболеваний, встречаются в 2 раза чаще, чем в семьях, где мать имеет пристрастие к табакокурению (соответственно 68,6 и 35,5 %). Врожденные аномалии и пороки развития в 3 раза чаще встречаются у детей от курящих женщин (37,1 и 10,7 %). У родителей-наркоманов высока частота инвалидизации детей вследствие психических расстройств (57,1 %) и болезней нервной системы (28,6 %).
Расходы на ребенка-инвалида превышают расходы на здорового примерно в 3 раза. Исходя из высоких затрат на содержание больного ребенка и уровня материального состояния родителей, была составлена диаграмма № 3 (рис. 3). Она показывает, что 53,6 % родителей, воспитывающих детей-инвалидов, могут позволить себе только самое необходимое, 29,9 % в редком случае имеют возможность баловать ребенка, а 12,3 % не могут позволить себе даже самое необходимое и только 4,2 % имеют хороший достаток [7].
Рис. 3. Процентное соотношение уровня достатка семей, членами которых являются дети-инвалиды
Но любое цивилизованное общество старается решить проблемы инвалидов и инвалидности на государственном уровне путём создания комплекса мер, направленных на профилактику и снижение детской и подростковой инвалидности и смертности, также на реинтеграцию детей-инвалидов в общество [4].
На сегодняшний момент в Российской Федерации действует Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который включает:
‒ восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;
‒ профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;
‒ социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;
‒ физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов [10].
На деле же получается, что Генеральной прокуратурой выявляются грубые нарушения закона по обеспечению детей-инвалидов доступной средой, лекарственными препаратами. В учебных и медицинских учреждениях, катастрофически не хватает пандусов и специальных подъездов.
По полученным результатам работы можно сделать следующие выводы:
- Начиная с 1981 года на территории России отмечается резкий скачок численности детей инвалидов, получающих социальные пенсии. Данный показатель имеет тенденцию к росту и по 2016 год.
- По данным Федеральной службы государственной статистики на 2014 год можно выделить три основные формы болезней, ведущих к развитию инвалидности: психические расстройства и расстройства поведения, врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения, болезни нервной системы.
- По структуре инвалидизации составлены факторы риска (возраст матери, социально-гигиенические и экологические условия жизни родителей), о которых можно судить и по уровню развития общества в РФ.
- На территории Российской Федерации действуют целевые программы по реабилитации детей инвалидов (Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»), которые зачастую не реализуются на местах.
Следует обратить внимание на то, что в планировании организации работы Минздрава РФ следует акцентировать внимание на основные формы болезней, приводящих к инвалидизации детского населения с целью повышения уровня здоровья. Также не стоит оставлять без внимания тот факт, что не смотря на темпы роста численности детей-инвалидов, Федеральные законы не всегда находят свое применение.
Литература:
- Артёмова И. Г. Эпидемиологическая характеристика детской инвалидности и медико-социальные аспекты реабилитации детей с ограниченными возможностями / И. Г. Артёмова// Автореф. дисс. на соиск. ученой ст. к.м.н. — Омск. — 2007. Т. 32
- Вахрушева Л. Н. Особенности социальной работы с детьми-инвалидами в МУ «Комплексный центр социальной помощи семье и детям» Октябрьского района г. Пензы. Причины детской инвалидности / Л. Н. Вахрушева // Информационный бюллетень г. Пензы. — 2008. — № 18. Т. 68–79
- Землянова Е. В., Войцеховская Ж. И. Прогноз показателей инвалидности детского населения России на период до 2020 года / Е. В. Землянова, Ж. И. Войцеховская // Информационно-аналитический вестник. — 2009. — № 9. Т.16–23.
- Кириченко Ю. Н. Медико-социальные проблемы совершенствования службы реабилитации детей-инвалидов / Ю. Н. Кириченко // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2009. — № 3. Т. 37–40.
- Медик В. А. Общественное здоровье и здравоохранение / Москва: Изд-во «ГЭОТАР-Медиа», 2013. Т. 116
- Павлова С. В. Медико-социальные причины и факторы риска первичной инвалидности детей от 0 до 3 лет вследствие болезней нервной системы и пути её профилактики /С. В. Павлова // Автореф. дисс. на соиск. ученой ст. к.м.н. — Санкт-Петербург. — 2010. Т. 40.
- Потапова О. Н. Социальные проблемы детей с ограниченными возможностями в современной России (региональный аспект) / О. Н. Потапова // Автореф. дисс. на соиск. ученой ст. к.с.н. — Саратов. — 2007. Т. 35
- Рожаевский Л. А. Медико-социальные проблемы детской инвалидности / Л. А. Рожавский // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2006. — № 6. Т. 23–25
- Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/.
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_8559/.
- Павлова С. В. Медико-социальные причины и факторы риска первичной инвалидности детей от 0 до 3 лет вследствие болезней нервной системы и пути её профилактики /С. В. Павлова // Автореф. дисс. на соиск. ученой ст. к.м.н. — Санкт-Петербург. — 2010. Т. 40.
- Потапова О. Н. Социальные проблемы детей с ограниченными возможностями в современной России (региональный аспект) / О. Н. Потапова // Автореф. дисс. на соиск. ученой ст. к.с.н. — Саратов. — 2007. Т. 35
- Рожаевский Л. А. Медико-социальные проблемы детской инвалидности / Л. А. Рожавский // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2006. — № 6. Т. 23–25
- Баранов А. А., Шеплягина Л. А. Фундаментальные и прикладные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков. — Русский педиатрический журнал.-2000,- № 5, с. 5–12.
- Альбицкий В. Ю., Зелинская Д. И., Терлецкая Р. Н. Заболеваемость детей иинвалидов. -2008, -№ 1, с. 22–25.
- Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Федерации». Администрация президента РФ, ГП Научный фонд содействия инвалидам РФ. М., 1998, 235 С.
- Захаренко Ю. И., Чичерина Т. А., Попова А. В., Савельева Г. П. Анализ первичной инвалидности детского населения муниципального образования город-курорт Геленджик Краснодарского края за 2001–2005 гг. Российский вестник перинатологии и педиатрии, -2008, — № 1, с. 71–76.
- Зелинская Д. И., Кобринский Б. А. Система учета и анализа детской инвалидности. — Российский медицинский журнал. -2000,- № 1, с. 7–9.
- Зелинская И. Д., Вельтницев Ю. Е. Детская инвалидность. М.,-1995,-55с. Зелинская И. Д. Детская инвалидность как проблема здравоохранения Российской Федерации. -2008, № 2, с. 23–26.
- Знобина Т. И., Азароо В. О., Бахадова Е. В. Профилактика детской инвалидности в России. — Российский вестник перинагиологии. -2008,- № 1, с. 71–76.
- Камаев И. А., Позднякова И. Я. Детская инвалидность –Н/нов-город-НГМА, 1999,156с.
- Косова С. А. Реабилитационная активность семей, как критерий эффективности медико-социальной помощи детям-инвалидам. -Педиатрическая фармакология. -2007, -т.4, № 5, -с. 34–36.
- Маховецкая Г. А., Мазур Л. И., Антимонова М. Ю., Матеску Л. Г. Региональные особенности детской инвалидности.- Российский педиатрический журнал.- 2006, — № 3, с. 4–7.
- Монахов М. В., Соколовская Т. А. Социальная характеристика семей в современной России и здоровье детей.- Российский вестник перинатологии и педиатрии.- 2008, — № 1, с. 77–82.
- Науменко Л. П., Аджаматов М. Г. Некоторые аспекты реабилитации детей-инвалидов в Российской Федерации.- Медико-социальная экспертиза и реабилитация. — 2008, № 4, с. 3–6.