Автор: Мухортова Ксения Эркиновна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (123) октябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 02.10.2016

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Мухортова К. Э. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения учащихся 8-х классов на уроках информатики // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 371-374.



В статье рассматриваются методические аспекты формирования коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения учащихся 8-х классов на уроках информатики.

Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия, коммуникация, информатика.

На современном этапе развития общества успешная социализация после окончания образовательного учреждения, умение налаживать отношения с людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Родины не зависят лишь от предъявляемых требований к уровню подготовки выпускника по конкретным предметам. Сегодня выпускнику школы необходимо усвоить не только определенные знания, но и освоить универсальные учебные действия, которые выступают как инструмент самостоятельного успешного усвоения новых знаний и компетенций, включая умение учиться [1].

Подходы к решению проблем формирования коммуникативных учебных действий отражены в работах отечественных ученых А.В. Усова, Ю.К. Бабанского, Д.В. Воровщикова, Л.С. Выгодского, П.Я. Гальперина, Н.А. Лошкарёва, А.А. Любинской, Г.К. Селевко, Д. В Татьянченко, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого.

Однако отметим, что в данных научных трудах не описывается формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики. Отсюда возникает противоречие между необходимостью формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики и недостатком соответствующих научно-методических рекомендаций.

Исходя из вышеизложенного, была сформулирована проблема исследования: каковы методические аспекты урока информатики в 8-х классах, обеспечивающие успешность формирования коммуникативных универсальных учебных действий?

Обратившись к анализу психолого-педагогической литературы, выявили, что разные ученые, педагоги и психологи подходят к определению понятию «коммуникативные универсальные учебные действия» по-разному.

В соответствии с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского коммуникативная деятельность определяется как «взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» [2].

В контексте концепции универсальных учебных действий под коммуникацией понимается смысловой аспект общения и социального взаимодействия. Коммуникация предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности – установление контактов, кооперацию, а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнера [3]. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают:

− социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;

− умение слушать и вступать в диалог;

− участвовать в коллективном обсуждении проблем;

− интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Мы можем говорить о том, что коммуникативные УУД – это действия, обеспечивающие социальную компетентность учащихся во взаимодействии и сотрудничестве.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования курс информатика входит в предметную область «Математика и информатика».

Общеобразовательный курс информатики является одним из основных предметов, способный дать обучающимся методологию приобретения знаний об окружающем мире и о себе, обеспечить эффективное развитие общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики, становление умений и навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

Говоря о формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики, А.Л. Брезгин рассматривает технические и методические возможности урока. Возможность самостоятельного планирования учебного сотрудничества с администрацией, педагогами, сверстниками и более младшими участниками образовательного процесса через учебные проекты: презентации, рефераты, доклады; уроки-самоуправления обеспечивает формирование умения поиска, обработки и презентации необходимой информации; деловое лидерство (умение проявить инициативу в организации учебного сотрудничества) [4].

Опираясь на теоретические основы, мы разработали методическое содержание уроков информатики в 8-ом классе в соответствии с поставленными целями. Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое, умения с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности, способности договариваться и находить общее решение, а также рефлексия действий можно реализовать на уроках-проектах по теме «Компьютерные презентации».

Целью данных уроков является знакомство с технологией создания компьютерных презентаций. Задача учащихся − создать проект электронного журнала в программе для создания презентаций, применяя навыки и умения оформления компьютерной презентации.

После изучения технологии создания компьютерных презентаций, учащиеся самостоятельно делятся на рабочие группы. Для создания проекта необходимо придерживаться следующих этапов работы, которые формулируются учителем совместно с обучающимися:

1. обсуждение направления и названия журнала;

2. распределение ролей (например, электронный журнал моды: шеф-редактор, редактор отдела моды, фоторедактор, арт-директор, редактор отдела новостей и светской хроники, технический редактор, рядовые журналисты)

3. обсуждение контента и дизайна проекта;

4. поиск информации;

5. оформление проекта;

6. защита проекта в ситуации игрофикации (Фестиваль «NEWжурнал»).

На каждом из этапов создавались условия для организации коммуникации как взаимодействия – обсуждение деятельности этапов работы с учителем, коммуникации как сотрудничества – обсуждение и совместная работа над проектом.

Представление журналов организуется на втором уроке работы над проектом. Данный урок проходит в формате «Фестиваля «NEWжурнал».

Группам выдаются листы с критериями оценивания чужих проектов.

Каждой группе отводится 7 минут для представления итоговой компьютерной презентации (электронного журнала). План выступления должен включать:

1. название проекта, указание авторов проекта;

2. презентация проекта (демонстрация);

3. объяснение использования информационных технологий (используемые программы в работе над проектом, используемые возможности программы для создания презентаций).

Для создания обсуждения используем следующие элементы игрофикации:

  1. от каждой группы могут последовать замечания и дополнение по доработке проекта;
  2. после защиты проектов журналов организуется «Ярмарка проектов». Каждая группа в процессе обсуждения (2 мин.) на основе выставленных баллов по критериям оценивания выбирает тот журнал, в который они готовы вложить свои деньги для его издания (при условии, что свой журнал выбирать нельзя).

Таким образом, учащиеся определят наиболее удачные проекты.

Формирование умения слушать и слышать друг друга, способности строить понятные для партнера высказывания, взаимоконтроля и взаимопомощи по ходу выполнения задания реализовывалось на уроке закрепления и систематизации знаний и умений учащихся по теме «Текстовый процессор» путем организации деятельности по созданию социального рекламного плаката.

Для создания социального плаката учащиеся на предыдущем уроке делятся на 6 групп и получают домашнее задание − найти информацию об алкоголе из разных областей наук, опираясь на название и описание рубрик, и принести на следующий урок на USB-флеш-накопителе:

№ гр.

Наука

Название рубрики

Описание

1

Химия

«Зеленый змий»;

Состав алкоголя

2

История

«Лента времени алкоголя»

появление и распространение алкоголя в России

3

Биология

«Влияние губительно»

влияние алкоголя на организм человека

4

Литература

«Вредные привычки героев прошлого времени»

примеры описания вредных привычек персонажей в литературных произведениях

5

Социология

«Статистика не врет!»

описание данных социологических исследований по проблемам, вызванным употреблением алкоголя

6

Обществознание

«Здоровым Обязан Жить»

Борьба с алкоголем в обществе

На уроке учитель создает условия для постановки цели и учебных задач. Например, с помощью психологической приема «Выбор».

Инструкция: в карточке записаны следующие понятия: учеба, дружба, здоровье, деньги, авторитет. Проранжируйте от 1 до 5 (1− очень ценю,…5 – ценю меньше всего).

В результате данного приема учитель, скорее всего, выявит, что большинство учащихся считают здоровье главнее всего.

Для формулирования темы урока учитель читает притчу о зеленом змие.

Жил один человек долгое время в непроходимом лесу в хижине. Однажды у него не стало пищи, и пошел он по лесу искать чего-либо съедобного. Спустя некоторое время увидел он в одном месте красивую яблоню с яблоками. Когда отшельник начал собирать яблоки, увидел на яблоне зеленого змия, который обвивался вокруг нее. Заговорил змий человеческим голосом: «Знаешь ли ты меня, человек, и слышал ли про меня?»

Великий ужас напал на отшельника, но когда он пришел в себя, то спросил: «Кто ты, чей я слышу голос? Скажи мне о себе, я не знаю тебя!»

«Скажу тебе, человек, о себе: я − зеленый змий». Человек снова спросил: «Какую силой обладаешь?»

«Если сдружится со мной трудящийся человек, то я сделаю его ленивым, станут у него дрожать руки, и он не захочет ничего делать, и я сделаю его горьким пьяницей; он пропьется весь, разорю его дом; и отступят от него все друзья и родные. Если не хочешь попасться в мои уловки, уходи, чтобы не видеть тебе зла».

Притча впоследствии обсуждается учащимися и учителем, что создает условия для коммуникативного взаимодействия.

Учитель в процессе обсуждения задает следующие вопросы:

− О чем говорится в притче?

− Какая вредная привычка в ней описана?

− Как вы думайте, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Учитель просит вспомнить учащихся о том, что они изучали на предыдущем уроке (текстовый процессор и его назначение) и актуализирует знания учащихся о текстовом процессоре. На основе результатов актуализации знаний и подготовленного материала об алкоголе учащиеся формулируют учебную задачу − создать социальный рекламный плакат о пагубном влиянии алкоголя, используя свои знания и возможности текстового процессора.

Учащиеся определят цель обращения к обществу и средства ее достижения с помощью вопросов:

− Кто является вашим реальным и потенциальным потребителем?;

− Какие слова, отражающие идею плаката, нужно использовать?;

− Какие визуальные (графические) образы можно использовать для привлечения внимания к социальному рекламному плакату?

Кроме того, учащиеся определяют основные требования к содержанию и оформлению социального рекламного плаката, опираясь на возможности текстового процессора, составляют примерный кластер, который пригодится им в практической работе.

В течение 20 минут учащиеся создают социальный рекламный плакат в группах, используя материал, подобранный дома. На данном этапе учащиеся находятся в коммуникативном сотрудничестве, обсуждая дизайн плаката, его структуру и наполнение и подбирая средства оформления плаката в текстовом редакторе.

После того, как каждая группа подготовит свою рубрику, всё распечатывается и оформляется в один общий социальный рекламный плакат.

Таким образом, использование данных методических разработок способствуют эффективному формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики в 8 классах.

Литература:

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. //Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.- 159с.
  2. Лисина М.И. //Проблемы онтогенеза общения: монография / М.И. Лисина. – Москва: Педагогика, 1986. – 144 с.;
  3. Словарь–справочник современного российского профессионального образования/авторы-составители: Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Новиков П.Н. - Выпуск 1.− М.: ФИРО, 2010. –С.;
  4. Брезгин Л.А. К вопросу о формировании универсальных учебных действий в курсе «Информатика и ИКТ» // Научный поиск, − Шуя: Изд-во: Технологический центр, 2015. – С. 57-59, Режим доступа: http://elibrary.ru/download/25755441.pdf.
Основные термины (генерируются автоматически): универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных, уроках информатики, формирования коммуникативных универсальных, универсальные учебные действия, социальный рекламный плакат, учащихся 8-х классов, обучения учащихся 8-х, Формирование коммуникативных универсальных, социального рекламного плаката, коммуникативных учебных действий, формирование коммуникативных универсальных, процессе обучения учащихся, формировании коммуникативных универсальных, формированию коммуникативных универсальных, создания компьютерных презентаций, курс информатики, концепции универсальных учебных, Формирование умения, формировании универсальных учебных.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос