Библиографическое описание:

Попко Т. П. Проблемы урока информатики и их решение [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 15-20.

Любому предприятию, любой организации, любой стране нужны грамотные специалисты, творческие личности, образованные граждане. К сожалению, не каждый человек способен самообразовываться, саморазвиваться. Очень многое зависит от школы. А школа в свою очередь от вышестоящих организаций, которые курируют, направляют её работу по ими же предложенному сценарию.
А что же школа?
Из года в год идёт полемика среди учителей информатики и теми, кто составляет программы, пишет учебники и т. д. — кого мы готовим на уроках информатики? Программистов или грамотных пользователей ПК? К тому же, в виду огромного потока информации остро встаёт вопрос о развитии у учащихся информационной компетенции. В то же время не обходит стороной и вопрос о проблеме компьютерной зависимости и о том, как от этого уберечься. И всё это ложится на плечи учителя информатики, который встречается с учащимися 1 раз в неделю.
Так каким же должен быть урок информатики, и учитель информатики, чтобы справиться с теми целями и задачами, которые перед ним поставлены. И с камики проблемами он сталкивается в своей урочной деятельности.
Современный урок сегодня — это не только урок получения важной информации, но и урок, на котором обучают разным способам её получения и обработки. И это должен понимать любой взрослый человек.
Многие взрослые, видя своё чадо, общающееся в социальных сетях, и лихо гоняющее на компьютерных ралли, считают его компьютерным гением. А таким лихим компьютерщикам информатика не нужна. И очень жаль, что среди этих взрослых встречаются и те, кто имеет непосредственное отношение к образованию. И как результат мы получаем не то, что хотелось бы получить.
Попробуем разобраться. В чём проблема и как с ней справиться. Оставим в стороне методическую сторону урока, о которой имеется множество информации опытных и грамотных учителей и методистов.
Конечно, никто не требует увеличить количество преподаваемых часов информатики. Но ведь можно привести в соответствие программы, учебники, программное обеспечение (которое должно соответствовать определённому уровню) с учётом пожеланий учащихся и учителей.
Рассмотрим почасовое планирование курса информатики с 6–11 класс, на который отводится 210 часов (с часами резерва).


На диаграммах видны все приоритеты без пояснений. Все темы указаны с часами контрольных и практических самостоятельных работ. Не забываем и о том, что по нормам учащиеся работают за ПК 20–25 минут, а на дом задавать домашнее задание на компьютерах не рекомендовано. Действительно, пусть вместо того, чтобы найти полезную информацию о знаменитом математике или разрядности процессора, ребёнок играет в «стрелялки» и общается с одноклассником из соседней квартиры в социальной сети. Единственное что хочется пояснить. За мою 20-летнюю педагогическую деятельность, из всех моих учащихся стали учителями информатики, и ни один не пошёл учиться на программиста. Но и здесь есть одно «но», те, кто решил стать учителем информатики получал знания по информатике в Вузе с азов, т. е. с самого начала.
Итак, продолжим о нашей проблеме.
В 6 классе начинаем рисовать в графике на Pascal, путая координаты четвертей, потому что только познакомились на математике с координатной плоскостью. Зато в текстовом редакторе вводим, редактируем и форматируем текст по 1 часу на тему. А ведь уже хочется и сообщения для других уроков оформлять. А для оформления красивого плаката, грамоты или буклета учитель в индивидуальном порядке объясняет учащимся всех классов как работать в программе Publisher, которая не входит в курс Информатики.
В 7 классе рассказываем детям, как работать с меню в ОС и об операциях с файлами, которые знают к этому времени 90 %, а у детей куча вопросов, что делать, если ПК завис, потемнел экран, не реагирует мышь, звучат сигналы и т. д. По 9 часов создаём презентации и из них нет ни одного часа, чтобы рассказать о грамотном цветовом сочетании.
В 8 классе учитель должен научить детей рисовать векторные изображения в CorelDraw, которой после окончания 8 класса почти никто и не пользуется, а в 9 классе мы с детьми учимся 12 часов мультипликации. А многие ребята, изучив в 6 классе графический редактор, скачивают программу для создания gif анимации и создают свои шедевры. Про Flash можно вспомнить только для участия в конкурсе, что бывает очень редко.
На конкурсах исследовательских работ желательны электронные продукты, а мы только в 11 классе приступаем к изучению веб — конструирования и… создаём сайты в текстовом редакторе и Блокноте, и только потом целых 4 часа в программе FrontPage. А если мы захотим участвовать в конкурсе веб — продуктов, то необходимо знание минимум Java.
В 10 классе в электронных таблицах рассчитываем кредиты, процентные ставки, размеры и границы национальных достопримечательностей и целый час учимся строить графики функций, с которыми по математике начали работать в 8 классе.
Только с 7 класса начинаем говорить про Интернет. Учим детей вопросам безопасности в Интернете, о котором они знают с момента приобретения компьютера, а в 11 классе рассматриваем вопросы сохранения информации из глобальной сети и видим, как ученики улыбаются, глядя на то, как учитель рассказывает о том, как сохранить картинки и как нужно работать в программе Skype. И это далеко не всё.
С программным обеспечением тоже не всегда всё в порядке. Приобретение программ, необходимых для работы заботит в первую очередь учителя информатики, а не того, кто придумал в какой программе и сколько часов должен работать ученик. А как хочется иметь лицензионные продукты в каждом классе. А про лаборанта — инженера в каждой школе приходится только мечтать. А что вы хотели? Вы же учитель информатики! Да. А ещё и математики или физики и классный руководитель. И каждый — творческая личность!
Вот несколько простых приёмов, которые можно использовать на уроках:
  1. При изучении ГР из готовой картинки на теме «Работа с фрагментами рисунка» вырезаем зрачки и располагаем их в разных позициях. Получаем несколько заготовок, со зрачками, которые «смотрят в разные стороны.

Помещаем их в программу Gif-анимации (объяснение занимает не более 5 минут — фрагменты мышкой перетаскиваются по очереди мышкой на белое поле программы) и вот вам пожалуйста — работа с фрагментами рисунка, анимацией и готовым роликом для физкультминутки для глаз, что называется 3 в 1. Но такого нет в программе.

  1. На занятиях кружка в 4 классе, когда мы проходим технику безопасности и вопросы эргономики, можно раскрыть системный блок и просто попросить детей почистить составляющие материнской платы, тогда они надолго запомнят, что пыль — враг не только для человека, но и для компьютера. Но на это нет часов в программе.


  1. При изучении устройство компьютера в 6 классе можно выяснить всё о настройках монитора, как исправить его мерцание, как правильно выставить градацию света, фокус и даже проверить на радиацию. Мы должны с самых азов приучать ребят самих заботиться о своём здоровье. Но в программе на всё устройство всего 1 час.


  1. Все уроки по ГР в 6 классе можно построить на знакомстве с народным творчеством: гжель, матрёшки, тульские пряники, городецкая роспись и т. д.

При изучении СУБД можно помочь завучу школы и создать школьную базу учителей и школьников, со всеми их данными.
При изучении электронных таблиц рассмотреть все графики функций и их сдвиги по осям.

А в 8 классе после изучения ТР и создания в нём таблиц можно начать создавать простые сайты и объединять их в самый простой электронный учебник.


Конечно, за временем не угнаться. Кто-то скажет, что учитель вправе что-либо изменить и творчески подходить к вопросам построения уроков. Но учитель чётко привязан к программе, минимальным требованиям, стандартам, временным промежуткам.
Значит необходимо выделить главные приоритеты, с какого класса преподавать информатику, что преподавать в первые годы обучения, что сократить, а что, возможно и совсем убрать. Возможно, в 10 и 11 классе оставить резервы для вновь появляющихся программ. Конечно, один учитель это сделать не может, не смогут это сделать и учителя города и района.
Развитие информационной культуры и умение грамотно обрабатывать информацию на компьютере — это, в большинстве своём задача учителя информатики.
Развитие информационной компетенции (одной из многих) у учащихся — это совместная работа учителей и родителей.
Развитие образованной, грамотной личности — это одна из задач чиновников, которые не всегда свои теоретические знания могут объединить с практическими знаниями и пожеланиями участников образовательного процесса. А именно в этом, в первую очередь, и состоит решение проблемы современного урока информатики (и не только её).
Основные термины (генерируются автоматически): учителя информатики, учитель информатики, урока информатики, Решение проблемы, классе учитель должен, Проблемы урока информатики, плечи учителя информатики, часов информатики, урок информатики, очередь учителя информатики, современного урока информатики, учителей информатики, задача учителя информатики, планирование курса информатики, уроках информатики, классе графический редактор, учителем информатики, учителями информатики, текстовом редакторе, информационной компетенции.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос