Автор: Гольцова Татьяна Юрьевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (123) октябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 04.10.2016

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Гольцова Т. Ю. Педагогика народных промыслов в дизайне одежды // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 342-345.



Культура России в сегодняшнее время представляет собой сложное представление о духовных и эстетических ценностей, которая включает в себя многообразие видов искусств.

Дизайн — это проектная система или явление, носящая передачу информации, а также эстетическую и функциональную особенность. Дизайн — это некий проект, некий замысел, который воплощается в реальность.

Дизайн является проектной деятельностью и связан с культурной деятельностью нового времени — проектной культурой, объединившей научно-техническую и гуманитарные науки на высоком уровне, когда на сегодняшний день современное мышление стала проектность, связанная с творческою деятельностью человека, его взаимоотношение с окружающей средой.

Дизайн — это искусство гармонии несовместимого. Дизайн — означал замысел, чертеж или узор, а также процесс проектирования и конструирования.

Одежда и ее элементы являются так же частью дизайна, как мебель посуда, автомобиль. Костюм является важнейшей частью предметной среды, которая тесно связана с человеком и его зеркальное изменение в жизни.

Творческими источниками в дизайне одежды, создаваемая в рамках развития моды может послужить приобщение народных ремесел (орнамент, кружевоплетение, росписи по ткани). В дизайне, для украшение одежды можно использовать народное творчество.

В России на сегодняшний день идет возрождение и переда из поколение в поколение народных художественных промыслов. Народные промыслы — это художественное изобретение мастера на основе фантазии и смекалки, создаются неповторимые, авторские произведения искусства. Следовательно, художественные изделия — это творческая работа ремесленника. Мастерство развивалось благодаря усилию, трудолюбии, усваивание опыта других мастеров. Высокий общественный интерес к народному творчеству связана с идеями национального возрождения.

Традиции вышивального искусства в России постоянно развивалось. И уже в XIV веке умелыми рукодельницами создаются первые орнаменты выполненные гладью. Слово «Орнамент» в переводе с лат. означает украшение, узор, основанный на ритмическом чередовании рисунка

Уже в глубокой древности люди стремились украшать свои жилища, головные уборы и одежду. В культуре многих народов на первых этапах исторического развития можно встретить примитивные виды орнаментов.

В более поздние времена орнамент стал широко применяться в различных видах искусства. Его использовали при изготовлении мебели и утвари, для украшения фасадов и интерьеров зданий, для отделки тканей и непосредственно одежды.

При создании орнамента в любом произведении искусства дизайнер не может обойтись без опыта и знаний предыдущих поколений. Каждый новый стиль орнамента рождается на основе мотивов прошлого, куда органично вплетаются веяния современного искусства.

Орнамент с момента своего возникновения был и остается одним из важнейших элементов художественного оформления многих произведений декоративно-прикладного искусства. Среди таковых можно назвать изделия из дерева, глины металла, а также многочисленные текстильные изделия.

В современном мире элементы орнамента являются для людей просто красивым узором. Они не видят в кругах и ромбах никакого смысла. Значение каждой отдельной фигуры уже утрачено, и теперь немногие могут расшифровать или прочитать орнамент [1].

Вышивание можно по праву назвать одним из самых древних видов народного ремесла. Украшенные вышивкой изделия славились еще в эпоху существования таких древних государств, как Римская империя, Греция и Византия. Стоит заметить, что именно византийская вышивка послужила основой для развития этого искусства во многих европейских странах.

В русской культуре вышивка занимает особое место. Издавна данный вид творчества был одним из самых популярных. Женщины, хранительницы домашнего очага, всегда стремились к тому, чтобы сделать свой дом уютным, а наряды — красивыми и неповторимыми. В этом им помогала вышивка.

Очень ярко, процесс новаторства характеризуется в кружевоплетении на коклюшках. Кружевоплетение одно из красивейших видов творчества. Кружево — это историческое, главное явление народного творчества. Кружево создает неповторимое ощущение воздушности и ажурности. В кружевоплетении присутствует небольшие наборы элементов (полотнянка, сетка, плетешки и решетки), благодаря этим элемента в изделии создается впечатление необычной сказочной красоты, изяществом и бесконечностью узоров. Кружевницы создавая изделия, вкладывает не только умении работать руками, но и всю теплоту и красоту русской души. Первоначально кружево было только мерным — представляли собой тонкие полоски ажурного узора.

Для изготовления кружева необходимы определенные инструменты: деревянные палочки — коклюшки, на которые наматываются определенный цвет и состав ниток, заранее намеченный рисунок — сколок, который крепится на специальную подушку — валик и подставка под нее.

По способу плетения различают следующие виды коклюшечного кружева: сцепное, парное, численное кружево. Процесс создание кружевоплетение на коклюшках за последние года не изменился.

– Сцепное. Используются в кружеве для соединения линий орнамента и его сцепляют. Из сцепного кружева плетутся мелкие и крупные штучные вещи, которые могут различается по мотивом орнамента. Для сцепления между собой применяется крючок.

– Парное (многопарное, может быть мерным). Мерное кружево состоит из повторяющихся мотивов (решетка, полотнянка, сетка, паучки, наосновки). Орнамент мерного кружева носит геометрический характер: ромбы, треугольники, сложные геометрические формы. Количество пар зависит от ширины кружева и может доходить до нескольких десятков. Процесс плетения в многопарной технике самый трудоемкий (в работе используется несколько сотен пар).

– Численное кружево. Это несложное, красивое кружево, выплетаемое небольшим количеством пар. Численное кружево обычно создавалось без рисунка (сколка), путем перекладывания нитей по памяти. Узоры передавались «из рук в руки». С 60-х годов 20-го века в технике численного кружева стали применяться сколки с целью сохранения узоров и передачи мастерства большому количеству учениц.

В наши дни искусство кружевоплетение не перестает развиваться. С каждым годом оно обогащает новыми композиционными приемами, мотивами и современными материалами.

В современном кружеве присутствует тесная взаимосвязь стилей, узоров, сочетание в одном изделии ниток и бисера. Это не только вид рукоделия, но и способ выражения индивидуальности, возможность раскрыть задуманный образ с помощью фактуры и цвета, необычного оформления, причудливого переплетения нитей и необычного фасона изделия [2].

Традиции старинного ремесла — кружевоплетение на коклюшках — живы и по сей день.

Таким образом, одежда в которой используется элементы народного творчества, эксклюзивна и своеобразна.

Известно, что народное творчество является уникальным многовековым средством воспитания, и благодаря этому становится важным фактором формирование личности человека. Следовательно, народные промыслы могут служить не только в целях воспитания, но и для обновления содержания учебного процесса. С этой целью рекомендуется обучить студентов в области местных ремесел, промыслов.

При создании кружева, вышивки в любом произведении искусства художник не может обойтись без опыта и знаний предыдущих поколений. Каждый новый стиль кружева, вышивки рождается на основе мотивов прошлого, куда органично вплетаются веяния современного искусства.

Цель педагога заключается в том, чтобы развить у студентов творческое мышление. Для этого нужно, грамотно выстроить педагогическое общение, необходимо знать важнейшие понятия народных ремеслах и надо не только выстроить специальное учебное познание студентов о художественных ремеслах, но и развить у студентов субъективное отношение к происходящему, но при этом обеспечивать их росту общего интеллектуального уровня.

Ученные подчеркивают, что красота показа изделий традиционного народного искусства, подчеркивается следующими важными причинами: разные промыслы искусства позволяют воспитывать восприятие культуры на материальный мир,, помогают изучить художественно- выразительные образы других ремесел. Наряду с становлением эстетического восприятия, дает преимущество вооружать студентов техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, способствуют психологической и практической подготовке к труду и выбору деятельности» [3].

Студенты, наряду с народным творчеством, должны знать следующее:

– В народном искусстве нужно знать традиции и умение прошлых поколений;

– Книги о народном искусстве, которая способствует воспитанию художественного вкуса, эстетического идеала;

Основными системами развития художественного восприятия в проектной деятельности будущих дизайнеров являются:

– Накопление опыта;

– Передача знаний общих и по специальности;

– Ценностного отношения студентов к материальному миру;

– Систему, объединяющую информационное, учебно-методическое обеспечение, неразрывно связанную с образованием.

Для того чтобы дать студенту определенные знания в профессиональном образовании преподаватель должен быть готов к решению следующих типовых задач по видам профессиональной деятельности (учебно-воспитательной):

– Процесс осуществление обучения в соответствии с образовательной программой;

– Перспективная планировка и провидений занятий по предмету с определенной темой и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

– Становление и воспитание общей культуры студента;

– Использование новейших научных приемов, методов обучение предмету, в том числе обучение с помощью компьютерных технологий;

– Воспитание у студентов любви к родине, его нравственные идеалы;

– Применение в учебных заведениях средств современной оценки результатов обучения;

– осуществление развития у студентов уникальные личностные качества с подходом к образованию, с целью создания мотивации к обучению.

Центральным методом в формировании народных промыслов является композиция. Композиция рассматривает «образ — художественный образ в народном искусстве». Композиция составляет художественное содержание народного искусства, следовательно, можно выделить три аспекта:

– тенденций смены композиционных построений и развитие их структурных составных;

– результат конструктивно — технологических закономерностей, которые взаимодействуют с композицией имеющий декоративную основу происхождения;

– принцип взаимодействия декора и формы.

Главной художественной выразительностью считается декоративность, которая считается формой художественного мышления.

В высших учебных заведениях, надо развивать народное творчество. Ввести в учебную программу изучение техник народных промыслов. Так как, народное творчество является необходимой частью созданий новых моделей в одежде.

Таким образом, предоставление воспитания студентов, средствами народных промыслов на прямую зависит от оптимальности организации педагогических условий, что в свою очередь влияет на уровень совершенствования личности и эстетической образованности будущего специалиста. Следовательно, что народные промыслы могут стать мощным средством развития художественно-творческого мышления, эстетической культуры подрастающего поколения и должно присутствовать в общей системе образования.

Народные художественные промыслы являются неоспоримо важными компонентами общей системы художественно-эстетического образования, способствующими эффективному приобщению учащихся к национальной художественной культуре.

Литература:

  1. Ермакова С. О. Большая коллекция орнаментов. Москва, 2006;
  2. Григорьева А. Золотая книга рукоделия Москва, 2008;
  3. Шпикалова Т. Я. Русское народное искусство XVII-XIX веков. Москва, 1986.
Основные термины (генерируются автоматически): народных промыслов, народное творчество, веяния современного искусства, основе мотивов прошлого, знаний предыдущих поколений, Педагогика народных промыслов, народного искусства, народного творчества, народные промыслы, Численное кружево, народных художественных промыслов, произведении искусства, техник народных промыслов, формировании народных промыслов, средствами народных промыслов, дизайне одежды, Орнамент мерного кружева, приобщение народных ремесел, народном искусстве, новый стиль орнамента.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос