Феминизация терроризма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №19 (123) октябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 05.10.2016

Статья просмотрена: 257 раз

Библиографическое описание:

Воронина, С. А. Феминизация терроризма / С. А. Воронина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 19 (123). — С. 268-270. — URL: https://moluch.ru/archive/123/34063/ (дата обращения: 17.12.2024).



В последнее время при изучении деятельности террористов особый интерес вызывает так называемый «женский феномен». Большая часть исследователей терроризма стала постепенно приходить к мнению, что в последние годы начал происходить процесс его ускоренной «феминизации». Во многих странах, как мусульманских, так и европейских женщины составляют от 25 до 50 % состава террористических группировок (именно женщины создавали и руководили террористическими структурами, в частности, они стояли у истоков германской Kommando der Roten Armee Fraktion («Красная Армия»), известной также как группа Баадер-Мейнхоф, итальянских «Красных бригад», долгое время штаб двух баскских сепаратистских группировок в Испании также возглавляла женщина, а в перуанской левоэкстремистской организации Sendero Luminoso (Светлый путь) представительницы слабого пола составляют примерно пятую часть от общего числа боевиков этой организации). Раньше роль женщины-террористки ограничивалась созданием тайников, конспиративных квартир, сбором пожертвований, ведением разведки и т. д., но в последние десятилетия ситуация коренным образом изменилась. Их начали использовать в качестве самоубийц-террористок, «живых бомб», шахидок. Первый официальный случай использования женщины как террористки-смертницы был зарегистрирован 9 апреля 1985 г., когда 16-летняя Хайадали Сана — представитель Сирийской социалистической национальной партии — направила грузовик в израильский военный конвой, в результате чего погибло 2 солдата. Шахидками становятся даже беременные (в июне 1996 г. Зейнаб Кынаджи, член Курдской рабочей партии, проникла на военную церемонию и взорвала себя, в результате пострадали 37 человек). Первой российской самоубийцей-террористкой стала Хава Бараева. В июне 2000 г. она совместно со своим напарником совершила теракт, направив машину в казарму с военнослужащими, в результате чего пострадало восемь человек. [4]

Террористок-смертниц условно можно разделить на две группы:

1) «Черные вдовы», как их окрестила западноевропейская пресса — жены или родственницы погибших в боевых действиях представителей незаконных вооруженных формирований в возрасте 18–40лет. Для них фактически не существует мир. Им внушают, что Аллах их наказал, отобрав их мужа, отца, брата, ребенка, а поэтому и необходимо искупить грехи. Как? Убив неверного, тем самым исполнив долг перед Всевышним и своим народом. На телеэкранах, газетных и журнальных фотографиях чеченские террористки изображаются с поясами взрывчатки, одетыми в черное. В самой Чечне женщин, вступивших на путь войны, называют «джеро», что означает вдова (даже если она таковой не является). Таких женщин считают неблагопристойными. И вообще «женщины-смертницы» — чуждое для Кавказа явление. Для кавказских народностей факт использования женщин в качестве «живых бомб» считался несовместимым с нормами и принципами ислама. Ситуация, по мнению западных исследователей, изменилась с началом чеченской кампании. Перед исламистскими фундаменталистами встала задача религиозного объяснения и обоснования такого явления, так как Коран строго запрещает самоубийство. И оно было найдено в формуле, гласящей, что женщины–смертницы свершают не акт самоубийства, а акт мученичества, а к мученикам Аллах благоволит. Таким образом, «шахидки» — изобретение определенных современных чеченских политических деятелей, выступавших за продолжение войны в то время, когда 90–98 % чеченского населения находилось в состоянии «чеченской депрессии» (отчаяние от многолетней безысходности, чувство конкретного горя и глубинная тоска). [3, с.566–572]

2) «Невесты Аллаха» — в основном молодые девушки, большей частью из вахаббитских семей, или выросшие без отца и не имеющие «кровника», того, кто сможет отомстить в случае ее позора или гибели. Их похищают, «берут в жены», а потом используют в различных целях. У них нет шансов вернуться в семью, потому что по обычаям гор, опозоренные они никому не нужны. Теракт-самоубийство для них единственный способ избежать жестокого наказания и не допустить публичного позора для всей семьи.

Девушку начинают отдалять от семьи постепенно. Родным очагом для нее становится джамаат в виде вахабитсой общины, где все друг другу браья и сестры. Все время девушка находится под наблюдением наставницы или инструктора, которые применяют различные способы эмоционального воздействия: внушая ей, что только «джихад» или «самоубийство» помогут ей достичь врат рая. Если же в сознании жертвы сдвигов не происходит, то в ход идут наркотики, психотропные средства, аудиокассеты со специальной кодированной информацией, подавляющие волю и вводящие слушателя в гипнотическое состояние. После такой обработки человек бездумно выполняет любые приказания.

Что же толкает женщин на преступления против человечества. Основных причин три:

  1. Фанатичная вера. Это в основном глубоко верующие молодые девушки и женщины, которые легко попадают под психологическое влияние террористов, в основном встречаются в мусульманских странах. За счет слабой неуравновешенной психики их понимание ислама искажается, и они готовы ради религии пожертвовать всем. Для представителей джихада это самые востребованные жертвы, так как они бескорыстны и безотказны, но в последнее время их становится все меньше.
  2. Принуждение. В большинстве случаев, это молодые девушки, которых боевики похитили, купили или обесчестили.
  3. Мщение. В эту группу входят большей частью вдовы «бойцов джихада». Например, «черные вдовы» в Чечне. Для них характерна слепая вера, фанатизм, непреклонность, невосприимчивость к просьбам и уговорам, а для поведения во время совершения терактов — полная непредсказуемость.

Психиатры составили следующий портрет террориста-смертника(смертницы): 1) экстернализация — поиск вовне источников (виновников) личных проблем. Эта черта является психологической основой для объединения террористов. Такие люди не признают себя источником собственных неудач; 2) постоянная оборонительная готовность, чрезмерная поглощенность собой и незначительное внимание к чувствам других. Эти черты связаны с паранойяльностью склонностью видеть постоянную угрозу со стороны других и отвечать на нее агрессией. Она сочетается с ригидностью, «застреванием» эмоций и переживаний, которые сохраняются на длительный срок даже после того, как исчезла вызвавшая их причина; 3) эмоциональная неустойчивость, будущие «живые бомбы» склонны скорее действовать, чем осмысливать происходящее и строить обоснованный прогноз. Для них характерны предвзятость оценок, низкий порог терпимости. [1]

Женщин легче подготовить к роли смертницы. Они более управляемы, традиционно вызывают меньше подозрений. Кроме того, возникают затруднения с проведением обыска с целью обнаружения самодельного взрывного устройства (СВУ) на теле подозреваемых, тем более, когда они маскируются под беременных. Далеко не всегда на блокпостах, например, в той же Чечне, есть женщины — сотрудницы правоохранительных органов.

Внутреннее состояние «шахидок» определяется формулировками: «предсмертный транс» (экстаз), «чем ближе смерть — тем ярче мир» (необычайная яркость мира), «упоение своей властью» (беспредельная власть над чужими жизнями). Психологи выявляют 6 показателей внутреннего состояния смертников: подобие улыбки, отрешенный взгляд, отсутствие визуального контакта, подчиненная поза, замедленная реакция, вид собранного и умиротворенного человека. Большинство психиатров квалифицируют это как признаки готовности к самоубийству человека, страдающего депрессией. Отрешенность и умиротворенность ассоциируются с принятием окончательного решения покинуть «мир боли». Распознать «шахидку» в толпе, почти что невозможно, ее реакции обострены до предела. Все ее действия направлены на одно: достичь намеченной цели и не сбиться с заданного курса. Другие люди для нее чужаки, совершая теракт, она не задумывается, кто прав, кто виноват. [2]

Сравнивая террористок 19-го и 21-го века, приходим к следующему выводу: в 19 веке жертвовали собой во имя высокой революционной идеи, а объектами террористических посягательств, как правило, становились представители власти или царской семьи — те, кого слабый пол искренне считал угнетателями народа и причиной невзгод в стране, а в 21 веке террористки уготована роль дешевой одноразовой «ходячей бомбы», их цель — незаметно затесаться в толпу людей и соединить провода на поясе, а сколько погибнет невинных женщин и детей, уже неважно.

Литература:

  1. Китаев-Смык Л. А. «Черные девы»: психология чеченских террористок-смертниц. [Электронный ресурс] // URL: http: // www.memo.ru›hr/hotpoints/caucas1/msg/2005/10/…
  2. Липкова Ю. Новейшая история. Смертницы [Электронный ресурс] // URL: http://www.kpravda.ru/article/note/020226/
  3. Спирина Е. В. Суицидный терроризм — субъект в структуре угроз национальной безопасности и нарушения политической стабильности на территории Российской Федерации//Молодой ученый.—2013.—№ 5.
  4. Терроризм—женскоелицо[Электронный ресурс] // URL: http: // www.milresource.ru ›Article-1.html
Основные термины (генерируются автоматически): женщина, последнее время, Чечня.


Задать вопрос