Автор: Букатникова Светлана Дмитриевна

Рубрика: Филология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (123) октябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 04.10.2016

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Букатникова С. Д. Инвариант функционирования редупликаций в художественном тексте // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 575-578.



В статье рассматриваются функции лексических, грамматических (морфологических, синтаксических) и семантических редупликаций на материале художественных текстов (новеллы, рассказы) современных русских и французских авторов. Построен инвариант функционирования лексических, грамматических (морфологических, синтаксических) и семантических редупликаций в целом художественном тексте.

Ключевые слова: редупликация, функционирование, инвариант, художественный текст, русский язык, французский язык

Интерес современной лингвистики к редупликации обусловлен тем, что изучаемое явление составляет актуальнуюлингвистическую проблему, связанную с лексическими, грамматическими (морфологическими и синтаксическими), семантическими аспектами языка.

Объектом настоящего исследования является художественный текст, предметом — функционирование редупликации в целых художественных текстах.

Цель исследования — построение инварианта функционирования редупликаций в художественном тексте.

Материалом исследования послужили 600 художественных текстов современных русских и французских авторов середины XX — начала XXI вв.: Ю. Антонов, Д. Быков, М. Веллер, С. Говорухин, В. Драгунский, И. Соловьев, Т. Н. Толстая, Фр. Бегбедер, А. Гавальда, А. Труайя, Ж.М. Г. Ле Клезио, Д. Пеннак, Ф. Трудик и другие.

Под редупликацией мы, вслед за А. А. Реформатским, понимаем «полное или частичное повторение корня, основы или целого слова без изменения звукового состава или с частичным изменением его» [10, с. 153–154].

Мы выделяем следующие виды редупликаций в зависимости от принадлежности к языковому уровню: лексические, грамматические (морфологические, синтаксические) и семантические редупликации:

лексические редупликации — повторяемость слова или группы слов, в пределах предложения, абзаца или целого текста [1, с. 175].

морфологические редупликации — полное или частичное повторение основы слова, аффиксальных компонентов или компонентов сложных слов [4, с. 153].

синтаксические редупликации — повторение значения, которое реализуется в тождественном построении предложения или фрагментов речи, а также в повторении синтаксических конструкций, содержащих лексические и семантические повторы [7, с. 74];

семантические редупликации — повторение лексического значения слова или отдельной его части при различной форме языковых единиц или редупликация одного и того же семантического компонента [11, с. 44].

Изучение функционирования редупликаций в целых художественных текстах представляет особый интерес, обусловленный тем, что именно в текстах данного функционального стиля проявляется особая значимость редупликации как важного элемента построения смысла и структуры текста. Художественный текст организован таким образом, чтобы оказать на читателя, его чувства, точку зрения и настроение максимальное эстетическое воздействие, в соответствии с интенциями автора.

В языкознании, согласно Е. С. Кубряковой,функция рассматривается как «способность языковой формы к выполнению того или иного назначения; зависимость или отношения между единицами языка, обнаруживаемые на всех уровнях его системы» [5]

В результате анализа теоретического и практического опыта исследования функций редупликаций [1, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12], принята следующая система функций редупликаций.

Функции лексической редупликации: усиление; последовательность; модальность; нарастание; выражение многократности или длительности действия; смягчение; ритмическая функция;

Функции грамматических редупликаций:

1) функции морфологической редупликации: когезия (связующая); упорядочивание;

2) функции синтаксической редупликации: ритмообразующая; перечисление; создание фона повествования; последовательнность изложения; фокусирование внимания читателя;

Функции семантической редупликации: интерпретация; конкретизация; градация; оценка; противопоставление.

Изучение функционирования редупликаций осуществляется в соответствии с разработанным алгоритмом [2, с. 216], позволяющим выявить степень и характерные признаки функционирования каждого вида редупликаций на протяжении всего отрезка пространства-времени.

Ключевым этапом алгоритма является исследование позиционной структуры текста, основу которой составляет пропорция золотого сечения. Последовательность позиций и срезов текста названа метроритмической матрицей, выявление которой осуществляется при помощи метода позиционного анализа, разработанного Г. Г. Москальчук [8]. Позиционный анализ позволяет сопоставить тексты независимо от их протяженности, авторства и других свойств.

По результатам анализа функционирования каждого вида редупликаций на внутритекстовом отрезке пространства-времени, составлена сводная таблица (смотри рисунок 1).

Рис. 1. Инвариант функционирования редупликаций на внутритекстовом отрезке пространства-времени

Примечание. В таблице приняты следующие сокращения: ф. — функция, ф. ВМД — функция выражения многократности / длительности действия, ф. послед-ти — функция последовательности.

Из таблицы на рисунке 1 видно, что интервал Зачин формируется пятью основными функциями редупликаций:

 лексическая редупликация: связующая функция и функция усиления;

 морфологическая редупликация: функция когезии;

 синтаксическая редупликация: ритмообразующая функция;

 семантическая редупликация: функция конкретизации.

Формирование интервала Пред-ГЦн происходит под влиянием восьми функций:

 лексическая редупликация: связующая функция, функция усиления, функция последовательности;

 морфологическая редупликация: функция когезии;

 синтаксическая редупликация: функция перечисления,функция создания фона повествования;

 семантическая редупликация: функция конкретизации, функция градации.

Формирование интервала Пост-ГЦн происходит под влиянием семи функций:

 лексическая редупликация: функция усиления, функция связующая, функция нарастания;

 морфологические редупликации: функция когезии;

 синтаксические редупликации: функция создания фона повествования;

 семантические редупликации: функция конкретизации, функция градации;

Формирование интервала Пред-ГЦ происходит под влиянием девяти функций:

 лексическая редупликация: функция связующая, функция усиления, функция нарастания, функция выражения многократности или длительности действия;

 морфологическая редупликация: функция когезии;

 синтаксическая редупликация: функция последовательного изложения, ритмообразующая функция;

 семантические редупликации: функция конкретизации, функция интерпретации.

Формирование интервала Пост-ГЦ происходит под влиянием девяти функций:

 лексическая редупликация: функция связующая, функция усиления, функция выражения многократности или длительности действия;

 морфологическая редупликация: функция когезии, функция упорядочивания;

 синтаксическая редупликация: функция фокусирования внимания читателя, ритмообразующая функция;

 семантические редупликации: функция конкретизации, функция градации.

Формирование интервала Конец происходит под влиянием семи функций:

 лексическая редупликация: функция усиления, функция связующая, функция модальности (монотонности);

 морфологическая редупликация: функция упорядочивания;

 синтаксическая редупликация: ритмообразующая функция;

 семантические редупликации: функция интерпретации, функция оценки.

На основе полученного инварианта функционирования редупликаций на внутритекстовом отрезке пространства-времени выявлена высокая степень функционирования лексических и морфологических редупликаций на протяжении всего отрезка пространства-времени. Лексические редупликации на протяжении шести позиционных интервалов стабильно выполняют связующую функцию и функцию усиления, грамматические (морфологические) редупликации выполняют на протяжении пяти позиционных интервалов функцию когезии, что вносит значительный вклад в формирование связности отдельных частей текста в единое целое. Грамматические (синтаксические) редупликации обеспечивают ритм повествования, замедляя или ускоряя его, согласно авторской сюжетной линии. В совокупности с семантическими редупликациями, конкретизирующими и интерпретирующими отношения, существующие между повторяющимися лексическими единицами, синтаксические редупликации подавляют монотонность повествования.

Таким образом, проведен комплексный анализ позиционного распределения функций редупликаций на внутритекстовом отрезке пространства-времени. Обнаружена тенденция к системному функционированию редупликаций на интервалах пространства-времени: лексические и грамматические (морфологические) редупликации взаимодействуют на всех шести интервалах, грамматические (синтаксические) редупликации взаимодействуют с лексическими на интервалах Пред-ГЦн — Пост-ГЦ, с семантическими редупликациями на интервалах Пред-ГЦ и Пост-ГЦ. Образуется целая система взаимосвязанного функционирования редупликаций лексического, грамматического (морфологического, синтаксического) и семантического уровней, обеспечивающая интеграцию (связность) текста в единое художественное целое.

Жанровая природа новеллы и рассказа предполагает небольшой объем произведения, сжатость и четкую структурированность, лаконичность эпического повествования. Следовательно, как отметил Э. По, авторы не используют непроизвольную редупликацию, тщательно отбирая языковые средства: «во всем повествовании не должно быть ни единого слова, которое прямо или косвенно не соответствовало бы заранее разработанной писателем схемой» (цит. по [13, с. 32]).

Таким образом, редупликация является не только средством выражения авторской экспрессии, но и одним из факторов гармонизации структуры художественного текста. Употребление авторами редупликаций в каждом отрезке текста обусловлено необходимостью актуализировать те или иные характеристики фрагментов текста, семантически и грамматически согласовать их между собой и организовать единую смысловую структуру текста.

Литература:

  1. Арнольд, И. В. Стилистика. Современный английский язык: Учебник для вузов [Текст] / И. В. Арнольд. — М.: Флинта: Наука, 2002. — 384 с.
  2. Букатникова, С.Д., Моисеева, И. Ю. Синергетический аспект функционирования редупликации в художественных текстах [Текст] / С. Д. Букатникова, И. Ю. Моисеева // Европейский журнал социальных наук. — 2013. — № 11(38). Том 2. — С. 212–220.
  3. Гальперин, И. Р. Очерки по стилистике английского языка [Текст] / И. Р. Гальперин. — М.: Издательство литературы на иностранных языках, 1958. — 459 с.
  4. Карпухина Т. П. Место морфемного повтора в актуальном членении предложений с инвертированным порядком слов (на материале английской художественной прозы) [Текст] / Т. П. Карпухина // Вестник ТГПУ. Серия: Гуманитарные науки (филология), 2006. — № 4 (55). — С. 71–77.
  5. Кубрякова, Е. С. Номинативный аспект речевой деятельности [Текст] / Е. С. Кубрякова. — М., 1986. — 159 с.
  6. Ломоносов, М. В. Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки [Электронный ресурс] // Ломоносов, М. В. Полное собрание сочинений / АН СССР. — М.; Л., 1950–1983.
  7. Т. 7: Труды по филологии 1739–1758 гг. — М.; Л.: Изд-во АН СССР,1952. — С. 89–378. — Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/lomonos/texts/lo0/lo7/LO7–0892.HTM (дата обращения: 12.03.2013).
  8. Моисеева, И. Ю. Герменевтика как искусство понимания художественного текста. Семантическая редупликация в пространстве художественного текста: монография [Текст] / И. Ю. Моисеева. — LAP Lambert Academic Publishing, 2010. — 148 с.
  9. Москальчук, Г. Г. Структура текста как синергетический процесс: монография [Текст] / Г. Г. Москальчук. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 296 с.
  10. Осипова И. А. Моделирование понятийного потенциала термина «ключевые слова» [Текст] / И. А. Осипова // Вестник ОГУ. — Оренбург, 2010. — № 11 (117). — С. 117–121.
  11. Реформатский, А. А. Введение в языковедение [Текст] / А. А. Реформатский / Под ред. В. А. Виноградова. — М.: Аспект Пресс, 1996. — 536 с.
  12. Шехтман, Н. А. Системность лексики и семантика слова: учеб. пособие [Текст] / Н. А. Шехтман; науч. ред. М. А. Кулинич; Куйбышев, гос. пед. инт. Куйбышев: КГПИ, 1988. — 84 с.
  13. Цэдэндоржийн, Э. Функционирование лексического повтора в русском связном тексте с позиции носителя монгольского языка: дис. … канд. филол. наук/ Э. Цэдэндоржийн. — Москва, 2003. — 125 с.
  14. Югай, О. В. Материалы для изучения новеллы как особой жанровой формы [Текст] / О. В. Югай // Среднее профессиональное образование. — М.: АНО СПО, 2008. — № 2. — С. 29–33.
Основные термины (генерируются автоматически): функционирования редупликаций, внутритекстовом отрезке пространства-времени, Инвариант функционирования редупликаций, инварианта функционирования редупликаций, Изучение функционирования редупликаций, художественных текстах, функций редупликаций, целых художественных текстах, художественного текста, художественном тексте, функционирования лексических, синтаксические редупликации, семантические редупликации, семантических редупликаций, функционирования редупликаций лексического, отрезка пространства-времени, инвариант функционирования лексических, структуры текста, аспект функционирования редупликации, вида редупликаций.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос