Родиной научного метода по праву можно считать Древнюю Грецию. Период возникновения научного метода можно определить VI-V вв. до н. э. Это так называемый доклассический этап развития науки, который продлится вплоть до ХV1-ХVII веков. Несмотря на достижения естествознания Древнего Востока, его нельзя считать родиной научного метода. И вот почему. Вся совокупность научных достижений там сводилась к сумме практических рецептов, описывающих, как шаг за шагом добиться конкретного результата (например, излечения той или иной болезни). Древневосточный ученый не был серьезно озабочен доказательствами или широкомасштабными обоснованиями того или иного научного тезиса: было достаточно того, что данная методика работает и дает конкретный результат. Он не спрашивал «почему?», его интересовало «как?».
На наш взгляд, научный метод возник в Древней Греции потому, что именно там впервые задались вопросом «почему?», именно там потребовали доказательства, логического обоснования. Сознание древнегреческих ученых впервые возвысилось над потребностями практики, они ощутили радость познания и ее самоценность. Так появились философы — «любители мудрости», которые, как правило, одновременно занимались и отвлеченными философскими размышлениями и наблюдением природных явлений: звездного неба, погоды, строения живых организмов и т. д. В совокупности вся эта система знаний оформилась в виде натурфилософии — первой исторической форме науки, весьма сильно отличающейся от науки современной. В объяснении природных явлений натурфилософы, в силу отрывочности и неполноты знания фактов, часто прибегали к мифологическим объяснениям, придумывали новые сущности, движущие силы. Но несмотря на эти болезни роста, натурфилософия имела главное — стремление понять глубинную сущность явлений природы, и из этого стремления, в конце концов, выросла классическая наука.
Античная натурфилософия развивалась на фоне господствовавшего тогда космоцентрического мировоззрения. Центральное понятие в мировоззрении древних греков — «космос». Его смысл тогда существенно отличался от современного. «Космос» древних греков — это вовсе не околоземное и межзвездное пространство. Под космосом первоначально понимали мировой порядок и гармонию, присущую всей природе, всему миру, окружающему человека Противоположным по смыслу понятием был «хаос» — беспорядок. Космос представлялся древним грекам как проекция живого организма (обычно человеческого) или же человеческого общества. Космос часто уподобляли телу гигантского человека, гармоническая взаимосвязь органов и частей тела которого была своего рода прообразом вселенской гармонии. То есть в человеке древние греки видели Вселенную, a во Вселенной обнаруживали человека. Человек, таким образом, не представлялся каким-то выделенным существом во Вселенной, противостоящим ей к исследующим ее, он есть неотъемлемый элемент мировой гармонии.
В развитии античной натурфилософии выделяется четыре этапа: 1) ионийский (VI-V вв. до н. э.); 2) афинский (V-IV вв. до н. э.); 3) эллинистический (1V-I вв. до н.э); 4) древнеримский (I в. до н. э. в.III н.э). Первый этап формируется в городах Милет и Эфес. Наибольший вклад в его развитие внесли философы милетской школы, занимавшиеся поиском первоначал мира (стихий). К ним относятся Фалес и его ученики Анаксимен и Анаксимандр. В этом поиске к философам Милетской школы примыкает и Гераклит Эфесский. В качестве первоначала он выдвигает огонь и говорит: «этот космос единый из всего, не создан никем из богов и не создан никем из людей, но он всегда был и есть и будет вечно живым огнём в полную меру воспламеняющимся и в полную меру погасающим» [1, с. 135]. Большую роль в развитии натурфилософии сыграл Пифагор, внесший весомый вклад в развитие математики и астрономии. Философский основой его достижений в науке является учение о числах. Пифагор приписывал числам мистические свойства и интерпретировал отдельные числа как совершенные символы — носители идей. Пифагор учил, что мир состоит из пяти стихий: земли, огня, воздуха, воды и эфира. Каждому элементу соответствует особая геометрическая фигура: земле — куб, огню — тетраэдр, воздуху — октаэдр, воде — икосаэдр, эфиру — додекаэдр. Несмотря на то, что в его учении было много мистического, рациональное зерно заключалось в том, что взаимосвязь природных явлений он пытался выразить в виде числовых отношений. К важным научным достижениям Пифагора можно отнести, помимо известной «теоремы Пифагора», учение о шарообразности Земли и вращении её вокруг собственной оси. Это была попытка построения первой научной картины мира [2]. Пифагор впервые ввел в математику понятие иррациональности.
Второй этап в развитии древнегреческой натурфилософии связан с атомистическим учением Демокрита и научной деятельностью Аристотеля. В этот период на смену учениям о стихиях приходят атомистические концепции устройства природы. Одной из первых среди них являются учение Демокрита, согласно которому природа состоит из атомов и пустоты, в которой эти атомы движутся. Атомы — это абсолютно неделимые и непроницаемые частицы, находящиеся в постоянном движении. Они имеют различную форму и размеры. Движущиеся самопроизвольно в пространстве атомы, сталкиваясь, образуют предметы, планеты, звёзды и целые миры. Атомистическая теория строения мира Демокрита занимала в науке лидирующее положение на протяжении столетий, была в XIX веке подтверждена экспериментально. Среди философов афинского этапа выделяется Аристотель, оказавший сильное влияние на развитие науки. Его научные взгляды фактически были канонизированы и в течение столетий принимались за истину, впрочем, авторитет этот был вполне заслуженным [3, с. 28]. Аристотеля по праву называют ученым-энциклопедистом своего времени. Он создал формальную логику и этику, его можно считать крёстным отцом физики (название одной из его книг «Физика» стало названием будущей науки). Правда, он предпочитал общие рассуждения о понятиях материи, движении, пространства, времени, бесконечности и т. д., полагаясь исключительно на силу логического анализа. Он полагал, что мир выглядит так, как мы его видим. И на этом основании считал истиной знание, соответствующее действительности [4, с. 156]. И только в XIX веке эта концепция была подвергнута сомнению в связи с появление философии позитивизма [5; 6]. Большое влияние на развитие научных представлений о строении Вселенной оказало космологическое учение Аристотеля. Он утверждал, что Земля, имеющая форму шара, неподвижно пребывает в центре Вселенной, а вокруг Земли вращаются Солнце, Луна и планеты. Эта космологическая модель, математически обоснованная впоследствии Птолемеем, займёт господствующее положение в науке вплоть до XVI века.
Третий этап развития античной натурфилософии — эллинистический начинается примерно с 330 года до н. э. и заканчивается в 30 году н. э. Выдающимся ученым того времени был Евклид, который систематизировал математические достижения своих предшественников. Евклид известен своей «Начала», посвящённой, изложению геометрии, по сей день носящей название евклидовой. Впервые в качестве основы геометрических построений была выдвинута система аксиом, отправляясь от которых можно было доказать или опровергнуть любую теорему. Аксиомы принимались без доказательств, так как были очевидны. Евклидова геометрия явилась тем фундаментом, на котором было воздвигнуто здание классической физики. Другим крупным ученом этого периода был Архимед. Будучи крупным математиком, наибольшую известность он получил как механик и инженер. Архимед разработал теорию рычага и ввёл понятие центра тяжести, открыл закон о плавучести тел. Занимаясь оптикой, Архимед обнаружил фокусирующие свойства вогнутых зеркал. До нас дошла легенда о том, что в борьбе с римским флотом Архимед при помощи таких зеркал поджигал вражеские корабли. Под его руководством было создано множество оборонительных орудий и приспособлений, не позволивших римлянам взять его родной город Сиракуз.
Четвёртый этап развития античной натурфилософии носит название древнеримского и охватывает период с I в. до н. э. по III в. н э. Если сравнить этот этап с предшествующим, то обнаруживается, что новых оригинальных идей было выдвинуто немного, а естественнонаучные труды в основном носили компилятивный характер. Наиболее известным мыслителем-натурфилософом этой эпохи был Тит Лукреций Кар. В книге «О природе вещей» он излагает в поэтической форме свои взгляды на устройство природы. Вслед за Эпикуром и Демокритом он развивает идею об атомистическом строении материи, отвергая устаревшие мифологические воззрения. Лукреций утверждает, что материя вечна, поскольку вечны неделимые, неуничтожимые атомы, из которых она состоит. Не менее известной, а в научном плане, быть может, более значительной фигурой был Клавдий Птолемей — географ, математик и астроном, прославившийся созданием математически строго обоснованной геоцентрической системы мира. Его книга «Математическая система» не дошла до нас в греческом оригинале, так как была утеряна, но сохранился арабский перевод, который в ХП веке в Европе был переведён на латинский язык под арабским названием «Альмагест». Птолемей провел огромную работу по обобщению астрономических наблюдений движения планет по звёздному небу и настолько точно вывел математические формулы, что его система считалась истинной более тысячи лет.
Литература:
- Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М.: Высшая школа,, 1981. 374 с.
- Рахматуллин Р. Ю. Научная картина мира как особая форма организации знания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 12–2 (38). С. 166–168.
- Абдуллин А. Р., Рахматуллин Р. Ю. История и философия науки: пособие для аспирантов. Уфа: Восточный университет, 2007. 152 с.
- Рахматуллин Р. Ю. Истина как гносеологическая категория // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 2–1. С. 156–157.
- Рахматуллин Р. Ю. Позитивизм как первая философия науки // Вестник ВЭГУ. 2014. № 6 (74). С. 150–159.
- Rakhmatullin R. Classical positivism: general characteristics // Nauka i studia. 2015. Т. 9. С. 233–235.