Автор: Ковалев Алексей Юрьевич

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №19 (123) октябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 01.10.2016

Статья просмотрена: 40 раз

Библиографическое описание:

Ковалев А. Ю. Государственный антисемитизм в России во время революции 1905–1907 гг. // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 274-276.



За свою долгую историю человечество многократно становилось свидетелем роста популярности различного рода общественных и политических течений, зиждившихся на чувствах ненависти и вражды одной группы людей по отношению к другим. Истребление по национальному, религиозному или классовому принципу зачастую ложились в основу политических доктрин, ставивших одним фактом своего существования вопрос о дальнейшей судьбе цивилизации. Наиболее «живучей» и трудноискоренимой формой человеконенавистничества, безусловно, можно считать антисемитизм. Им были заражены фараоны древнего Египта и вавилонские цари, монархи средневековой Европы и лидеры национальных государств Новейшего времени.

Антисемитизму невозможно дать однозначное определение, способное объективно отобразить его реальное содержание в условиях различных историко-культурных общностей. Он преодолел сложный путь в пространстве и времени, неизменно находясь в эпицентре глобальных исторических событий. Особую роль он сыграл в судьбе России.

Как правило, идеи шовинизма и ксенофобии находят отклик в обществе на стыке эпох, в период, когда рушатся прежние идеалы, а новые только начинают восполнять образовавшийся вакуум. Применительно к России эту тенденцию можно проследить на примере социальных катаклизмов XX века: революций 1905–07, 1917 годов и распада Советского Союза. Во всех перечисленных случаях в российском обществе наблюдались мощные всплески популярности идей национализма, сопровождавшиеся антисемитскими выпадами.

Специфика предреволюционного варианта российского антисемитизма заключается в его всеобъемлющей социальной базе: юдофобией были заражены как низшие слои населения, так и политическая элита, в том числе правящие монархи. Не был исключением и Николай II.

Наличие в Российской империи государственного антисемитизма было неоспоримым фактом, и дело здесь не только в существовании на законодательном уровне территории компактного проживания еврейского населения — черты оседлости. Российский вариант гетто, бесспорно, характеризует отношение властей к национальному меньшинству, но в то же время его нельзя считать определяющим при выявлении особенностей государственного антисемитизма, так как черта оседлости не предполагала одним своим наличием решить «еврейский вопрос».

В 1905 году был создан Союз русского народа — самая многочисленная и влиятельная националистическая организация предреволюционной России. Её создание было симптомом времени и отражало реакционизм значительной части российского общества по революционному вопросу. Черносотенцы из Союза русского народа позиционировали себя как истинные патриоты своего Отечества, защитники православной веры и царя, и противопоставляли свою деятельность «ложным и чуждым» русскому народу идеалам, навязываемым ему евреями и «прочими врагами» России. Эта организация пользовалась значительными привилегиями. Государство ежегодно субсидировало на её нужды сумму в два с половиной миллиона рублей, а погромщики-черносотенцы могли быть освобождены после поданной в установленном порядке апелляции. Тема «евреев и революции» занимала одно из центральных мест в программе этой организации, а решение еврейского вопроса планировалось достичь за счёт депортации этого национального меньшинства из страны. [1] Достигнуть этого планировалось за счёт парламентской деятельности, но в то же время известно, что в перечень инструментов черносотенцев входили и погромы, сопровождавшиеся привлечением к участию в них представителей уголовной среды.

Создание Союза русского народа представляет интерес для определения характерных чертгосударственного антисемитизма в России постольку, поскольку в его существовании были заинтересованы органы власти. Одним из инициаторов институализации «русских патриотов» был вице-директор департамента тайной полиции П. И. Рачковский. Будучи опытным провокатором и незаурядным стратегом, он, грамотно оценив обстановку, понял, какие дивиденды для своего ведомства можно извлечь из антиеврейских настроений в стране. Создав на базе националистов мощную организацию, представленную в парламенте, пользующуюся значительными преференциями власти, было бы реальным решить еврейский вопрос силовыми методами или по крайней мере развернуть с её помощью широкую информационную кампанию против революции, апеллируя к её «еврейским корням».

Жёстко и недвусмысленно высказался относительно социальной базы Союза русского народа один из самых влиятельных людей эпохи, граф С.Ю Витте, заметив, что он состоит из «темной, дикой массы, вожаков — политических негодяев, тайных соучастников из придворных и различных, преимущественно титулованных дворян, все благополучие которых связано с бесправием, которые ищут спасения в беззаконии и лозунг которых: «не мы для народа, а народ ради блага нашего чрева». [2. С. 59]Следует отметить, что отношения Витте и черносотенцев были крайне напряжёнными, и порой доходили до открытых оскорблений, но склонить на свою сторону Николая II у царского министра не было никаких шансов. Император открыто выражал свою симпатию националистам и носил на военном мундире подаренный ими нагрудный знак. В противовес Витте он считал Союз русского народа блистательным примером справедливости и порядка. [2. С. 61]

Император был солидарен с черносотенцами и в еврейском вопросе. На состоявшемся в декабре 1905 года приёме депутации от Союза русского народа, представлявшей несколько регионов страны, неоднократно поднималась тема революционных волнениях. Николай II выслушивал мнения наиболее авторитетных лидеров движения по этому вопросу и высказывал им своё одобрение. [3. С. 93] Наличие у революции «еврейских корней» было для него очевидным. Это ещё раз можно понять из резолюции, которую император собственноручно написал на полях только что прочитанных им «Протоколов сионских мудрецов»: «Какая глубина мысли! Какая предусмотрительность! Какое точное выполнение своей программы! Наш 1905 год точно под дирижерство мудрецов», «Не может быть сомнений в их подлинности», «Всюду видна направляющая и разрушающая рука еврейства». [2. С. 64] Однако скоро он изменил своё мнение и постановил изъять «Протоколы», так как посчитал, что «нельзя чистое дело защищать грязными способами». [2. С. 64]

Сейчас известно, что на мнение царя, считавшего силовые методы при решении еврейского вопроса нормой, повлияло расследование под руководством П.А Столыпина, в ходе которого выяснилось подлинное происхождение представленных ему материалов. Как и в случае с инициативой создания Союза русского народа, и в этом случае не обошлось без участия тайной полиции и лично П.И Рачковского. Исследователи «Протоколов» склоняются к его непосредственному участию в создании этого «документа» для его дальнейшего использования в качестве средства антиреволюционной пропаганды. По замыслу создателей, «Протоколы» были должны дискредитировать революционное движение в глазах общественности, и перенаправить «вектор народного гнева» против еврейского населения империи.

Сегодня сложно сказать были ли издание «Протоколов сионских мудрецов» и создание Союза русского народа звеньями одной цепи, но, учитывая специфику времени и методы работы царских спецслужб, отрицать существование между этими событиями связи нельзя. Кроме этого, невозможно установить, что стояло за мотивами полицейских провокаторов: возможность рационального использования общественного мнения в интересах действующего режима или подлинная вера в «еврейские корни» революции, доказать существование которых представлялось проблематичным. Последний факт также нельзя отрицать, учитывая, что антисемитами были первые лица государства, а в полицейских архивах накопилось большое количество антиеврейских записок и других докладных материалов.

Несмотря на постоянные конфликты с черносотенцами, убеждённым приверженцем «зловредности евреев в государственных масштабах» был и сам граф С.Ю Витте. На одной из встреч с представителями еврейской общественности он буквально потребовал от них прекратить революционные брожения в стране, а в ответ на их недоумение воскликнул: «Не играйте в наивность. Напишите в AllianceIsraelite и объясните, что в дальнейшем революция может не улучшить, а только ухудшить положение евреев». [4. С. 182]Растерянным гостям оставалось только дать на это своё согласие.

Государственный антисемитизм во время первой русской революции не ограничивался только внутренней политикой. Министр иностранных дел В.Н Ламздорф пытался инициировать переговоры России с Германией и Ватиканом по вопросу совместных действий против Всемирного еврейского союза и Франции, которая представлялась ему инструментом реализации тайных планов дестабилизации мировой обстановки. [2. С. 62]Инициатива дипломата нашла поддержку у Николая II, оставившего на предоставленном ему проекте документа резолюцию: «Переговоры стоит начать немедленно. Я целиком разделяю выраженное здесь мнение». [2. С. 62] Попытка Ламздорфа придать «еврейскому заговору» мировой масштаб, однако, значительно опережала развитие антисемитской мысли своей эпохи и была в любом случае обречена на неудачу.

Николай II, С.Ю Витте, В.Н Ламздорф, как и многие другие представители политического истеблишмента предреволюционной России, были искренне убеждены в «еврейской угрозе», выражавшейся в накаляющейся революционной обстановке. Для ХХ века это, безусловно, выглядит дико, но в то же время объективно отражает особенности русского национального самосознания, включающего в себя мистико-мессианский нарратив, и, как следствие, особые отношения с иудеями как с врагами христианства.

Государственный антисемитизм в России выражался в молчаливом одобрении властями межэтнических и межконфессиональных конфликтов и без участия русского населения. Эта позиция проявилась ещё во время столкновения греческой и еврейской общин Одессы, и последовавших после убийства Александра II погромов, прокатившихся по южным регионам. Среди исследователей существует мнение, что эти погромы были во многом инспирированы властями силами провокаторов, подстрекавших местное население. Но если вопрос о прямом или косвенном участии властей в погромах не выявлен, то выводы правительственной комиссии, расследовавшей их обстоятельства весьма красноречивы. Она заключила, что виновными в сложившейся ситуации нужно считать евреев, которые своей наглой хозяйственной экспансией довели остальное население до бедственного положения. Суды, в свою очередь, приговаривали их к наказанию более жесткому, чем инициаторов и активных участников тех событий. Аналогичная ситуация повторилась и в годы первой русской революции, когда погромы в меньшей степени имели материальную подоплёку, а их зачинщиками становилось русское население. Волна погромов 1905–07 годов была беспрецедентной по своим масштабам, и так же, как и в предыдущих случаях, практически осталась без внимания полиции.

Государственный антисемитизм не был российским изобретением, но прочно укоренился в кругах правящей элиты в предреволюционную эпоху. Неприятие евреев по религиозному принципу сочеталось со стойким убеждением в их стремлении уничтожить тысячелетние устои русской монархии. При этом император и правительство не предпринимали радикальных методов, избрав в попытках решить еврейский вопрос тактику непрямого воздействия, которая реализовывалась через создание консервативно-охранительных организаций.

Литература:

  1. Программа Союза русского народа, [Электронный ресурс] http://krotov.info/acts/20/1900/1906anti.html, 27.09.2016
  2. Кон Н. Благословение на геноцид. Москва 2000.
  3. Правые партии. Документы и материалы в 2-х т, введения и коммент. Ю. И. Кирьянов Т. 1 1905–1910 г.г. Москва, 1998.
  4. Дудаков С. Ю. История одного мифа. Москва, 1993.
Основные термины (генерируются автоматически): Союза русского народа, Государственный антисемитизм, Союз русского народа, С.Ю Витте, граф С.Ю Витте, «Протоколов сионских мудрецов», русского народа блистательным, русского народа звеньями, предреволюционной России, Создание Союза русского, базы Союза русского, создания Союза русского, русской революции, государственного антисемитизма, еврейского населения, участия русского населения, еврейского вопроса, русского национального самосознания, В.Н Ламздорф, еврейский вопрос.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос