Библиографическое описание:

Скачок В. Е., Петровская Л. Ю., Коротина Э. С., Королькова С. Ю. Философия действенности права и правовой нигилизм на современном этапе развития // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 631-633.



Любое сообщество является предметом взаимодействия людей, которые представляют собой очень сложную, развивающую систему ценностей и связей между индивидами, соединенные экономическими, религиозными, сословными, групповыми, этническими и другими подобными отношениями. При всей многоукладности структуры общества и различии его сущности, оно не может состоять без упорядочения свойственных ему отношений, которые неразрывно взаимосвязаны с распределением труда и хозяйственной деятельностью. Такой процесс, регулирующий и приводящий в порядок все общественные отношения, называется правом.

Что же такое право и чем оно отличается от морали? Право, согласно Косаренко Н. Н., есть система общеобязательных правил поведения, вырабатываемых или санкционируемых государством и защищаемых силой государственного принуждения. [3, стр. 21] В то же время согласно словаря Ивина А. А. мораль — это принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений [1, стр. 565]. Таким образом, мы можем сделать вывод, что при всей схожести понятий морали и права, последнее является не только общепринятым, но обязательным, обычно закрепленным письменно и исполняется под принуждением государства.

Учитывая, что мы разобрались в тонкостях между правом и моралью, рассмотрим социальную роль права. Как известно, право выражает собой правило поведения. Иными словами, когда мы говорим о правах, соответственно, подразумевается и запрет, а также обязанность следовать именно в том порядке, который нам оно приписывает, ни на секунду не отступая или нарушая чего-либо. Любому праву сопоставляется чья-либо ответственность, обязанность, обращенное к какому-либо конкретному лицу или лицам, а в иных случаях организациям и даже государству.

Из выше написанного следует, что если право обязательно выражает притязания одних субъектов и обязанности других субъектов, то ясно, что право предполагает общество и без общества становится невозможным, как и с другой стороны не предполагается и общества без права.

На протяжении многих лет право функционирует на основе определенных правил, которые показывают его сущность и предназначение. Они закладываются и формируются из потребностей общественного развития. В соответствии с необходимостью общества создаются законы, которые направлены на сохранность определенных отношений, регулирование и охрану. И чем сильнее ощущается нужда в соответствующей его социальной роли, тем отчетливее определяется направленность в закреплении и защитите определенных общественных отношений.

Порядок в общественных отношений, их систематизация и динамизм являются ключевыми условиями работоспособности социума. Поэтому немаловажную роль в этом процессе занимает стабильность этих норм. Не малую сложность в этом деле представляет вопрос о возможных коллизиях между правовыми и иными социальными нормами.

На первый взгляд при противоречии норм права и иных социальных норм первостепенными должны быть нормы права. Однако, не все так просто. Всегда следует знать о том, что нормы права должны исходить из тех же социальных предпосылок, что и иные социальные нормы. Благодаря правовым запретам можно возыметь действие над деформациями нормального состояния общественных отношений, однако возможности этого воздействия на другие социальные нормы всё же ограничены. Так в лучшем случае, неприятие новых юридических норм большей частью социума приведет к уклонениям от соблюдения данных правовых норм, а то и к массовому противоправному поведению.

Доподлинно известно, что общепринятость и массовость поведения сами по себе уже становится нормой, а воздействие на нарушителей правовых норм возможно лишь в том случае, если они представляют собой незначительную часть социума. Иначе не возымеют действия ни правовые предписания, ни государственное принуждение.

Основа правового воспитания лежит через воспитание духовно-нравственное, и оно нуждается в особой поддержке и целостном подходе к его расширению, в первую очередь в учебных заведениях. Заинтересованность профессорско-преподавательского состава в том, чтобы не только развивать у студентов знания, умения, навыки, но и их личные творческие, деловые и лидерские качества. Быть заинтересованным в совершенствовании морально-волевых качеств. Ведь по многим позициям, воспитывая подрастающее поколение, мы дисциплинируем себя.

Роль права, как и роль воспитателя, существенно меняется в различных обществах и различные исторические периоды. Но они всегда остаются в центре внимания и взаимосвязаны друг с другом. При том, что формирование общественного мнения и формулирование новых законов является бесконечно разнообразной деятельностью, однако не теряет своих главных социальных характеристик.

Даже на уровне обучения у обучаемых уже есть первоначальное представление о свободе, справедливости, честности во взаимоотношения, иными словами тех базовых функциях, на которые и опираются нормы права. Совершенствование правосознания в учебных заведениях является одной ключевых целей на сегодняшний день. Борьба с равнодушными личностями в правовой области должна эволюционировать в область доверительного отношения между студентом и преподавателем, а деле и предметом, вузом, государством. Под собой правовой нигилизм исходит из какой-то определенной ошибки, допущенной ранее с явно неработающими функциями права или их пренебрежение со стороны иных участников социума.

Именно осознание того неблагополучного момента и привитие трех компонентов, играющих определяющую роль в осуществлении познавательной, оценочной и регулятивной функций, приведет личность к нормальным правовым отношениям. Всё это должно восполняться правовыми знаниями, ценностями и установками со стороны преподавателей и коллектива образовательного учреждения.

Как известно, основания для правовых отношений заключаются в том, что исполнение их лежит в области собственного убеждения и общественного принуждения. Несмотря на то, что сами термины «убеждение» и «принуждение», а также их сочетания не являются специфически юридическими явлениями и категориями, но сами по себе методы являются универсальным средством функционирования любой разновидности общественной власти, осуществления разного рода управления в социуме. Их использование присуще всем известным на сегодняшний день разновидностям социальных регуляторов — обычаям, нравственным, корпоративным, религиозным и другим социальным нормам.

Конечно же, уникальность убеждения, принуждения и их сочетания в праве состоит в том, что они связаны с нормативно-правовой, то есть законодательной деятельностью государства, таким образом, выполнения свои функции. Как следствие, убеждение и принуждение становятся государственными и приобретают юридический подтекст, когда их используют в качестве средства, метода осуществления правом своей роли официально-властного регулятора общественных отношений.

Право — такой же живой и видоизменяющийся организм под текущие реалии, как само общество и государство. Соответственно, эффективность его может быть то больше, то меньше, а судить по эффективности можно изучив не какую-то отдельную норму, а по всей правовой системе в целом. Так, при переходе от плановой экономики к рыночной в Российской Федерации понадобились годы, и даже десятилетия, чтобы привести в порядок только эту сферу деятельности. Совершенствование законодательства и эффективность норм в общем зависит от законодательной власти страны и реальной ситуации. Также не редки случаи, когда законодательные нормы напрямую противоречат друг другу.

Противоречие норм, двусмысленность в толковании, злоупотребление правом ведет к отрицательному эффекту — рождает собой такое деструктивное и отрицательное явление в обществе как нигилизм. Нигилизм, согласно толкованию Гуляихина В. Н., это порождённое социальной средой активное или пассивное отрицание обязанностей личности, а также установленных государством норм и правил, пренебрежением правом со стороны части общества. [1, стр. 17] Одно не может быть без другого, и если в обществе в силу различных причин малоэффективна вся правовая система, то, соответственно, увеличение слоя нигилистов в обществе.

С учетом сказанного регулятивную функцию норм права можно определить как обусловленное его социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права.

Придуманный закон, который в реальности не отражает объективных обстоятельств, а также социальных потребностей, заранее не будет восприниматься в серьез к исполнению, так как не сможет повлиять на правовые отношения. Норма права более эффективна только в том обществе, где исключительное большинство уважает закон и руководствуется им в жизни, осознает и положительно воспринимает свои собственные права в их соотношении с обязанностями. Таким образом, серьезной проблемой для эффективного действия законов является феномен правового нигилизма, то есть, подытоживая вышесказанное, неверия общества в действенность и справедливость права как такового. В периоды жизни, особенно кризисные моменты любого общества, когда законотворческая деятельность не поспевает за стремительными условиями к социальным переменам, действенность права уменьшается, а уровень правового нигилизма, соответственно, возрастает.

Эффективность права, доказывая его результативность, состоит из трех частей, которые соответствуют стадиям механизма права — это качество закона, эффективность его применения, а также уровень правосознания и правовой культуры. Действенность каждого элемента зависит от социальной необходимости — так, появившись в правосознании, затем они оформляются на бумаге в виде законе, в конечном итоге отражая и процесс реализации права, преобразуясь в правовую культуру. Другими словами, процесс становления, закрепления и формирования социальных норм фактор субъективный и вырабатывается он социумом. Другое дело, что нужда в них диктуется объективной необходимостью.

Таким образом, действенность права и правовых норм, источником которого, согласно действующей Конституции Российской Федерации, является её многонациональный народ, выражается в поддержки и одобрении. В текущих реалиях под словом свобода и право выбора некоторые личности хотят подменить словами анархичность и вседозволенность. Но как мы хорошо знаем, хаос и бездейственность властных структур ни приводит ни к чему хорошему. А для того, чтобы в гражданском обществе действовал правовой механизм, то нормы права должны быть простыми и понятными многим, по возможности каждому, а не только отдельным лицам с профильным образованием. Как следствие, исчезнет двусмысленность некоторых правовых норм, которые в зависимости от трактовки и заинтересованности определенных лиц может трактоваться по-разному, повысится уровень доверия и снизится правовой нигилизм.

Литература:

  1. Гуляихин В. Н. Правовой нигилизм в России. — Волгоград: Перемена, 2005. — 280с.
  2. Ивин А. А. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики, 2004. — 1072с.
  3. Косаренко Н. Н. Правоведение: учеб. пособие. — М.: Флинта 2010. — 360с.
Основные термины (генерируются автоматически): нормы права, правовых норм, общественных отношений, правовой нигилизм, нормы права должны, норм права, социальных норм, действенность права, противоречии норм права, функцию норм права, социальных норм первостепенными, совокупность норм поведения, нарушителей правовых норм, социальных норм фактор, данных правовых норм, Философия действенности права, социальные нормы, социальную роль права, Косаренко Н, норм большей частью.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос