Автор: Ренгольд Ольга Владимировна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №19 (123) октябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 26.09.2016

Статья просмотрена: 370 раз

Библиографическое описание:

Ренгольд О. В. Межбюджетные трансферты как инструмент государственного регулирования бюджетной системы Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 507-510.



Статья посвящена исследованию межбюджетных трансфертов в Российской Федерации. В ней проведен анализ статистической информации в области межбюджетного финансирования. Приведены аналитические данные в области бюджетного финансирования, подтверждающие выводы автора.

Ключевые слова: межбюджетные трансферты, бюджетная система

Социально-экономическое развитие любого государства зависит от эффективности функционирования его бюджетной системы. Оптимальное соотношение между доходными и расходными статьями бюджетов всех уровней позволяет государству достигать поставленных целей и задач, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективах.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов [1]. Функционирование бюджетной системы осуществляется посредством бюджетных правоотношений, возникающих между указанными субъектами в «процессе формирования доходов и осуществления расходов, … осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга» [1].

Помимо бюджетных правоотношений в Бюджетном кодексе Российской Федерации приведено понятие межбюджетных отношений, под которыми понимаются «взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса» [1]. Каждая страна выбирает собственную модель межбюджетных отношений, эффективность которой зависит от оптимального сочетания разных методов и форм бюджетного регулирования, которое в свою очередь реализуется через систему, так называемого горизонтального и вертикального выравнивания [2].

Вертикальное выравнивание позволяет решить проблему несоответствия расходных функций бюджетов разных уровней с их доходными возможностями. Сбалансированность по вертикали строится на четком разграничении расходных обязательств между органами власти.

Горизонтальное выравнивание позволяет выравнивать регионы через территориальное перераспределение средств от условно «богатых» регионов к «бедным». Оптимальное, в конкретных экономических условиях, сочетание горизонтального и вертикального выравнивания дает возможность через денежную помощь сочетать уровень доходов и расходов, как в регионах, так и в отдельно взятых населенных пунктах, что обеспечивает определенный уровень жизни населения.

Эффективность горизонтального и вертикального выравнивания предполагает сосредоточение основной массы денежных средств на верхнем уровне бюджетной системы страны с целью дальнейшего их перераспределения в зависимости от поставленных государством задач. Россия характеризуется достаточно сильной структурой централизованной власти, что обеспечивается высоким уровнем доходов федерального бюджета в общей структуре доходов консолидированного бюджета [3, 4]. Так более половины всех доходов государства поступает в федеральный бюджет. По данным 2014 года более 54 % консолидированного бюджета России поступило в федеральный бюджет, немногим более 33 % — в консолидированные бюджеты субъектов Российской федерации [5, 6]. В свою очередь перераспределение средств из федерального бюджета в нижестоящие зависит от налогов, поступающих в него с данной территории и закрепленных за вышестоящим бюджетом. Данная форма финансирования усиливает единство бюджетных источников, а также стимулирует заинтересованность органов власти всех уровней в более полном исполнении обязательств по наполнению бюджетов.

Тем не менее, указанная система не позволяет в полном объеме финансировать расходные функции региональных и местных бюджетов. Данная проблема решается с помощью межбюджетных трансфертов, то есть средств, предоставляемых одним бюджетом другому, а также через фонды финансовой поддержки регионов. Схема распределения денежных средств от вышестоящего бюджета к нижестоящим, а также основные формы межбюджетных трансфертов представлены на рис.1 [1].

Основными формами трансфертов являются дотации, субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации под данными терминами понимается:

дотации — это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направления и условий их использования;

субсидии — межбюджетные трансферты, предоставляемые на условиях софинансирования расходных обязательств нижестоящего бюджета, а также денежные средства, предоставляемые из бюджетов и внебюджетных фондов юридическим лицам (не являющимся бюджетными учреждениями) и физическим лицам;

субвенции — межбюджетные трансферты местным органам власти со стороны государства, выделяемого на конкретны цели и на определенный срок, обязательно подлежащие возврату в случае нарушения установленных сроков или не целевого использования;

бюджетные кредиты — денежные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому лицу (кроме государственных и муниципальных учреждений), иностранному государству или иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основе.

Рис. 1. Межбюджетное финансирование

Бюджетные кредиты принципиально отличаются от трех остальных выше перечисленных форм. Они обладают всеми признаками кредитов, в то время как дотации, субсидии и субвенции являются безвозмездным финансированием.

Структура межбюджетных трансфертов в Российской Федерации на 2015 год, запланированных Федеральным законом № 349-ФЗ от 02.12.2013 года, представлена на рис.2 [7].

Рис. 2. Структура запланированных межбюджетных трансфертов Российской Федерации на 2015 год

Как видно из диаграммы почти половину всех межбюджетных трансфертов составляют дотации, на долю которых приходится 46,9 % или 645,2 млрд. рублей. В два раза меньшее финансирование направляется через субсидии и субвенции, первые из которых составляют 23 % (316,7 млрд. рублей), вторые — 26,1 % (358,4 млрд. рублей). На долю иных межбюджетных трансфертов приходится 4 % или 55,5 млрд. рублей [7].

Вопросы контроля и эффективности реализации указанных форм финансирования в условиях дефицита бюджета становятся еще более актуальными. Слишком большое их количество (около 90 направлений) привело сегодня к высокой забюрократиченности процедуры предоставления субсидий и снижению оперативности принятия решений. Частичное урегулирование данной проблемы видится через консолидацию субсидий в рамках определенных направлений, что позволит снизить раздробленность этой формы финансирования и, как следствие, уменьшить административные расходы, связанные с контролем за их использованием [8, 9].

Таким образом, в рамках современной экономической ситуации управление межбюджетными трансфертами должно обуславливаться качественно выстроенной системой оценочной деятельности, направленной на развитие межбюджетных отношений. Качественная и своевременная оценка эффективности используемых программ позволяет не только вовремя выявить существующие проблемы, но и разработать методику построения дальнейшей политики в области межбюджетных отношений.

Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: принят ГД РФ 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 03.11.2015) — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi.
  2. Ренгольд О. В. Межбюджетные трансферты: особенности и эффективность использования [Электронный ресурс] / О. В. Ренгольд // Теория и практика современной науки. — 2016. — № 4 (10). — С. 609–612 — Режим доступа: http://modern-j.ru/domains_data/files/sborniki_jurnal/Zhurnal_10.pdf. — Дата обращения: 29.06.2016.
  3. РенгольдО. В. Налоги и налогообложение на автомобильном транспорте для студентов экономических специальностей: учебное пособие / О. В. Ренгольд. — Омск: СибАДИ, 2013. — 96 с.
  4. Ренгольд О. В. Тенденции изменений инвестиционных вложений в транспортную отрасль Российской Федерации [Электронный ресурс] / О. В. Ренгольд, Е. Д. Семенова // Наука XXI века: опыт прошлого — взгляд в будущее: материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Омск 15 апреля 2015 г. / СибАДИ. — Омск: СибАДИ, 2015. — С. 319–323. — Режим доступа: http://bek.sibadi.org/fulltext/esd39.pdf
  5. Консолидированный бюджет Российской федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2014 г. — Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/finans/fin21.htm
  6. Официальный сайт Казначейства России — Режим доступа: http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/
  7. О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов: Федеральный закон от 02.12.2013 г. № 349-ФЗ (в ред. от 26.12.2014г.) — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155198/
  8. Выступление Председателя Счетной палаты Российской Федерации Т. А. Голиковой в рамках парламентских слушаний на тему «О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации до 2018 года и параметрах проекта федерального бюджета на 2016 год» 27 октября 2015 года / Счетная палата Российской Федерации ‒ Режим доступа: http://audit.gov.ru/structure/golikova-tatyana-alekseevna/speeches/24561/
  9. Система межбюджетных трансфертов требует реформ: анализ Минфина // Финансово-экономический журнал «Бюджет» ‒ Режим доступа: http://bujet.ru/article/280249.php
Основные термины (генерируются автоматически): Российской Федерации, межбюджетных трансфертов, Режим доступа, бюджетной системы, межбюджетных отношений, трансфертов Российской Федерации, федерального бюджета, межбюджетные трансферты, Российской федерации, Российской Федерации бюджетная, системы Российской Федерации, бюджетных правоотношений, кодексе Российской Федерации, внебюджетных фондов, вертикального выравнивания, кодексом Российской Федерации, исследованию межбюджетных трансфертов, отрасль Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, палаты Российской Федерации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос