Автор: Скиндерева Алена Николаевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (122) сентябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 15.09.2016

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Скиндерева А. Н. Совместное обучение матери и ребенка второго года жизни английскому языку // Молодой ученый. — 2016. — №18. — С. 461-463.



В последние годы возрос интерес к преддошкольному возрасту. Начиная с первых месяцев жизни, детей записывают в клубы, центры, где проводятся занятия, направленные, в первую очередь, на развитие интеллектуальных способностей детей, в частности все больше и больше родителей стремятся приобщить своих детей к иностранным языкам уже с рождения.

Многолетнее экспериментальное обучение иностранному языку, проводившееся коллективом лаборатории обучения иностранным языкам НИИ общего и среднего образования АПН РФ, подтвердило «благотворное влияние предмета на детей: на их общее психическое развитие (память, внимание, воображение, мышление), на выработку у ребят способов адекватного поведения в различных жизненных ситуациях, на лучшее владение родным языком, на речевое развитие детей в целом». [4] Изучение иностранного языка положительно влияет на интеллектуальный рост, обогащает и стимулирует умственное развитие ребенка, делает мышление детей более гибким, повышает восприимчивость к языкам и развивает слуховое восприятие, знакомит малыша с культурой другой стран, подготавливает ребенка к тому, чтобы он отвечал требованиям к владению языком в школе. [3] Однако, на данных занятиях не уделяется должного внимания развитию эмоциональных отношений между матерью и ребенком, а также воспитанию детей раннего возраста.

С 2010 года в нашем городе существуют специальные совместные группы для мам и малышей “MomandBaby”, где проводятся занятия с детьми раннего возраста и их родителями на английском языке. Специальные занятия, разработанные учителем английского языка, психологом и коррекционным педагогом, направлены на временное погружение детей в новую языковую среду и, одновременно, на формирование отношений в системе мать-ребенок второго года жизни. Занятия проходят в процессе совместно неразделенной деятельности мать и дитя, где учитель играет роль помощника, который показывает и объясняет задание, а ребенок и родитель совместно выполняют его. Структура и содержательная направленность занятий соответствуют возрастным особенностям ребенка.

Данная программа имеет следующие цели и задачи;

Цели

  1. Развитие эмоциональных отношений между матерью и ребенком раннего возраста.
  2. Оказание помощи родителям в процессе воспитания и развития ребенка.
  3. Формирование и развитие иноязычных фонетических навыков (пока речевой аппарат пластичен и еще действуют механизмы овладения родной речью, эти навыки легко приобретаются и прочно усваиваются, поэтому важно не упустить время);
  4. Развитие навыков аудирования (понимание речи на слух);
  5. Развитие навыков «говорения» (т. е. формирование у ребенка представления об иностранном языке как средстве общения);
  6. Формирование и пополнение лексического запаса.

Задачи

  1. Психолого-педагогическое просвещение матерей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.
  2. Развитие социальных и коммуникативных умений у детей преддошкольного возраста (путем взаимодействия с детьми и взрослыми).
  3. Развитие познавательной активности детей раннего возраста (через знакомство с различными материалами).
  4. Развитие двигательной активности (крупных движений, мелкой моторики).
  5. Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста (сопереживание героям сказок и т. д.).
  6. Развивать у ребенка понимание английской речи,
  7. Умение точно подражать словам;
  8. Поддерживать стремление малыша разговаривать с окружающими на английском языке;
  9. Знакомить его с английскими названиями предметов и явлений;
  10. Выражать свои мысли и желания при помощи слов и коротких предложений на английском языке.

Успешный опыт работы таких групп показывает, что родители не только совершенствуют свои собственные знания английского языка, но и овладевают некоторыми приемами взаимодействия с ребенком раннего возраста, расширяют свои знания, касающихся игр, упражнений и других видов взаимодействия со своим малышом, а также учатся чувствовать и понимать проблемы своего ребенка.

Что касается самого ребенка, мы не ставим своей задачей «обучить» его английскому языку, мы хотим развить его природные склонности, используя в общении неродной язык. Малышам в этом возрасте интересно много двигаться, перебирать различные предметы, изучая их свойства, разглядывать картинки, читать книжки, петь песенки. Именно это мы и предлагаем малышам на наших занятиях.

Сообщая об изменениях в развитии ребенка за год занятий, практически все мамы отмечают улучшение речевого развития ребенка, появление потребности играть с другими детьми, развитие эмоциональной и коммуникативной сфер; особо выделяют проявления доброжелательности, открытости малыша в общении с мамой и другими людьми. Положительные изменения есть и в изучении иностранного языка. Малыши реагируют на иностранную речь, отвечают на приветствие жестом или словами, выполняют простые инструкции, высказанные на иностранном языке, показывают по просьбе предметы и игрушки, названные на иностранном языке (в пределах изученных тем), повторяют отдельные слова иностранного языка, «вставляют» их в свою речь на родном языке, проявляют интерес и желание к занятиям по иностранному языку.

В раннем возрасте обучать языку можно только через разговорную речь, вследствие этого на занятиях доминирует коммуникативный подход, наряду с комбинированием различных подходов, принципов и элементов других методов с учетом специфики этапа обучения и конкретных условий. Занятия направлены на развитие устной речи, которая является как средством, так и методом обучения. На занятиях мамы и малыши погружаются во временную языковую среду, чтобы малыш научился не просто повторять английские слова, но и понимать, играть, думать на английском языке. Преподаватель разговаривает с родителями и детьми только на английском языке. А отдельные слова, выделяет голосом, показывая предмет или картинку, иллюстрирующую слово, или объясняет жестами. Постепенно, по слову, малыш начинает понимать нашу речь.

Обучение складывается их двух организационно-содержательных компонентов — работа во время аудиторных занятий и самостоятельная работа родителей с малышами дома.

Занятия носят системный характер и включают в себя:

– развивающие и обучающие занятия (Монтессори-игрушки, кубики Зайцева, карточки, работа с сыпучими материалами, шнуровки…)

– музыкально-ритмические занятия (коллективные занятия в кругу с использованием музыкальных и пальчиковых игр. Это могут быть игры-приветствия, игры на эмоционально-тактильный контакт мамы и ребенка (в т. ч. массаж), игры на выполнение вербальных инструкций, игры на ассоциативные действия (в т. ч. пальчиковые), игры на повторение основных движений, тематические песенки с танцевальными движениями, музыкальные игры с использованием инструментов, ритуал прощания).

– фитнес-занятия (активные игры, обручи, надувные мячи, массаж...)

– творческие занятия (развитие сенсорных способностей и мелкой моторики руки, творческой сферы деятельности, лепка, рисунки из песка, пальчиковые краски…) Помимо обучения навыкам рисования, лепки, аппликации, развития интереса и положительного отношения к творческой деятельности, занятия также формируют развитие речи м ознакомление с окружающим миром.

В процессе обыгрывания сюжета самой творческой деятельности ведётся непрерывный разговор с детьми, что стимулирует их речевую активность и способствует речевому подражанию, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым.

Исходя из темы занятия, педагог рассказывает о различных явлениях природы, о жизни людей и животных. Задания позволяют дать детям знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.

Каждое занятие тематическое: тема проживается и прорабатывается во всех частях занятия, служит основой для проведения игр и показа мини-спектакля (если занятие посвящено игрушкам, например, мячу, то дети с мамами лепят мяч, на его основе знакомятся с геометрической формой — кругом, учатся выделять его из других фигур, знакомятся с понятиями «большой-маленький», играют с мячом, катают его, водят хороводы и поют песни про игрушки, рисуют клубочек для котенка, смотрят и сами участвуют в мини-спектакле про игрушки).

Успешное воспитание и развитие ребенка невозможно без любви к нему, без знания его потенциальных возможностей и без правильного понимания его проблем и особенностей поведения. Посещая занятия в группе “Momandbaby” мамы учатся совместной деятельности со своим ребенком, общаясь при этом на английском языке, а также построению позитивных отношений, наполненных теплотой, вниманием и любовью.

Литература:

  1. Григорьева Г. Г., Кочетова Н. П., Сергеева Д. В. и др, Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет/—4-е изд., перераб.— М.: Просвещение, 2001.— 253 с
  2. Ларечина Е. В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка. Методическое пособие. СПб.: Речь, 2004. — 160 с
  3. Салищева М. Н. Английский с рождения: практические советы родителям, прибаутки.-М.:Карапуз-Дидактика,2007.-64с:ил.
  4. Обучение английскому языку детей дошкольного и младшего школьного возраста: основные принципы и подходы [Электронный ресурс] http://www.kp.ru/guide/obuchenie-detei-angliiskomu-jazyku.html
Основные термины (генерируются автоматически): раннего возраста, английском языке, детей раннего возраста, английскому языку, ребенком раннего возраста, иностранном языке, Развитие эмоциональных отношений, развитие ребенка, иностранного языка, развития ребенка, иностранному языку, умственное развитие ребенка, английскому языку детей, жизни английскому языку, Развитие навыков, иностранным языкам, возрастным особенностям ребенка, речевое развитие детей, ребенка понимание английской, детьми раннего возраста.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос