Библиографическое описание:

Максютова Г. Ю. Двуязычие ребенка-дошкольника: мифы и реальность // Молодой ученый. — 2010. — №11. Т.2. — С. 134-136.

Слишком много на свете людей,

 которым никто не помог пробудиться.

А.-С. Экзюпери

Конформность и безликость – вот, пожалуй, главные «психологические бедствия» нашего времени. Помочь пробудиться, дать толчок и развить творческие способности детей – это одна из моих главных задач при обучении английскому языку. Ведь каждый ребенок – неповторимая личность, он уникален с момента своего рождения, а обучение иностранному языку в школе сводится чаще всего к запоминанию и воспроизведению приемов и действий, типовых способов выполнения заданий, к элементарной зубрежке. При таком подходе к обучению иностранному языку дети лишаются радости открытия и постепенно утрачивают стремление творить и действовать самостоятельно.

Современной школе необходимо готовить школьников к активной жизни в меняющемся мире, к культурному, профессиональному и личному общению с представителями стран с иными социальными традициями, представлениями, иным государственным строем. Одним из важнейших условий для решения этой задачи является ориентация на коммуникативные цели как общий методический подход к обучению иностранным языкам.

Возникает противоречие: с одной стороны, нужно пробудить у ребенка творческое начало, развить его творческие способности, сформировать личность, с другой стороны – надо научить его овладеть сложной лексикой и грамматикой совершенно незнакомого языка. Как быть? Ответ на этот вопрос я пыталась найти в исследованиях гуманистических психологов, в статьях лучших педагогов и методистов. Мне стало понятно: нужно создавать у учащихся внутренние мотивы для положительного отношения к учебной деятельности через развитие творческой активности и самостоятельности, активизацию памяти, внимания и воображения. Мотивацию и интерес к иностранному языку нужно и можно закладывать уже в дошкольном возрасте, что будет хорошей ступенькой к успешному обучению в школе. В ЦЭВД «Орнамент» английский язык –обязательный компонент в обучении детей 5-6 летнего возраста. Раннее обучение иностранному языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого такта. На ранней ступени обучения язык должен, прежде всего, рассматриваться как средство развития личности. Через общение и деятельность на языке ребенок развивается, воспитывается и познает мир и себя, т.е. овладевает всем тем духовным богатством, которое может дать только процесс иноязычного образования. Разработанная автором данной статьи программа по развитию коммуникативных навыков у дошкольников при изучении иностранного языка имеет тщательно проработанное теоретическое обоснование и отвечает всем требованиям такого типа программ. Приобретенные навыки общения дети переносят в повседневную жизнь, легко вступают в диалог, проявляют инициативу, что отражает результативность данной программы.

Существует масса теоретических разработок и масса разных проблемных точек зрения по поводу обучения иностранному языку дошкольников. Опыт практической работы по обучению английскому языку детей дошкольного возраста позволил автору проследить эффективность обучения иностранному языку в дошкольном возрасте и позволяет развеять мифы в целесообразности изучения иностранного языка дошкольниками, существующие в сознании родителей и педагогов и психологов.

МИФ Малышей нельзя учить иностранному языку.

РЕАЛЬНОСТЬ Учить малышей не только можно, но и нужно начинать учить языку именно в дошкольном возрасте! Опыт двуязычных семей показывает, что общение на двух языках не мешает развитию ребенка. До 7-8 лет усвоение другого языка идет легко и естественно. У дошколят структура родной речи еще не утвердилась, и любая другая воспринимается также естественно. Физиологи считают, что «существуют биологические часы мозга, так же как существуют во времени этапы развития желез внутренней секреции ребенка. Ребенок до 9 лет – это специалист в овладении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. Мозг ребенка имеет специализированную способность к иностранному языку, но она уменьшается с возрастом». Самым продуктивным периодом для обучения иностранному языку дошкольников является период, когда растет мозг, и возможности для обучения в этот период поистине уникальны. Детям не надо заучивать по отдельности времена, грамматические конструкции, они воспринимают язык целиком. Чем младше ребенок, тем меньше его словарный запас в родном языке. Но при этом меньше и его речевые потребности: сфер общения у маленького ребенка меньше, чем у старшего, ему еще не приходится решать сложные коммуникативные задачи. А значит, овладевая иностранным языком, он не ощущает такого огромного разрыва между возможностями в родном и иностранном языке, и чувство успеха у него будет более ярким, чем у детей старшего возраста.

МИФ Дети дошкольного возраста психологически не готовы к восприятию иноязычной речи и изучение чужого в дошкольном возрасте языка может отрицательно сказаться на психическом развитии ребенка.

РЕАЛЬНОСТЬ Такая опасность может возникнуть если родители и педагоги не знают меры, пытаются нашпиговать малыша непосильной ему информацией. Чтобы лучше понять и объяснить психологическое состояние ребенка на занятиях по иностранному языку я закончила факультет психологии при ЗабГПУ, уже работая преподавателем английского языка. Хочу объяснить ситуацию с точки зрения лингвиста-психолога – у детей нет психологического барьера, как у взрослых. Они автоматически «переключаются» с одного языка на другой, когда этого требует ситуация. Мы, взрослые, психологически боимся ошибок, не хотим оказаться в смешном положении. У детей такого страха нет, и в этом их преимущество – они сразу начинают общаться. Многие ошибки и трудности взрослых объясняются тем, что мы автоматически переносим грамматические конструкции и произношение родного языка на иностранный. У ребенка стереотипы еще не сложились, и ему легче усваивать два разных языка параллельно – и свой, и чужой. Нет задачи вбивать в голову ребенку все английские времена! В нежном возрасте закладывается интуитивное «чувство» языка, которое потом очень поможет взрослеющему ученику. Он будет не зубрить, а понимать, чувствовать, в какой ситуации какую грамматическую конструкцию лучше использовать. Занятия с педагогами – лингвистами помогают и родную речь развивать быстрее, потому что тренируются память, артикуляция, интеллект, коммуникативные способности. Малыши, которые знакомятся с другими языками и культурами, более гибкие, раскованные, лучше умеют адоптироваться к непривычной обстановке и к новым людям. Повышается самооценка ребенка, он с гордостью рассказывает о своих успехах родителям, бабушкам и дедушкам, приятелям.

МИФ Английский для малолеток это только новомодная «фишка».

РЕАЛЬНОСТЬ Обучение иностранным языкам как отрасль методической науки начало зарождаться в XIX веке. В это время ни в одной стране мира не был так широко распространен опыт обучения иностранным языкам детей, как в России. По свидетельству современников, в России в XIX веке можно было встретить ребенка, свободно говорящего на трех иностранных языках: французском, английском и немецком. Светила психологии – и нашей, и зарубежной (Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б.Уайт, В. Пенфильд и другие) – в середине прошлого века писали о том, что ребенку иностранные языки даются легче, чем взрослому.

В современном мире в связи с глобальными геополитическими, экономическими социокультурными переменами к человеку предъявляются новейшие и новейшие требования. Так, растет потребность свободно общаться на иностранном языке, а время от времени даже на нескольких. Поменялась жизнь, поменялся метод восприятия информации и поменялся ее размер, отсюда и подходы к обучению обязаны поменяться. Уже подтверждено, что это не лишь ускоряет процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции, но и в свою очередь положительно влияет на общее развитие ребенка. В условиях современной жизни многие семьи проводят отпуск за границей и могут сами наблюдать, что основным языком общения (даже на элементарном уровне) является английский язык. Общение на нем - неотъемлемое условие социальной коммуникации и комфортного отдыха. Но как общаться, если язык вам абсолютно не знаком? Можно конечно объясниться на языке жестов. Но гораздо увереннее вы будете себя чувствовать, если вы или ваш малыш обратитесь к другому человеку на английском языке.

МИФ Ребенку–дошкольнику трудно изучать иностранный язык.

РЕАЛЬНОСТЬ Программы по обучению иностранному языку малышей очень сильно отличаются от программ для взрослых. Ребенку легко и весело учится только там, где ему интересно! Программа по обучению детей английскому языку в ЦЭВД «Орнамент» сочетает изучение языка и развитие коммуникативных способностей, маленькие «англичане» учатся вступать в контакт с преподавателем и со сверстниками, учатся находить общий язык в прямом и переносном смысле.

Из возрастной психологии известно, что ведущей деятельностью дошкольника является игра. Учитывая это, занятия строятся в форме игр, сказок, путешествий. Детям игра не надоедает, в том числе и игра на английском языке. Чтобы малышам было легче понимать новые слова, преподаватель помогает жестами, мимикой, рисунками, музыкой. В ход идут считалки, стишки, комиксы, пазлы, игрушки, кукольный театр… что помогает развивать не только речь, но и мелкую моторику, образное мышление. На занятиях дети рисуют, поют, играют маленькие спектакли, узнают особый ритм английского языка и учатся произношению, то есть развиваются, а не просто учат язык. Дети очень любят смотреть мультфильмы и слушать простые песенки на английском языке и изображать то, что делают герои. В игре дети чувствуют себя легко и естественно, а в ходе общения запоминают слова, выражения, знакомятся с основами грамматики.

 

Литература:

1.    Глен Доман Гармоничное развитие ребенка. – М.: Издательство «Весь мир», 2001. – 264с.

2.    Евсеева М.Н. Программа обучения английскому языку детей дошкольного возраста. Издательство «Панорама», 2006. – 128с.

3.    Комарова Э.П., Трегубова Е.Н. Эмоциональный фактор: понятие, роль и формы интеграции в целостном обучении иностранному языку// Иностранный язык в школе, 2000, № 6

4.    Учитель года России: Лучшее от лучших: Сб. метод. материалов. – Вып.3. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 344.

5.    Шабельникова Е.Ю. Обучение детей 5-6 лет английскому языку: занятия, игры, мероприятия, лингвострановедческий материал. Волгоград: Учитель, 2009. – 127с.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранному языку, обучения иностранному языку, английскому языку, обучению иностранному языку, обучение иностранному языку, иностранному языку дошкольников, дошкольном возрасте, иностранному языку дети, иностранному языку малышей, иностранным языкам, обучению английскому языку, обучении английскому языку, детей английскому языку, эффективность обучения иностранному, поводу обучения иностранному, Раннее обучение иностранному, целостном обучении иностранному, английском языке, иностранного языка, английского языка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос